Рабочая программа факультативного курса по теме: "Природа, растительный и животный мир Николаевского района, Ульяновской области"
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Казаченко Людмила Тимофеевна

Этот материал даёт большие возможности для воспитания чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc757 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 8 класса.

В программе по географии для средней общеобразовательной школы большое место уделяется изучению родного края. Этот материала даёт большие возможности для воспитания чувства патриотизма, стремления сохранить и приумножить богатства окружающей природы. Программа и методика преподавания географии в школе требуют систематически использовать краеведческий материал на уроках, активно изучать местную природу, проводить мероприятия по её преобразованию и рациональному хозяйственному использованию, знакомить школьников с развитием важнейших отраслей хозяйства на территории родного края, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.

Главная цель элективного курса «Родной край» - углубить и систематизировать знания о природных условиях и ресурсах своего края с целью понимания учащимися закономерностей между природной средой и хозяйственной деятельностью человека.

Задачи:

  1. Организация деятельности учащихся по использованию основных методов научного исследования географических явлений - полевых или экспедиционных, статистических, картографических.
  2. Обеспечение закрепление знаний о закономерностях развития географических природы.
  3. Организация деятельности учащихся по изучению нового для них раздела по географической науке - ландшафтоведение.
  4. Способствовать формированию умений, необходимых для решения конкретных практических задач курса: читать и составлять тематические карты, проекты, коллекции, строить климатические диаграммы, работать со статистическим материалом.
  5. Создание условий для развития у школьников навыков исследовательской и самостоятельной работы.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:

  • Проводить полевые исследования, фиксировать результаты исследования и делать их анализ;
  • Выполнять картографические измерения; представлять результаты измерений в виде картосхем;
  • Делать выводы;
  • Обсуждать результаты исследования;
  • Работать с дополнительной литературой, делать её анализ.

В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:

  • Устные сообщения учащихся;
  • Составление диаграмм, картосхем, проектов;
  • Подготовка презентаций;
  • Проведение наблюдений за географическими явлениями и их изменениями в результате антропогенных воздействий;

•        Поиск географической информации на местности из разных источников.
Материал программы способствует развитию наблюдательности и интереса к

самостоятельным исследованиям, воспитывает у школьников стремление непрерывно совершенствовать свои знания, самостоятельно пополнять их и применять на практике. Изучение природных условий и ресурсов своей местности, являющиеся важным фактором нравственного воспитания, поможет школьникам понять диалектическую связь между природной средой и хозяйством.


Кол-во часов

Дата

Тема занятия

Наглядность

Практические работы

Должны знать

Должны уметь

1

Введение

Обзор литературы, необходимой для изучения данного курса. Карта «Ульяновской области»

Викторина «Знаешь ли ты родной край»

Название, краткое содержание материала.

*-

Физико-географические условия Ульяновской области, Николаевского района.

Карта «Ульяновской области», «Николаевского района»

На. к/к повести

границы

Ульяновской

области,

Николаевского

района, отметить

граничащие области,

районы; отметить

административные

карты.

С какими областями граничит наша область; административные районы.

Показать границу и граничащие районы.

2

Физико-географические условия Ульяновска. Географическое положение Ульяновской области, Николаевского района.

"

Измерить расстояние от Ульяновска до Баевки.

Определять географические координаты крайних точек Ульяновской области, Николаевского района.

3

История

формирования

административного

устройства

территории.

Решать задачи по определению местного и поясного времени.


4

Географы-исследователи.

5

1

Тектоническое строение.

Тектонические карты.

Работа с

тектонической

картой.

Строение кристаллического фундамента Ульяновской области.

Пользуясь

тематическими картами, описать особенности тектонического строения.

6-

7

2

Геологическое строение и палеогеография.

Геологическая карта.

Сбор коллекции горных пород нашего села.

Геологическое прошлое Ульяновской области.

Определять возраст горных пород.

8

2

Геологическое строение. Полезные ископаемые. Языков П.М.

Тектоническая карта, образцы горных пород.

Полезные ископаемые области, района, села.

Различать горные породы.

9

Экскурсия в

краеведческий

музей.

Рельеф.

Физ. карта

Ульяновской

области.

Формы рельефа области, района.

Описать особенности рельефа своей местности.

10

Рельеф и

хозяйственная

деятельность.

11

Рельеф и

промышленные

ландшафты.

-

12

Характеристики рельефа по карте.

13

Рельеф и полезные ископаемые.

2

Климат Ульяновской

Климатическая карта.

Описать погоду, вести календарь

Климатообразующие факторы.

Составлять и читать климатическую карту.


области.

погоды.

15

Климатообразующие

факторы.

Войков А.И.

16

Общие черты климата.

Картины с изображением времени года.

Вести календарь погоды, занятие с приборами: барометром, термометром.

Климатообразующие факторы.

Строить графики температурозу ветров, диаграммы влажности.

1

Агроклиматические ресурсы.

Климатическая карта области.

Культуры,

выращиваемые в нашем климате.

Бороться с отрицательными климатическими явлениями.

3

Внутренние воды.

17

Реки Ульяновской области.

Физ. карта

Ульяновской

области.

Нанести реки на к/к.

Реки крупные и малые.

Показать по карте реки.

18

Озёра, подземные воды, водные ресурсы, экологическое состояние. Лепехих И.И.

Физ.карта.

Нанести озёра на к/к.

Озёра, подземные воды.

Показать по карте озёра.

19

Реки Николаевского района.

Карта Николаевского района.

Составлять характеристику рек района.

Реки и озёра Николаевского района.

Показать их по карте.

2

Особенности почвенного покрова Ульяновской области.

20

Общая

характеристика почвенного покрова.

Почвенная карта.

Виды почв области, района.

Различать разные виды почв.


Виды почв.

21

Практическая работа на местности.

Понаблюдать почвенный разрез.

Иды почв нашего села.

Правильно сделать почвенный разрез.

1

Земельные ресурсы. Эрозия почв.

Почвенная карта.

Какие виды эрозии почв можно встретить в нашей местности.

3

Растительный мир.

22

Общая

характеристика растительного мира. Панное П.С. Реликты области.

Гербарии растений.

Растения - реликты, занесённые в Красную книгу.

Определять растения.

23

Растительный мира лесов, степей.

Гербарии растений.

Знать растения лесов, степей.

Определять вид растений. Синантропные растения.

24

Растительный мир

Гербарии растений.

Растения болот.

Определять растения области.

3

Животный мир

Ульяновской

области.

25

Животный мир лесов.

Физ. карта.

По к/к области обозначьте место обитания животных различных ландшафтов.

Животных лесов.

26

Птицы Ульяновской области.

Птиц Ульяновской

области.

27

Обитатели открытых пространств; водоёмов и побережий.

Знать обитателей открытых пространств; водоёмов и побережий.

28

1

Растительный и


животный мир Николаевского района.

2

Ландшафтные районы Ульяновской области.

«-

29

Предволжье.

Физ.карта.

Строить

комплексный

профиль.

Что такое ландшафт.

Найти и описать

интересные

ландшафты.

30

Заволжье. Дедков А.П.

Физ.карта.

Признаки ландшафтов.

2

Особо охраняемые

природные

территории

Ульяновской

области.

31

Заказники Федерального значения. Государственные охотничьи заказники областного значения.

Физ.карта.

Растения и животные редкие и занесённые в Красную книгу. Знать заказники.

Определять растения и животных. Уметь показать по карте.

32

Палеонтологические

заказники местного

значения.

Государственные

ихтиологические

заказники местного

значения.

Физ.карта.

Уметь показать по карте.

4

Экскурсия в природу.

33

Экскурсия в

Растения и животные


весенний лес.

нашего леса.

34

Заключительный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по биологии «Удивительные животные»

Программа факультативного курса «Удивительные животные»  разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Презид...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по организации и проведения учебных сборов по курсу ОБЖ с юношами 10 классов школ МО «Барышский район» Ульяновской области.

Данная программа разработана в полном соответствии  со всеми нормативными документами и современными требованиями по организации и проведению учебных сборов по курсу ОБЖ (далее учебные сборы)....

Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные» в 7 классе

      В школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о живой природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся получа...