Урок-путешествие
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Аюшеева Галина Доржеевна

Урок-путешествие в мир, созданный воображением писателя В.П. Астафьева (по рассказу «Конь с розовой гривой»). Во время путешествия учащиеся должны войти в произведение, представить жизнь и быт сибирской деревни 30-х годов прошлого века, ту тяжелую довоенную пору, будут собирать землянику, во время привала покажут инсценировки эпизодов, проведут исследование о ценностях воспитания, и в ходе исследования они найдут очень важный клад - кладезь народной мудрости, народно-воспитательных традиций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок-путешествие16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие  по литературе  в  6  классе «Уроки доброты  бабушки Катерины» ( по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Цели урока: обучение сжатому и подробному пересказу отрывков из произведения; беседа о нравственном и безнравственном в поступках героев; развитие умений входить в мир героя-рассказчика; развитие устной речи учащихся, способности высказывать собственное мнение; развитие навыков коллективной, групповой работы.

Сегодня у нас 3 команды совершат путешествие в мир, созданный воображением писателя В.П. Астафьева (по рассказу «Конь с розовой гривой»). Во время путешествия они должны войти в произведение, представить жизнь и быт сибирской деревни 30-х годов прошлого века, ту тяжелую довоенную пору, будут собирать землянику, во время привала покажут инсценировки эпизодов, проведут исследование о ценностях воспитания, и в ходе исследования они найдут очень важный клад - кладезь народной мудрости, народно-воспитательных традиций. У каждого из вас есть бабушки, у кого-то их две, и сегодня мы пригласили в свое путешествие бабушку А. Артура, которая тоже поделится своим опытом воспитания любимого внука.

Итак, команды выберите вид транспорта для путешествия: в лодке, на лошади, пешком.

В начале путешествия я вам расскажу коротко о писателе В.П. Астафьеве (видеофильм).

Итак, команды выбрали вид транспорта?

I станция - «Расскажи-ка» - сжатый пересказ содержания рассказа (по «цепочке»), чтобы войти в мир астафьевских героев, представить себе место действия, проживания, жизнь и быт сибирской деревни довоенной, доколхозной поры.

  1. группа - место действия, время, жизнь и быт сибирской деревни;
  2. группа - семья мальчика Вити;
  3. группа - Левонтьевское семейство.

Вывод учителя: близость к природе, к матушке-земле; жизнь в деревне.

II станция - «Сибирская» - кроссворд из диалектизмов и топонимов, употребляемых
Астафьевым. Жетоны за каждый вопрос.

Вывод учителя: многие из этих диалектных слов известны и нам, так как мы тоже живем в Сибири.

III станция - «Лесная» - подробный пересказ отрывка «День, проведенный в лесу»;

  1. группа - от лица героя-рассказчика;
  2. группа - от лица Саньки Левонтьева;
  3. группа - от лица Старшого.

Вывод учителя: в этот день Санька подбил мальчика Витьку на обман, обман совершился.

IV станция - «Театральная» - инсценировки эпизодов:

  1. группа - сцена с калачами;
  2. группа - бабушка на рынке;
  3. группа - финальный эпизод.

Зрителям - членам из команды придумать названия для этих спектаклей, чтобы заработать жетоны для своей команды.

Вывод учителя: во время инсценирования мы вошли в мир героев Астафьева, представили поведение героев в этих эпизодах, постарались вжиться в образ, ребята на минутку стали артистами.

V станция - «Исследовательская» - сравнить воспитание в семьях мальчика В. и Левонтьевского семейства. Какие ценности преобладают? (уважение к чужому и своему труду, воспитание трудолюбия, честности. Бабушка является носительницей подлинно народных воспитательных традиций).

Автобиографичность рассказа.

VI станция - «Находки».
Наказала ли бабушка внука?

В чем это наказание состояло?

Итак, ребята, во время путешествия мы вошли в мир астафьевских героев, собирали землянику, отгадывали кроссворд, на привале играли, ставили инсценировки, провели исследование и нашли клад.

Какой клад (кладезь народной мудрости) вы нашли? Ребята вспоминают народные пословицы и поговорки.

  1. группа - «В доброте - сила»;
  2. группа - «Жить надо по совести»;
  3. группа - «Вера в добро людей, свет не без больше добрых людей.

Это кладезь народной мудрости, народных воспитательных традиций, носительницей которых является бабушка Катерина Петровна. На селе «стыдно людям на другой день в глаза глядеть», так как всем становится известно.

Какие другие пословицы и поговорки о правдивости, честности вы можете вспомнить?

(«Шила в мешке не утаишь.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

На лжи и обмане далеко не уедешь.

Не стыдно врать, стыдно на другой день в глаза людям смотреть. Как ни хитри, а правда выйдет наружу»).

VII станция - «Бабушкина».
Выступление бабушки Ангархаевой Т.С.

Приз команде-победительнице - жетон каждому.

Итог урока-рефлексия.

Задание на дом: мини-сочинение «Уроки доброты бабушки Катерины». Советую прочитать: реклама произведений Астафьева (выставка книг).

Вывод урока: жизнь сложна, никто не застрахован от ошибок, каждый может оступиться. Но тот человек, который имеет мужество признать свои ошибки, честно оценить свои неблаговерные действия, исправить их, тоже достоин уважения.

Жить надо с верой в человека, в добро людское, что больше хороших людей, чем злых, и прощать надо тоже уметь, чтобы надолго оставались в детской памяти скачущие «по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами белые кони с розовыми гривами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...