План открытого урока "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе

Алборова Лиана Аквсентиевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taras_bulba_attest.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Тарас Бульба и его сыновья. "Что выше и сильнее родительской любви?"


Цель урока: знакомство с идейно-художественным содержанием повести Гоголя "Тарас Бульба".


ХОД УРОКА

1. Оргмомент.  Мотивация.

Эмоциональное вступление: звучит отрывок из песни «Родительский дом» (в исполнении Льва Лещенко).

Вопросы учителя:

- Как проявляется родительская любовь по отношению к вам?
- Как они встречают вас после вашего длительного отсутствия?

- Конечно, родители любят своих детей.

- Как вы думаете, что они вам желают?

- Желают только благополучия! Подобно главному герою повести Н. В. Гоголя Тарасу Бульбе, который по случаю приезда своих сыновей из бурсы созывает гостей и говорит сыновьям такие слова.

Учитель обращает внимание на эпиграф урока (слова Тараса Бульбы из текста повести): «Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий!»

– Тарас Бульба просит божьего благословления для обоих сыновей одинаково, никого из них не выделяя. Мать все надеялась, что отец передумает, и никуда они не поедут. Но, как вы знаете, по воле отца они отбудут в Сечь, где каждый из сыновей найдет свою смерть: Остап будет казнён поляками, а Тарас Бульба, рискуя жизнью, проберётся во вражеский стан, чтобы хоть на расстояний, но быть рядом с сыном; Андрий же будет наказан (убит) отцом, Тарасом Бульбой.

Постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации.

- Как вы считаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке?

(Звучит тема урока и цель его)

Запись числа и темы урока.

– Итак, Бульба желал блага и здоровья обоим, но один убит врагами, а второго убил сам. В Сечи они оказались по воле отца, значит, в смерти обоих повинен он. Любил ли он сыновей? Что было мерилом его любви? Может, для Тараса Бульбы было что-то более важное, чем любовь к своим детям?

«Мозговой штурм» (На цветных листах по рядам: Тарас Бульба, мать, Остап, Андрий – дети пишут, какие они – прилагательное, глагол, т.е., слова, характеризующие героя. Последний в ряду представляет образ – подводит итог).

- С какой целью я предложила вам этот вид работы?

- Данная работа поможет нам включиться в урок и участвовать в анализе произведения.

1-я учебная задача: анализ 1 главы (сцены встречи отца и сыновей, их диалога, слов Тараса Бульбы - любит ли отец сыновей и что им внушает?)

- Как Тарас Бульба и его жена встречают своих сыновей?

1. Как встречает Тарас Бульба сыновей? Разве отец не рад встрече? (Сценка)

1. Грубовато, насмешливо. Рад, но не показывает своих чувств.

2. С кем из сыновей поздоровался и поцеловался Тарас Бульба? Почему?

2. Только с Остапом, потому что он с первых минут показал характер, не потерпел над собой насмешки и поборолся с отцом, который о нём отзывается: «Да он славно бьётся! Ей-богу, хорошо! Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! Почеломкаемся!»
С Андрием отец не поцеловался, только сказал: «А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?.. Э, да ты мазунчик, как я вижу»

3. Найдите из текста доказательство того, что Тарас любуется сыновьями и гордится ими

3. В 1 главе 17 фраз (прямой речи) Тараса Бульбы. В них 12 раз употребляются  слова «сын, сынку, сынки, сыны», 4 раза «дети»,1 раз «хлопцы»: ему доставляет удовольствие произносить эти слова.

4. Что подчёркивает Тарас Бульба, обращаясь к сыновьям?

4. Слова Бульбы: «Никому не спускай!» «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь» «Чтобы воевали храбро, ... чтобы стояли всегда за веру Христову, а не топу сть лучше пропадут...»

Вывод по 1-ой учебной задаче: Тарас Бульба любит сыновей: радуется их задиристости, удали, осуждая бездействие, вялость, покорность. Он призывает их к соблюдению чести воина и защите веры Христовой.

- Мы с вами говорили о любви отца к сыновьям.

- А какой мы видим мать в этом эпизоде?

Дети учились в бурсе с 12 лет. Они отлучены от матери. Больше года прошло с последней встречи, так как Остап и Андрий приезжают только на каникулы.

И в двадцать с лишком лет они остаются для матери детьми ненаглядными. Мать говорит: “ …дитя молодое, проехало столько пути, утомилось, ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться”.

Мать – человек, живущий ради своих детей, бесконечно любящий их.

- С каким чувством автор рассказывает о встрече детей с родителями?

- Найдите описание матери. Прочитайте выразительно.

Образ матери раскрывается в нескольких эпизодах.

- Почему представлены только некоторые детали внешности матери? Какие это детали? (Работа учащихся с текстом по сбору информации и оформление записи в тетради)

Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:

Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать, 
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка, 
Бедная мать,
Мать, слабая как мать. 
(в тетради)

- Выясним значение слова “бедная”, используя “ Толковый словарь русского языка”.

Бедный – 1. неимущий; 2. перен. Имеющий недостаток в чём-нибудь, скудный (бедная природа); 3. несчастный, жалкий (о живых существах) (бедный, он так болен).

- В каком значении употреблено данное слово по отношению к матери?

- С какой целью писатель вводит художественную деталь?

Художественные детали помогают уточнить, понять авторский замысел, его отношение к героине. Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.

- Давайте проследим, как Тарас относится к своей жене?

На первый взгляд отношение Тараса пренебрежительное, в его обращениях к жене нет уважения:

Она – баба, она ничего не знает.
Полно выть, старуха.
А где стара?

А вот на последнюю реплику стоит обратить внимание. Тарас потерял свою жену, он нуждается в ней. Поэтому Тарас, отправляясь с сыновьями в Запорожскую Сечь, по обычаю христианскому просит жену:

- Теперь благослови, мать, детей своих…молитва материнская и на воде и на земле спасает.

Здесь уже уважительное отношение к жене. Автор подчёркивает, что Тарас – человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца (эпизод скорого отъезда вместе с сыновьями в Запорожье); с другой – это воин, “ рыцарь” битвы, схватки, поэтому он говорит: “ Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой? Да пропади она: я козак”.

Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Услышав о скором отъезде детей своих, подумав о скорой разлуке, она заплакала – “и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах”.

- Какова главная мысль отрывка “ Одна бедная мать не спала…”? Как этот отрывок характеризует героиню? Рассмотрите иллюстрацию Е.А. Кибрика и найдите соответствие деталей текста и иллюстрации. (слайд)

- Когда Гоголь пишет о матери, что составляет основу: описание событий или переживаний?

Важная черта произведения – психологизм.

_Что такое психологизм?

- Это особое изображение внутреннего мира человека различными художественными средствами. Автор использует для этого эпитеты, сравнения, развёрнутые метафоры (безмолвная сила горести трепетала…)

- Проанализируйте с этой точки зрения отрывок “Когда увидела мать, что уже и сыны её сели на коней…”. (На столах текст – работа в парах «Средства художественной выразительности»)

Гоголь обращает наше внимание, что несмотря на отчаяние, мать со всею лёгкостью дикой козы, с непостижимою силою, с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию останавливает лошадь и обнимает одного из сыновей.

- Каково отношение сыновей к матери?

Любят, но боятся показать свои чувства, может быть, боятся насмешки со стороны отца.

Итог: Каков образ матери в повести Гоголя “Тарас Бульба”?

Как автор создаёт образ героини?

Каково ваше отношение к героине? Как вы относитесь к своей матери? Всегда ли вы внимательны по отношению к ней?

- Предлагаю вам немного поразмышлять под мелодию «Лунной» сонаты Бетховена (Звучит «Лунная» соната Бетховена)

В каких произведениях мы уже работали над образом матери?

Н.В.Гоголь скупо, но очень ёмко раскрывает нам образ матери, показывает роль женщины в трудное бранное время, взаимоотношения мужчины и женщины.

2-я учебная задача: анализ эпизодов после измены Андрия – как воздействует на Тараса Бульбу это событие? Что стало причиной убийства?

1. Какова была реакция на слова Янкеля, что тот видел Андрия?

1. Из текста: «Андрия видел? – вскрикнул Бульба. – Что ж ты, где видел его? В подвале? В яме? Обесчещен? Связан?» (Не предполагает, что Андрий может добровольно перейти к врагам).

2. Какова была реакция на слова Янкеля о том, что Андрий перешёл на сторону врага и грозит казакам?

2. «Врёшь, чёртов Иуда! – закричал, вышед из себя, Тарас. – Врёшь, собака! Ты и Христа распял, проклятый Богом человек! Я тебя убью, сатана!.. (Не верит, что Андрий мог предать Отчизну и веру).

3. О чем думает Тарас Бульба, когда увидел в следующем бою, что нет среди врагов Андрия?

3. Тарас терзается сомнениями: или совестно Андрию воевать против своих, или обманул его Янкель и Андрий просто в неволе? Скорбит, но тут же вспоминает, какова натура Андрия и дает себе клятву отомстить полячке, « причаровавшей его сына» (О наказаний Андрия он не думает).

4. Какова реакция Тараса Бульбы, когда он увидел во главе польского гусарского полка Андрия и когда тот начал ударять по казакам?

4. «Так и оторопел Тарас.. закричал: «Как?.. Своих, чёртов сын, своих бьёшь?...» 3аманив его к лесу,   готовит и учиняет убийство сына: «Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня! Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!» (Тарас Бульба не может простить сыну убийства своих).

Вывод по 2-й учебной задаче: Чтобы показать реакцию и переживания Тараса Бульбы, автор использовал прием градации - от уверенности, что Андрий в плену до его убийства. Мысль о том, что Андрий с поляками вызывает в нем только глубокую скорбь, но знать и видеть, что его сын убивает своих казаков, Тарас не может: он убивает сына-врага.

Градация (запись в тетради) Последовательность, постепенность (обычно нарастающая) в расположении чего-н., при переходе от одного к другому.

3-я учебная задача: как ведет себя Тарас Булъба, когда Остап попадает в плен и его казнят?

Ответ: Рискуя жизнью, Тарас пробирается в стан врага, чтобы до последнего быть рядом со своим сыном, помочь, поддержать:

1) Остап на месте казни и говорит слово о христианах

1) Одобрение Тараса Бульбы:  «Добре, сынку, добре!»

2) Мужество Остапа во время пыток

2) Одобрение Тараса Бульбы: «Добре, сынку...»

3) Остап казнён

3) Месть Тараса Бульбы.

Вывод по 3-й учебной задаче: достойная смерть Остапа вызывает скорбную гордость Тараса Бульбы и его безмерное горе.

Разрешение проблемы урока: У Тараса Бульбы было два сына: одинаково начинались их судьбы, одинаково любил он их, одинаковые питал надежды. Но Остап оправдал надежды, Андрий – нет. Тарас Бульба по отношению к Остапу-воину – любящий отец; по отношению к Андрию-предателю – карающий отец.

– А что было для Тараса Бульбы мерилом отцовской любви? Что выше и сильнее родительской любви? Для матери?

Ожидаемый ответ: Долг перед Родиной, честь, доблесть, преданность Отчизне и Вере своей. Это выше слепой родительской любви.

Вывод по уроку.

- Итак, в образе Тараса Бульбы отражён и национальный, и общечеловеческий характер героического человека. Любовь к Родине выше и сильнее родительской любви. Любовь матери всегда остается одной – любовь к детям.

Рефлексия.

Учитель. Смогли ли вы выполнить задание?

С какими трудностями столкнулись?

Чем это задание непохоже на предыдущее?

Что вы хотели сделать?

Какие знания применили?

Итог урока.

Надо ли изучать в школе произведение «Тарас Бульба»?

- Спасибо.

Домашняя работа.

Мини-сочинение (по выбору):

1.“Тарас Бульба – настоящий казак”;

2.Остап и Андрий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме "Благотворительность"(Charity)

Урок по теме "Благотворительность" способствует воспитанию милосердия и проявлению сострадания к инвалидам, сиротам, пожилым людям, жертвам стихийных бедствий, войн и техногенных катастроф....

План открытого урока по теме: "Модальные глаголы и их эквиваленты "

Данный урок способствует доступному и быстрому усвоению материала о модальных глаголах и их эквивалентах....

план открытого урока "Франция и франкофония"

Развернутый план открытого урока по французскому языку вдля учащихся 8 класса "Франция и франкофония"...

План открытого мероприятия по теме "Seasons"

План открытого мероприятия для родителей будущих первоклассников....

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...