А.П. Чехов "Толстый и тонкий"
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказам А. Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_tolstyy_i_tonkiy.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1883 год А.П. Чехов (1860-1904) Рассказ «Толстый и тонкий»

Слайд 2

1722 год Пётр I ввёл Табель о рангах – список чинов военного, гражданского и придворного ведомств по рангам

Слайд 3

Прочитайте первый абзац и ответьте на вопросы: 1) Где встретились приятели? 2) Кто из них по описанию богаче? 3) Чем пахло от тонкого? -------------------------------------------------------- Херес – сорт дорогого вина Флёрдоранж – вид дорого одеколона с запахом цветов

Слайд 4

1) Как зовут тонкого? 2) Как зовут толстого? 3) Что мы узнаем о семейном положении тонкого? 4) Кто такая лютеранка? Лютеранка – это женщина, исповедующая лютеранство. Лютеранство – это протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера и направленное против католичества и папы римского.

Слайд 5

4) Как называли в школе толстого? ------------------------------------------------------ Герострат – житель древнегреческого города Эфеса. Сжёг храм Артемиды (одно из 7 чудес античного мира) в своем родном городе для того, чтобы его имя помнили потомки. С того времени Геростратом называют такого честолюбца, который добивается славы любой ценой. 5) За что тонкого называли Эфиальтом ? 6) Почему тонкий два раза говорит о жене и о её вере?

Слайд 6

7) Кем служит тонкий? 8) Как получает дополнительный заработок его семья? 9) Какой чин у толстого? 10) Почему тонкий так изменился в лице: «сам он съёжился, сгорбился, сузился..»?

Слайд 7

11) Понравилась ли толстому такая перемена в разговоре? Почему? 12) Почему толстому стало неприятно разговаривать с тонким, почему его стошнило от «почтительной кислоты»? 13) Почему толстый на прощание все-таки подает тонкому руку? 14) Почему тонкий меняет свое поведение?

Слайд 8

Весь рассказ построен на приёме антитезы . - Как построена антитеза в этом рассказе? - Обратим внимание на художественные детали. Критерии Толстый Тонкий Портрет …. Худой; «был навьючен чемоданами, узлами, и картонками», «п ахло от него ветчиной и кофейной гущей...» Должность Тайный советник, имеет две звезды …. Материальное положение ….. Бедный Поведение В начале рассказа – оба друга рады неожиданной встрече: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»

Слайд 9

Критерии Толстый Тонкий Поведение в конце - поморщился; стошнило…; на прощание подал руку вдруг побледнел, окаменел, лицо искривилось… съёжился, сгорбился, сузился.. ...Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... ...На лице у тонкого …столько благоговения, сладости и почтительной кислоты...Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал... Речь В начале встречи - «Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!» «Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?» В конце - «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!» «Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги...» Выводы О чём говорят поведение и реплики толстого и тонкого в начале рассказа? Что изменилось в речи и поведении толстого и тонкого к концу рассказа?

Слайд 10

В начале рассказа толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с тонким. В конце рассказа его стошнило, но руку приятелю он подал, т. е. остался человеком. Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом от изготовления портсигаров и т. п. Только ли смешно нам от описания главных героев рассказа? Какие еще чувства вы испытывали, читая рассказ А.Чехова ? В конце рассказа тонкий раздавлен, чувствует себя ничтожеством перед толстым. Он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого.

Слайд 11

В России существовало строгое чинопочитание: младшие чиновники обращались к старшим, употребляя титул. Как начинает обращаться тонкий к толстому? Чиновники 3 класса имели титул «Ваше превосходительство», а 8 класса – «Ваше высокоблагородие». Этот рассказ Чехов написал почти 140 лет назад, высмеивая рабскую психологию человека, который не может даже с другом детства переступить через въевшееся в него чинопочитание. Как вы думаете, актуальна ли данная тема в современной России?

Слайд 12

Итак, рассказ относится к циклу ранних юмористических произведений А. Чехова. Юмор – это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки , это изображение героев в смешном виде . Писатель изображает нелепые и смешные ситуаций, в которых человек раскрывает свои безобидные недостатки. С помощью юмора происходит добродушное высмеивание слабых сторон человека . Такой смех не задевает чувства, является незлобивым и добрым. Однако под маской смешного зачастую скрываются серьезные вещи, которые вызывают чувство грусти, жалости и сочувствия.

Слайд 13

ДЗ: 1. Прочитать юмористические рассказы Чехова «Пересолил» , «Злоумышленник», «Хамелеон» и другие. 2. Подготовить презентацию по иллюстрациям к рассказам А. Чехова

Слайд 14

«Лошадиная фамилия» А.П. Чехов

Слайд 15

1. Почему рассказ называется юмористическим?

Слайд 16

2. Укажите моменты, которые делают рассказ смешным.

Слайд 17

3. Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Докажите эту мысль, обратившись к речи героев.

Слайд 18

4. С какой целью приходит приказчик к генералу?

Слайд 19

5. Как лечит Яков Васильевич? Это возможно? А приказчик верит в это?

Слайд 20

6. Почему генерал соглашается писать акцизному?

Слайд 21

7. Что высмеивает здесь Чехов?

Слайд 22

8. Какими приёмами автор добивается смеха? Кто принимает участие в придумывании фамилии акцизного?

Слайд 23

9. Вспоминает ли приказчик фамилию?

Слайд 24

10. Почему это так разозлило генерала?

Слайд 25

11 . А фамилия оказалась действительно лошадиной? Не кажется ли вам, что финал неожиданный?

Слайд 26

12. Каким можно назвать чеховский смех в рассказе — добродушным, уничтожающим, снисходительным?

Слайд 27

13. Подробно ли описывается происходящее? Предложения длинные?

Слайд 28

А.П. Чехов: «Краткость – сестра таланта…» ВЫВОД А.П. Чехов – ….

Слайд 29

А. Чехов – это мастер короткого рассказа. Именно краткость является отличительной особенностью чеховских произведений, особенно его юмористических рассказов. Одним из проявлений краткости является быстрое начало и неожиданный финал его произведений. Чехов любил и часто применял в своих юмористических рассказах неожиданные развязки.

Слайд 30

Своеобразие чеховских рассказов Краткость Диалоговая форма речи Художественная деталь Отсутствие подробностей Быстрое развитие сюжета Простота языка Говорящее название Смех сквозь слезы…

Слайд 31

ДЗ Написать отзыв (по плану – см. прикрепленный файл-презентацию в ЭЛЖУРе ) об одном из рассказов А. Чехова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Восток-дело тонкое"

Презентация к семинару 11 класс по теме: " Типичные виды хозяйственной деятельности в Юго-Западной Азии....

Функции тонкого и толстого кишечника

Урок содержит: - Презентацию. - Тест. Презентация разбита на архивы - извлеч их в одну папку....

Эссе" Тонкое искусство"

Для этого я стараюсь быть для своих учеников наставником:  другом, помощником, союзником....

Эссе "Тонкое искусство"

Размышления о том, как стать другом своим ученикам. Была представлена на конкурс эссе  "Тонкое искусство" на портале "Продленка."...

Эссе"Тонкое искусство"

Статья о том, каим должен бть учитель современной школы сегодня....

Осторожно! Тонкий лёд!

Наш поселок находится возле реки Илим – знаменитой во всей Сибири. Каждый опасный сезон (осень – весна) в нашей школе проходит месячник Безопасности на льду. С целью профилактики безопасного поведения...

А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация

Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...