МИСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ В ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»
проект по литературе (6 класс)

Вводная часть проектной работы, в которой содержится аннотация .

Введение.
Актуальность темы.
Николай Васильевич Гоголь – 
один из самых таинственных, загадочных русских писателей. Человек глубоко верующий, православный, он был не чужд мистики и верил, что черт водит за собою людей, заставляя их совершать злые поступки. Что ж, его соотечественники украинцы веками жили по принципу: «Бога люби, но и черта не гневи».
Цели и задачи исследования.
Описать мистические и реальные сюжеты в гоголевском произведении «Ночь перед Рождеством». Возможно ли провести грань между мистикой и реальностью? 
Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:
изучить текст повести Н.В. Гоголя и тексты критической литературы;
выявить элементы мистики и реальности, сопоставить их.
 
Гипотеза и методы исследования.
У Николая Васильевича Гоголя мистическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов. Это то, что можно назвать собственно мистикой – когда писатель вымысливает несуществующие в природе сущности или свойства.
 Объектом исследования является повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».   
Предметом моей работы стало исследование художественных приемов, используемых автором, отличительной черты гоголевской мистики, а также вплетение мистики в реальную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/WMWR/Du3YQ7Q7v24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект подготовила ученица 6 «Б» класса Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения гимназии №426 Петродворцового района                    Санкт-Петербурга имени Героя Советского Союза Г.Д.Костылева.

ПРОЕКТ

«МИСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ В ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»»

Выполнила: Пейкина Дарья.

Руководитель: Кривошеева Марина Геннадьевна.

Санкт-Петербург. 2022.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………………………………3
  1.  Актуальность темы………………………………………………………………..………3
  2. Цели и задачи исследования………………………………………………………..……..3
  3. Гипотеза и методы исследования…………………………………………...…………….3
  1. Основная часть………………………………………………………………………….….4
  1. Биография Николая Васильевича Гоголя…………………….………………………….4
  2. «Ночь перед Рождеством». Время и процесс создания произведения ….…...………..4
  3. Мистика и реальное в повести……………………………………………………………5
  4. Способы создания мистического и реального в повести…………………..…………...6
  1. Вывод……………………………………………………………………………….………7
  2. Список использованных источников………………………………………..…………...7

 

  1. Введение.
  1. Актуальность темы.

Николай Васильевич Гоголь –

один из самых таинственных, загадочных русских писателей. Человек глубоко верующий, православный, он был не чужд мистики и верил, что черт водит за собою людей, заставляя их совершать злые поступки. Что ж, его соотечественники украинцы веками жили по принципу: «Бога люби, но и черта не гневи».

  1. Цели и задачи исследования.

Описать мистические и реальные сюжеты в гоголевском произведении «Ночь перед Рождеством». Возможно ли провести грань между мистикой и реальностью?

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

  • изучить текст повести Н.В. Гоголя и тексты критической литературы;
  • выявить элементы мистики и реальности, сопоставить их.

  1. Гипотеза и методы исследования.

У Николая Васильевича Гоголя мистическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов. Это то, что можно назвать собственно мистикой – когда писатель вымысливает несуществующие в природе сущности или свойства.

 Объектом исследования является повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».   

Предметом моей работы стало исследование художественных приемов, используемых автором, отличительной черты гоголевской мистики, а также вплетение мистики в реальную жизнь. 

II.     Основная часть.

  1. Биография Николая Васильевича Гоголя.

Гоголь, Николай Васильевич (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года Гоголь-Яновский) родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Он происходил из старинного украинского казацкого рода. В смутные времена Украины некоторые из его предков приставали и к шляхетству, и ещё дед Гоголя, Афанасий Демьянович Гоголь (1738—1805), писал в официальной бумаге, что «его предки, фамилией Гоголь, польской нации».

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь (1777—1825), умер, когда сыну было пятнадцать лет. Предполагают, что сценическая деятельность отца, который был человек веселого характера и замечательный рассказчик, не осталась без последствий и определила интересы будущего писателя, у которого рано проявилась склонность к театру.

Жизнь в деревне до школы и после шла в полнейшей обстановке малорусского быта, как панского, так и крестьянского. В этих впечатлениях был корень позднейших малорусских повестей Гоголя, его исторических и этнографических интересов. Впоследствии из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности, впоследствии овладевшей всем существом Гоголя.

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления к гимназии, к одному из местных учителей; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасною памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым ревностным участником (ещё со второго года пребывания в Нежине). Юношеские опыты Гоголя складывались в стиле романтической риторики — не во вкусе Пушкина, которым Гоголь уже тогда восхищался, а скорее во вкусе Бестужева-Марлинского.

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был совершенно неспособен. Таким образом планы будущего были неясны; но любопытно, что Гоголем владела глубокая уверенность, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей.

  1. «Ночь перед Рождеством». Время и процесс создания произведения.

Время написания повести «Ночь перед Рождеством» разными исследователями определяется по-разному, но в общих рамках периода с 1830 г. до зимы 1831—1832 гг.

Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком*. Вторая книжка. Санкт-Петербург. Печатано в типографии А. Плюшара. 1832 (цензурное разрешение — 31 января 1832 г.).

*псевдоним (Панько — фамилия деда Гоголя, а Рудый намекало на рыжеватый цвет волос Николая Васильевича).

  1. Мистика и реальное в повести.

Попробуем же понять, где реальность, а где мистика в повести «Ночь перед Рождеством»?

Мистика -

в словарях можно отыскать несколько определений понятия «мистика», но все они сходятся на том, что под этим словом подразумеваются верования в иную реальность, населенную сверхъестественными существами, а также в возможность общения с ними людей.

Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал мистические элементы в своих произведениях.

Сюжет произведения разворачивается в украинской деревне Диканьке.

Никем не замеченный, в небе кружится чёрт, который прячет в карман месяц, думая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Корния Чуба, приглашенного к дьяку Осипу Никифоровичу на кутью, и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и чёрта) не осмелится прийти к дочери Чуба, Оксане…

Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями:

парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости.

В этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть.

Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое.

И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта…

Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях. Кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвращения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире – «…глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру»…

"Ночь перед Рождеством»

заставляет нас улыбаться над похождениями панов к Солохе, необдуманными поступками Вакулы, капризами Оксаны.

А может вам доводилось видеть, как колдуну в рот сами собой залетают вареники? Скорее всего нет.

Но тем не менее, произведение не вызывает чувства страха, наоборот – представляя «в красках» забавные образы и смешные сцены, начинаешь искренне улыбаться.

Таким образом, границы, разделяющие фантастическое и действительное, у Н.В. Гоголя оказываются размытыми.

  1. Способы создания мистического и реального в повести

Встреча Рождества, народные гуляния и колядование – это реальность.

Чёрт с Солохой, укравшие луну и звёзды – это уже из мистики.

Солоха – «обыкновенная хуторская тётушка, занятая исключительно собой и любящая ухаживания за своей особой» и в тоже время упоминается, что она ведьма.

Мешки с гостями-панами у Солохи - это правдивость,

а чёрт в мешке - это мистика.

Пан Пацюк - реальность, а его связь с нечистой силой, вареники, самостоятельно окунающиеся в сметану и залетающие ему в рот – вымысел.

Запорожцы - это реальность, императрица

Екатерина II и князь Потёмкин, исторические личности. Полёт Вакулы на чёрте в Санкт-Петербург - вымысел.

Просьба кузнеца о черевичках и смех Екатерины II над прямотой и простодушием Вакулы.

Князь Потёмкин и запорожцы, так и не успевшие сказать, за чем приходили они и что их тревожит.

Все эти детали оставляют неизгладимые впечатления о повести, делают Ночь перед Рождеством волшебной и неповторимой.

Переплетение событий, смена действующих лиц и декораций - всё это вовлекает в чтение до конца, не упуская мельчайших подробностей.

  1. Вывод.

Прочитав это произведение, я поняла, что в повести «Ночь перед Рождеством» невозможно провести грань между мистикой и реальностью. Эти два мира в ней сливаются в единое нерасторжимое целое.  Повесть - сама ночь, это реальность, а что случилось - это сказка, волшебство, мистика.

Всё зависит от нас и наших мечтаний, проведя грань, мы разрушим волшебство мечты, которая должна сбыться, если верить в неё!!!

  1. Список использованных источников.
  1. Белокурова С. Словарь литературоведческих терминов.
  2. Михед П. Гоголь в контексте русской и украинской культур.
  3. Николай Гоголь «Ночь перед Рождеством». Сокращенная версия. Редактор И.  Малкович. 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

« Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством

данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели: - обобщить и закрепить  знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; -  развивать связную речь учащихся, логическое ...

урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели: - обобщить и закрепить  знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; -  развивать связную речь учащихся, логическое ...

Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данный урок проводится в игровой форме. Ребята окунаются в рождественскую атмосферу праздника, поют и инсценируют колядки,  отгадывают предметы из мешка с "наколядованным" , едят вареники без рук...