Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме

Данный урок проводится в игровой форме. Ребята окунаются в рождественскую атмосферу праздника, поют и инсценируют колядки,  отгадывают предметы из мешка с "наколядованным" , едят вареники без рук, как Пузатый Пацюк,  принимают участие в викторине на самого внимательного читателя повести , собирают пазлы-иллюстрации с героями и составляют о них рассказ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».

Цели: - знать о празднике Рождестве Христовом и его традициях;

- познакомить учащихся с содержанием повести; уметь составлять словесный портрет  литературного героя.

 - через игру развивать творческие и читательские способности учащихся;

умение работать в команде;

- развить интерес к чтению остальных повестей из сборника Гоголя.

- воспитать любовь к творчеству Гоголя

Оборудование: 1) Мешок, в нём: зеркало, курительная трубка (люлька), цветные ленты, сундучок, вареники.

2) разрезной пазл – иллюстрации.

Ребята заранее готовят песни-колядки, инсценируют их. Приготовить вареники для конкурса.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Класс делится на 3 команды (по рядам), придумывает себе название из повести.

2. Целеполагание.

3. Вступительное слово.4 мин.

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь рассказывает о событиях, случившихся в Диканьке в праздничную ночь перед Рождеством Христовым. Оно отмечается в ночь с 6 на 7 января (по юлианскому календарю с 24 на 25 декабря), когда загорается первая вечерняя звезда, которая воссияла над пещерой, где родился Иисус Христос. Канун рождества называют сочельником. В эти дни идёт пост, во время которого излюбленное блюдо говеющих – сочиво. Отсюда и название праздника. Дни праздника продолжаются 12 дней (до Крещения) и называются Святками. На святках соединялись христианские и языческие обряды.  Гадания, игры, ряжение  и колядование проводилось в честь языческого бога – идола Коляды. С принятием христианства колядками стали славить Христа.

- А что такое колядование?

 (Пение песен накануне Рождества. Ряженые прославляли Христа, желали счастья, добра дому и его хозяевам. Те в свою очередь преподносили колядующим различные дары и угощение)

4. Пение и инсценирование колядок.

(Ребята заранее готовятся к этому заданию)

- Какие колядки знаете вы?

5. Мешок с дарами.

-Посмотрим, что вы наколядовали?

1) В мешке предмет, который  больше всего любила главная героиня повести (зеркало)

2) В мешке предмет, который любили курить запорожцы (люлька – трубка).

3) В мешке предмет, которым украинские девушки любили украшать голову (разноцветные ленты)

4)В мешке подарок, который Вакула готовил своей возлюбленной (сундук с железной оковой и росписью)

5) В мешке то, что ел Пузатый Пацюк (вареники со сметаной)

6. Конкурс.  

- Как Пузатый Пацюк ел вареники?

Вам предстоит съесть вареник без помощи рук, как Пацюк. От каждой команды приглашается по одному человеку.

7. Викторина на самого внимательного читателя. 

Вопросы задаются по очереди каждой команде, если команда затрудняется ответить, право хода получает команда, которая первой поднимет руку.

  1. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? (звёзды)
  2. Кто и зачем украл месяц? (чёрт, который задумал отомстить Вакуле и нарушить его свидание с Оксаной)
  3. За что чёрт хотел отомстить кузнецу? (кузнец изобразил на воротах, как Святой Пётр изгонял из ада злого духа, грешники били чёрта кнутами, поленами)
  4. Почему действия чёрта были Солохе на руку? (она не хотела, чтобы её сын Вакула женился на Оксане, потому что сама хотела выйти замуж за её отца -  Чуба)
  5. Кто и почему угодил в мешки в избе Солохи? (чёрт, голова, дьяк и Чуб; все они были поклонниками Солохи, но не подозревали о своём соперничестве)
  6. Какое условие поставила Оксана Вакуле в обмен на своё согласие о замужестве? (черевики как у царицы)
  7. Почему Вакула решил утопиться? (он любил Оксану и не мог стерпеть её насмешек)
  8. Каким образом Вакула попал в Петербург? (на чёрте)
  9. Как можно усмирить чёрта? (перекрестить его)
  10. Каких исторических лиц встретил во дворце Вакула? (Екатерину II, Потёмкина, Фонвизина)
  11. Как к Оксане пришло  чувство к Вакуле? (она поверила слухам о гибели кузнеца. Промучалась всю ночь, к утру проснулась по уши влюблённой)
  12. Почему Чуб согласился на свадьбу? (он был поражён вероломством Солохи, к тому же Вакула принёс ему богатые дары)

8. Соберите картинку-пазл.

-Какие герои повести изображены на них. Расскажите об этих героях. 

   

1) Солоха – ведьма, мать Вакулы. Ей около сорока лет. Она ни хороша, ни дурна собою, но обращала на себя внимание мужчин на селе. Среди всех поклонников выделяла Чуба из-за его вдового положения и богатства. Желая заполучить его себе в мужья, она строила козни, чтобы её сын не женился на дочери Чуба – Оксане.

2) Пацюк – когда-то был запорожцем. Про него говорли, что он общается с чертями. На селе его ценили за знахарство. Был сильно ленив, из дома не выходил, даже еда сама летела к нему в рот.

3) Оксана – дочь Чуба. Красавица, которой не исполнилось ещё 17 лет. Как все красавицы, капризна и надменна. Считает, что все парубки её недостойны, поэтому очень долго не могла выбрать себе достойного жениха.

4) Вакула – кузнец, влюблённый в Оксану. Талантлив, красив собой. Страдает от того, что красавица не обращает на него внимания. Готов на всё ради своей любимой. Он глубоко верующий человек, поэтому не идёт на сделку с чёртом, наказывает нечисть, воспользовавшись его силой.

9. Рефлексия. 

Подводим итоги урока. Подсчитываем баллы, набранные командами. Учащиеся высказывают своё мнение, что у них получилось лучше всего. Какие задания вызвали затруднения.

10.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Художественный мир повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством""

Тема урока: "Художественный мир повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" Тип урока: урок-исследование Цели урока: совершенствование навыков работы над художественным текстом; развитие познав...

Интеллектуальная игра по повести «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.

Цель: привить интерес к творчествуН.В.Гоголя;Задачи: развитие наглядно- образного, словесно-логического мышления, внимания, памяти;-обогащение словарного запаса учащихся.- развивать умения работ...

« Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством

данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...

Открытый урок по литературе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели урока: Расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя, продолжить знакомство с повестью “Ночь перед Рождеством”, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя, да...

урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели: - обобщить и закрепить  знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; -  развивать связную речь учащихся, логическое ...

урок-викторина по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Цели: - обобщить и закрепить  знания по содержанию повести в игровой форме; - научить внимательно и осознанно читать произведение; -  развивать связную речь учащихся, логическое ...