Рабочая программа по родной литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс)

Сошина Марина Владимировна

Рабочая программа по родной литературе для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                         «Заборско – Никольская  средняя общеобразовательная школа»

       

«Рассмотрено на заседании методического совета школы»

Протокол № 1

от «23» августа 2021 г.

«Согласовано»           Заместитель директора по УВР

____________/Власова Н. А./

«27» августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ             «Заборско – Никольская СОШ»

________/Трищенкова И. В./

Приказ №  127 – О

от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа

по родной литературе (русской)

5 класс

( общеобразовательный)

Учитель: Сошина Марина Владимировна

                                   Высшая квалификационная категория

                   

Программа принята к реализации педагогическим советом.

Протокол от «30» августа 2021 года № 1

 

  2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

      Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
  • Учебным планом МБОУ «Заборско - Никольская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
  •  Годовым календарным графиком на 2021-2022 учебный год;
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2021-2022 учебный год;
  • Примерной программой по учебному предмету «Родная литература (русская) для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20). Разработчики: Н.В.Беляева, М.А.Аристова, Ж.Н.Критарова.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:    

В связи с отсутствием учебника по предмету используются следующие учебные пособия:

                                                                                                         

  1. Родная русская литература. 5 класс:  учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [  О.М.Александрова и др. ]. – М.: Просвещение, 2021.
  2. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по родной русской литературе. – М.: Просвещение, 2021.

Основные цели: 

  • воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
  • формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
  • осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
  • развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

         Задачи:

  • приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
  • осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
  • выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений  о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
  • формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
  • формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

Базисный федеральный учебный (образовательный) план на изучение родной литературы (русской) в 5 классе отводит 1 час в неделю ( в первом полугодии) , всего 16 часов.  

Учебный план МБОУ «Заборско – Никольская СОШ» предусматривает 16 часов на изучение родной литературы (русской)  в 5 классе, из расчёта 1 час в неделю ( в первом полугодии).

Из них 1 час предусмотрен на уроки развития речи.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Личностные результаты: 

осознание российской гражданской идентичности;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Метапредметные результаты:

освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Предметные результаты:

  •  формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
  • формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;
  • формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
  • развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

Содержание учебного предмета

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (4 ч)

Преданья старины глубокой (2 ч)

Малые жанры фольклора.

Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.

Русские народные и литературные сказки.

Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

Города земли русской (1 ч)

Москва в произведениях русских писателей

А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»

Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».

Родные просторы (1 ч)

Русский лес

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

А. В. Кольцов. «Лес».

В. А. Рождественский. «Берёза».

В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…» 

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч)

Праздники русского мира (2 ч)

Рождество

Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).

В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».

А. И. Куприн.  «Бедный принц».

И. А. Ильин. «Рождественское письмо».

Тепло родного дома (2 ч)

Семейные ценности

И. А. Крылов. «Дерево».  

И. А. Бунин.  «Снежный бык».

В. И. Белов. «Скворцы».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (6 ч)

Не до ордена – была бы Родина (1 ч)

Отечественная война 1812 года

Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).

Загадки русской души (2 ч)

Парадоксы русского характера

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).

Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».

О ваших ровесниках (2 ч)

Школьные контрольные

К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).

А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

Родной язык, родная речь

И. А. Бунин. «Слово».

В. Г. Гордейчев. «Родная речь».

Проверочная работа по итогам изучения курса (1 ч)

 Итоговый урок (1ч)

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Дата

по плану

Дата

факт.

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

4

Малые жанры фольклора: Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе

1

02.09.

Русские народные и литературные сказки:

«Лиса и медведь» (русская народная сказка),

К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь»

1

09.09.

Москва в произведениях русских писателей:

А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»,

М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов. «Красные ворота»,

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади»

1

16.09.

Русский лес: И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес», А. В. Кольцов. «Лес», В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…», В. А. Рождественский. «Берёза»

1

23.09.

РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

4

Праздники русского мира. Рождество:

Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент), В.Д. Берестов. «Перед Рождеством»

1

30.09.

Праздники русского мира. Рождество:

А. И. Куприн. «Бедный принц»,

И. А. Ильин. «Рождественское письмо»

1

07.10.

Семейные ценности: И. А. Крылов. «Дерево»,

И. А. Бунин. «Снежный бык»

1

14.10.

Семейные ценности: В. И. Белов «Скворцы»  

1

21.10.

РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

6

Отечественная война 1812 года:

Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь»

Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок)

1

11.11.

Чувства добрые: К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка)

1

18.11.

Чувства добрые: Ю.Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова»

1

25.11.

Школьные контрольные: К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагменты)

1

01.12.

Школьные контрольные: А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант»

1

08.12.

Родной язык, родная речь:

И. А. Бунин. «Слово», В. Г. Гордейчев. «Родная речь»

1

15.12.

РР Проверочная работа по итогам изучения курса

1

22.12.

Итоговый урок

1

Лист регистрации изменений к рабочей программе

по родной литературе (русской) 5 класса в 2021-2022учебном году

Учитель     Сошина М.В.

№ урока (ов)

по плану КТП

Тема (ы)

Дата проведения по плану КТП

Причина корректировки

Корректирующие действия

Дата проведения по факту

Согласовано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...