«Медный всадник» А. С. Пушкина – ответ на «Дзяды» А. Мицкевича»
статья по литературе (10 класс)

Данная статья – сравнительный анализ образов Петра и Петербурга в произведениях двух поэтов – представителей различных стран. Этот анализ может быть применён на уроках литературы в 10 классе при изучении творчества А. С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medny_sadnik_inne.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Данная статья – сравнительный анализ образов Петра и Петербурга в произведениях двух поэтов – представителей различных стран. Этот анализ может быть применён на уроках литературы в 10 классе при изучении творчества А. С. Пушкина

«Медный всадник» А. С. Пушкина – ответ на «Дзяды» А. Мицкевича»

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 в имении поэта в Болдино. В поэме описано петербургское наводнение 1824 года – самое разрушительное за всю историю нашего города. Во вступлении к поэме поэт создаёт образ Петра Великого – основателя города на Неве.

 В примечаниях к поэме Пушкин прямо указывает на то, что его произведение является ответом на стихи Адама Мицкевича. «Мицкевич прекрасными стихами описал день, предшествовавший петербургскому наводнению, в одном из лучших своих стихотворений — Oleszkiewicz. Жаль только, что описание его не точно. Снегу не было — Нева не была покрыта льдом. Наше описание вернее, хотя в нем и нет ярких красок польского поэта»

Адам Мицкевич – выдающийся польский поэт – был сослан в Петербург из Вильно за участие в тайных польских организациях, которые ставили своей целью добиться восстановления польской государственности (Герцогство Варшавское входило тогда в состав Российской империи). Живя в Петербурге, поэт сошёлся с представителями русской творческой интеллигенции, в том числе и с Пушкиным. «Олешкевич» - глава из поэмы «Дзяды» («Поминки») - крупнейшее произведения поэта, над которым он работал с 1823 по 1834 год. В этой главе польский литератор также пишет и об основании Петербурга, и о наводнении 1824 года. Глава была написана в 1832 году, то есть накануне создания «Медного всадника»

Образы Петра и Петербурга, созданные поэтами, во многом противоположны друг другу. Вот что пишет о Петре Мицкевич:

Бог, ремесло иль некий покровитель,

Вот кто был древних городов зиждитель.

А кто столицу русскую воздвиг,

И славянин, в воинственном напоре,

Зачем в пределы чуждые проник,

Где жил чухонец, где царило море?

Не зреет хлеб на той земле сырой,

Здесь ветер, мгла и слякоть постоянно,

И небо шлет лишь холод или зной,

Неверное, как дикий нрав тирана.

Не люди, нет, то царь среди болот

Стал и сказал: "Тут строиться мы будем!"

И заложил империи оплот,

Себе столицу, но не город людям.

Пушкин отвечает Мицкевичу строками, которые мы знаем с детства:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел…

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Не менее различны образы Великого города, созданные поэтами. Сосланный в Петербург Мицкевич явно не в восторге от детища Петра:

От стужи здесь не ходят, а бегут.
         Охоты нет взглянуть, остановиться.
         Зажмурены глаза, бледнеют лица.
         Дрожат, стучат зубами, руки трут,
         И пар валит из бледных губ столбами
         И белыми расходится клубами.

А Пушкин отвечает ему:

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз.

И далее, строфа за строфой, Александр Сергеевич противопоставляет недобрым петербургским впечатлениям польского поэта своё ощущение родного (не важно, что в Москве родился, большую часть жизни прожил в столице) города. Мицкевича раздражают длинные и абсолютно прямые проспекты, а Пушкин ими наслаждается. Мицкевич проклинает военные парады, а Пушкин ими гордится.

Красуйся град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия

Мицкевича бесят белые ночи, которые не дают ему спать, а у Пушкина:

…Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный

Когда я в комнате своей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И не пус5кая тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря, сменив другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Подведём итог. Общее в образах Петра и Петербурга, созданных Пушкиным и Мицкевичем то, что оба поэта утверждают – град петров создан был исключительно волею одного человека – монарха. А различие в том, что у Мицкевича эта воля разрушительная, а у Пушкина – творческая и созидательная.  

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...

Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....

Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»).

Тема рассчитана на 2 часа.  Первый урок посвящен Петербургу Пушкина (образу города,), изображенному в поэме «Медный всадник», второй – семинар «Два бунта» (жанр, композиция произведен...

Медный всадник А.С.Пушкин

обзор ресурсов на портале ПРОшколу.ру(материал для дистанционного обучения)http://www.proshkolu.ru/club/literature7/blog/...

Медный всадник А.С.Пушкин

Автор: Ирина Михайловна Дмитриеваhttp://www.proshkolu.ru/user/hasi/file/4249664/...

Поэма "Медный всадник" А.С Пушкина, анализ.

Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник". Анализ. Вопросы для проверки....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...