открытый урок по литературе в 11 классе по произведению В.Г.Распутина "Прощание с Матерой"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Аюшеева Галина Доржеевна

Урок на тему: "Малая родина-центр земли" проведен как урок-обобщение по произведению В.Г.Распутина "Прощание с Матерой" в 11 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v.rasputin_proshchanie_s_materoy.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Малая родина»-центр Земли.

 Цели урока:

  • Познавательные: Ввести учащихся в нравственный мир героев В.Распутина;
  • Выявить гражданскую позицию героев;

Раскрыть величие души распутинских старух;

  • Развивающие: способствовать развитию умения анализировать художественное произведение и делать выводы, характеризовать героев произведения и давать им оценку

способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе, чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к малой родине.

  • продолжить работу над развитием связной речи учащихся, 

    -способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно-проблемных вопросов; 

-обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель

воспитательные: формировать неравнодушное отношение к проблемам страны, чувство ответственности за ее судьбу, любовь к малой родине.

Оборудование урока: презентация к уроку, видеофильм, выставка книг

«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей,

работа, люди, с кем вместе править праздники и будни,

и земля, на которой стоит твой дом.»

В.Распутин.
1. Чтение стихотворения Н.Рубцова «Тихая моя Родина» ( Шульгина С.)

Тихая моя Родина

В. Белову

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу. -

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

I. Вступительное слово учителя. - Сегодня наш урок  посвящён творчеству известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. Его произведения популярны как у нас в стране, так и за рубежом.

В.Г.Распутин является одним из признанных мастеров «деревенской прозы». В 2000 году был награждён премией А.И.Солженицына. Писатель рассказывает не только о русской деревне, но и о нашем времени, о тех сложных вопросах, которые встают перед человечеством: об отношении к природе, земле, о нравственных ценностях, так важных для прогресса и цивилизации. Хлеб, дом, могилы предков – вот что поэтизирует Распутин. У него прекрасный язык, высокое мастерство в изображении характеров. В повести Распутина поднимаются актуальные экологические проблемы современности-влияния НТпрогресса на природу.

Для оценивания давайте выберем на уроке рецензента-самую читающую ученицу-Базарову Арину, которая будет оценивать ваши ответы. Обратимся к эпиграфу урока, к словам  «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом.»
В. Г. Распутин

Учитель: мы привыкли считать, что всё, окружающее нас (наш дом, родители, близкие нам люди) существовало вечно, что иначе и быть не может. Солнце всегда всходит из-за леса, а садится за рекой; отец и мать прожили уже много-много лет и будут жить всегда; смерть, даже при встрече с ней, остается за пределами сознания. И уж тем более мы не поверим, что с лица Земли  исчезнет то самое места, где ты родился и которое навсегда должно было остаться твоей Родиной. У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек земли, который останется навечно в памяти и в сердце человека. Такой кусочек есть и у Распутина – это его родная деревня Аталанка, которая нашла своё отражение в автобиографических произведениях писателя.

Итак, мы прочитали эпиграф к уроку, высказывания писателя о родине, и поняли, что разговор пойдет сегодня о «Малой родине», о значении его в жизни героев произведения Распутина.

2. Что значит для вас «Малая родина?»

3. А что значит для вас Дом?

4. Обратимся к произведению. Повесть называется «Прощание с Матерой».

А как вы понимаете слово Матёра? (Иванцова Кс.)  

/Матёра – мать (мать-Земля, мать-Родина), материк – остров Матёра как бы малый материк; планета Земля как малый остров в океане Вселенной, в Великом космическом океане.  Матёрый –
а) полный сил, крепкий,
 достигший полной зрелости;
б) опытный, знающий;
в) неисправимый, отъявленный.

Автор заставляет нас задуматься: кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы. Взяли все, что смогли, а там “хоть потоп”, маленький “матёринский” или “всемирный”.

5. Почему писатель В. Распутин написал повесть «Прощание с Матерой»? (Мунко

II. Анализ текста.

1. Какой же вы запомнили и представляете распутинскую Матёру? Как описывается остров Матера и его жители?

 Прочитайте строки «…лучше этой земли ему не сыскать. –глава 1-(Базарова А.)

/ «…лучше этой земли ему не сыскать. Остров растянулся на пять с лишним верст и не узенькой лентой, а утюгом, - было где разместиться и пашне, и лесу, и болотцу с лягушкой, а с нижней стороны за мелкой кривой протокой к Матерe близко подчаливал другой остров, который называли то Подмогой, то Подногой. Подмога - понятно: чего нe хватало на своей земле, брали здесь, а почему Поднога - ни одна душа бы не объяснила, а теперь не объяснит и подавно. Вывалил споткнувшийся чей-то язык, и пошло, а языку, известно, чем чудней, тем милей. (с.190)

2. Что мы узнали об этой земле, её истории? Ее природе?-(гл.1-Ранщикова А.)

( Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров, и деревня на нем с тем же названием – Матера, жила она, «встречая и провожая годы». На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А еще видится мне поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата, листвень.

При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля… От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не потому ли называлась громким именем Матера?»

Запоминается Матера и в ночной час, когда гаснут звезды и выходит оглядывать свои владения Хозяин острова. В ночной тиши слышатся журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различима изба Петрухи, не успевшая взобраться на горку. Вот другие уже оставленные людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина.

/ гл. 1, с. 190. «Деревня на своем веку повидала всякое. Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо по носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов. От колчаковцев остался в Матере срубленный ими на верхнем краю у голомыски барак, в котором в последние годы по красным летам, когда тепло, жил, как таракан, Богодул. Знала деревня наводнения, когда пол-острова уходило под воду, а над Подмогой - она была положе и ровней - и вовсе крутило жуткие воронки, знала пожары, голод, разбой».

3. Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры?- (гл.1-Шульгина С.)

 Неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельствуют о том, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матера бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию» - колхоз. Как вся страна, Матера послала своих сыновей защищать Родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них. Два сына полегло у Настасьи с Егором, прибрала война двоих сыновей у Дарьи: один остался в братской могиле на чужой стороне, другой, что заменил ушедших, погиб на лесоповале.

«Пышно, богато было на материнской земле – в лесах, в полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай – хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой пригодной всячины. Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку готовиться к ним и потихоньку же рыбачить, поднимать до страдованья, не надсаждаясь, подступающую ото дня работу – так, выходит, и жили многие годы и не знали, что это была за жизнь» (гл. 7, с. 240 ) «остров собирался жить долго».

«Сомневаться больше в судьбе Матеры не приходилось, она дотягивала последние годы. Где-то на правом берегу строился уже новый поселок для совхоза, в который сводили все ближние и даже не ближние колхозы, а старые деревни решено было, чтобы не возиться с хламьем, пустить под огонь.

Но теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода». (гл.1, с. 190)

4. А что вы знаете об истории нашей малой родины-села Шимки? Какова наша природа? (Иванцова Кс.)

Сходство и различие. Сходство в возникновении сел, т.к мы живем в Сибири. Различие в том, что наше село Шимки не уходит под воду, а Матера исчезает с лица Земли. Есть тоже листвень.

IV. Аналитическая беседа.

  1. Давайте вдумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?-(Махутов А.)

(Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же материнцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света.

- А я сомневаюсь, что надо было затапливать Матёру. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят.

- Надо было это делать по-человечески).

  1. А как "по-человечески"?

(Проводить беседу с жителями деревни и объяснять о необходимости переезда, должны были оказать помощь в перезахоронении их близких, т.е. должны были выполнить просьбы жителей )

  1. Расскажите о жителях деревни. Их можно разделить на неравнодушных и безразличных. Кто из героев понравился?

/Течет жизнь, время... Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней — все это тоже непосредственно коснулось острова: при строительстве ГЭС Матера подлежит затоплению.

«Старухи и старики» не утратили связи с землей, с традициями.

Настасья откровенно тоскует: «Я там в одну неделю от тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!»

Симе, у которой никаких родственников, и она недавно на этом острове, оставалась одна дорога – в Дом престарелых.

Образ старухи Дарьи. Оцените поведение старухи Дарьи. крепится, не тот у неё характер, чтоб чувства наружу выплёскивать. - Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

(Дарья - воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, "покуль могилки не перенесут". Она хочет забрать "могилки... изродные" на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат её слова: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни".)

-Как показана нравственная красота Дарьи?

(Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой "не стоит село").

- Через что раскрывается образ Дарьи?

(Глубина образа Дарьи раскрывается и в общении с природой. В основе миропонимания героини лежит свойственное русскому человеку осознание неразрывной, органичной связи человека и природы). (отрывок из фильма о Дарье)

4. На основании чего вы разделили жителей деревни на группы?

/На основании возраста и отношении их к острову, родной земле, традициям, прошлому.

«Старуха Дарья, высокая поджарая», у неё «строгое бескровное лицо с провалившимися щеками».Несмотря на годы Дарья на своих ногах, владела руками, сама выполняла работу по хозяйству. Весь двор на ней, огород, а во дворе корова, тёлка, бычок, поросёнок, курица, собака. Матёра приучила людей к труду.

  1. Расскажите о защитниках острова. Кто к нему относятся?
  2. Оцените поведение Богодула?

Богодул. Старик, выговаривающий всего несколько слов, да и те ему не нужны: его и так научились понимать, живёт Богодул на острове одному Богу известно сколько. Он воспринимается как дух Матёры, являясь тем звеном, которое наиболее ярко демонстрирует связь природы с человеком.

Это он сообщает: «Мёр-ртвых гр-рабют!».

  1. Кому противостоят жители Матеры в защите родины? (пожогщикам и обсевкам).-Сравните поведение жителей Матеры и пожогщиков. (гл.3)
  2. Объясните поведение Петрухи? Клавки Стригуновой?-(гл.5,8)

Это «Обсевки» - добровольные губители Матеры.

Петруха, поджёгший свой дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию, не станет долго думать, за что платят деньги, а жечь – не строить, много труда не надо. Сжег, и сердце не дрогнуло, как будто не рос в этой избе. Единственное, что взял, гармошку. А то, что мать без крыши и без корки хлеба, что любимый её самовар превратился в оплавленный слиток, - это его не касается. Клавка клянёт остров, деревню, жителей, которые цепляются за землю.

9.  Сравните отношение среднего поколения - Павла к судьбе Матеры? –(гл.9) Андрея?-(гл.14)

/Писатель показывает, как от поколения к поколению ослабевают связи с Матёрой. Сын Дарьи, Павел, понимает мать, обещает перенести могилы, но это для него не самое главное, и он так и не сделает этого. Он уже сомневается в правоте стариков, яростно защищающих свой остров. А внук Андрей и вовсе не понимает, о чём речь, «всерьёз ли бабка заводит странный разговор.» Он спорит с бабушкой о техническом прогрессе. В дальнейшем существовании острова он не видит смысла и согласен отдать его на электричество, тем самым отрекаясь от своей родины и объединяясь с чужими «официальными лицами», для которых жители Матёры – «граждане затопляемые». Андрей уверен, что память – это плохо, без неё лучше.

Среднее поколение - чувствует тоску по земле, но потеряли с ней связь.

10.Эмоциональная разрядка. Стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина»

12.Что произошло на кладбище? Это по-человечески, когда разоряют кладбище?- (гл.3)

13. Почему старухи кидаются защищать кладбище? Оцените их поведение.

/Кладбище – нечто святое, крепче всего, может быть, связывающее их с этим местом на планете, делающее его своим, как никакое другое. Готовность защищать его – это естественная потребность нравственного человека отстаивать честь своего рода, тех, кто дал ему жизнь и кто уже не в состоянии постоять за себя, кто уходил в мир иной в уверенности, коль понадобится, сделают потомки: не дадут в обиду, будут помнить о добре. Не нами начинается жизнь и не нами она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас./

Слайды: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.»-А.С.Пушкин.

Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит.

И.В.Гёте

 Учитель.

14. О любви к Родине без громких слов, о нравственных принципах Дарьи говорят строки её прощания с домом. Сцена прощания Дарьи с домом-избой.-(гл.20) Чье поведение по отношению к родному дому противопоставлено поведению Дарьи? Сравните.

15. Учитель. Скажите, символом чего является царский листвень? (символом Матёры, мощи, неколебимости природы)-(гл.19) У нас есть такое дерево?

/Царский листвень/

(гл. 19 краткий пересказ текста. Трагический финал повести предваряется рассказом о «царском листвене»- символе неувядаемости жизни, ему отведена отдельная глава в повести. Это глава-притча. Огромная лиственница. Но это ОН – листвень, без него нельзя представить Матёру, «так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми». С ним связана вся жизнь Матёры. Вот и до него добрались люди, которым приказано очистить остров. Они рубили листвень топором – но топор отскакивал обратно, пытались пилить – не брала его пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал, а только мазал его сажей».Люди вошли в азарт, им хотелось победы, злились, придумывали новые способы. Но на голой и обезображенной уже в этом месте Матерее продолжал властвовать «царский листвень» Не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру.

V. Назовите другие символы в повести. (самовар- символ дома, крепости дома, уюта, объединения; Хозяин острова- домовой, ласковый, безобидный зверек; вода-символ уничтожения; туман- символ затерянности, блуждания; весна-символ надежды, обновления природы, любви).

1. Самостоятельная работа по таблице.

VI. Заключение.Рефлексия.

Повесть называется «Прощание с Матерой»? С чем прощаемся? Каким должно быть отношение каждого человека к своей малой родине? Можно ли назвать распутинских старух героями?

Вывод.

С чем прощаемся? С гибелью деревни из жизни исчезнут такие понятия, как преемственность традиций, честь рода, душевная доброта, чистота, щедрость…

  • Связь поколений, заветы отцов, опыт предков, зов родной земли, продолжение рода…
  • Здесь истоки культуры и духовности народа…
  • Деревня – это корни России, кормилица, житница, неутомимая труженица…

/Повесть В.Г. Распутина - предупреждение. Это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека находятся в привязанности к земле, в памяти о своих истоках, и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое. «Прощание с Матерой» заставляет нас всех задуматься о таких изменениях в жизни, которые бы не уничтожили человеческое в человеке. ( Прочитав повесть, я понял, что где бы я не родился и где бы не жил, я всегда буду помнить свою малую Родину, чтить память дорогих мне людей, оказывать всяческую помощь для процветания моей малой Родины)) –

Давайте выясним, какие же проблемы ставит в своих произведениях В.Распутин?

Писатель в своих произведениях ставит актуальные на сегодняшний день проблемы экологии, нравственные проблемы воспитания, проблемы памяти и любви к родной земле и т.д.

Эта книга о почтительном отношении к предкам, о "малой" и большой Родине, о духовной сопричастности к тем местам, на которых живёшь. Пристальнее вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видел истоки бездуховности в социальной действительности. Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается  за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

Проблемы: 1. Экологическая.

Нравственные:

1.Памяти

2. совести, нравственности и чести

3. истинного патриотизма

4. борьбы старого с новым

5 отцов и детей

6. проблемы противоречий между городским и деревенским укладами

7. проблемы отношения народа и власти

8. Проблема молодежи, не чувствующей себя частью единой цепи поколений

Вечные проблемы в повести: 

Исторической памяти поколений

Отцов и детей

Отношения человека к природе

  • Проблема сохранения традиций
  • Поиска смысла человеческого существования

Темы: тема связи человека с родной землей;

  • тема связи поколений;
  • тема природы;

  • вопрос о нравственности.
  • В заключении- Я хочу ещё раз обратить ваше внимание на эпиграф. (Зачитывается эпиграф.)
  • - Я желаю вам, чтобы всю вашу жизнь поддерживали вас эти четыре подпорки, чтобы вы никогда не забывали о доме родном.
  • - А в заключении послушайте песню «Родительский дом». Споем вместе.

Рецензент-оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

Материалы к открытому уроку "Нелинейный видеомонтаж" (8 класс, учебник Угринович Н.Д.). Презентация, раздаточный материал

Видеомонтаж - it's a kind of magic и необходимый навык для современного человека. В качестве видеоредактора используется VideoPad VideoEditor, бесплатная версия. Монтируем короткий (20-30 секунд) ...

Конспект урока по литературе 9 класс по произведению М.А.Шолохова "Судьба человека"

Этот урок учит анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;развивает аналитическое мышление, творческое воображение, устную ...