Развитие коммуникативных навыков обучающихся
статья по литературе (10 класс)
Развитие коммуникативных навыков обучаемых на уроке литературы - сложная, но интересная работа. Этому посвящено сообщение на заседании ШМО учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
при исправительном учреждении
«Развитие коммуникативных навыков
у обучающихся на уроках русского языка и литературы
как средство успешной социализации личности»
Подготовила: учитель
русского языка и литературы
Кравченко Раиса Николаевна
2021-2022 учебный год
Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Происходящие в нашей стране изменения в области целей образования ставят перед учителем задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретающих необходимые знания, применяющих их на практике для решения разнообразных проблем. Выпускник должен самостоятельно и критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Он должен быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Соответственно на современном этапе развития образования преподавание русского языка и литературы требует новых подходов к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «коммуникативность». Коммуникативность - это умение верно передавать информацию, свои мысли. Способность формулировать высказывания таким образом, что весь вкладываемый смысл полностью понимается собеседником. Разумеется, коммуникативность подразумевает умение находить эффективный подход к любому человеку.
Коммуникативность для ученика – это процесс взаимодействия между участниками диалога, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Язык, литература - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Русский язык» и «Литература» как ведущие гуманитарные предметы в российской школе содействуют формированию разносторонне развитой, гармоничной личности. Они в большей степени способствуют воспитанию высоконравственного, творческого, коммуникабельного гражданина, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Одной из приоритетных задач для реализации этой цели является обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и формирование универсальных учебных действий. Среди них особенно важны коммуникативные, так как владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются главными характеристиками личности, которые во многом определяют высокие достижения практически во всех областях.
Особое значение в связи с этим приобретает проблема развития коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы.
Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении и формировании уровня речевой культуры обучающихся, которая способствует формированию личности, способной грамотно строить взаимоотношения с государством, обществом, другими людьми.
Изменения, происходящие в стране, в обществе затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и ученики и, конечно, мы, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – помочь учащимся овладеть набором ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах.
Одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить учениц решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть развить у них коммуникативные навыки.
Развитие коммуникативных навыков является на сегодня одним из приоритетных моментов современного образования, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации обучающихся в современном мире.
Коммуникативные навыки включают способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, объяснительную записку, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Как одно из направлений деятельности по развитию коммуникативных навыков является работа с текстом, поскольку это способствует обогащению лексического и культурного багажа, развивает творческие способности, совершенствует нравственно, что, несомненно, входит в элементы классификации академических компетенций.
Проблема – недостаточное умение ученицами использовать языковой материал в соответствии с контекстом, организовывать речь, слушать собеседницу, поддерживать беседу мешает развитию коммуникативных навыков.
Цель: создание условий на уроках русского языка и литературы для развития коммуникативных навыков и активного развития творческой личности, способной к самореализации в обществе.
Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:
-отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
-обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
Хочу остановиться на развитии коммуникативных навыков, так как оно является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учениц в современном мире.
Считаю, что на каждом уроке должно присутствовать чтение: выразительное, интонационно яркое, потому что именно так должно звучать слово писателя. Невозможно в пересказе отразить особенности речи героев, составить их речевую характеристику. Особенно это важно для учениц, для которых русский язык – не родной. Так при изучении пьесы «Гроза» А. Н. Островского обучающиеся, составляя по тексту пьесы речевую характеристику героев, отмечают, что Борис говорит правильно, грамотно – он образован, учился в Коммерческой академии в Москве. Дикой, напротив, часто коверкает слова, не понимает их смысла; речь у него безграмотная, он часто ругается. У Катерины речь плавная, напевная, как народная песня, полная эпитетов, сравнений.
Ученицы должны самостоятельно либо с помощью учителя составить речевую характеристику героев, используя текст, а не готовые безликие пересказы.
Считаю, что на уроке необходимо чтение учителем самых эмоциональных, волнующих мест текста. Современные подростки нуждаются в этом особенно. Им негде кроме как на уроке удивиться красоте слова или стиля, поразмышлять о вечных истинах, задуматься о чём-то более важном, чем потребность «хлеба и зрелищ».
Меня всегда немного удивляет то, как внимательно, сочувственно переживая, слушают подростки «Матрёнин двор» А. И. Солженицына. Ведь затрагивает их за живое история одинокой старушки Матрёны, беспритульной и не понятой никем. С интересом работают они над вопросами к этому произведению, потому что вопросы в них проблемного характера.
- Расскажите об окружающем мире Матрёны.
- Как боролась Матрёна с обидами, которые наносила ей жизнь?
- Как относились к Матрёне родные, соседи, односельчане?
- Почему автор отводит значительное место сцене похорон?
- Как вы думаете, гибель Матрёны – это стечение случайных обстоятельств или некая закономерность? Объясните.
- Почему Матрёна - праведница? Можно ли назвать её святой?
- Встречались ли вам такие люди, как Матрёна? Расскажите о случаях проявления в поступках людей бескорыстия, милосердия по отношению к людям, животным.
Существенным признаком формирования коммуникативной компетенции является свободное обсуждение обучающимися прослушанного или прочитанного текста, в ходе которого они учатся формулировать свою точку зрения, высказывать её без особой робости. Не менее важно и то, что обучающиеся учатся внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать своё мнение с иными взглядами на проблему и признавать их правоту в случае убедительных аргументов.
Часто после прочтения ставлю перед обучающимися проблемные вопросы, например, при изучении романа «Мастер и Маргарита»: Как вы думаете, как вели бы себя наши современники, если бы чёрный маг Воланд устроил подобное в нашем Доме культуры? Ребята, обсуждая, приходят к выводу, что люди вели себя так же, как и посетители варьете в романе М. Булгакова.
И, конечно же, работа с текстом произведения не сводится только лишь к его прочтению. Чтобы понять авторский замысел, увидеть красоту, образность, своеобразие слова писателя, научиться использовать в своей речи знания, полученные при изучении, необходимо показать обучающимся, что изучение законов русского языка поможет им лучше понимать не только язык, но и даст возможность понять человека, полноценно общаться с окружающими, что является главной составляющей коммуникативных навыков.
Работая с текстом, обучающиеся выполняют задания:
- постановка вопросов к тексту
- поиск ответов в тексте на поставленные вопросы
- составление речевых и портретных характеристик героев
- найти в тексте скрытый смысл (умение видеть подтекст).
Примером такой работы служит эпизод из произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети». Глава «Приезд Базарова в родительский дом».
Вопрос-задание: Родители Базарова – люди небогатые, но бедность свою старательно скрывают. Найдите в тексте эпизоды, слова, подтверждающие эту бедность. Поиск, анализ подтекста, исторические и временные подсказки помогают выяснить, что иметь во владении 22 души – это очень мало; становится понятен окрик хозяина дворовой девочке Танюшке: «На подносе, слышишь!?» ученицы приходят к выводу, что раньше девочка приносила барыне стакан воды без подноса, теперь же, при госте, нужно соблюдать приличия и подать, как полагалось в богатых домах – на подносе.
Большое внимание на уроках русского языка и литературы уделяю лингвистическому анализу текста: определение темы, идеи, основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение художественных средств и фигур речи. Такая работа не только развивает творческие способности обучающихся, но и готовит их к написанию сочинения для ГВЭ.
Существенным признаком развития коммуникативных навыков является свободное обсуждение обучающимися прослушанного или прочитанного текста, в ходе которого они учатся формулировать свою точку зрения, высказывать её без особой робости. Не менее важно и то, что обучающиеся учатся внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать своё мнение с иными взглядами на проблему и признавать их правоту в случае убедительных аргументов.
Развитие коммуникативных навыков – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю действия учениц, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. Таким образом, в основу развития коммуникативных навыков положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждой ученицы, способствует овладению культурой речевого общения и поведения.
При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический.
Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающегося как самостоятельного субъекта.
Использование преподавателем инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании и различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей обучающихся, а также развитию у них коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-496518-1413055061.jpg)
Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"
В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-496849-1414504444.jpg)
«Из опыта работы волонтерского отряда «Орион» по развитию коммуникативных навыков обучающихся»
Опыт работы с волонтерским отрядом школы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-561339-1420831925.jpg)
Развитие коммуникативных навыков обучающихся через внедрение информационных технологий
Автор проекта: Конобеева Г.Н. учитель географии МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска 2014 год.qАктуальность проекта заключается в решении проблемы самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-719253-1449060563.jpg)
Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"
Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-961513-1508428144.jpg)
«Развитие коммуникативных навыков обучающихся посредством игры «Кубики истории»
эта презентация об использовании игр с игрушками выполнеными в технике "оригами" для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-163384-1360005135.jpg)
Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности.
Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного (английского) языка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/04/picture-163384-1360005135.jpg)
Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности
Данный доклад был представлен в декабре 2023 года на районных методических чтениях...