Развитие коммуникативных навыков обучающихся
статья по литературе (10 класс)

Развитие коммуникативных навыков обучаемых на уроке литературы  - сложная, но интересная работа. Этому посвящено сообщение на заседании ШМО учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

при исправительном учреждении

 «Развитие коммуникативных навыков

у обучающихся на  уроках русского языка и литературы

как  средство успешной социализации личности»

                                                                 Подготовила: учитель

русского языка и литературы

Кравченко Раиса Николаевна

2021-2022 учебный год

         Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.  Происходящие в нашей стране изменения в области целей образования ставят перед учителем задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретающих необходимые знания, применяющих их на практике для решения разнообразных проблем.  Выпускник должен самостоятельно и критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; творчески мыслить; грамотно работать с информацией. Он должен быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Соответственно на современном этапе развития образования преподавание русского языка и литературы требует новых подходов к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «коммуникативность». Коммуникативность - это умение верно передавать информацию, свои мысли. Способность формулировать высказывания таким образом, что весь вкладываемый смысл полностью понимается собеседником. Разумеется, коммуникативность подразумевает умение находить эффективный подход к любому человеку.

        Коммуникативность для ученика – это процесс взаимодействия между участниками диалога, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Язык, литература - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Русский язык» и «Литература» как ведущие гуманитарные предметы в российской школе содействуют формированию разносторонне развитой, гармоничной личности. Они в большей степени способствуют воспитанию высоконравственного, творческого, коммуникабельного гражданина, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Одной из приоритетных задач для реализации этой цели является обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и формирование универсальных   учебных действий. Среди них особенно важны коммуникативные, так как владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются главными характеристиками личности, которые во многом определяют высокие достижения практически во всех областях.

Особое значение в связи с этим приобретает проблема развития коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы.

Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении и формировании уровня речевой культуры обучающихся, которая способствует формированию   личности, способной грамотно строить взаимоотношения с государством, обществом, другими людьми.

Изменения, происходящие в стране, в обществе затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, формы и методы работы, но и ученики и, конечно, мы, педагоги. Раньше задача учителя заключалась, в основном, в том, чтобы передать ученикам определенную сумму знаний, проверить степень их усвоения, оценить успеваемость и качество знаний. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – помочь учащимся овладеть набором ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникативной, информационной и прочих сферах.

Одним из приоритетных направлений является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить учениц решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть развить у них коммуникативные навыки.

Развитие коммуникативных  навыков является на сегодня одним из приоритетных моментов современного образования, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации обучающихся в современном мире.

Коммуникативные навыки включают способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, объяснительную записку, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

 Как одно из направлений деятельности по развитию     коммуникативных  навыков является работа с текстом, поскольку это способствует обогащению  лексического и культурного багажа, развивает творческие способности, совершенствует нравственно, что, несомненно, входит в элементы классификации академических компетенций.

Проблема – недостаточное умение ученицами использовать языковой материал в соответствии с контекстом, организовывать речь, слушать собеседницу, поддерживать беседу мешает развитию коммуникативных навыков.

Цель: создание условий на уроках русского языка и литературы для развития коммуникативных навыков и активного развития творческой личности, способной к самореализации в обществе.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

-отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;

-обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

          Хочу остановиться на развитии  коммуникативных навыков, так как оно является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учениц в современном мире.

Считаю, что на каждом уроке должно присутствовать чтение: выразительное, интонационно яркое, потому что именно так должно звучать слово писателя. Невозможно в пересказе отразить особенности речи героев, составить их речевую характеристику. Особенно это важно для учениц, для которых русский язык – не родной. Так при изучении пьесы «Гроза» А. Н. Островского  обучающиеся, составляя по тексту пьесы речевую характеристику героев, отмечают, что Борис говорит правильно, грамотно – он образован, учился в Коммерческой академии в Москве. Дикой, напротив, часто коверкает слова, не понимает их смысла; речь у него безграмотная, он часто ругается. У Катерины  речь плавная, напевная, как народная песня, полная эпитетов, сравнений.

Ученицы должны самостоятельно либо с помощью учителя составить речевую характеристику героев, используя текст, а не готовые безликие пересказы.

Считаю, что на уроке необходимо чтение учителем самых эмоциональных, волнующих мест текста. Современные подростки нуждаются в этом особенно. Им негде кроме как на уроке удивиться красоте слова или стиля, поразмышлять о вечных истинах, задуматься о чём-то более важном, чем потребность «хлеба и зрелищ».

 Меня всегда немного удивляет то, как внимательно, сочувственно переживая, слушают подростки «Матрёнин двор» А. И. Солженицына. Ведь затрагивает их за живое история одинокой старушки Матрёны, беспритульной и не понятой никем. С интересом работают они над вопросами к этому произведению, потому что вопросы в них проблемного характера.

  1.  Расскажите об окружающем мире Матрёны.
  2. Как боролась Матрёна с обидами, которые наносила ей жизнь?
  3. Как относились к Матрёне родные, соседи, односельчане?
  4. Почему автор отводит значительное место сцене похорон?
  5. Как вы думаете, гибель Матрёны – это стечение случайных обстоятельств или некая закономерность? Объясните.
  6. Почему Матрёна  - праведница? Можно ли назвать её святой?
  7. Встречались ли вам такие люди, как Матрёна? Расскажите о случаях проявления в поступках людей бескорыстия, милосердия по отношению к людям, животным.

         Существенным признаком формирования коммуникативной компетенции является свободное обсуждение обучающимися прослушанного или прочитанного текста, в ходе которого они учатся формулировать свою точку зрения, высказывать её без особой робости. Не менее важно и то, что обучающиеся учатся внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать своё мнение с иными взглядами на проблему и признавать их правоту в случае убедительных аргументов.

        Часто после прочтения ставлю перед обучающимися проблемные вопросы, например, при изучении романа «Мастер и Маргарита»: Как вы думаете, как вели бы себя наши современники, если бы чёрный маг Воланд устроил подобное в нашем Доме культуры?  Ребята, обсуждая, приходят к выводу, что люди вели себя так же, как и посетители варьете в романе М. Булгакова.

И, конечно же, работа с текстом произведения не сводится только лишь к его прочтению. Чтобы понять авторский замысел, увидеть красоту, образность, своеобразие слова писателя, научиться использовать в своей речи знания, полученные при изучении, необходимо показать обучающимся, что изучение законов русского языка поможет им лучше понимать не только язык, но и даст возможность понять человека, полноценно общаться с окружающими, что является главной составляющей коммуникативных навыков.

Работая с текстом, обучающиеся выполняют задания:

  • постановка вопросов к тексту
  • поиск ответов в тексте на поставленные вопросы
  • составление речевых и портретных характеристик героев
  • найти в тексте скрытый смысл (умение видеть подтекст).

Примером такой работы служит эпизод из произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети». Глава «Приезд Базарова в родительский дом».

Вопрос-задание: Родители Базарова – люди небогатые, но бедность свою старательно скрывают. Найдите в тексте эпизоды, слова, подтверждающие эту бедность. Поиск, анализ подтекста, исторические и временные подсказки помогают выяснить, что иметь во владении 22 души – это очень мало; становится понятен окрик хозяина дворовой девочке Танюшке: «На подносе, слышишь!?» ученицы приходят к выводу, что раньше девочка приносила барыне стакан воды без подноса, теперь же, при госте, нужно соблюдать приличия и подать, как полагалось в богатых домах – на подносе.

Большое внимание на уроках русского языка и литературы уделяю лингвистическому анализу текста: определение темы, идеи, основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение художественных средств и фигур речи. Такая работа не только развивает творческие способности обучающихся, но и готовит их к написанию сочинения для ГВЭ.

Существенным признаком развития коммуникативных навыков  является свободное обсуждение обучающимися прослушанного или прочитанного текста, в ходе которого они учатся формулировать свою точку зрения, высказывать её без особой робости. Не менее важно и то, что обучающиеся учатся внимательно и доброжелательно слушать других, сравнивать своё мнение с иными взглядами на проблему и признавать их правоту в случае убедительных аргументов.

Развитие коммуникативных навыков – процесс длительный и достаточно сложный. К этому процессу я подхожу обдуманно, строя каждый урок на взаимопонимании, сопереживании, сотрудничестве, даю положительную оценку знаний, поощряю действия учениц, их самостоятельность, неординарные мысли и высказывания, предлагаю дифференцированную помощь, предоставляю право выбора задания, право на ошибку. Таким образом, в основу развития  коммуникативных навыков положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельность, творческую активность каждой ученицы, способствует овладению культурой речевого общения и поведения.  

При подготовке к уроку тщательно отбираю материал – фактический, теоретический, практический.

Сегодня каждый преподаватель работает над тем, чтобы сделать свой урок интересным, запоминающимся, ярким. Он задумывается над тем, как увлечь ребят своим предметом и создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика. Каждый преподаватель добивается, чтобы на его уроке обучающиеся работали с желанием и творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляет и новые требования к обучению. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка обучающегося как самостоятельного субъекта.

           Использование преподавателем инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании и различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих,  креативных способностей обучающихся, а также развитию  у них коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"

В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...

Развитие коммуникативных навыков обучающихся через внедрение информационных технологий

Автор проекта: Конобеева Г.Н. учитель географии МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска 2014 год.qАктуальность проекта заключается в решении проблемы самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умен...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

«Развитие коммуникативных навыков обучающихся посредством игры «Кубики истории»

эта презентация об использовании игр с игрушками выполнеными в технике "оригами" для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности.

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного (английского) языка...

Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности

Данный доклад был представлен в декабре 2023 года на районных методических чтениях...