Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"
статья на тему

Киян Ирина Владимировна

В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов, для одарённых учащихся -  возможность показать свои способности. Интеграция   позволяет повысить интерес к изучаемым предметам, способствует лучшему запоминанию и усвоению материала. Данный курс представляет учащимся дополнительную возможность для самореализации личности в современных условиях, обогащает коммуникативный опыт, расширяет кругозор, общую и речевую культуру. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киян И.В., учитель английского языка  МБОУ СОШ №5 с углубленным

изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области

Интеграция   английского    языка   и   других    предметов

как  одна из  форм  развития  коммуникативных  навыков

обучающихся в классе с углублённым изучением предмета

В настоящее время иностранному языку в современной системе образования уделяется огромное значение. В соответствии с концепцией модернизации российского образования основной целью обучения иностранным языкам является  формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня коммуникативной компетенции. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников,  поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетенции является организация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.  Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения, составляющими которой являются:        

  • лингвистическая компетенция, т.е., знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
  • социолингвистическая компетенция, т.е., способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст - кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм;
  • дискурсивная компетенция, т.е., способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;
  • стратегическая компетенция, т.е., способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;
  • социокультурная компетенция, т.е., желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знания социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Исходя из вышеизложенного, только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания развивал навыки иноязычной коммуникации  учащихся?

        В целях  повышения  качества  иноязычного  образования  в  общеобразовательных

учреждениях был введён интегрированный курс английского языка и других предметов. Внедрение интеграции в учебный процесс направлено, прежде всего, на возможности обогащения самого процесса обучения, в центре которого стоит ученик, его развитие, чувство комфортности на уроке. Кроме того, введение интеграции предметов позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. В сентябре 2009 года наша школа вошла в число экспериментальных площадок по реализации регионального эксперимента.

        Интеграция предметов — одно из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов, для одарённых учащихся -  возможность показать свои способности. С целью реализации эксперимента  мною выбрана группа учащихся 7 класса с углублённым изучением английского языка. В течение трёх лет я преподаю интегрированный курс «Биология и английский язык» в этом классе.

        Цель интегрированных занятий - повышение качества усвоения учебного материала по биологии и английскому языку на основе реализации интегрированной модели.

        В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: развитие междисциплинарной связи между биологией как учебным предметом и английским языком как средством познания, повышение активности учащихся, мотивации обучения; совершенствование лексических,  грамматических,   произносительных  навыков говорения и аудирования; умение анализировать, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение; развитие стремлений в самообразовании средствами английского языка.

        Интегрированные уроки - это эффективная форма реализации межпредметных связей. Интегрированным урокам присущи значительные педагогические возможности: учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах  изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления; это стимулирует  деятельность учащихся, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Интеграция способствует снижению перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

        Существует множество путей развития коммуникативной компетенции, предлагаемых различными методистами и психологами. С целью развития у школьников иноязычной коммуникативной компетенции на уроках английского языка я использую информационные технологии, способствующие повышению результативности в формировании лексических навыков у учащихся. Лексические навыки являются одним из звеньев коммуникации, осуществляемой учащимися между собой или по отношению к учителю. Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены вышеизложенные задачи, для решения которых я использую следующие  методы: проектные, поисковые,  объяснительно-иллюстративные, исследовательские, проблемные, коммуникативные.

        Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

        Суммируя все эти факторы, я пришла к выводу, что метод проектов более всего подходит для решения моих задач. Более того, я увидела, что именно данный способ обучения даёт положительные результаты в учебной практике.

        Проект  —   это     специально     организованный     учителем     и    самостоятельно

выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представление в рамках устной речи и письменной презентации.

        Для создания презентации учащиеся пользуются поисковыми методами. Поисковые методы своей целью ставят нахождение информации по заданной теме в различных источниках, в том числе и в Интернете, а также умение анализировать и отсеивать ненужную информацию.

        При подготовке интегрированного урока биологии и английского языка в 7 классе по теме «Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение» учащиеся подготовили проекты о некоторых видах насекомых с сопровождением показа слайдов. Для этого я отбирала, моделировала речевой материал (лексический, грамматический) в соответствии с программными требованиями, использовала Интернет ресурсы, подбирала тексты из различных источников.

        Наиболее важной и ответственной с моей точки зрения является подготовка к защите проекта:

        - оформление  материала  в  форме постера  с фотографиями,  рисунками,  наглядно  

              представляющими суть проекта;

            - подготовка устной презентации проекта с сопровождением слайдов;

        - подготовка вопросов и обсуждение возможных ответов.

        На этапе рефлексии группы оценивают работу каждого участника. Обсуждение проектов ведётся в форме дискуссии, где учащиеся не только задают вопросы и отвечают на них, но и указывают на сильные и слабые стороны презентаций, делают итоговый вывод.

        В этом же классе были подготовлены и защищены проекты по следующим темам: «Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение», «Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение».

        Объяснительно-иллюстративный метод один из основных, применяемых обычно на уроках. Можно пользоваться различными методами и приемами, но есть информация, которую учитель предлагает в виде объяснения или демонстрации. Например, на интегрированном уроке по теме «Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения» учитель, используя таблицы «Скелетные мышцы», «Предупреждение искривлений позвоночника», объясняет, как развиваются скелет и мышцы в детском и юношеском возрасте, как возникает искривление позвоночника и плоскостопия и выявляет их причины. После чего учащиеся выявляют, каково значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

        В ходе диалогового обучения учащиеся на моих уроках учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Парная или групповая работа увлекает учащихся в процессе урока. На интегрированном уроке «Экологические группы птиц, их роль в природе и жизни человека» я предложила учащимся разбиться на группы и выявить роль птиц в природе и жизни человека. Уроки  по теме «Человек и его здоровье» (8 класс), «Происхождение человека» (9 класс) показали, как учащиеся могут дискутировать, взять интервью друг у друга, высказать своё мнение на английском языке и рассказать о здоровом образе жизни, при этом, не забывая указать вредные привычки. На уроке по теме «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» (8 класс) учащиеся побывали в роли молодых учёных НИИ здравоохранения. Для решения проблем питания был созван научный совет, на котором выступили учёные и высказали своё мнение. И как результат учащиеся выработали правила гигиены питания и хранения продуктов.

        Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы,  которые я предоставляю учащимся, в том числе видеофильмы. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. На уроке в 7 классе по теме «Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение» учащимся был продемонстрирован фильм,  после которого они легко ответили на вопросы и рассказали о некоторых видах голосеменных.

         Проводя любой урок – будь то традиционный или интегрированный  -  учитель    всегда думает о его результативности и эффективности. На каждом уроке я провожу рефлексию, которая помогает мне понять не только эмоциональное состояние ученика, но и судить о результативности учебного занятия. С целью выявления эффективности интегрированных уроков и заинтересованности в них учащихся, я решила провести анкетирование. Цель анкетирования – проверить является ли в действительности интеграция средством повышения мотивации к изучению иностранного языка. Анкета «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам» позволяет выяснить познавательный интерес к предмету. Первое анкетирование я провела ещё до начала интегрированных уроков. Мотивация была достаточно велика, уровень сформированности мотивов к изучению иностранного языка составлял на момент анкетирования 64%. Это достаточный уровень, но есть к чему стремиться. После проведения интегрированных уроков я повторила данное анкетирование и уровень мотивации, а следовательно и интерес к предмету стали выше. Уровень сформированности мотивов стал составлять 76%. Это подтверждает тот факт, что интеграция действительно является эффективным средством повышения мотивации к изучению иностранного языка.

        В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что интеграция  действительно позволяет повысить интерес к изучаемым предметам, способствует лучшему запоминанию и усвоению материала, учит школьников умению применять на уроках биологии знания, полученные ими при изучении английского языка. Данный курс представляет учащимся дополнительную возможность для самореализации личности в современных условиях, обогащает коммуникативный опыт, расширяет кругозор, общую и речевую культуру. Этот курс реализует потребности учащихся в межличностной и межкультурной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку УМК Афанасьевой 6 класс (углублённое изучение предмета)

Подробная  пояснительная записка,отражающая  основное содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, календарно-тематическое планиров...

Рабочая программа по английскому языку УМК Афанасьевой 8 класс (углублённое изучение предмета)

Подробная  пояснительная записка,отражающая  основное содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, календарно-тематическое планиров...

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

А.Н.Островский. Презентация к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета.

А.Н.Островский и его творчество в данных материалах представлено презентациями, текстовым и наглядным материалами с использованием видео, музыкального оформления, привлечением интернет-ресурсов и отде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УМК АФАНАСЬЕВОЙ О. В., МИХЕЕВОЙ И.В. 8 КЛАСС (углублённое изучение предмета)

Рабочая программа по английскому языку для 8 класса составлена в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном Образовательном с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УМК АФАНАСЬЕВОЙ О. В., МИХЕЕВОЙ И.В. 10 КЛАСС (углублённое изучение предмета)

Рабочая программа по английскому языку для 10 класса составлена в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в Федеральном государственном Образовательном ...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса (углублённое изучение предмета)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для учащихся 5-9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой "Просвещение", 2013 год...