«Из опыта работы волонтерского отряда «Орион» по развитию коммуникативных навыков обучающихся»
материал на тему

Игнатченко Алла Сергеевна

Опыт работы с волонтерским отрядом школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_avgust_2013_ignatchenko_a.s.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ключевская СОШ»

Выступление на августовской конференции - 2013 год

«Из опыта работы волонтерского отряда «Орион» по  развитию коммуникативных навыков обучающихся»

Социальный педагог А.С.Игнатченко

        Приходилось ли вам когда-нибудь слышать, как обучающиеся 10-12 лет обращаются к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается конфликт между подростками только лишь из-за  того, что они не смогли договориться друг с другом? Действительно, в настоящее время подрастающему поколению нужна особая способность, помогающая жить в современном мире. Такой способностью является коммуникативность.

     В последнее время нас  беспокоит, то, что:

-  многие ребята испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками;

-  все меньше и меньше пользуются словом, как средством общения;

- не могут поддержать и развить установившийся контакт;

- не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо,

     Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития личности  ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

      Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность для развития личности обучающегося.

    Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одними из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в волонтерском отряде.

    Организация работы с волонтерами по развитию коммуникативной сферы ставит перед куратором отряда задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально–ритмическими движениями,  художественной литературой, творческой деятельностью и прочее.

     Таким образом, основными направлениями в нашем волонтерском отряде «Орион» по организации культурно-досуговой деятельности волонтеров способствующей развитию их коммуникативных способностей, являются:

  1. Регулярный и систематический мониторинг уровня коммуникативных навыков волонтеров.
  2. Разработка и проведение игровых и конкурсных программ.
  3. Групповая игротерапия как форма психологической помощи подросткам с коммуникационными  проблемами.

     Систематическое и целенаправленное применение всех форм и направлений культурно-досуговой деятельности может способствовать повышению коммуникативного уровня волонтеров.

   Можно заметить, что  работа в волонтерском отряде «Орион» помогает ребятам поменяться внутренне, и даже внешне.  Сам подросток обретает самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни ему проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, он будет уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

  Деятельность волонтёров отряда «Орион» разноплановая – это  подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования, которая  даёт возможность подростку приобрести умения и навыки, необходимые ему в дальнейшей жизни для достижения успеха. 

    Одно из направлений в подготовке волонтеров отряда «Орион» связано с формированием коммуникативных навыков.

    Чтобы помочь подростку мы каждый учебный год проводим ряд занятий  по формированию у него коммуникативных навыков.

      Занятия организуются на регулярной основе по одному в неделю,  в кабинете.       Количество участников 12 волонтеров. Каждое занятие проводится по единой схеме. В завершении занятия установление обратной связи. В завершении курса занятий обучающиеся должны овладеть и использовать в межличностном взаимодействии навыки терпимого, уважительного отношения к оппонентам общения, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации и противоречия с соблюдением этичных принципов поведения, сформировать навык саморефлексии поведения в различных ситуациях. Также важно научить волонтеров транслировать данные навыки ровесникам и младшим школьникам.

    В качестве диагностики формирования указанных навыков можно использовать следующие методики …….

На первом этапе ребята отрабатывают в себе следующие умения:

- готовность  участвовать в  общении;

- отвечать на вопросы, давая исчерпывающий ответ.

На втором этапе они  приобретают следующие умения:

- простота и чёткость речевого высказывания;

-  сделать своё высказывание понятным каждому;

- умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;

- вступать в контакт с другими.

 На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:

- умение вести беседу в паре, группе;

- умение участвовать в дискуссии;

- участвовать в тренингах, играх.

     Было определено  три направления в работе:

1. Развитие диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма полноценного общения с взрослыми и сверстниками, целью которой является поддержание социальных контактов, обмен информацией (пример занятий).

2. Развитие коммуникативности как свойства личности.  На занятиях волонтеры учатся  входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей, способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения.

   Нужно научить волонтеров владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника. Для этого проводятся занятия на развитие коммуникативности такие как: «Я бываю разным!», (мое настроение, настроение других людей), «Построим замок», «Письмо больному другу» (развитие сотрудничества в совместной деятельности) и др.

3. Развитие культуры общения и поведения. Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания, способствующий адаптации ребенка в социальном мире.

Нами  были разработаны занятия на развитие культуры общения и поведения такие как: «Мы поссоримся, мы помиримся!» (решение конфликтных ситуаций), «Как справиться с волком» (решение конфликтов общения), «Урок вежливости в магазине» (культура поведения в общественных местах),  «Какие бывают приветствия», (культура общения)  «В гости на день рождения» (культура),  «Путешествие в театр» (культура поведения) и др.

В нашем волонтерском отряде была разработана система игр и тренингов  на развитие коммуникативных навыков такие как ….. (пример).  

Формирование чувства единства, сплоченности, умения действовать в коллективе происходит в таких играх как….(пример).

Волонтеры  учатся устанавливать контакты между участниками групп, осваивают стратегию переговоров и дискуссий. Для этого организуются следующие игры ……(пример).

Волонтеры  учатся выражать свою индивидуальность, у него углубляется представление о себе, о своих личностных качествах.

    Таким образом, проводя работу по трем вышеназванным направлениям, мы получили  следующие результаты: повысилось  умение волонтеров  вести непринужденную беседу, они научились  сотрудничать в совместной деятельности, развилось умение определять  эмоциональные состояния своё и других людей, повысилась  культуры общения и поведения.   Волонтеры приобрели умения работать в команде, научились разрешать конфликты, включаться в проект.

    Мы, взрослые, в настоящее время должны помочь подрастающему поколению приобрести особые способности, помогающие жить в современном мире, наполненном стрессовыми ситуациями, научить их   налаживать контакты, помочь ребенку  найти свое «я» в обществе людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...

Выступление на МО "Работа воспитателя группы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся".

Выступление на МО "Работа воспитателя группы по формированию коммуникативных навыков у обучающихся"....