Л.Н. Толстой «Два товарища».
план-конспект урока по литературе

 Симонян  Анаит Рафиковна

Цели: познакомить детей с произведением Л.Н. Толстого “Два товарища”.

Задачи:            

- учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

- развивать творческое мышление школьников;

- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5

Программа: УМК «Гармония»

Тема: Л.Н. Толстой «Два товарища».        

Цели: познакомить детей с произведением Л.Н. Толстого “Два товарища”.

Задачи:        

- учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

- развивать творческое мышление школьников;

- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:  выставка книг Л. Толстого для детей, портрет писателя, презентация, проектор, экран, ПК, карточки для работы над техникой чтения, учебник, словарь  С.И. Ожегова.

.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Актуализация знаний.

- Как называется раздел учебника, который мы сейчас с вами изучаем?

- Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе и в парах, продолжим наш разговор о дружбе. Но сначала я вам предлагаю проговорить «чистоговорку»:

Ре – ре – ре – собрались все во дворе,
Ра – Ра – Ра – начинается игра.

3. Самоопределение темы, постановка задач        

- Ребята, откройте учебники и посмотрите, какое следующее идёт произведение в этом разделе? («Два товарища»)

- Кто автор этого произведения? (Л.Н. Толстой)

4. Открытие новых знаний

Л.Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей знати.

А родился и большую часть своей жизни провёл он в имении Ясная Поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу, посидеть на берегу пруда. Л.Н. Толстой жил среди народа, русских людей. Он любил разговаривать с простыми крестьянами. Писатель узнал много народных песен, сказок, легенд, былин.

В Ясной Поляне им были написаны рассказы, сказки и басни  для детей. Некоторые из них напечатаны в нашем учебнике. С одной из басен мы сегодня познакомимся.

5.Формирование новых знаний

Послушайте внимательно басню Л. Толстого “Два товарища”

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении?

- запись ответов на доске

Установка на первичное восприятие текста.

Послушайте внимательно текст и подберите к нему подходящее по смыслу слово из тех, что написаны на доске.

Чтение текста с остановками.

Басня «Два товарища». Толстой Л.Н.

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

1 часть.

- Что вы узнали из этой части?
- Как вы предполагаете, о чём пойдёт речь дальше?
- Запись ответов на доске

2 часть.

- Что вы узнали из этой части?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
- Запись ответов

3 часть.

- О чём прочитали?
- Как будут дальше развиваться события?
- Запись ответов

- Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте.

- Были ли совпадения с содержанием текста?
- Проверка первичного восприятия текста.
- Понравилось произведение? Почему?
- Какие слова подходят к рассказу? (трусость, смелость)
- Определим жанр произведения, тему. ( басня о взаимовыручке)

6. Физкультминутка

7. Закрепление полученных знаний

 Перечитывание басни с заданием, работа в паре.

- Как понимаете смысл словосочетания “Бросился бежать”? (очень быстро)
- “Упал наземь?” ( упал, лёг на землю)
- Перечитаем текста ещё раз и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами?

Когда будете читать, помечайте карандашом непонятные для вас слова, ставьте ударение в словах, вызывающих затруднение.

Читают вслух, по просьбе учителя.

- Какие слова вам непонятны? Совестное обсуждение.

 Беседа по содержанию басни

- Кто действующие герои басни?
- Что произошло с мальчиками в лесу?
- Как поступил первый мальчик? Второй?

- Оцените поступки детей.( первый струсил, оставил друга в беде, второй  проявил смекалку, выдержку, смелость).

- Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?
- Почему нет? (в беде друга не бросают)
- А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево…)
- Почему Л. Толстой озаглавил рассказ “Два товарища?” (с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили, а в беде выяснилось ,что дружба не настоящая).

 - Будем работать в парах.

Прочитайте текст. Найдите отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом.

Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям, в паре…

Если затрудняетесь, советуйтесь с соседом по парте.

Чтение по ролям (обыгрывание ситуации, 2 - 3 пары читают).

Оценивание чтения детьми (громкость, безошибочность, выразительность).

- Кого мы называем другом?
- Друг – кто это?

(такой же, как ты человек, равный тебе, другой ты)

- Толковый словарь С.И. Ожегова разъясняет нам, что дружба – это взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви.
- Кого можно назвать настоящим другом? (кто не бросает в беде, проявляет чуткость, доброжелательность, избегает ссор, вражды).
- Какие пословицы о дружбе знаете вы?
- С каким человеком вам хотелось бы подружиться и почему?
- У кого есть настоящий друг, который с вами всегда рядом и радости и в беде?

Творческое задание “Сказочные друзья”.

Нет друга, ищи, а нашёл – береги.

Подумайте и расскажите, что вы сделали бы для того, чтобы подружиться с героями известных детских сказок?

( Изображение сказочных героев Буратино, Красная Шапочка, Колобок, Дед из сказки “Репка”)

8. Итог урока.

- Назовите произведение, с которым мы работали на уроке?
- О ком эта басня?
- Кто её автор?
- Чему учит нас это произведение?

Рассмотрите детские книги с произведениями Л. Толстого, рассмотрите обложки, иллюстрации к рассказам (обращаемся к выставке книг в классе).

- Как вы думаете, о ком писал Толстой в своих книгах для детей? (о детях, о животных)
- Кому захотелось прочитать другие произведения Л.Н. Толстого?
- Ребята, что понравилось на уроке?
- Что запомнилось на уроке?

9. Выставление оценок с комментированием

Отметить активных учащихся, хорошие ответы детей (Молодцы!).

- Спасибо всем за работу на уроке.

Чтоб урок прошёл не зря,
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наш друг и товарищ - предлог"

Урок обобщения по теме "Предлог" 7 класс по учебнику С. И. Львовой...

« Как собака себе товарища искала»

Костюмированное представление...

Ты и твои товарищи

презентация к уроку обществознания в 7-м классе  по учебнику Л.Н.Боголюбова...

Презентация по ИЗО в 5 классе VIII вида "Картины художников о школе, товарищах и семье»

Презентация по ИЗО в 5 классе VIII вида "Картины художников о школе, товарищах и семье" содержит репродукции картин, рекомендуемых  программой для изучения, план беседы по ним....

Школьные товарищи

Конспект занятия на тему Личностное развитие...

7 класс, глава 1, п.2. Ты и твои товарищи. Малые группы

Презентация ко 2 уроку по обществознанию в 7 классе по теме "Ты и твои товарищи. Малые группы" (к учебнику Боголюбова)...