Сценарий урока по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Метаурок по теме "Роль и позиция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный урок по теме
«Роль и позиция»
Цели:
Метапредметная: Сформировать понятия РОЛЬ и ПОЗИЦИЯ. Проанализировать, как влияет жизненная позиция на выбор поступков.
Образовательная: познакомить с произведением И.С.Тургенева «Бирюк»
Развивающая: развивать умение выделять нужную информацию из текста, использовать эту информацию для наблюдения за героями рассказа;
Воспитательная: способствовать формированию активной гражданской позиции
Сценарий урока.
Слово учителя . В зависимости от жизненных ситуаций и от окружения , в которое попадаем, мы играем разные роли. Роль – это своеобразная маска, за которой прячется истинное лицо человека, порой бывает трудно разобраться в человеке: плох он или хорош, потому что он умело скрывает свое настоящее «я». О самом же человеке можно судить по его жизненной позиции.
Работа со словарями.
Роль (в социальной психологии) — способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Жизненная позиция - убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности личности.
Анализ текста
Попробуйте определить, какие роли играет лесник в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк». По отношению к каким героям рассказа он играет эти роли?
Заполнение таблицы
Для крестьян | Бирюк |
для пойманного на воровстве мужика | Душегубец окаянный, зверь |
Для своих детей | Заботливый отец |
Для рассказчика-охотника | Проводник в лесу, гостеприимный хозяин |
(Обучаемые приходят к выводу, что образ лесника неоднозначен.)
Почему вдруг заботливый отец, проводник по лесу, гостеприимный хозяин, защитник леса по отношению к крестьянам выступает как бирюк, душегубец окаянный, зверь? И является ли лесник таковым на самом деле? Или это навязанная роль?
Рассмотрим образ главного героя с разных точек зрения.
Работа в группах по тексту . Заполните таблицу:
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
В начале рассказа (до сцены воровства) | С точки зрения крестьян | С точки зрения рассказчика-охотника | Лесник о себе |
Как называют лесника | Бирюк (человек угрюмый, одинокий). (Вывод, к которому приходят в процессе обсуждения: прозвище содержит негативную оценку. Отделяет героя от всех остальных крестьян. Указывает на его непохожесть на других) | «А , ты Бирюк?» Бирюк. Лесник. ( Отношение пока непонятно, бирюк –негативная окраска, лесник –нейтральное слово) | «Я здешний лесник», «Меня зовут Фомою, а по прозвищу Бирюк» (На первом месте стоит имя, это говорит о чувстве собственного достоинства. Называет и прозвище, т.е. принимает мнение народа о себе и не осуждает его.) |
Внешность, поступки, оценка | «…не бывало еще на свете такого мастера своего дела:вязанки хворосту не даст утащить».«силен… и ловок, как бес…», «и ничем его не взять: ни вином, ни деньгами…» (уважают за мастерство и неподкупность) | «высокая фигура», «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу…», «выпукло выставлялись его могучие мышцы…», «суровое и мужественное лицо: из под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза» (восхищается его мужественным обликом) | |
Отношение к герою | «… боялись ,как огня» «Уж не раз добрые люди его со свету сжить собирались, да нет – не дается» ( все же считают его худым человеком) | Убогая обстановка избушки, трагедия в семейных отношениях вызывает сочувствие рассказчика. | |
Роль героя | Ревностный охранник господского добра | Прежде всего - мужик | «Должность свою справляю…» |
Позиция | ? | ? | «…даром господский хлеб есть не приходится». «А ты все-таки воровать не ходи» . «Воровать никому не след». (Считает, что на жизнь надо зарабатывать честным способом) |
Как вы считаете, понимают ли крестьяне жизненную позицию Бирюка? (Наверное, она им непонятна. Вроде бы Бирюк такой же , как и они, крестьянин, живет в нужде, но сам не ворует(хотя бы мог) и не позволяет воровать им.)
Общепринято считать, что истинное лицо человека, его сущность проявляется в сложных жизненных ситуациях.В такую ситуацию и попадает герой рассказа И.С.Тургенева.
Анализ финальной сцены «Разговор пойманного вора с Бирюком»
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
В финальной сцене | С точки зрения крестьян | С точки зрения рассказчика-охотника | Лесник о себе |
Роль героя | «Душегубец окаянный», «азиат, кровопийца», «зверь, зверь, зверь» | «Я человек подневольный» | |
Позиция героя | «Недолго тебе царствовать…» (Почему царствовать? Потому что образ Бирюка в сознании мужика сливается с образом его барина-крепостника, у которого он состоит на службе. Крестьянин выражает протест против крепостного права) | Я остаюсь человеком! | |
Оценка | «Ну, Бирюк, удивил ты меня: ты я вижу славный малый». |
Кто навязывает роль «человека подневольного» Бирюку? (Его помещик-крепостник)
Можно ли догадаться о том, как закончится рассказ?
Почему Бирюк не сразу отпускает мужика? Какие фразы нам помогают догадаться о том, что Бирюку мешает рассказчик-охотник? («Я бы его для вашей милости, в чуланчик запер, да, вишь, засов…». «…Сиди смирно, а то у меня, знаешь? Не видишь, что ли , барина?»)
Докажите, что принятие героем решения характеризует его как сильную личность, отстаивающую свою жизненную позицию.(И.С.Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия (быть лесником – это единственный источник доходов, чтобы прокормить детей и себя) пытается остаться человеком: он понимает безысходность положения крестьянина (либо воровать, либо умереть с голода), и поэтому отпускает его).
Дом.задание: 1.Вспомните, были ли в вашей жизни ситуации, когда вам навязывали роль, которая не соответствовала вашей жизненной позиции. Как вы поступали в этом случае? При желании можете написать об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/02/picture-77133-1664714476.jpg)
Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»
laquo;Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188290-1359137790.jpg)
Сценарий постановки по рассказу О\'Генри "Коловращение жизни" (на английском языке)
Сценарий разработан на основе рассказа О\'Генри "Коловращение жизни". Постановка требует минимум декораций: стол, три стула, свеча с подсвечником, молоточек судьи, и так далее, всё это перечислено в по...
Сценарий спектакля по рассказу В.М. Шукшина «Одни»
Сценарий поможет подготовить постановку для школьного театра или конкурса....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/15/picture-405332-1392469846.jpg)
Сценарий драматизации по рассказу В. Осеевой "СЫНОВЬЯ"
Сценарий драматизации по рассказу В. Осеевой "СЫНОВЬЯ"...
Сценарий классного концерта «Рассказы о музыке»
Сценарий мероприятия для знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-492005-1570271089.jpg)
Сценарий урока литературы в 6 классе "В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой". Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга
Сценарий урока литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/12/picture-1484112-1694515401.jpg)
Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...