У войны не женское лицо
классный час по литературе

Внеклассное мероприятие по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе

(в рамках Недели русского языка и литературы)

"У войны не женское лицо"

Цели:

  • Образовательная: вызвать интерес к творческому наследию Ю.Друниной, О. Берггольц, С Алексиевич; понять, каково женское восприятие войны на примере их произведений.
  • Развивающая: способствовать развитию образного и критического мышления, развитию коммуникативных способностей, метапредметных компетенций.
  • Воспитательная: воспитывать патриотическое отношение к своей стране и благоговейное отношение к женщине.

Задачи: познакомить с творчеством женщин - поэтов-фронтовиков; вызвать эмоциональный отклик в учащихся, который пробудит в них чувство глубокого уважения к героической памяти военных лет.

Оборудование:

  1.  На столе, накрытом зеленым сукном - санитарная сумка, военная пилотка, на ней лежат красные гвоздики. Выставка книг по творчеству Ю.Друниной, О. Берггольц, С Алексиевич; на доске - эпиграф.
  2. Проектор, презентация с включением аудиозаписи стихотворений Друниной и Берггольц, фрагмента 7-ой серии документального фильма «У войны не женское лицо» С. Алексиевич.

Кто сказал, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ю. Друнина.

Ход мероприятия.

Часть 1

Ученик 1:

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтобы цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.

Учитель: Сегодня мы проводим внеклассный урок “У войны не женское лицо”. Это не просто урок, это урок-суд. Но суд необычный, т.к. на нём не будет защитников. Каждый из вас – обвинитель.

Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней - мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы.

Ведущий 1: В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из “снайперки”, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе…

Нам свидетельствует поэтесса Юлия Друнина - фронтовик, поэт, женщина с необычной судьбой… Кто же она?

( аудиозапись стихотворения «Я порою себя ощущаю связной …»)

Ее женский взгляд на войну выразились в строчках:

Кто сказал, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ведущий 2: Ю. Друнина принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтах Великой Отечественной войны. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Об этом она вспоминала так: «Когда началась война, я ни на минуту не сомневалась, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх “опоздать” погнал меня в военкомат уже 22 июня. Я была городской девчонкой, выросшей в интеллигентной семье, девочкой, которой до совершеннолетия не хватало целых двух лет. Поэтому сначала работала в госпитале, а потом рыла окопы. В первый день уже через полчаса на руках образовались кровавые мозоли… Спали в холодных сараях…»

(аудиозапись стихотворения «Стиснув зубы до хруста..»)

Ученик 2: 

Когда, упав на поле боя –

И не в стихах, а наяву, -

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра, -

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра. (И.Уткин)

Ведущий 2: Н.Старшинов, первый муж Ю. Друниной, тоже поэт-фронтовик, вспоминает: “Надо ещё подчеркнуть, кем на войне Юля была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнём приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжёлых раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, намучилась и насмотрелась”.

Ведущий 1: Ю. Друнина вспоминала: «В батальоне нас, девушек, было двое. Спали мы, подослав под себя одну шинель, ели из одного котелка – как тут не подружиться? Немного времени отпустила нам на дружбу война, но ведь даже по официальным меркам один день засчитывается за три… Я дружбу меряю окопной меркой”, - напишет она позднее.

Вместе с Юлией Друниной воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой она посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений - "Зинка".

( декламация стихотворения «Зинка»)

Ученик 2: В 1943 г. Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошел в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьезности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать – спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. В госпитале она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ученик 3: Позже рассказывала: " В госпитале впервые за всю войну потянуло к стихам. Впрочем, "потянуло" – не то слово. Просто кто-то невидимый диктовал мне строки, я их только записывала. Этот невидимый назывался Войной…"По статистике, среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 годов рождения к концу войны в живых осталось три процента".

В это трагическое число вошли и девушки. На войне они были наравне с мужчинами, поддерживая дух и спасая их в самые опасные минуты из-под огня. Они забывали свои слабости: всю жизнь Юлия боялась крови, при виде крови у нее кружилась голова, но до конца войны этого никто не заметил.

Ученик 4:

Могла ли, я простая санитарка,

Я, для которой бытом стала смерть,
Понять в бою, что никогда так ярко
Уже не будет жизнь моя гореть?
Могла ли знать в бреду окопных буден,
Что с той поры, как отгремит война,
Я никогда уже не буду людям
Необходима так и так нужна?

Ученик 5 : С последних дней Великой Отечественной войны до последних своих дней Юлия Друнина не могла оторваться от войны, и в стихах, даже пейзажных или любовных, то и дело возникали у неё многие подробности военных дней. Её постоянно тянуло в те места, где довелось протопать в солдатских сапогах с санитарной сумкой по заснеженным и разбитым дорогам, испытать все тяготы, которые выпали на долю пехоты, под обстрелами перевязывать и вытаскивать раненых из боя.

Нет, это не заслуга, а удача -
Стать девушке солдатом
на войне,
Когда б сложилась жизнь
моя иначе,
Как в День Победы стыдно
было б мне !...

Крымские астрономы Юлия и Николай Черных назвали одну из далеких планет Галактики именем Юлии Друниной. И когда вы смотрите в ночное небо, попробуйте найти эту планету: она заслужила вечную память о себе.

Часть 2

Учитель. Вторым свидетелем жестокости войны является Ольга Берггольц. Именно ей принадлежат слова, высеченные на памятниках погибшим: Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто. 

Ольга Федоровна Берггольц родилась в Петербурге в семье врача. В начале 1937 года ее обвиняют в связях с “врагами народа”, но, к счастью, реабилитируют в 1939 г. В годы войны она, подобно тысячам ленинградцев, стойко переживала блокаду и сумела выразить в стихах не только свои чувства, но и многих людей.

Ученик 1:

Мы предчувствовали полыхание
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыхание.
Родина! Возьми их у меня!
Я и в этот день не позабыла
Горьких лет гонения и зла,
Но в слепящей вспышке поняла:
Это не со мной- с тобою было,
Это Ты мужалась и ждала.
 

Ученик 2: О. Берггольц почти ежедневно выступала по радио, обращалась к жителям осажденного города. Ее негромкий певучий голос, в котором слилась боль, страдания и героизм защитников Ленинграда, говорил правду, ничего не сглаживая, не украшая. И вся страна знала, что Ленинград и в кольце блокады продолжает жить и бороться.

Ученик 3: Представьте себе огромную, метров в 60, нетопленную студию ленинградского радио. В центре ее стоит обыкновенная железная печка, и в ней потрескивают ножки разбитого стула. А перед микрофоном, подстриженная под мальчика, стоит молодая женщина. Это – О. Берггольц собирается говорить с Ленинградом.

(звучит аудиозапись голоса О. Берггольц - “Второе письмо на Каму”)

Учитель: Чем больше сгущалась опасность, нависшая над городом, тем ближе была О. Берггольц к своим читателям. Ее стихи – настоящий блокадный дневник.

Ученик 4 (из поэмы “Твой путь”):

…И на Литейном был источник.
Трубу прорвав, подземная вода
Однажды с воплем вырвалась из почвы
И поплыла, смерзаясь в глыбы льда.
Вода плыла, гремя и коченея,
И люди к стенам жались перед нею.
Но вдруг один, устав пережидать, –
Наперерез пошел по корке льда,
Ожесточась, пошел, но не прорвался,
И, сбит волной, свалился на ходу,
И вмерз в поток, и так лежать остался,
Здесь на Литейном, видный всем, – во льду.
А люди утром прорубь продолбили
Невдалеке и длинною чредой
К его прозрачной ледяной могиле
До марта приходили за водой.
Тому, кому пришлось когда-нибудь
Ходить сюда, – не говори: “Забудь”.
Я знаю все. Я тоже там была,
Я ту же воду жгучую брала…
 

Ученик 5 : 18 января 1943г. люди услышали, наконец, по радио: “Ленинградцы! Блокада прорвана. Поздравляем вас, дорогие! Мы соединились со всей страной. Мы вздохнем теперь полной грудью и, как никогда, уверены, что недалека теперь окончательная победа над фашизмом”. 

Розы растут на братских могилах Пискаревского кладбища. Полмиллиона ленинградцев покоится здесь! Идут на кладбище поклониться праху героев люди... Горит вечный огонь.

Учитель: Из воспоминаний О.Берггольц: “Когда Ленинградский Совет депутатов трудящихся предложил мне сделать надпись на Пискаревском кладбище это предложение испугало меня. Но архитектор Левинсон сказал мне как-то: “Поедемте на кладбище”. Был ненастно. Там была гранитная стена, стояла женщина с дубовым венком в руках. Невыносимое чувство печали, скорби, настигли меня в ту минуту, когда я шла по этой страшной земле, к этой еще слепой и безгласной стене. Но ведь кто-то должен был дать ей это – слова и голос. И вдруг подумала, что нельзя сказать проще и определенней, чем:

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто. 

Ученик 6: ( читает на фоне слайда - фотографии Пискаревского кладбища)

Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы…
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции,

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем:
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт, и ничто не забыто!”

Ученик 1: “Здесь оставлено сердце мое”, – писала О. Берггольц о своем городе. Ее голос был голосом Ленинграда. Он дарил людям надежду, помогая им жить и бороться.

( просмотр видеоролика об открытии музея памяти О.Берггольц в Санкт-Петербурге)

(стихотворение С. Давыдова “Осень на Пискаревском»)

Проливная пора в зените,
Дачный лес почернел и гол.
Стынет памятник
На граните –
Горевые слова Берггольц.

Ученик 2: Я обвиняю войну в том, что она забрала жизни миллионов людей.

Часть 3

Ученик 1: Маршал Советского Союза А.И. Ерёменко писал: “Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы”. Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. О том, кто же они, эти девчонки, которые в сорок первом уходили с отступающими частями, осаждали военкоматы, всеми правдами и полудетскими неправдами прибавляли себе год-два, рвались на фронт, свидетельствует белорусская писательница Светлана Алексиевич своей повестью “ У войны не женское лицо”.

Учитель: Светлана Алексиевич родилась в Белорусии через три года после Победы над фашизмом. Она не участвовала в войне. Но жила среди тех, кто хлебнул горькое лихолетье сполна. Решила, что должна написать книгу – воспоминания фронтовиков. Долго искала жанр, который бы отвечал тому, как она видит мир. Выбрала жанр человеческих голосов: « Каждую свою книгу я пишу четыре-семь лет, встречаюсь и разговариваю, записываю 500-700 человек. Моя хроника охватывает десятки поколений. И я хотела оставить рассказы самих свидетелей и участников».

Ведущий 1. "У войны не женское лицо" - опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.

На самой страшной войне двадцатого века женщине пришлось стать солдатом. Все воспоминания героинь Светланы Алексиевич говорят о жестокости войны, о её губительности для человеческих судеб. Женщина создана Богом для того, чтобы дарить жизнь, а не убивать. А они убивали.

Я обвиняю войну в том, что она разрушила мирную жизнь людей, их мечты, надежды… заставила женщин делать то, что не свойственно им по самой природе – убивать.

Ученик 2: В книге "У войны не женское лицо" женщины рассказывают о войне, о которой мужчины нам не рассказали. Мужчины говорили о подвигах, о движении фронтов и военачальниках, а женщины говорили о другом – как страшно первый раз убить.. .или идти после боя по полю, где лежат убитые. Они лежат рассыпанные, как картошка. Все молодые, и жалко всех – и немцев, и своих русских солдат.
После войны у женщин была еще одна война. Они прятали свои военные книжки, справки о ранениях – потому что надо было снова научиться улыбаться, ходить на высоких каблуках и выходить замуж.

Ведущий 2: Война считается мужским занятием практически в любой культуре. Становясь военными, женщины принимают на себя мужскую роль. Одна из фронтовичек замечает, что желание мстить врагу - не мужское дело, но человеческое.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут. Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать.

Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой. Переход к мирной жизни был также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

Ведущий 1: В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними.

Ученик 3: (из Рассказа 1)

"Вернулась, и все надо было начинать сначала. В туфлях училась ходить, на фронте же три года в сапогах. Мы привыкли к ремням, подтянутые, казалось, что теперь одежда на нас мешком висит, неловко как-то себя чувствуешь. Мы юбок не признавали, все в брюках, вечером их постираешь, под себя положишь, ляжешь, считай, выутюженные. Правда, не совсем сухие. Выйдешь на мороз, коркой покроются.

Привыкли: паек, на всем государственном, и приходишь в хлебный магазин, берешь хлеб, сколько тебе нужно, и забываешь расплатиться. Продавщица, она уже тебя знает, понимает, в чем дело, и стесняется напомнить, а ты не заплатила, взяла и пошла. Потом тебе уже совестно, на другой день идешь, извиняешься, берешь что-то другое и расплачиваешься за все сразу. Продавцы не обижались на нас, они уже знали..."

( просмотр видеофрагмента из 7-й серии д/ф «У войны не женское лицо» С Алексиевич: воспоминания Ольги Яковлевны Омельченко, санинструктора стрелковой роты)

Учитель: Я обвиняю войну в том, что она калечила человеческие судьбы.

Ученик 4 : Вторая книга Светланы Алексиевич – "Последние свидетели" (100 недетских рассказов)
Воспоминания тех, кому в войну было 7-12 лет. О войне говорят дети. Не политики, не солдаты и не историки. Самые беспристрастные свидетели. Война, увиденная детскими глазами еще страшнее...

Ученик 5: Третья книга – "Цинковые мальчики"
Книга о войне, которая была неизвестна и спрятана от собственного народа – о войне советских войск в Афганистане.
Светланы Алексиевич как-то призналась: « Меня часто спрашивали: почему столько книг о войне? Вы – женщина, а о войне обычно пишут мужчины? Потому что у нас не было другой истории, вся наша история – военная».

Ведущий 2: Мы прослушали свидетельские показания героев произведений о войне. Алесь Адамович, белорусский писатель, писал: “…В произведениях, о которых мы сегодня говорим, война раскрывается через чувства и образы женщин. Это не случайно: мужчины и женщины по-разному воспринимают войну.”

У войны не женское лицо.

Свидетельские показания героинь произведений – предостережение и обвинение тем, кто развязывает войну. Войне говорят “нет!” матери, жёны, сёстры, дочери.

Учитель читает стихотворение Ю. Друниной

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! — Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

Рефлексия (ребята делятся впечатлениями об услышанном: что запомнилось, потрясло; знакомятся с книжной выставкой).

Библиографический список

1. Берггольц О. Стихотворения, поэмы. М.: ИД Комсомольская правда, 2013.-239 с.: ил. – (Серия «Великие поэты»).

2. Друнина Ю. Избранное. В двух томах. М.: Художественная литература, 1981 .

3. Шишкина Е.А. Вечер поэзии Юлии Друниной / Е.А. Шишкина //Литература в школе. 2001. №3.

4. Алексиевич С. У войны не женское лицо. Последние свидетели. М.: Советский писатель. 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Забытая война 1914-1918 годов... "У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО"

   Прошло 100 лет после начала Первой мировой войны...Много это или мало? О ком и что нужно помнить человечеству для того, чтобы война не была забыта? Наш хрупкую планету постоянно бе...

Женщина на войне… (По книге С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

Познакомить с созданием книги С.Алексиевич, показать правду о героизме и мужестве женщин на войне, способствовать творческому осмыслению произведения, воспитывать человечность в человеке....

Сценарий конкурса чтецов на тему «У войны - не женское лицо, у войны - не детское начало!»

Женщина и война. Дети отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в перв...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо".

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, "У войны не женское лицо"....