Внеурочная деятельность "Риторика" 8 класс
элективный курс по русскому языку (8 класс)

Антонова Ольга Васильевна

Внеурочная деятельность позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся,  развивает содержание базисного курса русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ritorika_8_klass.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Риторика»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО - Югры в направлении 4 раскрывается необходимость формирования у учащихся личностного отношения к формированию культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2021 года обозначен приоритет повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников на основе компетентностного подхода и индивидуализации образования.

В образовательной программе МАОУ СОШ № 7 сформулирована миссия школы: создание оптимальных условий для развития потенциала обучающихся, получения доступного качественного и конкурентно-способного образования в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями.

Внеурочная деятельность позволяет более последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, способствует эффективному и творческому развитию речевой культуры учащихся,  развивает содержание базисного курса русского языка, изучение которого в школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ОГЭ, тестирования по этому предмету на повышенном и высоком уровне. В отдельных разделах она ориентирована на расширение Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку на профильном уровне, направленного в первую очередь на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Осуществляемая внеурочная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, - создает условия для профессиональной подготовки и социально-психологической адаптации. Внеурочная деятельность способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора, так как вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.

На этой ступени российского образования происходит:

  1. Формирование личности как гражданина государства;
  2. Приобщение школьников к участию в социальных процессах;
  3. Усвоение более глубоких знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и трудовой деятельности;
  4. Самореализация и самоопределение школьника.

Актуальность. Культура речи - умение правильно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое стилистически оправданное решение.  Данная программа внеурочной деятельности «Риторика» связана с современным русским языком, являющимся базой для изучения норм литературного языка на всех его уровнях.  Особое внимание уделяется образованию определенных форм слов и качеству идеальной речи. Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащиеся смогут применить при подготовке к Итоговому Собеседованию и ОГЭ в 9 классе. Курс поможет учащимся усвоить основные базовые знания по культуре речи, ключевые понятия (литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические), расширить знания о качестве идеальной речи.

Общая характеристика курса «Риторика»

Цель курса:

  • познакомить учащихся с коммуникативными качествами речи и тенденциями развития языка;
  • пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;
  • помочь учащимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • способствовать овладению учащимися исследовательско-экспериментальными способами в познавательном процессе.

Задачи курса:

  • составить целостное представление о проблемах культуры речи русского языка;
  • расширить знания по основным вопросам культуры речи;
  • помочь учащимся осознанно овладеть нормами русского литературного языка;
  • выработать навыки правильного употребления литературных норм русского языка;
  • дополнить и расширить стандартные знания по культуре речи;
  • подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.

В данной программе можно выделить два смысловых блока:

– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической Риторике называлось общей риторикой;

– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».

Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое и называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить.

Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения:

знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.

Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы стремились отобрать и сделать предметом обучения в школе наиболее употребительные в современной жизни речевые жанры. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.

Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.

В программу 8 класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются на примере конкретных речевых жанров.

Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;

– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д., например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.

Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

–вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Предлагаемая программой самостоятельная, творческая деятельность учащихся, которая носит поисковый характер, способствует развитию самообразовательных умений и навыков. Показателями успешного освоения программы можно считать заинтересованность школьников, их увлеченность работой, проявлению инициативы в выполнении предложенных заданий.

Материал предложенного курса выходит за пределы базового уровня знаний учащихся по предмету.

Место курса «Риторика» в базисном учебном плане

Программа курса «Риторика» реализуется в рамках предпрофильной подготовки.

Сроки реализации программы: 1год.

Программа рассчитана: на возраст 14-15 лет (учащиеся 8 класса), количество детей в группе- 15 человек, к занятиям допускаются обучающиеся независимо от их уровня подготовленности.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут.

Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся в течение всего учебного года.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:  

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Метод контроля;
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Исследовательский;
  • Творческий

Организацию самостоятельной деятельности учащихся:

  •   приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  •   закрепление и уточнение знаний;
  •   выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  •  формирование умений и навыков практического характера;
  •  формирование творческого характера, умения применять знания в различных   ситуациях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса

В результате изучения курса «Риторика» получают развитие предметные, личностные, метапредметные универсальные учебные действия, составляющие основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, решению личностно и социально значимых проблем, способности к сотрудничеству и коммуникации.

Личностные результаты:

1) формирование готовности и способности к выбору направления профильного образования;

2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) критичность мышления, инициатива, улучшение качества устной речи;

Метапредметные результаты:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

2) формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание текста;

3) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

4) формирование умений работать в группе, вести дискуссию.

Предметные результаты:

1)развитие познавательного интереса школьников к проблемам культуры речи;

2) расширяет кругозор и углубляет знания в области культуры речи;

3)развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли, проводить классификации, логические обоснования; владеть теоретическим материалом.

Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

  • Нормы языка, умение правильной точной, логической, уместной и выразительной речи;
  • Языковые нормы;
  • Орфоэпические нормы;
  • Акцентологические нормы;
  • Лексические нормы;
  • Морфологические нормы;
  • Словообразовательные нормы;
  • Стилистические нормы.

уметь:

  • Создавать тексты, по опорным словам, для чтения вслух;
  •  Поиск печатного материала для чтения в газетах, журналах;
  •  Составлять кроссворды тестов с ключами;
  •  Составлять деформированные тексты для поиска ошибок;
  • Составлять развернутый план сообщения, выделять тезисы, конспектировать, готовить рефераты.

использовать на практике: выступление учащихся с докладами, умение редактировать тексты, написание рецензий, умение вести деловые игры, дискуссии, работа по проектной деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

Курс риторики в школе – сугубо практический.

Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. Безусловно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако, на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий (пишущий);

• что хотел сказать (написать);

• что сказал (написал) ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР,

но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную. Приведем некоторые формулировки заданий для риторического анализа:

• восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;

• каким ты представляешь себе по тексту задания личность коммуниканта;

• что ты можешь сказать об авторе этого речевого произведения;

• являются ли условия риторической задачи достаточными для ее решения;

• может ли быть несколько правильных решений этой задачи;

• какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить его коммуникативные намерения.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

– кто говорит

– пишет (адресант);

– почему (причина, мотив);

– для чего, зачем (задача высказывания);

– что

– о чем (содержание высказывания);

– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

– когда (время, когда происходит общение,

– сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую роль) и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.

В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.

Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах  Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение  учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы  оно было эффективным.

Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме риторических игр.

Многолетний опыт работы словесников, его низкая результативность убеждает, что развитие речи (включающее работу по культуре речи) как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает основной задачи риторики.

Эта задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.  

Риторические умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение

У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.

У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.

Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

Виды общения

У–1. Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).

У–1.Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное. Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

У–1. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.

У–2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.

Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты.

Спор, но не ссора.

У–2. Вести этикетный диалог.

Этикетные диалоги.

Речевая деятельность

У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.

У–1. Определять вид слушания и приемы слушания.

У–1. Критически оценивать слушание собеседников.

Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки.

Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.

У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке.

У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.

Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.

У–1. Находить коммуникативные недочеты.

У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.

У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.

У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)

У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.

У–2. Распределять дыхание.

Голос, каким он может быть.

У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.

У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.

Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.

Качества речи

У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.

Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка.

У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи.

У–1. Определять коэффициент лексического богатства речи.

У–1. Определять нарушения в точности речи

Нормативные словари. Ортология.

Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности.

Речевые жанры

У–1. Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.

Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы.

У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и

краткого).

У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.

У–2. Составлять объявления устные и письменные.

Речь деловая. Объявление устное и письменное.

У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их.

Речь художественная. Сказочные истории.

У–2. Рассказывать о случаях.

Речь разговорная. Рассказ о себе.

Содержание курса «Риторика» (в табличной форме)

Общение

Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию):

1) изобретение;

2) расположение;

3) выражение;

4) запоминание;

5) произнесение.

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки.

Причины коммуникативных неудач и ошибок.

Развитие самоконтроля

Виды общения

Контактное – дистантное общение, их особенности.

Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь.

Несловесные средства

Послушаем свой голос.

Голосовой сценарий.

Составляем для себя голосовой сценарий.

Несловесные средства

Поза, ее коммуникативное значение.

«Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинах.

Молчание – золото?

Устная речь

Особенности устной речи.

Ситуативность, избыточность.

Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д.

Приемы подготовки.

Учимся отвечать

Инструктивная речь.

Сравнительная характеристика.

Группировка и классификация (обобщающее высказывание)

Качества речи

Качества речи.

Выразительная речь

Учимся читать учебную литературу

Выписки. Приемы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста.

Реферативное сообщение.

Реферат (письменный).

Риторика уважения

Утешение.

Редактирование

Лингвистические словари.

Словарная статья.

Речевые жанры  

Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).

Отчет о работе кружка.

Автобиография.

Протокол.

Публичная речь

Информационная речь: ее разновидности.

Учимся спорить

Способы доказательств.

Как строится аргументативный текст.

Выражение согласия.

Констатация сказанного оппонентом.

Культура выражения несогласия.

Вторичные тексты

Инсценировка

Необычные (поликодовые) тексты

История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией.

Прецедентные тексты

Понятие о прецедентных текстах

Бытовые жанры

Характеристика.

Похвальное торжественное слово.

Застольное слово.

Газетные жанры

Портретный очерк, его особенности.

Учебно-тематический план

№ п\п

Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

ОБЩЕНИЕ (3ч)

1.

Что такое коммуникационная помеха.

1

2

Причины Коммуникационных ошибок.

1

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

3

Общение контактное-дистантное.

1

ПОДГОТОВЛЕННАЯ И НЕПОДГОТОВЛЕННАЯ УСТНАЯ РЕЧЬ (2 ч)

4

Неподготовленная и частично подготовленная устная речь.

1

5

Приемы подготовки устной речи.

1

НЕ ТОЛЬКО ЖЕСТЫ, МИМИКА, НО И ПОЗА (1 ч)

6

«Говорящие» жесты, мимика и позы на рисунках и картинках.

1

МОЛЧАНИЕ – ЗОЛОТО (4 ч)

7

Удивительное средство.

1

УЧИМСЯ ОТВЕЧАТЬ

8

Сравнительно-сопоставительные слова.

1

9

Инструктивная речь.

1

10

Группируем и классифицируем – приводим знания в систему.

1

КАЧЕСТВА РЕЧИ (4 ч)

11

Выразительность – особое качество речи.

1

12

Такая разная выразительность.

1

УТЕШЕНИЕ

13

Виды утешений.

1

14

Речевые формулы утешений.

1

ЧИТАЕМ – УСВАИВАЕМ ИНФОРМАЦИЮ (7 ч)

15

Тезисы, конспекты.

1

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТА

16

Изобретение. Расположение. Выражение.

1

17

Риторические фигуры.

1

УЧИМСЯ СПОРИТЬ

18

Способы доказательства.

1

19

Как построить аргументативный текст.

1

ИНСЦЕНИРОВКА

20

Что такое инсценировка.

1

21

Структурные части инсценировки.

1

ЛИЧНОЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО (5 ч)

22

Особенности личных официальных писем.

1

23

Структура официального письма.

1

24

Речевые формулы.

1

ДЕЛОВЫЕ ЖАНРЫ

25

Отчет о работе. Протокол.

1

26

Рецензия на новую книгу для младших школьников.

1

КОМПЛИМЕНТ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР – «КРИСТАЛЛ» ПОХВАЛЬНОГО СЛОВА (6 ч)

27

Предметы комплимента.

1

ЗАСТОЛЬНОЕ СЛОВО

28

Признаки тоста. Произносим тосты.

1

ГАЗЕТНЫЕ ЖАНРЫ

29

Портретный очерк.

1

30

Основы портретного очерка.

1

31

Этапы работы над очерком.

1

ТЕКСТЫ «С ЧУЖОГО ГОЛОСА»

32

Новая жизнь старых слов.

1

БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ (3 ч)

33

Биография и автобиография.

1

34

Биографический рассказ.

1

35

Поиски своего пути.

1

Итого

35 часов

Технические средства обучения

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Документ – камера.

Современные образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникативная технология;
  • Технология развития критического мышления;
  • Проектная деятельность;
  • Здоровьесберегающая технология;
  • Кейс – технология;
  • Технология проблемного обучения.

Система оценки достижения планируемых результатов

Для определения успешности учащихся используются интерактивные тесты и тренажеры с выставлением оценки или баллов. Ученики работают в индивидуальном темпе. Обоснованность выбора: возможность индивидуализировать образовательный процесс, применять тесты разного уровня сложности. В связи с ведением ФГОС такая система позволяет мгновенно оценить работу, проследить и внести корректировки в индивидуальный маршрут каждого учащегося. Систематическое применение интерактивных тестов и тренажеров можно проводить как в начале занятия (для оценки фоновых знаний учеников), так и после изучения текущей темы.

Применение комплексного блока - контроля, позволяет сделать контроль знаний объективным.

Комплексный блок контроля

Виды контроля

и проверки знаний

Оценка

индивидуального контроля

Принципиальный

подход

1.Контроль    учителя

- электронный учебник «Подготовка к ОГЭ»;

- тренажеры в PowerPoint;

-интерактивные       тесты в MicrosoftExcel;

- задания на соотнесения;

- найти ошибку

в тексте;

- продолжить фразу.

- творческая    деятельность обучающихся в момент ее проявления;

- творческая деятельность обучающихся по ее результатам.

- проверка достижения уровня обязательной подготовки;

- проверка достижения на повышенном уровне.

2.Самоконтроль опосредованный

(технические средства контроля

3.Самоконтроль     (внутренний)

4.Взаимоконтроль (машинный)

Одним из методов оценки личностных результатов, обучающихся является оценка личностного прогресса обучающегося с помощью портфолио.

Ученик получает зачет при условии выполнения 75-100% предложенных заданий. В задания входят – письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы. Дополнительные баллы ученик получает за:

  1. Использование Интернет технологий;
  2. Выполнение заданий сверх обязательного минимума;
  3. Защита проекта в школе или за ее пределами.

Итоговая оценка (зачет/ незачет) ставится по результатам публичной защиты проекта. Оценка достижений планируемых результатов осуществляется в ходе выполнения учащегося практических работ и защиты итоговой работы на последнем занятии.  Учащиеся должны продемонстрировать знания особенностей норм литературного языка.

Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получают знания, которые будут необходимы при подготовке к экзаменам, расширят кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

  1. Предусматривает развитие образовательной среды школы  

Изучение программы предусматривает развитие образовательной среды школы через создание условий для выявления и развития разносторонних способностей детей и подростков, стимулирование самостоятельной научно-поисковой деятельности, развитие учительского потенциала, стимулирование его потребностей к саморазвитию. Развитие образовательной среды школы в указанном направлении обеспечивается соответствием характера инновационных процессов в образовании особенностям социальной среды, социального заказа. Значительное внимание в связи с этим уделяется личностно ориентированному образованию учащихся как особому средству раскрытия сущностных сил ученика, его способностей, обретения им своего места в культурном, социальном, политическом, экономическом пространстве.

Важнейшими средствами развития образовательной среды выступают технологии обучения. Наибольшее распространение в практике получила проектная деятельность. Данная технология развивает способность критического мышления, в том числе критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных данных, формирует способность к самообучению. Проектная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, способствует повышению активности учеников, способствует повышению конкурентоспособности личности. Проектная деятельность как убедительно продемонстрировало наше исследование, способна стать средством развития образовательной среды.

Также она предусматривает привлечение социальных партнеров в лице: Когалымской типографии, издательства газеты «Когалымский вестник». Посещение Малого театра.

Описание учебно – методического обеспечения курса

(перечень современных учебных материалов)

  1. Риторика. 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, 2014
  2. Риторика 8-й класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс, 2014
  3. Антонова, Л.Г. Развитие речи Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Г. Антонова. - М.: Академия развития, 2015
  4. Апресян, Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - Москва: СПб. [и др.],2015
  5. Вагапова, Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.Х. Вагапова. - М.: Феникс, Цитадель-трейд,2014
  6. Голуэй, Терри Слова, изменившие мир (эксклюзивное подарочное издание) / Терри Голуэй. - М.: Эксмо, 2014
  7. Гопиус, К. Сила убеждения / К. Гопиус. - Москва: Гостехиздат, 2016
  8. Сарабьян, Эльвира Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского / Эльвира Сарабьян. - М.: "Издательство АСТ", 2015
  9. Полито, Рейналдо Как говорить правильно и без стеснения: моногр. / Рейналдо Полито. - Москва: СПб. [и др.], 2014
  10. Сарабьян, Эльвира Научитесь говорить так, чтобы вас услышали. 245 простых упражнений по системе Станиславского / Эльвира Сарабьян. - М.: "Издательство АСТ", 2015
  11. Шипунов, Сергей Харизматичный оратор. Руководство по курсу "Словесная импровизация": моногр. / Сергей Шипунов. - Москва: Гостехиздат, 2014

Информационные средства

1.Орфоэпический словарь Аванесова https://povto.ru/russkie/slovari/orfoepicheskie/avanesov/orfoepicheskij-avanesov-1988_0021.htm     

2.Орфоэпический словарь  И.Л.Резниченко https://povto.ru/russkie/slovari/orfoepicheskie/reznichenko/orfoepicheskij-slovar-reznichenko_0017.htm     

3. Словарь  русского  словесного  ударения  М.В. Зарва https://povto.ru/russkie/slovari/orfoepicheskie/zarva/russkoe-slovesnoe-udarenie-slovar-zarva_0021.htm 

4. Словарь трудностей русского языка Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.

https://povto.ru/russkie/slovari/trudnostei/slovar-trudnostei-russkogo-yazyka_0018.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...