"Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И.Носова "Кукла"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Хабирова Гульнара Хикметулловна

Конспект урока по литературе в 7 классе. АООП для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt22kukla22.doc60.5 КБ
Файл prezentatsiya22kukla22.odp1 МБ
Файл kartochki_dlya_uchitelya.odt36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

по литературе

в 7 классе

(АООП для детей с задержкой психического развития»

2019-2020 учебный год

Учитель русского языка

и литературы

Хабирова Г.Х.

2020 г.

Тема урока: Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И.Носова «Кукла»

Цели урока:

образовательные: выяснить нравственный смысл рассказа Е.Носова «Кукла»; показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

развивающие: уметь самостоятельно делать выводы об авторской позиции; сравнивать эпизоды, аргументировать свою точку зрения;

воспитательные: формировать понимание поступков, мотивов поведения людей; воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла современной жизни; бережное отношение к природе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомиться с рассказом Е. И. Носова «Кукла», который напоминает людям о заботливом отношении к природе, о губительности равнодушия в жизни, об истинных и мнимых ценностях.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в тексте; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать и использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника;

регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и в паре; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе.

Методические приемы: чтение текста, работа  с текстом, словарная работа, аналитическая беседа, кластер, синквейн.

Оборудование: компьютер,  учебник, опорные листы, раздаточный материал, тест

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация.            

Обратите внимание, пожалуйста, на эпиграф к сегодняшнему уроку.

Самый большой грех по отношению

 к ближнему -  равнодушие;

вот истинно вершина бесчеловечности.

Джордж Бернард Шоу.

Подчеркните главное слово (равнодушие)

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? ( о равнодушии; о добром, сердечном отношении друг к другу, к окружающему нас миру) И поможет нам в этом рассказ Евгения Ивановича Носова “Кукла”.

Давайте составим кластер (Кукла - игрушка, радость, дети, любовь, доброта, красота, забота, человек)

Значение слова Кукла в словаре Ожегова - Детская игрушка в виде фигурки человека.

Что общего у куклы и человека- внешность. Внешняя красота, говорят, красивый как кукла.  Что отличает — душа.  Значит у человека есть и внутренняя красота. И мы сегодня будем говорить о качествах, раскрывающих внутреннюю духовную красоту)

А какие цели поставим перед собой? (проанализировать рассказ “Кукла”; выделить проблемы поднятые автором в рассказе)

3. Работа над названием и содержанием рассказа.

С чего начинается рассказ? (с описания природы)

Почему автор начинает рассказ с описания природы? 

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

Задание: Зачитаем начало рассказа

В не так далекое время любил я наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от дома. В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом...

Как изображена река в прочитанном отрывке? (загрязненная бутылками, мусором, щепками, пенопластом, водорослями)

Найдите слова, передающие эмоции, ощущения автора. Но несмотря на весь хлам и мусор река Сейм, которую описывает автор, полноводная, в ней еще водится рыба.

 

Через некоторое время автор вновь оказался у реки и не узнал ее.

 Найдите в тексте этот отрывок. (Поехал и не узнал реки.  Русло сузилось, затравенело , чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи.)

 Что произошло с рекой? (Река обмелела, затравенела, сузилась)

 Почему такие ужасные изменения произошли с рекой и природой в целом?  (люди мусорят, загрязняют природу, заиливают речку, убивают рыбу и других обитателей водоема )

 Согласитесь, перемена разительная. Мощная, бурная река превратилась в заболоченную речушку.

 - На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым?  (экологическая проблему; проблема бездушного и безответственного отношения человека к природе)

«Проблема 1. Бездушное, безответственное отношение человека к природе» 

Кто виноват в трагическом состоянии природы? (люди)

Почему люди? Какие они? (Люди стали жестокими и бессердечными).

О какой еще жестокости повествует Носов в рассказе? (о глумлении над куклой)

 (об издевательстве)

Зачитайте описание куклы.

В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось, тоже было истыкано сигаретой. 

С кем при описании сравнивает  Носов куклу?

(Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

- Какое чувство вызывает этот отрывок? (страх, жалость, возмущение)

- А вам доводилось видеть такую картину в жизни?  Как вы относитесь к этому?  

Кого из героев волнует эта трагедия? (Акимыча)

 Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

 («Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

Расскажите об Акимыче. (Рассказчик говорит о том, как он познакомился с Акимычем, как много их объединяет.«На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз доводилось коротать летние ночи. Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он в Углич».
«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело: теперь, спустя десятилетия, разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы трубочкой. Так длилось несколько минут, после чего он глубоко, шумно вздыхал, поднимая при этом острые, худые плечи, и холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо».)

  • На этом этапе урока будет уместно вспомнить (или прочитать) биографию Е.И. Носова (учебник-хрестоматия) и обратить внимание на его отношение к Великой Отечественной войне. Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, некоторое время получал пособие как инвалид.

  Ребята, взгляните на иллюстрацию..

Кто изображен на рисунке? (Акимыч)

Вглядитесь в его лицо и позу. Что они выражают? (лицо напряженное, опирается на черенок от лопаты, сутулится; иллюстрация выражает озабоченность, грусть, тоску, скорбь, печаль)

Какой момент рассказа изображен на данной иллюстрации? (эпизод, когда Акимы увидел, что в придорожном кювете лежит изуродованная кукла)

Вы правы, ребята, Акимыч – человек, прошедший войну, повидавший немало жестокости и насилия, он очень огорчен увиденным и недоумевает, как же так люди могли надругаться над куклой. Герой размышляет, какие люди могли совершить такой отвратительный поступок.

Как это объясняет Акимыч? Зачитайте.

(ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла.  Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)

Из рассказа Акимыча мы узнаем, кто проходит мимо куклы.  Назовите, кто?

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером — из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!., 
        Акимыч вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной его окаменелостью, а губы сами собой вытянулись трубочкой, будто в них застряло и застыло что-то невысказанное.

Что может вынести детство из этих картин жизни? (равнодушие и безразличие)

Проблема 2:  Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»

Как называют человека, который не хочет замечать зло? (равнодушный)  А как вы понимаете, что такое равнодушие? Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему

Чья безучастность поражает больше всего Акимыча. Почему? ( Безучастность учителей. « Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» - с горечью восклицает герой.          Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия?    (Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).   К чему может привести равнодушие?    (к проявлению зла, жестокости и даже к преступлению)   О чем больше всего горюет герой? (Прежде всего, о людях, потерявших ценность человеческой жизни).

-Что намерен сделать Акимыч с куклой? (похоронить)

Выразительное чтение учителя . Он сутуло, согбенно перешагнул кювет и там, на пустыре, за поворотом школьной ограды, возле большого лопуха с листьями, похожими на слоновые уши, принялся копать яму, предварительно наметив лопатой ее продолговатые контуры. Ростом кукла была не более метра, но Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он все так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил кукле трусишки, сложил ее руки вдоль туловища и
опустил в сырую глубину ямы, Сверху прикрыл ее остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату. И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью: --- Всего не закопать...

- Как вы понимаете слова Акимыча: «Всего не закопать...»? Зла много, в одиночку с ним не справиться)

Какие мысли спрятаны за многоточием? К чему призывает нас автор? (много на земле равнодушных и жестоких людей, автор призывает читателей к тому, чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие, черствость и были более отзывчивыми на проблемы других людей)

Акимыч – один в поле не воин, он должен быть в каждом из нас, а мы должны нести ответственность за свои поступки и подавать пример другим.

Так кто же должен бороться со злом? (все люди)

...если ты слеп, душа твоя глуха!..

О физической или духовной слепоте говорит нам Носов? (о духовной, о нежелании видеть проблемы человеческих взаимоотношений)

Ребята, мы сегодня с вами размышляли над очень важными и серьезными нравственными проблемами. Мне важно узнать, как вы поняли рассказ Е. И. Носова. Для этого я предлагаю вам составить синквейн.

 

 Как же составить синквейн? 

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Составьте синквейн.

Кукла

Брошенная, одинокая

Лежит, плачет, стонет

Люди жестоко отнеслись к игрушке

Человек

Вывод:

Подводя итог нашего сегодняшнего урока хочется отметить то, что война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: прекрасную природу, любимое дело, человеческие поступки. Война давно закончилась. И видеть смерть реки, куклы, человека  Акимычу невыносимо.  Больше всего возмущает Акимыча, что никто вокруг не бьет тревогу:  «А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... ..

Пословицы.

Вопрос: можно ли жить по такому принципу?

Никогда не говорите «мне все равно». Не надо стремиться афишировать свое равнодушие.

Это не показатель Вашей независимости. Что Вы чувствуете, когда Вам говорят «мне все равно»?  Становится пусто и холодно внутри. Вы ёжитесь и протестуете. Чаще всего, про себя… Ведь собеседнику… «все равно»… Всего каких-то два слова, а как глубоко проникают они в душу. Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом — суть бесчеловечности. А бесчеловечность влечёт за собой преступное отношение к людям, природе.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Так и в произведение Евгения Носова равнодушие стало причиной , погубившей внутреннюю красоту людей, их духовность.  У вас в опорных листах есть начала предложений, продолжите их.

  • Самое главное в жизни….
  • Нельзя прожить без…
  • На уроке  я задумался о…
  • В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…

                   

Резерв. Тест.

Хочется верить, что урок доброты, преподнесенный Акимычем  и Е.И.Носовым, вы будете помнить всю жизнь , где бы вы ни находились, что бы вы ни делали, сколько бы лет вам ни было. И тогда, несмотря ни на что, ваша жизнь будет намного интереснее, содержательнее, добрее. 

Оцените  свою работу на уроке и выставьте оценку в  опорном листе. Сравните с оценкой, которую вы хотели получить, когда готовились к уроку. Достигли ли вы вашей цели?

5. Домашнее задание

 БУ:Написать письмо людям от имени куклы

ПУ:Напишите небольшое сочинение-рассуждение «Как вы понимаете слова: « Всего не закопать»

Творческое задание: Подготовьте развернутый ответ на вопрос: «Делаете ли вы что-либо (Что Вы можете сделать для того), чтобы природа вашего города стала краше?»



Е.И.Носов. «Кукла» Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе.

                                                      Самый большой грех по отношению

 к ближнему - не ненависть, а равнодушие;

вот истинно вершина бесчеловечности.

Джордж Бернард Шоу.

Проблема 1: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблема 2: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СИНКВЕЙН.

1. Акимыч

1.Кукла

2. Неравнодушный, милосердный

3. Горюет, плачет, переживает

4. Ему небезразлична судьба людей

5. Защитник Отечества

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

 

«Всего не закопать...»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если ты слеп, душа твоя глуха!.. ___________________________________________________________________________________________

  • Самое главное в жизни…. ____________________________________________________________

  • Нельзя прожить без…________________________________________________________________

  • На уроке  я задумался о…______________________________________________________________

  • В конце урока я хочу поделиться своими чувствами…____________________________________

_____________________________________________________________________________________

Домашнее задание (выберите одно задание)

1. Написать письмо людям от имени куклы

2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение «Как вы понимаете слова: « Всего не закопать»

3.Творческое задание: Подготовьте развернутый ответ на вопрос: «Делаете ли вы что-либо (Что Вы можете сделать для того), чтобы природа вашего города стала краше?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 7 классе по рассказу Евгения Носова « Кукла »

Слайд 2

КУКЛА 1. Детская игрушка в виде фигурки человека. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова

Слайд 3

Самый большой грех по отношению к ближнему - не ненависть , а равнодушие ; вот истинно вершина бесчеловечности Джордж Бернард Шоу

Слайд 4

Евгений Иванович Носов 1925-2002 Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны. И. Баскевич

Слайд 5

Из автобиографии писателя «Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм ,в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города … »

Слайд 6

Из автобиографии писателя « На фронте мне выпала тяжкая доля… »

Слайд 8

Первая проблема : Бездушное, безответственное отношение человека к природе .

Слайд 9

АКИМЫЧ Добрый Отзывчивый Храбрый Милосердный Неравнодушный Великодушный

Слайд 10

Циничный 1. Полный цинизма, бесстыдный, пренебрегающий нормами обществен-ной морали, нравственности. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова

Слайд 11

(«миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», «светлые шелковистые волосы»).

Слайд 12

Вторая проблема : Бездуховность, жестокость и равнодушие людей друг к другу.

Слайд 13

Святотатство (книжн.) - 1. Поругание, оскорбление чего- нибудь заветного, святого «Словарь русского языка» С.И.Ожегова

Слайд 14

Ответственность взрослых за судьбу подрастающего поколения. Третья проблема :

Слайд 15

Тема урока : “ Если ты слеп, душа твоя глуха...”

Слайд 16

Алгоритм составления синквейна: Первая строка — тема синквейна (существительное, местоимение); Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные) Третья строка — образована тремя глаголами; Четвертая строка — фраза из четырёх слов;. Пятая строка — одно слово-резюме.

Слайд 17

Синквейн по рассказу «Кукла» Е.И.Носова Акимыч Кукла * Неравнодушный, милосердный * Горюет, плачет, переживает *Ему небезразлична судьба людей * Защитник Отечества *Брошенная, одинокая *Лежит, плачет, стонет *Люди жестоко отнеслись к игрушке *Человек

Слайд 18

Ветер жизни иногда свиреп. В целом жизнь, однако, хороша. И не страшно, когда чёрный хлеб, Страшно, когда чёрная душа. Омар Хайям



Предварительный просмотр:

Эпиграф

равнодушие

Рассказ «Кукла»

кластер

внутренняя красота

Равнодушие-молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему.

Описание природы

обмелела сузилась

Почему ужасные изменения с природой? (люди загрязняют)

Проблема 1. Бездушное, безответственное отношение человека к природе.

Что намерен сделать Акимыч с куклой? [(похоронить)

Читает учитель

Кто виноват в трагическом состоянии природы (люди)

Почему (люди стали жестокими и бессердечными)

О какой жестокости еще повествует Носов?

Зачитайте описание куклы.

Синквейн

Кукла

Брошенная, одинокая

Лежит, плачет, стонет

Люди жестоко отнеслись к игрушке

Человек

С кем сравнивает автор куклу? (с человеком)

Кого из героев волнует эта трагедия?

Кто такой Акимыч? (расскажите)

Что связывает его с автором (биография по презентации)

«Всего не закопать»

«много на земле равнодушных и жестоких людей. Автор призывает, чтобы мы искореняли в своем сердце равнодушие и черствость и были более отзывчивыми к проблемам других. Мы должны нести ответственность за свои поступки.»

Взгляните на иллюстрацию. Кто изображен? Что выражает его лицо и поза? (озабоченность, грусть, скорбь, печаль)

Какой момент рассказа изображен? Зачитайте отрывок.

Если ты слеп, душа твоя глуха!

( о духовной слепоте, о нежелании видеть проблемы человеческих взаимоотношений)

Акимыч очень огорчен увиденным. Почему?

Читать. «Нынче трудно на кого думать»- «Облик то человеческий»

(Акимыч на войне видел много смертей)

Кто проходит мимо куклы? Читать.

Что может вынести детство из увиденного?

(равнодушие и безразличие)

Проблема 2. Бездуховность , жестокость и равнодушие людей.

Пословицы. Что объединяет? «Мне все равно»

Можно ли жить по такому принципу?

Рефлексия.

Записать: самое главное в жизни...

Тест

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Целью данного  урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ ...

Презентация к уроку "Духовная деградация человека в рассказе А. П. Чехова "Ионыч"

Данная презентация является приложением к одноименному уроку. Цель ее , в первую очередь, создать необходимое эмоциональное восприятие материалов урока; в наглядной, лаконичной форме подвести учащихся...

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...

Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)

Любить весь мир, одинаково дружелюбно относиться ко всем странам и народам, их населяющим, безусловно, прекрасно. Но тот, кто любит всех, непременно более всего предан своей Родине. Даже если в силу о...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...