Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мудрость народов" для 7 класса
методическая разработка по литературе (7 класс)

Концерт-фестиваль  с элементами игровых конкурсных заданий по пословицам народов мира, целью  которого является приобщение  учеников  к ценностям и традициям русской культуры и культуры народов, населяющих  РФ и другие страны, развитие  познавательного и  творческого потенциала учащихся, развитие чувства патриотизма и толерантности, формирование творческой интеллектуально развитой личности ребенка, обладающей высокой коммуникативной и духовной  культурой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon фестиваль "Мудрость народов"162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа  № 471

Выборгского района  Санкт-Петербурга

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

Прониной Надежды Анатольевны,

учителя русского языка и литературы

ГБОУ школа № 471

Выборгского района

Санкт-Петербурга

Фестиваль

 «Мудрость народов»

Санкт-Петербург

2022

Тема: «Фестиваль «Мудрость народов»

Класс: 7 класс

Тип занятия: концерт-фестиваль  с элементами игровых конкурсных заданий по пословицам народов мира

Цель: приобщить учеников и воспитывать интерес и уважение к ценностям и традициям русской культуры и культуры народов, населяющих  РФ и другие страны, развивать познавательный и  творческий потенциал учащихся, прививать чувство патриотизма и толерантности, формировать творческую интеллектуально развитую личность ребенка, обладающую высокой коммуникативной и духовной  культурой. 

Задачи:

1.развивать творческие способности и заинтересованность учащихся в приобретении новых знаний,

2.развивать эстетический вкус и творческую фантазию; выявить и поддержать творческую инициативу  учащихся;

3.способствовать ознакомлению учащихся с народными традициям;

4.способствовать развитию графических умений и навыков;

5. развивать умение петь а капелла, умение петь в хоре, в ансамбле, умение использовать музыкальные инструменты, инсценирование песни, способствовать развитию артистических способностей, воспитание культуры поведения на сцене;

6.воспитывать художественный вкус, толерантность учащихся, способствовать воспитанию любви к Родине, её истории и многонациональной культуре;

7. способствовать ознакомлению учащихся школы, учителей и родителей с творчеством детей.

Паспорт фестиваля «Мудрость народов»

Тип занятия: концерт-фестиваль  с элементами игровых конкурсных заданий по пословицам народов мира

Сроки реализации фестиваля «Мудрость народов»:  среднесрочный – 2 месяца.

Характер результата фестиваля «Мудрость народов»: концертная программа, в рамках которой проводится конкурс на лучшего знатока  народных пословиц, изображение цветов-символов республик техникой росписи по сырому.

Характер  доминирующей в проекте деятельности: творческий.

Профиль знания: метапредметный.

По количеству  участников: групповой проект

Форма проведения: концертная программа

Место проведения: актовый зал ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга

Роль учеников в фестивале «Мудрость народов»: выбирают народность, собирают материал о народных традициях, обычаях, готовят концертные номера, изучают пословицы народов мира,  выстраивают систему взаимоотношений с одноклассниками и учителями (инициатива, самостоятельность), в ходе подготовительных репетиций воплощают свои решения в действительность

Роль взрослого в фестивале «Мудрость народов»:  поставить перед участниками проблему, организовывать и направлять поиск информации, помогать в выборе решений, рекомендовать, наблюдать, поддерживать, консультировать, знакомить с неизвестными приёмами работы, организовывать репетиции номеров концертной программы, подобрать костюмы выбранных народностей (родители),  организовать концертную программу , в том числе с точки зрения используемой аппаратуры и технических средств, включаться в сотворчество с группами участников фестиваля.

Совместные действия учеников и взрослых: определение ведущих и текущих целей и задач, поиск путей их решения, осуществление и аргументирование выбора, корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов, показанных на репетициях.

 Материально-техническое обеспечение фестиваля «Мудрость народов»: оформление актового зала атрибутикой республик, музыкальное и техническое сопровождение концерта, оборудование для конкурса рисунков, национальные костюмы, жетоны для проведения конкурсной программы по пословицам народов, населяющих РФ, тематические призы.

Этапы подготовки и проведения фестиваля «Мудрость народов»: работа над проектом включает совместную деятельность педагогов  и  учащихся параллели 7 классов.   Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

I этап (подготовительный):

1.       Создание творческой группы,  распределение обязанностей, генерация идей:                                       а) группа для отбора информации о разных народностях и их традициях;

б) группа учащихся  для выполнения разных творческих заданий (вокальные группы, танцоры, рассказчики, ведущие, оформители)                                                                                                                                                                                                       в)  группа технического сопровождения  фестиваля «Мудрость народов» ( создатели презентации,  музыкальное сопровождение )                                                                                                                        2.       Разработка сценария.

3.       Оценка масштаба предстоящего мероприятия.

II этап (основной)

  1. Распределение обязанностей между участниками проекта, репетиционные блоки, подбор, поиск   и изготовление национальных костюмов.
  2. Оформление актового зала, запись музыкального сопровождения, подготовка технического оснащения фестиваля «Мудрость народов»
  3. Распределение организационных функций между участниками проекта по дням для успешного  проведения.
  4. Учителя являются координаторами функциональных обязанностей участников проекта.

III этап (итоговый)

  1. Рефлексия участников и гостей фестиваля: проведение опроса, в котором ученики, учителя и родители дают интервью-отзыв о концерте.

Ожидаемые результаты работы:

1.  Активизация творческих способностей учащихся в разных областях деятельности

2.  Развитие личностного  потенциала каждого участника проекта.

3. .Сплочение творческой группы в коллектив единомышленников.

4..Создать площадку, на которой учащиеся могут публично представлять свое творчество.

5. Предоставить творчески одаренному ученику  возможность найти единомышленников и получить  публичную  оценку своей деятельности.

6. Создать атмосферу сотворчества  среди участников проекта.

7. Создать комфортные условия для  выявления и развития скрытых задатков и способностей  творчески одаренных детей.

Критерии оценивания результатов:

Критерии оценки

Показатели

1.1. Функциональность

Соответствие назначению

1.2. Эстетичность

Соответствие формы и содержания

1.3. Оптимальность

Наилучшее сочетание  необходимых параметров, эстетичности

1.4. Уникальность

Проявление индивидуальности исполнителей

1.5.Оригинальность

Своеобразие, необычность

1.6. Полезность

Полезно для развития личностного потенциала участников

проекта

Практическая реализация фестиваля «Мудрость народов»  

                                                                       Звучат фанфары.

Ведущий 1.  Наш фестиваль в едином хороводе   (слайд 2)

           Здесь соберёт людей со всех сторон   

           Земли народной сердцу милой,  

           Что Родиной с тобою мы зовём.

Ведущий 2: Россия - Родина моя! Эти слова могут сказать люди разных наций и народностей, которые живут в России (слайд 3) а таких народов более 100,  проживающих на территории нашей Родины.  Это русские и украинцы, белорусы и татары, азербайджанцы, грузины и армяне и еще много  других  очень разных народов (слайд 4) Все они говорят на разных языках, имеют свои национальные традиции и верят в разных богов, но общее у них и у нас с вами – это любовь к России.

 Ведущий 1: У каждого человека есть своя малая родина, которую он призван беречь и хранить (слайд 5) Любить Родину - значит знать ее историю, культуру, национальные традиции. Но главное богатство нашего города, нашей страны - это люди. За многовековую историю на нашей земле подружились между собой люди многих национальностей. Все нашли здесь свою судьбу.

Ведущий 2: Русский народ  отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором (слайд 6) Национальная культура, как память, выделяет русский народ  из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку. Это  нашло отражение и в русских народных танцах. На сцене Макаровская Валентина!

Русский народный танец

2. Выступление группы учащихся, представляющих Россию.

Ведущий 3:  Пожалуй, ни что так ярко не характеризует народ, как те праздники, которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале, отражается характер, культура и самобытность каждого народа.

Ведущий 4: Ярмарка - один из древнейших праздников русского народа. (слайд 9) Ещё в конце каменного века торговля была делом трудным и опасным. Это были времена  непрекращающихся войн между племенами. Покинуть родное поселение и отправиться к враждебным людям - значило подвергать себя смертельному риску.

Ведущий 3:   В то же время обмен товарами стал жизненной необходимостью для всех. Так возник обычай проводить межплеменной торг в определенные дни и в определенном месте (слайд 10)

Ведущий 4: Время и место торговли считалось священным для всех участников. На эти дни объявлялось Великое перемирие. Сам процесс торговли был для древних чем-то сродни колдовству, таинством.

Ведущий 4:   По сей день ярмарка приносит с собой особое, приподнятое, радостное, праздничное мироощущение (слайд 11)Ни одна ярмарка не обходилась без балаганов, в которых участвовали фокусники, без Петрушек, без каруселей и других развлечений (слайд 12)

Ведущий 4: Ярмарка – это праздник мира, лукавства и мудрости, мастерства и изобилия. Не являясь строго календарным, он занимает свое законное место в крестьянском сельскохозяйственном цикле, отмечая главный итог года – сбор урожая (слайд 13)

 Сценка  «На ярмарке»

1 продавец: Сюда, сюда, почтенные господа!

                      Кто к нам поспешает - удовольствие получает!

2 продавец: Кому яблоки продам, кому дёшево отдам

                     Ананас! Покупайте про запас!

3 продавец: Тары-бары, растабары!

                      Есть хорошие товары!

                       Продаю без барыша,

                       Зато и слава хороша!

                       Не скупись, покупай,

                       Подороже выбирай!

Купец: Я купец - в торговых делах удалец.

Петрушка: А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец: Торговать

Петрушка: Воровать?

Купец: Да не воровать, а торговать.

Петрушка: А-а! пировать! Ну, тогда я с вами пойду.

Купец: Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги пировать есть? Надо иметь 200 рублей.

Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.

Купец: Да не гвоздей, а рублей. Не смеши, Петрушка, людей!

Петрушка: Просишь меня – побей? С удовольствием!

Петрушка берет палку, бьет купца и приговаривает:

Пей , купец, чай.

Головой не качай

Над деньгами не трясись,

А с Петрушкою делись.

Купец убегает  (слайд 14)

ПЕСНЯ «Ай, качи…» вокальная группа, песня исполняется а капелла, сопровождается игрой на народных инструментах

Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи,
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Осталися  бара-а-а-ночки!

Больше ничего!

Конкурс  русских пословиц.

Ведущий 4:  Мы сегодня говорим не только о традициях и обычаях народов, но и о той мудрости, которая нашла отражение  в пословицах и поговорках. Русские люди умеют хорошо отдыхать и веселиться, но также любят и могут трудиться на славу, поэтому в их фольклоре много умно и метко подмеченных слов о труде и трудолюбии, мастерстве. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете такие пословицы и поговорки! (слайд 15)

Ведущий 3: Вы поднимаете руку, если готовы назвать пословицу, а наши помощники будут подходить к вам с микрофоном. За каждый правильный ответ, связанный с пословицами, вы будете получать жетон. Чем больше их у вас окажется, тем больше шансов стать победителем конкурса на лучшего знатока народных пословиц.  Итак, начнем. Напоминаю, тема первого этапа конкурса  пословиц – тема о труде, мастерстве и трудолюбии.(слайд 16, 17, 18 в течение конкурса)

 Проведение конкурса помощниками – организаторами.  Звучит русский наигрыш.

 После конкурса переходит в украинские наигрыши.

3. Выступление группы учащихся, представляющих Украину (слайд 19)

Ведущий 1: Украина – страна задушевных лирических песен, родина Николая Гоголя и Тараса Шевченко. Культура Украины имеет древнейшие корни. Страна, которая с уважением хранит историю своих предков, глубоко чтит свои обычаи и традиции.

Ведущий 2: Для украинской национальной культуры основополагающей  является народная культура, на основе которой постепенно сформировались профессиональные наука, литература, искусство. Своеобразие украинской культуры определили также влияния географических условий, особенности исторического пути, а также взаимодействие с другими этнокультурами.

 Выходят вслед за ученицей,  играющей на свирели

Ведущий 5: Сегодня на землю сходит ночь волшебная, называется она Купальской ночью. Это один из самых поэтических праздников украинского обрядового календаря (слайд 20) Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав.
Встают  в хоровод:

Девочки: 
Как на Ивана, как на Купала девушки гадали,
Девушки гадали, венки в воду бросали.
Ой плыви, веночек, лазоревый цветочек,
Смотри, не тони, весело плыви

 Ведущий 6:  Если венки сходились вместе, считалось, что девушка в этом году выйдет замуж  (слайд  21) Если же нет – тогда придется ждать следующего Купала. При этом смотрели, куда прибьется венок, откуда судьбу ждать. Если к ближнему берегу – судьба осчастливит супружеской жизнью в родной стороне, а если к дальнему – ждать сватов из соседнего села. А если же венок крутился на месте или его уносило течением, тогда гулять еще в девках. 

Ведущий 5:  Также на праздник Ивана Купала всем следовало обязательно искупаться.  А с наступлением темноты парни разводили большой костер из сучьев и соломы (слайд 22, мальчики с помощью красных лент имитируют костер)

Ведущий 6: Приглашаем пары неразлучные через костерок попрыгать, крепость пары испытать. Кто рук не разожмет, всю жизнь вместе в счастье проживет! Перед тем, как прыгать, парень снимает с головы девушки венок и кладет себе на голову, а на девушку одевает свой венок. Так обменявшись, они берутся за руки и прыгают. Перепрыгнув, пара проходит вокруг «Купала» и становится позади других участников игры, обменявшись венками назад (пары проделывают все, о чем говорят ведущие)

Ведущий 5: Удачный прыжок – если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, это означает скорую свадьбу или удачу. 

Ведущий 6: Славяне верили, что купальский огонь наделен способностью сжигать все плохое (неудачи, болезни, нечистую силу).

Ведущий 5: Тот, кому удастся прыгнуть выше и сильнее остальных, будет счастлив весь год.

Ведущий 6: Росу на Ивана Купала наделяют целебной силой. Если рано утром босыми ногами пройтись по траве, то болезни отступят. Славяне на рассвете собирали лечебные купальские травы, сушили их и пользовались весь следующий год. Отсюда и пошла пословица «Кто рано встает, тому Бог подает!» (слайд 23)

Ведущий 5:  В народе существует легенда, которая гласит о том, что папоротник цветет лишь раз в год, а именно в ночь на Ивана Купалу, являющийся праздником огня и воды (слайд 24)

Поют в хороводе:

На Ивана Купалу раз в год
По логам и болотам цветет
Этот дивный цветок,
Колдовской лепесток,
Этот самый волшебный цветок!

Если хочешь чудесной любви,
Ты цветы в эту ночь собери,
Все тревоги свои
И сомненья свои
В эту ночь ты с собой не бери!

По логам, по болотам цветет
Этот дивный волшебный цветок,
Ровно в полночь цветет,
И тому, кто найдет,
Он волшебную силу дает!  

Уходят под музыку.

Конкурс украинских пословиц

Ведущий 5: Украинский народ всегда очень любил свою родину, боролся с иноземными захватчиками (слайд 25) Задание по пословицам будет связано с этой темой.

Ведущий 6: Вам предлагается найти ошибку в одном слове, записанной пословицы, и прочитать ее в исправленном виде, чтобы нам сразу стало понятно, как люди чтили свободу своего народа и любили Родину (слайды с пословицами 26 -37)

  1. Одна доля, одна еда (беда) вместе людей объединяет
  2. Каждая птица свою песню клюет (поет)
  3. Свой глухарь (сухарь)  вкуснее чужих пирогов.
  4. В свой рай (край) каждого человека тянет
  5. На чужой стороне и песня (весна)  не красна
  6. От Карпат до Пальмира наши люди жаждут пира (мира)

4.Выступление группы учеников, представляющих Литву.

 Звучит литовская музыка. Слайд 38

Ведущий 1: Страна, могущественная в Средние Века и впоследствии ослабшая, была возрождена под тем же именем в 20 веке исключительно благодаря факту, что ее основной этнической группе - литовцам - удалось сохранить их национальную индивидуальность, другими словами их культуру, язык, литературу, искусство и традиции(слайд 39)

Ведущий 2: Ученики 7 «Е» класса расскажут нам о традициях  литовского народа.

Ведущий 7: Литва - единственная страна в мире, где главным национальным торжеством является праздник цветов. Весной, 4 марта, отмечается  День Казимира. Литовский народ  любовно называют его - «Казюкас». Праздник прихода весны, начало сельскохозяйственных работ. В этот день сохранился обычай украшать священное дерево жизни – можжевельник, дуб или вербу разноцветными бумажками, кусочками материи или сухими цветами. Это привело в наше время к появлению красочных «верб» (слайд 40)

Ведущий 8:  Это такие очень красивые икебаны из засушенных цветов?

Ведущий 7:  Да. В Литве люди готовятся всю зиму, чтобы  встретить весну. Они делают гербарии, которые  могут стоять годами, не осыпаясь,  украшая жизнь людей и напоминая им о древних народных обычаях и обрядах.

Ведущий 8: А знаешь ли ты, что Литва приняла крещение позже всех других европейских стран?  На рубеже 14-15 веков.  На самом деле этот праздник назван в честь Святого Каземира (слайд 41) В то время патронами городов становились реальные исторические деятели, канонизированные церковью. Так, патроном Вильнюса считался Казимир ΙV, он  с 1440 года являлся Великим князем литовским, и с 1447 г. – польским королем.  


Ведущий 7:  На время Казюкаса  весь старый Вильнюс превращается в пешеходный город. Самое замечательное, что здесь все причастны к празднику. Можно ходить во время праздника по улицам и дарить незнакомым людям, которые просто понравились, цветы.

(Мальчики дарят цветы)

Это праздник улыбок, праздник красоты, праздник для любого человека.

Ведущий 8:  :  Со всей страны и из-за рубежа приезжают множество фольклорных, музыкальных коллективов, народные мастера привозят свои рукодельные творения - из глины, бересты, бисера, все кто желает играют на улицах музыку, танцуют, поют.

Ведущий 7: Сегодня мы покажем народный литовский танец. Его разучили для вас  ученики 7 е класса.  Танец(слайд 42)

Конкурс литовских пословиц.

Ведущий 8: Пословицы нашего народа о семье и ее устоях, о любви. Это очень важно для каждого человека. Счастье и добрые отношения между людьми(слайд 43)

Ведущий 7: Ваша задача в нашем конкурсе следующая: необходимо правильно соединить начало и конец пословицы. Напоминаю, что помощники продолжают раздавать жетоны за  верные ответы.

Слайды с пословицами 44-47

Страх с любовью

а тот, кто под венец ведет.

Любовь, как роса:

туда и глаза.

Сладко не споешь -

вместе не ходят.

Такое согласие,

что и вода меж ними не пробежит.

Не тот любит, кто обещает,

зятя не найдешь.

Неженатый - как волк,

 не отличает мед от полыни.

Черт две пары посохов стер,

а женился - как шелк.

Куда сердце,

пока их вместе свел.

5.Выступление группы учеников, представляющих Азербайджан.

Звучит азербайджанская музыка. Слайд 48. Выходят сразу 4 человека, 2 в костюмах

Ведущий 1:Азербайджанский народ, являющийся одним из наиболее древних народов мира, по праву гордится своими историческими памятниками, материальной культуры, своей богатой литературой, искусством и музыкальной культурой (слайд 49)

Ведущий 2: Значительное влияние на художественное мышление и творчество азербайджанского народа оказали также прекрасная природа, благоприятные климатические условия и природные богатства этого края (слайд 50)

Ведущий 9: Хотя каждый вид искусства нашей страны сам по себе прошел длительный и сложный путь развития, тем не менее, они составляют единое целое и позволяют составить полное представление об искусстве и культуре Азербайджана. Искусство Азербайджана, как и его природа, разнообразно, целостно и богато 9слайд 50)

Ведущий 10: Азербайджанская музыка, обогатившая сокровищницу мировой музыкальной культуры своими редкими жемчужинами, имеет многовековые традиции. Творцы народной музыки, создавшие огромное и богатое наследие благодаря продолжению этих традиций из поколения в поколение, внесли огромную лепту в развитие азербайджанской музыки (слайд 51)

Песню  «Мои цыплята» поет  вокальная группа 7Г класса

Хор (2 раза):
Цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.

Соло:
Здесь, в траве густой, привольно
Погулять вам можно вволю.
Здесь, в траве густой, привольно
Погулять вам можно вволю.

Хор: Ой, мои Соло: Вы, цыплятки!
Хор: Ой, мои Соло: Вы, касатки!
Хор: Ой, мои Соло: Вы, цыплятки!
Хор: Ой, мои Соло: Вы, касатки!

Хор: Вы, пушистые комочки.
(2 раза):
Цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.

Соло:
Подойдите вы напиться,
Дам вам зерен и водицы.
Подойдите вы напиться,
Дам вам зерен и водицы.

Хор: Ой, мои Соло: Вы, цыплятки!
Хор: Ой, мои Соло: Вы, касатки!
Хор: Ой, мои Соло: Вы, цыплятки!
Хор: Ой, мои Соло: Вы, касатки!

Хор: Вы, пушистые комочки.
(2 раза):
Цып-цып, мои цыплятки,
Цып-цып-цып, мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки.

Конкурс азербайджанских пословиц.

Ведущий 9: Конкурс пословиц азербайджанского народа связан с тем, что вам необходимо из разрозненных слов восстановить пословицу. Они и о родине, и о чести, и о роли знаний в жизни человека, то есть о том, что волнует каждого из нас и сейчас, и тогда, когда эти мысли рождались у азербайджанского народа. Слайды 52-61

  1. Цвет, стену, в, белую, любой, выкрасишь (Белую стену в любой цвет выкрасишь)
  2. Погибнуть, на, стоя, лучше, коленях, чем, жить  (Лучше стоя  погибнуть, чем жить на коленях)
  3. Языка, все, от, человека, беды, его (Все беды человека от его языка)
  4. Роза, в, шип, чем, отечестве, в, лучше, чужбине (Лучше, чем роза в чужбине, шип в отечестве)
  5. Силен, стар, молод, умен (Молод  -  силен, стар – умен)

6.Выступление группы учеников, представляющих Татарстан

Звучит татарская музыка.  Выходят сразу 4 человека,  2 в костюмах

Ведущий 1: Уже много веков живут рядом башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, удмурты, киргизы и многие другие народы (слайд 62) Они стали одной семьей, научились дорожить своей дружбой, помогать в трудную минуту и радоваться успехам друг друга  (слайд 63)

Ведущий 2: Татарский народ хранит многовековые традиции (слайд 64) Богатейшее музыкальное наследие татарского народа создавалось на протяжении многих веков.

Ведущий 11: Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции  Золотой Орды и Казанского Ханства (слайд 65) Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году

Ведущий 12:  Существовавшая в народе руническая письменность была заменена на арабскую, что дало импульс к развитию науки, философии и литературы.

Ведущий 11 : Ислам создал и укрепил главные традиции татарской культуры (слайд 66) Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определенное время года.

Ведущий 12 :  Издревле татарский народ успешно и активно занимался сельским хозяйством и пчеловодством. Именно продукты этих сфер деятельности являются основой  восхитительного национального блюда. (выносят подносы с блюдом)  Чак-ча́к - восточная сладость,  (слайд 67)представляющая собой изделия из теста с мёдом. Это  сладкое лакомство  готовится из традиционных продуктов — муки, молока, яиц, масла и меда.

Ведущий 11: В прежние времена это лакомство было праздничным, его приготовление подчинялось определенным традициям. Например, его дарили во время свадеб, родители жениха и невесты во время знакомства угощали друг друга пирогами и обязательно чак-чаком. При этом  катали и резали тесто девушки на выданье, а жарили – замужние. Медовую заливку готовили люди старшего поколения. Они же и формировали готовое блюдо.

Ведущий 12 : Чак-чак по праву стал символом гостеприимства татарского народа. С одной стороны он символизирует своим ярким цветом «солнечный Татарстан», с другой — радушие, дружелюбие и сплоченность татарского народа, да и всех народов,проживающих на благодатной земле города с тысячелетней историей. 

Песня на татарском и русском языке в исполнении вокальной группы 7Д класса

Туган якка юл тотамын, туган як, туган як, (слайд 70)

Ин гузел, газиз якка, туган як, туган як,

Жир ж илеклере пешкен як, туган як, туган як,

Ашыгам каенлыкка, туган як, туган як.

Талпына кунел, талпына, ашкына,

Яр суын,ны туз, туз гена,

Каенлыкта ж,илек пешкен,

Тиз урелеп оз гена.

Чечеклернен, ниндие юк, туган як, туган як,

Хуш исле, аллы голле, туган як, туган як,

Бу якларны беркайда да, туган як, туган як,

hич тин,нер булмас тосле, туган як, туган як,

Талпына кунел, талпына, ашкына,

Яр суын,ны туз, туз гена,

Каенлыкта ж,илек пешкен,

Тиз урелеп оз гена.

Прекрасней в мире нет земли - это наш край родной,

Здесь поют всем соловьи - это наш край родной,

И берёзы, и цветы - это наш край родной,

В роще спеют ягоды - это наш край родной.

Где бы не был я - в край родной я вернусь,

И в чужой стране не задержусь,

Здесь родился я, здесь земля моя,

Я всегда в свой край вернусь.

Здесь родился я, здесь земля моя,

Я всегда в свой край вернусь.

Конкурс татарских пословиц

Пока проводится конкурс,  на сцену выносятся 6 мольбертов с орнаментами представленных народов для конкурса цветов

Ведущий 11: Конкурс пословиц татарского народа называется «Четвертый лишний» На слайде появляются несколько мудрых высказываний, и только одно из них является татарской пословицей. Вы должны ее найти, тогда у вас будет  жетон, который вы положите в свою копилку мудрости. Слайды 71-76

  1. Своя земля и в горсти мила.
  2. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
  3. Свой черный хлеб лучше чужих пирогов.
  4. Родина – мать, умей за нее постоять.

  1. Вешний день целый год кормит.
  2. Терпенье и труд все перетрут.
  3. Без труда и зайца не поймаешь.
  4. Пашню пашут – руками не машут.

  1. Друзья познаются в беде.
  2.  Доброе братство милее богатства.
  3.  Старый друг лучше новых двух.
  4.  Из одного волоса аркан не сплетешь.

  1. Конкурс рисунков

 Мольберты на сцене с надписями республик и белый лист с орнаментом

Ведущий 1: Народностей в мире много, и у каждой своя особенность, свой символ – цветок (слайд 77)

Ведущий 2: Мудрость народа не только в пословицах, но и в загадках! Попробуйте  узнать цветок, разгадав загадку о нем. За правильный ответ тоже можно получить  жетон. Кто угадал название, поднимается на сцену и рисует его.

Ведущий 1: В платье зелёном
И шапочке красной
Степь украшаю
Нарядом атласным.
(Мак) Слайд 78

Ведущий 2: Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички

(Ромашка) Слайд 79

Ведущий 1: Пушист, да не пух,
И бел, да не снег,
На поле растёт
Замечательный мех.

(Хлопок) Слайд 80

Ведущий 2:  Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан) Слайд 81

 

Ведущий 1: В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.

Только жёлтые лучи
У него не горячи.

(Подсолнух) Слайд 82

Ведущий 2:  Травушка-невянка,
С бархатной одежкой
И с кошачьей ножкой. 
(Бессмертник) Слайд 83

Участники, ответившие правильно на загадку, поднялись на сцену, начали рисовать.

8.Выступление группы учащихся, представляющих Узбекистан

Ведущий 1: Пока ребята рисуют нам символы-цветы тех народов, о которых мы с вами говорим сегодня, послушаем узбекскую легенду (слайд 84)

Звучит узбекская музыка.

 

Ведущий 13: В Узбекистане, почти каждую весну, когда расцветает урюк, вдруг наступает похолодание и выпадает снег (слайд 85) Он падает на нежные цветы урючных деревьев... Красиво, и неожиданно. Почему? Об этом мы узнаем из старинного народного предания (слайд 86)

Ведущий 14: Когда-то, давным-давно жила в горах красивая добрая девушка (слайд 86) Она с детства понимала язык птиц, зверей, всех растений и даже горных камней.

 Ведущий 14: Она была целительницей. Ведь все цветы, камни и травы рассказывали ей о своих лекарственных свойствах. О ее доброте, красоте и целительности узнали далеко за пределами родных мест.

Ведущий 13: Многие юноши сватались к мудрой красивой девушке. Но она никого не полюбила. Однажды пролетал над селением злой волшебник.

Ведущий 14 изображает волшебника.

Ведущий 13: Увидев девушку, он решил, что она должна принадлежать только ему. Он обернулся прекрасным принцем и осыпал девушку множеством дорогих подарков. (слайд 87) Золото, драгоценные камни, ткани, одежду, ковры преподнес он ей. Видимо, девушка разглядела в «прекрасном принце» его злую сущность - она отказала ему: «Я не стану твоей никогда!». Что мог сделать злой волшебник? Конечно, только подлое колдовство. Он превратил ее в дерево - yрючину. И в пустыне появилась Великая урючина (слайд 88) Весной расцветала волшебным розовым цветом, в жару укрывала путников в тени, питала своими плодами и людей, и все пустынное зверье (слайд 89)

Ведущий 14:Узнав об этом, злой волшебник сказал: «Я все равно тебя уничтожу!». И наслал на цветущую урючину снегопад, чтобы она замерзла и никто больше не любовался бы весной ее прекрасными цветами, не лакомился бы ее плодами, не радовался ее тенистой листве. Но стойкая девушка-урючина выдержала и снег, и холод. А злой волшебник замерз сам от вызванных им холодов. Но с тех пор так издавна повелось: зацвели урючины - падает снег, холодает.  Вот такая легенда есть о весеннем «урюковом снеге». А летом все равно каждый год мы лакомимся урюком (слайд 90) Узбекистанские нежные урюковые деревца - абрикосы превратились в морозостойкие деревья! (слайд 91)

Звучит узбекская музыка.

Конкурс узбекских пословиц

Ведущий 13: Последний конкурс пословиц – мудрости народной - узбекского народа. В кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь  к родине, мужество, храбрость, вера в торжество справедливости, понятие о чести и дружбе. Слайд 92

Ведущий 14: Темы пословиц и поговорок бесчисленны. В  них говориться об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии  и мастерстве. Вот вам и нужно будет определить тематическую группу узбекских пословиц.

Слайды 93-98

О родине

Лучше на родине быть чабаном, чем на чужбине султаном

Не забывай поле, которое первым накормило тебя

Родной по крови - родной по душе

 Свой двор лучше чужого двора

В своем доме и травяной матрац хорош

О знаниях

Слово без мысли, что злак без зерна

Ученый сын старше неученого отца

Гнев - враг, разум - друг

Умный себя винит, глупый – друга

С умом возьмешься - трудное легким станет

Кто получит знания, тот не будет жить в нужде

О дружбе

Друг в лицо смотрит, а враг - вослед

Узнаешь хорошие источники во время засухи, а хороших людей - в беде

Одного себя знать - из ямы не вылезать

  1. Финальное выступление

Ведущий 1:  «Доброе братство милее богатства», - гласит вслед за узбекскими пословицами о дружбе русская.

Ведущий 2: Мы сегодня сплели настоящий венок дружбы разных народов! Ребята, которые рисовали цветы – символы, тоже готовы добавить их в наше соцветие. Слайд 99

Ведущий 1: Мы узнали много традиций людей, живущих рядом с нами, еще раз соприкоснулись с народной мудростью. Ни одна пословица, ни одно меткое изречение не призывает нас делать что-то нехорошее. А только уважать и дружить, знать и беречь многовековые традиции народов - соседей, учит быть трудолюбивыми, стремиться к знаниям.

Ведущий 2: Мы готовы подвести итоги конкурса на лучшего знатока  пословиц разных народов. Победителя просим подняться на сцену (награждение книгой по итогам конкурсных заданий в каждом классе)

Ведущий 1: Я, ты, он, она – вместе дружная семья! Посмотрите, в нашем зале расцвели эти прекрасные цветы – цветы дружбы. Каждый из нас, словно цветок украшает этот мир! Вместе мы составляем великолепный букет дружбы народов! Слайд 100

Ведущий 2: Россия всегда славилась тем, что на её территории в мире и согласии жили люди самых разных национальностей и вероисповеданий. Недаром, словосочетание «дружба народов» прочно вошло в русский язык.

Ведущий 1: Дружба – одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся друг к другу.

Ведущий 2: Мы живём на планете, которую населяют разные народы (слайд 101)У каждого из них свои традиции, нравы, обычаи  и своя история. Нас много мы отличаемся друг от друга внешне, взглядами, интересами, но мы все должны дружить.

Ведущий 1: Ведь мы дышим одним воздухом, пьём одну воду, ходим по одной земле.  Мы должны помогать, понимать друг друга. И тогда в мире будет покой, не будет войн, террористы не будут убивать мирных людей, и, возможно, они поймут, что быть добрым лучше, чем злым.

Ведущий 2:Мы хотим жить, учиться, радоваться, смеяться. И меня, я думаю, поддержат многие люди, мои одноклассники, друзья.

Вместе: Дружба - великая сила!                

  Заключительная песня  «Родина моя» Стихи Р. Рождественского  Музыка Д. Тухманова Исполняют все. Слайд 102

Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!

Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!

Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
как будто праздник!
Припев:
Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба.
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»!
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты.


Я прильну, земля, к твоим березам,
Я взгляну в глаза веселым грозам
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе, как
будто праздник!
Припев.
Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба.
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!

Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»!
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты.

Занавес закрывается.

Рефлексия.

      Фестиваль «Мудрость народов» - внеклассное мероприятие, объединившее в себе три предмета: литературу, музыку, изобразительное искусство. Одной из главных целей современного образования является формирования  гармоничной творчески активной  личности, для этого в учебно-воспитательном процессе необходима продуманная  система учебной и внеклассной деятельности учащихся, то есть внеклассная деятельность должна логично продолжать учебную, где обе составляющие объединяются общей целью воспитания личности подрастающего поколения.

          Используются разнообразные  знания, умения и навыки учащихся в разных видах  учебной деятельности: литература (игровые задания по народным пословицам, инсценирование легенды), информационные технологии (презентация), изобразительное искусство (рисование техникой по сырому, изготовление аппликаций с орнаментами республик), риторика (владение ораторским искусством), музыка (театрализация мероприятия, музыкальное оформление, исполнение народных песен, в том числе на национальном языке, народные  танцы) и даже трудовое обучение (частичное изготовление народных костюмов)  Взаимосвязь содержания  данного мероприятия  с учебной работой и метапредметность заложена самой идеей мероприятия.

      Фестиваль «Мудрость народов» дал возможность всем участникам  реализовать свои  творческие способности, получить оценку и общественное признание  среди сверстников и учителей, родителей, повысить собственную самооценку.

    Работа, особенно на репетиционной стадии, способствует сплочению творческого коллектива параллели.   Между  участниками проекта  и педагогами сформировались отношения сотрудничества, свободной дискуссии, сотворчества. Созданы предпосылки для формирования у детей активной творческой деятельности.

     Фестиваль «Мудрость народов» получил широкий резонанс у сотрудников ГБОУ школы 471, родителей и обучающихся, что свидетельствует об его успешности.  Отклики, полученные в ходе интервьюирования после окончания мероприятия, подтверждают тот факт, что все поставленные цели и задачи мероприятия были выполнены.

Заместитель директора по УВР ГБОУ школа № 471 Е.А. Тарасевич: « Как хорошо, что мы сегодня  здесь собрались и увидели, насколько талантливы наши ученики! Особенно порадовали ребята из 7 «Г»: они то русские красавицы и удальцы, то очаровательные «цыплята» - герои азербайджанской народной песни. Все было познавательно, ярко, зрелищно. А заключительную песню я пела вместе с вами!»

Заместитель директора по ВР ГБОУ школа № 471 Е.В. Столоногова: «Фестиваль «Мудрость народов» состоялся накануне Международного дня  толерантности. Ребята-семиклассники показали нам традиции и попытались донести национальный колорит  разных народов, населяющих нашу страну, наш город, нашу школу. Им удалось сплести настоящий венок дружбы. Дружбы и в песне, и а танце, и в в конкурсах народных пословиц. Я увидела, как проникновенно рассказывали ребята о национальных праздниках народов, населяющих РФ. Хотелось бы, чтобы такого рода мероприятия стали традиционными в нашей новой многонациональной школе»

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 471 О.Г. Патласова: « На праздник, а то, что мы увидели сегодня на сцене, можно назвать только так, я пришла со своими пятиклашками. Уверена, что им тоже все понравилось. Выступления в красивых национальных костюмах, веселые песни и танцы, конкурсы народных пословиц, в которых они приняли активное участие, не оставили их равнодушными. Видна подготовительная работа моих коллег и замечательный результат совместной деятельности взрослых и детей! Мы с ребятами тоже подумаем  и следующий День толерантности отметим  как-нибудь особенно»

Учитель математики ГБОУ школа № 471 О.В.Ратникова: « Я увидела моих учеников с другой стороны. На математике нам веселиться и творить особенно не приходится. А здесь, на сцене,  Петрушка может, наконец-то, быть самим собой! Шутить и петь разрешается! Как все-таки раскрывается талант ребенка, когда ему это нравиться! Мне показалось, что ребята выступали с удовольствием!»

А.В, Постникова, мама Постникова И., ученика 7»Г» класса: «Мне, как маме одного из главных ведущих, было особенно волнительно, ведь мой сын со своей очаровательной напарницей появлялся на сцене больше остальных участников фестиваля. Но у всех все блестяще получилось! Я очень рада, что наши уважаемые педагоги помогли ребятам организовать такой праздник дружбы народов, ведь мы хорошо знаем о многих проблемах нашего общества,  и не будет лишним еще и еще раз поговорить об уважительном отношении друг к другу»

А. Кукса, ученица 7 «Д» класса: «Ура! Ура! У нас все получилось» Мы с Аней целый месяц учили татарскую песню, чтобы спеть ее на языке оригинала. Волновались! Но видели, как слушали нас ребята. Спасибо им за поддержку! А еще мне понравилось выступление наших одноклассников, как дружно у них получилось показать народный праздник Ивана Купала. Они были очень красивые в украинских веночках»

В. Макаровская, ученица 7 «Д» класса: «На фестивале я приняла участие сразу в двух блоках выступлений: русском и татарском. Это произошло потому, что мне хотелось поддержать и ребят из класса, где я училась в прошлом году, и нынешних моих одноклассников. Народный русский танец своей зажигательностью и красотой собирает вокруг себя всех. И задушевная татарская мелодия, исполненная мной на пианино, затронула многих. А еще я даже успела принять участие в конкурсах народных пословиц и заработать несколько жетонов! Мне очень понравился наш фестиваль!»

И. Джафаров, ученик 7 «Г» класса: «Я горжусь, что о родине моих родителей я сегодня рассказывал своим  сверстникам. Сам я родился и вырос в Выборге, где служил мой отец, но каждое лето я ездил к бабушке в Баку. Я даже знаю песенку цыплят, мне пела ее тетя. Когда мы готовились к выступлению, возникла проблема с национальным костюмом. Я вступил в группу азербайджанской диаспоры Санкт – Петербурга и попросил помощи в этом вопросе. Многие пообещали, но потом мы обошлись своими силами. Я рад, что мои одноклассники и друзья сегодня больше узнали о культуре и традициях Азербайджана. На концерте была и моя мама»

      Этот творческий проект  как  технология развития  личностного потенциала ученика  в условиях современной школы может быть  успешно проведен в любом  образовательном учреждении, а его участниками могут стать учащиеся  6- 8 классов.

Формирование универсальных учебных действий

  • личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;
  • познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; построение речевого высказывания в устной  форме;
  •  коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учителем
  • регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

Литература

  1. Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  2. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  3. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997.
  5. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998.
  6. Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
  7. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.
  8. Павлова О. В. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010.
  9. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: М.ВЛАДОС, 2001
  10. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  11. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008.
  12. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра.  – М.: АСТ- ПРЕСС, 1999 Музыка в школе. Научно-методический журнал. 2011
  13. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
  14. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Интернет-ресурсы:

  1. www.fonogramm.net
  2. http://www.azerbaijans.com/index_ru.html
  3. http://ote4estvo.ru/tradicii-i-prazdniki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия , 5 класс.

Внеклассное мероприятие "Искусница 2012" проводится на школьном уровне среди учащихся одной параллели.В нём может принять участие любой желающий.Цели: - создание условий для вовлечения учащихся в доп...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....