Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" по теме : "Чичиков - первый российский предприниматель".
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Сысоева Ольга Павловна

Образ главного героя поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" - делец и "подлец" в одном лице: история Чичикова, деятельный характер, полная безнравственность, омертвение души; тайна имени, возможность исправления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._chichikov_-pervyy_rossiyskiy_predprinimatel.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чичиков – первый в литературе  российский предприниматель. (Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

(План-конспект урока)

Цель: 1. Помочь учащимся осознать историческую закономерность появления типа предпринимателя  в России первой половины 19 века.   Определить место  Чичикова в системе образов поэмы и в русской литературе 19 века.  Помочь учащимся решить проблему: Чичиков – герой или антигерой?

2. Воспитывать интерес к литературе  и  исследовательскому труду.

3. Развивать  логическое мышление учащихся и речь.

Оборудование: электронная презентация: «Поэма  Н.В.Гоголя «Мёртвые души», наличие текста произведения у каждого ученика.

Использование педагогических технологий  на уроке: диалоговое обучение: диалог с учителем, автором, героем, другими персонажами произведения; исследовательские технологии, технологии проблемного обучения, ИКТ.

Ход урока:

I  часть  урока. Актуализация знаний, проверка домашнего задания, фронтальный опрос, подготовка к восприятию нового.

Актуализация знаний. Использование компьютерной презентации. Слайды 1 – 12)

1. Выступления учащихся с самостоятельными работами по образам помещиков. «Литературоведческий анализ главы, дающий  характеристику одного из  помещиков» (см. приложение к уроку).

2. Работа в диалоге. Фронтальный опрос:

  • Что  объединяет  изображённых автором помещиков? (бездуховность  и  их мёртвые души)
  • У кого из помещиков поэмы омертвение души связано не с внутренним содержанием, а вызвано внешними факторами?     (у Плюшкина)
  • В чём, по-вашему, заключается смысл заглавия поэмы?
  • Как связаны образы помещиков с исторической эпохой, отражённой в произведении?
  • Случайно ли автор назвал Ноздрёва «историческим человеком»? (Ноздрёв назван историческим  человеком  не только потому, что постоянно попадает в истории, но и потому, что его, как тип помещика, сформировала эпоха крепостничества, сама история).
  • Что, кроме авторской иронии, скрыто за этой фразой? (подвести учащихся к пониманию того, что  дворянство как класс утрачивает  своё влияние на положение дел в стране, дворяне, утратив лучшие качества деятельных и полезных Отечеству людей,  теряют свои позиции в общественно-политической и экономической жизни страны»;  России нужен новый герой).

3. Слово учителя. 30 е годы 19 столетия -   один  из наиболее  трагических периодов русской истории, когда после разгрома декабристов в стране воцарилась жестокая реакция, подавлялось всё живое, мыслящее, страстно любящее родину, стремящееся к свободе, к осмысленному существованию. И именно в эту пору хлестнул разящий бич гоголевской сатиры. С огромной разоблачающей силой реализма Гоголь обнажил насквозь прогнившую и разлагающуюся систему крепостного режима. Орудием борьбы писатель избрал смех.   Он понимал, что вслед за смехом умный читатель непременно станет размышлять о серьёзном.

       Не случайно писатель назвал своё произведение «Мёртвыми душами», пойдя на конфликт с официальной церковью. Омертвевшие души у помещиков, чиновников,  городских дам. Все они живут  без высоких идей, без благородных целей, без честных стремлений. Круг их интересов замкнулся на самых низменных страстях: накопительстве Коробочки, неуёмном буйстве и лжи  Ноздрёва, обжорстве Собакевича, мечтательности и слащавом пустословии Манилова, высшей стадии скряжничества Плюшкина, казнокрадстве, взяточничестве, мошенничестве,  халатности чиновников, всепоглощающих сплетнях городских дам -  это не столь больше различие, главное – их мёртвые души.

      Н.В.Гоголь, как и всякий порядочный человек, ненавидел крепостное право и предвидел его скорое падение. Омертвевшие души помещиков свидетельствуют о том, что крепостничество уходит в прошлое – старые хозяева жизни – помещики – лишь физически проживают свой век, строй обречён.

      Кто придёт на смену помещикам? Кто станет новым хозяином России?- эти вопросы волновали писателя-патриота. Он много времени провёл за границей и видел в западных странах новых хозяев  жизни – буржуа. Поскольку законы исторического развития одинаковы для всех стран, значит, в России тоже на смену крепостному праву придёт капитализм. Капитализм в первой фазе своего развития, которую и застал Гоголь, жестокий строй, при котором правят миром деньги. Начало новой экономической формации – стадия накопления капитала. Писатель и показал нам своего героя дельцом, предпринимателем, накопителем. Докажем это. Нам предстоит всесторонне исследовать  образ  П.И.Чичикова.  Проведём эту работу, применив методику литературоведческого анализа.

II часть урока.  Исследовательская работа по созданию автором образа дельца, представителя новой эпохи. Образ Чичикова.

  1. Работа в диалоге. Диалог «Учитель – ученики -  автор». Тема: Средства создания образа Чичикова. Продолжение презентации: слайды 15 - 17

 

Учитель: Н.В.Гоголь стремился психологическую природу человека-дельца как нового явления в жизни и литературе. Какие средства использует писатель для  создания образа?

(портретная характеристика, речевая характеристика, поступки, характеристика другими персонажами, авторская характеристика и др.)

Учитель: Найдите портрет Чичикова. («В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности,  ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

       «В приемах своих господин имел что-то солидное…».

Учитель: Можно ли по описанию внешности Чичикова сказать что-либо определённое о его характере, как, например, по портретам помещиков? (Нельзя)

Учитель: О чём свидетельствует его речь? Речевая характеристика героя. Найдите несколько примеров, как разговаривает Чичиков? (Учащиеся находят в тексте примеры речи Чичикова и зачитывают, например: «Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует».

Учитель: Что это значит: «совершенно так, как следует»? А как «следует»? (С каждым собеседником Чичиков говорил на особый манер: с Маниловым, подражая его слащавости, с Коробочкой – бесцеремонно, с Ноздрёвым – развязно, с Собакевичем – по-деловому, с Плюшкиным – покровительственным тоном)

Учитель: На какие темы вёл свои беседы с новыми для него людьми Чичиков? («О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе, говорили ли хорошо о собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания…)

Учитель: Можно ли по речи Чичикова что-то сказать о его характере? (кое-что уже можно:     он усвоил манеру подстраиваться под собеседника и говорить то, что от него хотели бы услышать)

Учитель: Видим ли мы его в поступках? Какие поступки совершает П.И.Чичиков по приезде в губернский город? (1)Расспрашивает служителя гостиницы о помещиках и чиновниках, о пожарах и эпидемиях в губернии. 2) Идёт прогуляться по городу, останавливается перед афишей, срывает её и, вернувшись, для чего-то аккуратно сложил её и спрятал в шкатулку. 3) На другой день наносит визиты вежливости к наиболее влиятельным чиновникам и заводит с ними знакомство).

Учитель: Можно ли по первоначальным поступкам что-то сказать о герое? (За этими поступками кроется какая-то тайна: вопросы, задаваемые половому, явно имели какую-то цель, но какую, пока не ясно. Можно увидеть и другое: он знакомится только с важными чиновниками, которые смогут пригодиться для дела , и вызывает их расположение к себе – это уже характеризует его как делового человека).

Учитель: Какова первоначальная характеристика другими персонажами? Найдите в тексте (конец первой главы) и зачитайте мнение представителей городской знати о Чичикове. 1) Губернатор об нём изъяснился, что он благонамеренный человек. 2)Прокурор – что он дельный человек. 3)Жандармский полковник говорил, что он учёный человек…. даже Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны,…сказал…  «преприятнейший человек» .

Учитель: Какой художественный приём использует Гоголь, показывая нам Чичикова и мнение о нём  других лиц? (Ирония – первый признак сатирического произведения: ирония звучит и в описании внешности, и в манере  говорить, и в оценке окружающих…)

Учитель:  Как изменится впоследствии мнение окружающих о Чичикове?  (В дальнейшем слугам в знатных домах будет дано указание ни под каким предлогом не пускать Чичикова на порог…»

Учитель: Но сумели ли помещики и чиновники разгадать загадочность Чичикова?  (Нет, тайна Чичикова окажется для них непостижимой).

Учитель: Чем же всё-таки отличался Чичиков от других персонажей поэмы?    (Он был активен, деятелен, имел практический ум и в жизни определённую цель)

Учитель: Откройте 11 главу и найдите прямую авторскую характеристику Чичикова. (Автор называет своего героя  подлецом:  «Итак, «припряжём подлеца»)

2.  Жизненный путь П.И.Чичикова:

  • Происхождение героя и его родословная:  (Тёмное происхождение, отец из дворянства, а мать? О матери ничего неизвестно, возможно, она и не дворянка, а значит, и сам Чичиков может иметь отношение к разночинцам.)
  • Наказ отца: («…пуще всего береги и копи копейку…»)
  •  Школьные годы. Что постиг наш герой в этот период жизни? (Умение приспособиться и войти в доверие к учителям;  недетское   самоограничение, использование товарищей для собственных интересов, приращение «копейки», изворотливость, постижение человеческих слабостей…)
  • Служба, способы продвижения: (Умение войти в доверие и понравиться начальству, изворотливость, махинации, использование человеческих слабостей для достижения цели)
  •  Взлёты и падения. Чем можно объяснить необычайное качество Чичикова - после каждого нового падения начинать восхождение  заново? (Его способностью самоотвержения и терпения, целью в жизни – это говорит о силе характера героя)
  • Какова цель?  (Разбогатеть, стать помещиком, обзавестись семьёй  и потомством и «хорошо  пожить  в  своё  удовольствие». При этом  деньги для Чичикова не цель, а средство достижения поставленной цели)

     

 Учитель:  Какими средствами пользовался Чичиков для достижения  своей цели?   Снова ложь, обман, изворотливость, лицемерие, подлость, умение постичь человеческий характер и воспользоваться чужими слабостями.

Учитель:  Вспомните первое повышение Чичикова по службе. Как он получил повышение?   (Угодничество перед  начальником, обещание жениться   на его некрасивой и уже не очень юной дочери)

Провокационный вопрос: Но ведь это было весьма распространённое явление – брак по расчёту;  часто женились в 19 веке на немолодых, некрасивых.   Не Чичиков  изобрёл этот способ. Чем же он хуже других?     (Чичиков гораздо подлее других: он и не думал жениться на этой девице -  см. текст.)

Учитель:   У какого литературного героя мы видим эту же черту характера – способность понять другого и воспользоваться его слабостями? (У Печорина – героя романа М.Ю.Лермонтова  «Герой нашего времени»)

Учитель:  Случайно ли это совпадение?  Есть ли что-либо  общее  между Печориным и Чичиковым? Могли ли они встретиться? (Они герои одной исторической эпохи, 30-х годов 19 века, когда появились новые типы в литературе: тип «лишнего человека», по определению  В.Г.Белинского, –  Печорин. И тип дельца, предвестника будущих российских предпринимателей –  Чичиков)

Учитель:  Вспомним речь Чичикова.  Почему так по-разному говорит наш «герой» с разными людьми и соглашается с каждым?  Может быть, он не имеет собственного мнения?

 Докажите, что Чичиков имеет не только собственное мнение, но и здравое,  верное суждение по многим вопросам.  Какой эпизод может служить доказательством этому положению? (Рассуждение о  лучших женских качествах во время случайной  встречи на дороге с юной девушкой, которая окажется впоследствии дочерью губернатора;

глава 5).

Читаем: «Славная бабёшка! … Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то,… что в ней нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто…и так далее». Как видим, Чичиков понимает и умеет ценить лучшие человеческие качества: простоту, искренность, свежесть. Здраво судит и о том, что только дурное воспитание и дурной пример превращает чистых юных особ в дам, «приятных во всех отношениях».

Учитель:  А чем закончились эти «чистые»  размышления?

 («Вот если бы к этой бабёшке да ещё тысячонок 200 приданого…»)

Учитель:  Способен ли наш герой на любовь?        (Истинная любовь – это высокое, светлое чувство, которое возвышает душу, а душа Чичикова мертва, и  подтверждает это фраза о 200 тысячонках ….)

Учитель:   Но лучше всего его умственные способности нашего героя проявились при покупке «мёртвых душ». Для чего они ему понадобились? (ответы учащихся)

Учитель:  Есть ли у нашего героя духовные запросы? Чем можно доказать это?     (Мы нигде не видели Чичикова читающим(кроме афиши), говорящим о науке, передовых взглядах, искусстве, о смысле жизни в высоком понимании этого слова)

Учитель:  Какими же достоинствами наделил его автор? (Активный, очень деятельный, здравомыслящий человек, но главное  «… был ни толст, ни тонок»,   …    «в приёмах имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко», носил фрак из тонкого сукна с красноватым оттенком и «искрой»…  А это уже ирония.)

Учитель:  Сделаем вывод: кто же Чичиков, герой или антигерой?

                  (Он герой своей эпохи, первый в русской  литературе предприниматель. Такой характер мог возникнуть только в условиях становления капиталистических отношений. Тип дельца-приобретателя, не брезгающего никакими средствами.  В.Г.Белинский отмечал широкую типичность Чичикова. Он писал: «Те же Чичиковы, только в другом платье: во Франции, в Англии они скупают не мёртвые души, а …»)

III часть урока. Решение проблемного вопроса методом исследования. Диалог с автором.  Способен ли Чичиков преобразоваться в положительного героя? Ведь воскрешение героя, по мнению автора, должно стать началом воскрешения общества.

Презентация. Слайд 18.

Некоторые из исследователей творчества Гоголя утверждают, что самоотвержение и терпение  Чичикова позволяют ему постоянно возрождаться.   Вспомните, автор задумал написать произведение в 3-х томах, подобно «Божественной комедии» Данте. Во втором томе, его герой, погрязший в пороках, должен пройти через «чистилище» и найти путь к исправлению. Но второй том был автором сожжён, третий  не написан, поэтому мы можем только предполагать. Давайте предполагать и размышлять.

            Ситуация первая.

Учитель: Приём «говорящее имя». Какое имя дал своему герою автор? (Павел). Почему Павел? Вряд ли Гоголь дал этому герою случайное имя, первое, которое пришло в голову. Что стоит за этим именем? Дайте библейскую трактовку имени Павел.

Выступление ученика (индивидуальное домашнее задание) Тайна имени Павел. Как известно, одним  из основателей христианской церкви  был апостол Павел. Но сначала он носил имя Савл и был жестоким гонителем первых христиан. В библейской  истории говорится: «Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савл, и побивали камнями Стефана…  Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь (христианскую) в Иерусалиме… А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Савл … пришёл к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы кого найдёт последующих сему (христианскому) учению, и мужчин, и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, которого ты гонишь… Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел… И три дня он не видел, и не ел, и не пил… Анания вошёл в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл, Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился…».

В крещении и получил он имя Павел. Так произошло ПЕРЕРОЖДЕНИЕ Савла в Павла.

Учитель: Как вы думаете, мог ли Гоголь не знать эту историю? (Безусловно, знал). Какой намёк даёт читателю автор, называя бездуховного дельца-приобретателя именем Великого Святого Апостола Павла? (ответы учеников).  

Учитель: Сделайте вывод, опираясь на намёк автора, использующего приём «говорящего имени». (Это имя говорит о том, что автор предвидел возможность возрождения Чичикова)

            Ситуация вторая. 

Учитель: Гоголь сжёг второй том своей поэмы, однако сохранил отдельные главы. Согласно замыслу автора, во втором томе, «герой-подлец» должен претерпеть перевоплощение, очищение от греха путём страдания, пройти своего рода через чистилище.

Выступление ученика  (индивидуальное  домашнее задание)  по сохранившемуся фрагменту из 2-го тома о том, как Чичиков попал в тюрьму («чистилище») и вышел из неё.

Переродился ли герой? Ваши предположения. (Слушаем предположения и мнения учащихся)

Учитель:  А теперь ответьте на вопрос: куда и с какой целью направился Чичиков по выходе из тюрьмы? (В лавку, чтобы купить сукно на новое платье)

Обратим внимание на деталь в художественном произведении. Такой деталью в данном фрагменте станет сукно, которое покупает  Чичиков для своего костюма. Какое сукно он покупает? (Всё  то же тонкое сукно «с искрой красноватого  оттенка»).О чём это может говорить? Даже вкусы в одежде не изменились. А если одежда создаёт  внешний образ персонажа, и он не меняется, то можно сделать вывод и о внутреннем содержании носителя этой одежды.

Кстати, платье из такого сукна носили люди состоятельные, буржуа., главное для которых было – материальное благосостояние, нажива, что очень редко  носит нравственный характер. И даже в 90-х годах ХХ века, когда появились так называемые «новые русские», они тоже носили  малиновые пиджаки.

Учитель: Сделайте вывод, опираясь на художественную деталь - этот намёк автора. (Эта деталь свидетельствует о том, что Гоголь не верил до конца в возможность нравственного возрождения своего героя).  

Учитель: Какой окончательный вывод можно сделать? (Ответы учеников. Возможно учесть обе ситуации, что-то вроде открытого финала)

Домашнее задание: Работа с текстом. 1)Повесть о капитане Копейкине. Почему эта вставная повесть была так дорога автору? 2) Как показан народ в поэме?

Рефлексия: учащиеся оценивают своё участие в работе на уроке.

Подведение итогов урока, оценка работы каждого ученика с комментариями и учётом самооценки..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по поэме "Медный всадник"

презентация к уроку по литературе. А.С. Пушкин. "Медный всадник"...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"

Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Презентация для урока истории по теме "Основание первого Российского университета и Академии художеств"

Презентация к уроку истории в 9 классе для обучающихся с ограниченными возмжностями здоровья (VIII вид програмы обучения)...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)

Интегрированный (бинарный) урок  литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...

Урок-практикум. Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков. Подлец или предприниматель?

Технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология....

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Петр Первый -российский император"

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Петр Первый -российский император"...