Конспект урока «Тема «футляра» в «Маленькой трилогии» А.П. Чехова (рассказы «Крыжовник», «О любви»)».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Развернутый конспект урока на тему: «Тема «футляра» в «Маленькой трилогии» А.П. Чехова (рассказы «Крыжовник», «О любви»)».    10 класс. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvernutyy_konspekt_uroka_na_temu.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый конспект урока на тему: «Тема «футляра» в «Маленькой трилогии» А.П. Чехова (рассказы «Крыжовник», «О любви»)».   

Цели:

          Обучающая: обучать сопоставлению рассказов цикла; найти особенности творческой манеры А.П. Чехова в рассказах; проследить развитие темы «футляра» в рассказах «Крыжовник», «О любви» и выявить особенности его выражения в каждом рассказе цикла.

                Развивающая: развивать навыки анализа литературного произведения, развивать умения выражать и отстаивать свою точку зрения; развивать устную речь школьников, развивать интерес к жизни и творчеству А.П. Чехова  и  литературе в целом.

          Воспитательная: способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности школьников.

Планируемые результаты: умения извлекать из текста необходимую информацию, давать характеристику героев, определять главную мысль произведения, роль названия в раскрытии идеи произведения; владение навыками анализа текста, сопоставительного анализа; участвовать в коллективном диалоге и уметь строить монологические высказывания; знание литературоведческих терминов и понятий.

Литература: рассказы А.П.Чехова «Крыжовник», «О любви».

                                                                                                       

                                                                                              Эпиграф урока:

                                                                       …разве то, что мы живем в городе, в духоте, в            тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор – разве это не футляр?

                                                                                        Иван Иваныч, «Человек в футляре».

  1. Организационный момент.

     2. Проверка домашнего задания: проверка домашнего задания по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре».

     3. Работа по теме урока:

- На прошлом уроке вы работали над рассказом А.П.Чехова «Человек в футляре», который входит в цикл «Маленькая трилогия», созданный в 1889 году. Цикл объединяет рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

- Как вы думаете, что может объединять рассказы в цикл? (Рассказы объединяет общая тема, герои, композиция).

- Правильно, прежде всего, их объединяет общая тема. Какова же тема «Маленькой трилогии» А.П. Чехова?  Попробуйте ее сформулировать.  (Тема футляра, футлярной жизни или футлярного человека).

- Сформулируем признаки футляра главного героя  рассказа «Человек в футляре» Беликова. (Внешние предметы и привычки Беликова образуют его футляр.  Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.
И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно… Беликов все повторял: «Как бы чего не вышло…» Когда Беликов лежал в гробу, выражение лица его было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет).

Таким образом, футляр защищает Беликова от жизни, и это символ духовной инертности (бездеятельности, безынициативности).

- Прочитайте высказывание Ивана Иваныча, которое является эпиграфом сегодняшнего урока, и попытайтесь объяснить его смысл. ( В словах Ивана Иваныча отражается широкое понимание футляра, который может принимать не только внешние формы. Человек постоянно ограничивает себя в чем-либо, чаще в ущерб себе. Все, что его окружает, является футляром примитивного благополучия).

- Дома вы прочитали рассказы «Крыжовник» и «О любви». Можем ли мы сказать, что объединяет эти рассказы в цикл? (Учащиеся формулируют тему и проблему урока). Действительно, сегодня мы поговорим о теме футляра в «Маленькой трилогии» А.П. Чехова; попробуем определить, в чём проявляется «футлярность» героев его рассказов и заполним таблицу.

 Опираясь на высказывание (эпиграф), определите, в чем заключается «футлярность» Николая Иваныча («Крыжовник»), очертите границы его футляра).

 - Посмотрите, каков Николай Иваныч в начале рассказа? Что мы о нем узнаем? (Николай Иваныч служит в казенной палате. Тоска по деревне вылилась в желание купить себе маленькую усадебку, в которой непременно будет крыжовник).

- Как меняется Николай Иваныч? Достигает ли он своей мечты? Опишите его имение (Везде канавы, заборы, изгороди, понасажены рядами елки… вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, - того и гляди, хрюкнет в одеяло).

- Какова роль описаний природы в рассказе? (это узкие границы имения, границы футляра, в котором оказывается Николай Иваныч).

- Посмотрите эпизод поедания крыжовника Николаем Иванычем. Какое чувство он испытывает в этот момент? (Он не мог говорить от волнения, с торжеством, с жадностью ел его и все повторял: «Ах, как вкусно!».)

- Как относится к крыжовнику Иван Иваныч? Какое чувство он испытывает в этот момент? Как вы думаете, почему он не хвалит крыжовник? (Николай Иваныч не замечает, что крыжовник жесткий и кислый. Он достиг своей мечты, к которой стремился всю свою жизнь. Иван Иваныч смотрит на крыжовник объективно, поэтому при виде счастливого брата он испытывает чувство, близкое к отчаянию).

- Почему же мечту Николая Иваныча, которую он достигает, мы называем «футляром»? (Эту усадьбу его брат приравнивает к трем аршинам земли, которые нужны трупу, а не человеку. Человеку, по мнению Ивана Иваныча, нужен весь земной шар, вся природа. Николай Иваныч находится в своей усадьбе, в своеобразном «футляре», и его жизнь практически завершена).

 Он достигает своего идеала, своей мечты, а мы скажем, что он пришел к тупику, к своему футляру.  

- Почему рассказ называется «Крыжовник»? Есть ли в названии символический смысл? (Крыжовник – символ уродливой жизни, подчиненной мелкой цели, как и калоши и зонтик Беликова).   

- Мы уже говорили, что Чехов – мастер детали. Странная фамилия героя  направлена акцентировать комическую мелочность его жизни. На самом деле нет никаких Гималаев, а только пригорки и канавы. У героя только «словесные Гималаи», которыми он пытается прикрыть свое убожество и пошлость.

- Почему финалы рассказов «Крыжовник» и «Человек в футляре» практически одинаковы? (Николай Иваныч и Беликов достигают своей мечты, нет стимула к жизни).

- Самодовольство задавило Николая Иваныча, он вскоре умер. Перед нами предстает футляр примитивного благополучия.  

- Можем ли мы назвать Ивана Иваныча «футлярным» человеком, или он отличается от своего брата? (Он понимает весь ужас такого существования, но относит себя к «футлярным» людям. «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже неневидеть…я только скорблю душевно…Ах, если б я был молод!»).

Почему же рассказ «О любви» тоже относится к этому циклу?

- Что нам известно об Алехине из рассказа? Можем ли мы провести параллель с Николаем Иванычем?(Эпизод, в котором рассказывается, что Алехин давно не мылся).

- Усадьба становится для Алехина его миром. Какую угрозу видит в этом автор для своего героя, человека благородного, образованного и благодарного?  

- Смог ли он найти другие способы выплаты отцовского долга? (Смог бы. Алехин – человек образованный, но он сознательно запирает себя в имении).

Человек не должен запирать себя в рамках какого-то ограниченного пространства, в т.ч. в рамках поместья, усадьбы. Оказавшись в подобных условиях, человек мельчает, опускается, теряет духовные интересы (Он спускается со второго этажа дома, перестает читать «Вестник Европы»), оказывается в плену быта: крыжовника, щей, пирогов, бараньих котлет.

- По каким деталям можно судить, что так живут целые поколения? (Портреты предков Алехина).

Иван Иваныч возлагает надежды на Алехина. Но отличается ли он  от других героев? (Иван Иваныч  тоже «футлярный» человек. Он понимает весь ужас такого состояния, но говорит, что уже стар и не годится для борьбы. «Ах, если б я был молод!»).

- Расскажите историю любви Алехина и Анны Алексеевны. Какие сомнения одолевали их?

- Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев? (Прекрасное и высокое чувство любви могло бы освободить их от «футляра» внешних приличий, но герои отказываются от шанса быть счастливыми).

Алехин – хозяин-домосед, ограничивший свою жизнь усадьбой и заботами о ней. Он надел на себя футляр временно. В отличие от других персонажей, он – интеллигент, и футляр выстраивает над собой высокий, что мы не сразу замечаем его. Поэтому он и способен на высокое чувство.

- К какому выводу приходит Алехин в конце рассказа? Что раскрывает нам сцена прощания в вагоне? (Алехин «со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить»).

- Но почему  Алехин, вдруг всё осознав, не предпринимает решительных действий к достижению своего счастья? Почему он предпочитает ехать в соседнем вагоне и оплакивать их счастье? (Алехин понимает сложившуюся ситуацию, но он не способен на решительные действия. Все, что не давало ему действовать раньше, сдерживает его и сейчас). 

- Как основная мысль этого рассказа перекликается с общей темой «маленькой трилогии»?

 Человек не должен жить в «футляре», который может принимать любую форму: в данном случае это футляр условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений, внутренних страхов. Любовь не признает никаких ограничений и футляров.   Поэтому герои оказываются несчастны. Алехин находится в футляре собственного долга. Отказ от любви – проявление футлярной жизни. Чувство раскрывается в последний момент, когда было уже поздно. Алехин вроде бы понял главное, но он ничего не сделал, в жизни его ничего не изменилось.

4. Закрепление изученного материала:

Учащимся предлагается самостоятельно заполнить оставшиеся столбцы таблицы.

Рассказ

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Особенности «футляра»

 Заполнено на предыдущем уроке.

«Футляр-усадьба» - идеал покоя, примитивного благополучия. Крыжовник – символ плотского, физиологического счастья.

«Футляр» для чувства, для любви – это «футляр», не имеющий конкретных границ. Он символизирует гибель чувства, человеческого счастья и гибель личности.

Проверка заполнения таблицы учащимися.

5. Подведение итогов урока:

-Что же объединяет рассказы «Маленькой трилогии» в один цикл?

- Смогли ли мы определить границы «футляра» в каждом из рассказов?

(Рассказы «Маленькой трилогии» рисуют разные проявления футлярной жизни. Оказываются загубленными смысл жизни, смысл деятельности и цвет жизни).

 6. Домашнее задание (по выбору учащихся):

  1.  Написать сочинение-миниатюру на тему «Кто такие «футлярные» люди?»;
  2. Составить кластер «Человек в футляре» в творчестве А.П. Чехова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Маленькая трилогия А.П.Чехова".

Данный   материал - работа  моих  учеников....

Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".

Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....

Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»

ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...

Конспект урока на тему: «Нет, больше жить так невозможно!» («Маленькая трилогия» А.П. Чехова как обличение «футлярной» жизни человека).

На примере чеховских рассказов учащиеся раскрывают  сложность человеческих отношений, анализируют  произведения....

План конспект урока Проблема личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Целью урока является анализ рассказа Чехова «Ионыч». Рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь и раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оску...