"Маленькая трилогия" А. П. Чехова. Идейно-художественное своеобразие рассказов "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Калашникова Елена Васильевна

Конспект к уроку по литературе в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trilogiya.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:


МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. РАССКАЗЫ «ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ», «КРЫЖОВНИК», «О ЛЮБВИ».

Цели: усвоить содержание «маленькой трилогии»; раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В 1989 г. в седьмой книжке «Русская мысль» появился «Человек в футляре», а в № 8 этого же журнала были напечатаны следующие выпуски серии: «Крыжовник», «О любви», явившиеся своеобразным продолжением первого рассказа

Как вы считаете, что объединяет эти рассказы в трилогию?

Ученик: Герой, рассказчик – слушатель – действующее лицо; конструкция рассказ в рассказе; общий образ человека в «футляре». В центре произведения – один случай, который дает возможность проследить историю жизни человека, за жизненной историей создается обобщающее представление современной жизни.

II. Работа над содержанием «маленькой трилогии» Чехова.

Действительно, рассказы, связанные общим сюжетом, идеей, героями, в литературе называют «маленькой трилогией».

Интересно высказывание Салтыкова-Щедрина, которое полностью можно отнести к «маленькой трилогии» Чехова: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет».

Как вы считаете, для чего Чехов заглянул в подсознание и подтекст отношений настолько глубоко?

Ученик: Вероятнее всего для того, чтобы показать трагическое противоречие мечты и жизни – необходимость активного сопротивления, противостояния «мелочам жизни», преодоление ее «пороков». Чехов говорит, что нельзя так больше жить, жизнь должна быть широкой, а не бесцельной и бессмысленной.

Учитель: Верно. Для более вдумчивого анализа мы проведем викторину на знание содержания текста. Начнем работу с сообщений по тексту, затем ответим на ряд вопросов, а потом подведем итоги по каждому произведению.

Итак, первое произведение «Человек в футляре». Отвечает Андрей Балясин, а класс после прослушивания сообщения формулирует вывод и записывает его в тетрадь.

«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»

Первый рассказ «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

  1. Расскажите о внешности, обстановке в квартире Беликова.
  2. Что можно сказать о жизненных принципах Беликова? Что, по вашему мнению, составляет основу его характера?

3) Почему трусливый и ничтожный Беликов держал в течение 15 лет в страхе не только гимназию, но и весь город?

4) Беликов решил жениться. Изменился ли Беликов в этот момент? Почему он медлил сделать предложение Вареньке?

5) Что потрясло Беликова и о чем он предупреждает брата Вареньки? Как тот воспринимает предупреждение?

6) Отчего Беликов умирает? (Впервые получил отпор).

7) Как вы понимаете слово «беликовщина»? Исчезла ли «беликовщина» со смертью учителя?

8) В чем особенности композиции рассказа «Человек в футляре»? (Повествование ведется от лица рассказчика. Особенность построения: рассказ в рассказе, или двойной рассказ.)

9) Вывод, который вы записали в тетрадях. (Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности).

Чехов с поразительной силой разоблачает «пошлость пошлого человека». Учитель гимназии Беликов – враг всего нового и передового, он ненавидит все то, что выходит за рамки дозволенного начальством. «Как бы чего не вышло», – жизненная философия Беликова. Рассказ о «Человеке в футляре» тем не менее не оставляет ощущения безнадежности. «Нет, больше так жить невозможно!» Эти слова выражают чувства лучших героев рассказа и самого автора.

«КРЫЖОВНИК»

Это следующий рассказ «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) О чем мечтает всю жизнь чиновник Чимша-Гималайский?

2) Осуществилась ли эта мечта?

3) Изменился ли герой? Можно ли назвать его «человеком в футляре»? (Покупка собственности перерождает маленького чиновника. Он уже землевладелец, целиком уходит в мир хозяйствования, постепенно превращаясь в самодовольного и равнодушного обывателя. Чехов страстно восклицает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа».)

4) Вывод, который вы записали в тетрадях. (Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования, крыжовник – символ плотского, физиологического счастья).

«О ЛЮБВИ»

Последний из рассказов «маленькой трилогии».

Беседа по вопросам:

1) Как живет, о чем мечтает главный герой Алехин?

2) Почему он нерешителен, робок, боится всего? Почему не сложилась его любовь?

3) Что общего в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина?

(Жизнь Алехина посвящена хозяйственным заботам. Жизнь его, замкнутая только в кругу сельскохозяйственной коммерции, теряет смысл. Постепенно деградирует герой – ходит в грязной одежде, не моется, спит в санях. Потеряв свою любовь, Алехин живет в одиночестве, работая и приумножая доходы, которые ему теперь не нужны.)

  1. Вывод по произведению: Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Это символ страха жить не как все, гибель любви, гибель личности.

Итоги:

  1. Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» называют трилогией?
  2. Есть ли что-то общее в образах Беликова, Николая Ивановича, Алехина? Что именно?
  3. Кто выступает в роли рассказчиков в «маленькой трилогии»? Как помогают образы рассказчиков понять смысл произведений?
  4. В чем вы видите связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении и современной жизнью России?

Вывод. В мире беликовых, чимша-гималайских, алехиных «нет простора для живых человеческих стремлений».

Домашнее задание.

На выбор: 1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Кто такие футлярные люди?»; 2. Проанализировать «маленькую трилогию» с точки зрения художественной формы по плану: а) роль пейзажа, роль портрета, роль деталей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идейно-художественное своеобразие пьесы "Гроза"

Ознакомление с идейно-художественным своеобразием пьесы...

Урок-презентация на тему "Идейно-художественное своеобразие романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

В презентацию включен материал по композиционным, идейно-художественным особенностям романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Подробно рассматривается Онегинская строфа. Закрепление материала  проход...

Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Данный урок проводится в 10 классе. Цели урока:Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;Воспитательная – формировать у у...

Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.

1.     Это второй урок в теме «Н.В. Гоголь».  Тема сложна для восприятия, так как детям Гоголь знаком еще только по ранним, романтическим повестям из «Вечеров на хуторе ...

Образ персонажа. По рассказам А. П. Чехова"Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".

Урок развития речи в 9 классе. Материал ориентирован на подготовку написания эссе по расскаам А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" с использованием синквейна. В уроке дана сх...

Конспект урока «Тема «футляра» в «Маленькой трилогии» А.П. Чехова (рассказы «Крыжовник», «О любви»)».

Развернутый конспект урока на тему: «Тема «футляра» в «Маленькой трилогии» А.П. Чехова (рассказы «Крыжовник», «О любви»)».    10 к...