Конспект урока на тему: «Нет, больше жить так невозможно!» («Маленькая трилогия» А.П. Чехова как обличение «футлярной» жизни человека).
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

На примере чеховских рассказов учащиеся раскрывают  сложность человеческих отношений, анализируют  произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_rasskazam_a.p.chehova_v.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нет, больше жить так невозможно!» («Маленькая трилогия» А.П. Чехова как обличение «футлярной» жизни человека).

Цель:         

  • на примере чеховских рассказов раскрыть красоту человеческих отношений, гуманистический смысл его творчества;
  • учить учащихся анализировать произведения, характер героя и сопоставлять героев нескольких произведений, обосновывать свою оценку прочитанного;
  • воспитывать стремление вырабатывать в себе черты прекрасного и гордого человека будущего.

Оборудование:

  • карточки
  • тексты произведений
  • проектор
  • компьютер
  • презентация

    Эпиграф:

  «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…» 

                                                     Ход урока

  1. Слово учителя.

Учащимся представлены два портрета: А.П. Чехова и Беликова.

Перед вами портрет А.П. Чехова - писателя, с творчеством которого вы уже знакомы. Давайте попробуем рассказать об этом человеке, основываясь на портрете.

  • Каким он вам представляется?

Ответ: Добрым, интеллигентным, отзывчивым.

  • А знаете ли вы, что ростом А.П. был почти 190 см? Он был высоким, физически сильным, очень любил физический труд.

А теперь давайте обратимся к портрету чеховского героя.

  • Как вы считаете, похож герой на портрете? Почему?

Ответ: Да, похож, он представляется человеком практически без лица, видно только приподнятый воротник и очки. Его фигура сгорблена, голова втянута в плечи – это внешние признаки выражения страха.

  • Нет ли внешнего сходства между автором и его героем?

Ответ: И да, и нет. Да, потому что Чехов производит впечатление человека физически не очень сильного, а кроме того, он тоже в очках. Нет, потому что выражение его лица отличается спокойным достоинством и благородством, на нём нет следа страха, которым искажено лицо Беликова.

Чеховский герой как бы ушел весь в футляр.

  • А сейчас поговорим о футляре у Чехова?

Тема футлярной жизни – одна из главных тем творчества и рассказов А. П. Чехова.

  1. Самоконструкция.

Давайте попробуем сформулировать, что такое футляр и для чего он может служить.

Футляр – это…

Писатель считает, что футляр – это нечто, препятствующее контакту с внешним миром, безвыходное пространство.

Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» повествуют о «футлярности» в разных областях жизни. Они пронизаны призывом «Берегите в себе человека!».

Чехов создал все три рассказа в Мелихове в 1898 году. В начале опубликовался рассказ «Человек в футляре», а затем «Крыжовник» и «О любви», явившиеся своеобразным продолжением первого рассказа.

Сам Чехов  не объединил рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»  общим названием (как Пушкин в «Повестях Белкина»), хотя и задумал их как произведения одной серии.

Почему же  среди исследователей творчества Чехова прижилось неофициальное название «маленькая трилогия»?

Что объединяет данные произведения в единое целое?

Особенности «маленькой трилогии»

  1. Рассказы построены по общей композиционной

        Схеме - по принципу «рассказ в рассказе».

  1. Позиция автора ясно не обозначена.

  1. Рассказы связаны общим сюжетом, героями, идеями.

Итак, Чехов использует форму «рассказ в рассказе»: учитель Буркин и ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский встретились на охоте, и каждый рассказывает свою историю, причем Иван Иванович рассказывает о своем брате, когда охотники нашли убежище от дождя у помещика Алехина, и тот тоже рассказывает свою историю. Все рассказы  связаны темой «футлярной жизни».

  1. Проверка знаний.

Давайте теперь обратимся к тексту рассказа «Человек в футляре».

 Выясним, прочли ли вы рассказ.

Словарная работа

  • Ветеринарный врач  - лечит животных .

  • Футляр- коробка, чехол, куда кладется вещь для хранения или для предохранения  чего-нибудь.

  •   Антропос - греческое слово, человек.

  • Иуда- изменник, предатель

  • Циркуляр - распоряжение

  • Мнительность- болезненная подозрительность

  • Замша-  мягкая, тонкая, оленья или лосиная выделанная кожа

  • Скоромное - молочная и мясная пища, запрещаемая церковными правилами

  •  Пасквилянт - человек, распространяющий оскорбительные мнения о других

  •  Сутяга - человек, который любит заниматься тяжбой

  • Рак-отшельник - рак, прячущий свое брюшко в раковину

Учащиеся на листочках или на компьютерах выбирают правильный, по их мнению, ответ и отмечают его крестиком.

Тест

  1. Какова композиционная особенность рассказа?

А. Рассказ в рассказе. Б. Рассказ-притча. В. Параллелизм образов.

  1. Как фамилия главного героя?

А. Чимша-Гималайский. Б. Беликов. В. Коваленко.

  1. Какой предмет преподавал главный герой рассказа?

А. Историю и географию. Б. Греческий и латинский языки. В. Российскую словесность.

  1. Любимая фраза главного героя?

А. Чего ещё ждать от жизни. Б. Очень странно вы говорите. В. Как бы чего не вышло.

  1. На какое действие хотели подвигнуть героя дамы?

А. Отдать зонтик и калоши. Б. Заставить жениться. В. Уйти на пенсию.

  1. Что приведёт к смерти главного героя?

А. Падение с лестницы. Б. Позор от отказа невесты. В. Позор оттого, что он стал посмешищем.

Детали, характеризующие футлярность Беликова:

  • Тёплое пальто на вате
  • Зонтик в чехле
  • Калоши
  • Нож в чехольчике
  • Лицо «в чехле» - поднятый воротник
  • Часы в чехле из серой замши
  • Тёмные очки
  • Вата в ушах
  • Коляска с поднятым верхом
  • Стремление окружить себя оболочкой
  • Преподавал древние языки
  • Мысль запрятать в футляр
  • «Как бы чего не вышло»
  • Спальня точно ящик

- По какому поводу, где, как произносит Беликов слова "как бы чего не вышло".

Он был очень странным, всего боялся, страшился
жизни, страх руководил всеми его действиями.

Слова «как бы чего не вышло» стали своеобразной формулой его жизни,

ограничивали все его действия и поступки, мешали жить, и не только ему…

- Чего боялись в городе или какое влияние на окружающих людей оказывал Беликов?

Беликов оказывал на людей угнетающее действие: ограничивал их свободу, активность; возомнил о себе, что имеет право контролировать поведение

окружающих людей. Пугает их своим страшным, «как бы чего не вышло».

- Почему "Человек в футляре?"

– Рассказ «Человек в футляре» так назван не только потому, что все вещи Беликов носил в чехле, что все высказывания его были как бы в чехле (не потому, что говорил он с опаской, оглядываясь, боясь «как бы чего не вышло»), а потому, что сам он вел футлярный (замкнутый) образ жизни (примеры), а также всячески ограничивал свободу окружающим, нагоняя этим страх на людей (примеры 

Там, где властвует страх, господствует ничтожество, там нет места свободной жизни, и Чехов хотел показать эту диалектику (гипноз) страха. В образе Беликова Чехов раскрывает существенные черты обывателя-интеллигента, безыдейного, отошедшего от жизни, запуганного, дрожащего. Общие черты человека в футляре даны в образе Беликова, но человек в футляре распространенное явление времени- вот что хочет сказать Чехов. Имя чеховского героя стало нарицательным. За фигурой Беликова мы видим – беликовщину. А как думаете вы?

  • Почему в городе ничего не изменилось после смерти Беликова?
  • Причина всеобщего страха была в Беликове?
  • Что говорит об этом Иван Иванович? Что он называет «футляром»?

Чехов в этом рассказе фактически предваряет выводы экзистенциалистов о том, что основу человеческого существования составляет страх – страх перед собственной свободой, перед ответственностью за свои «неразрешённые» поступки, перед жизнью вообще. И только от нас зависит, сумеем ли мы его преодолеть.

  1. Рефлексия.

Продолжите фразу

  • Мне понравилось…
  • Меня удивило…
  • Я задумал(а)сь…
  • Грустно…
  • Я постараюсь запомнить…

Домашнее задание:

Написать мини-сочинение на тему (на выбор):

      1. Исчерпала ли себя тема «футлярной жизни»?

2. Что      может стать для человека «футляром» в наши дни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Маленькая трилогия А.П.Чехова".

Данный   материал - работа  моих  учеников....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока по теме "Маленький урок о большой памяти"

Урок предназначен для обучающихся 8 класса, соответсвует программе 8 класса по биологии (Пономарева Н.И. и др., Пасечник В.В.). Включает как элементы повторения, так и изучения нового материала, практ...

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.П.Чехов Маленькая трилогия

Презентация подготовлена к уроку литературы А.П.Чехов "Маленькая трилогия"  В трилогию вошли рассказы: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"...

Конспект урока «Тема «футляра» в «Маленькой трилогии» А.П. Чехова (рассказы «Крыжовник», «О любви»)».

Развернутый конспект урока на тему: «Тема «футляра» в «Маленькой трилогии» А.П. Чехова (рассказы «Крыжовник», «О любви»)».    10 к...