Конспект урока по теме "Маленький урок о большой памяти"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Ефимова Инна Викторовна

Урок предназначен для обучающихся 8 класса, соответсвует программе 8 класса по биологии (Пономарева Н.И. и др., Пасечник В.В.). Включает как элементы повторения, так и изучения нового материала, практической работы. Технологии, применияемые на уроке, обеспечивают развитие критического мышления, использование ранее полученных знаний, выдвижение учащимися гипотез и их обоснование, выполение практической работы по самонаблюдению. Домашнее задание предполагает не только закрепление полученных знаниий, но и дальнейшее исследование объемов памяти, пробладающего вида памяти

Цель урока: сформировать представление о механизмах памяти, физиологических основах запоминания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №556 с углубленным изучением английского языка Курортного района Санкт-Петербург

Урок биологии для 8 класса

по теме

 «Маленький урок о большой памяти»

Автор учитель биологии

Ефимова Инна Викторовна

Санкт-Петербург

2014

Конспект урока  по теме «Маленький урок о большой памяти»

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Цель урока: сформировать представление о механизмах памяти, физиологических основах запоминания.

Задачи

Образовательные: актуализировать знания о строении и функциях нервной ткани, синапсе, передачи нервного импульса, сформировать представление о физиологических механизмах краткосрочной и долгосрочной памяти, запоминании, закрепить знания о закономерностях работы головного мозга (процессах возбуждения и торможения) и их роли в процессе запоминания, влиянии на память.

Развивающие: развивать интерес к физиологии высшей нервной деятельности, самонаблюдению, любознательность, исследовательский метод работы, развитие критического мышления, внимательности, умения находить, формировать и объяснять причинно-следственные связи.

Воспитательные: воспитание культуры здорового образа жизни, умения работать в паре, слушать и слышать ответы друг друга.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательного интереса; культуры здорового образа жизни;  развитие интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы).

Предметные: умение объяснять механизмы долгосрочной и краткосрочной памяти, взаимосвязь между ними,  знание условий необходимых для эффективного запоминания, развития и тренировки памяти с физиологической точки зрения.  

Метапредметные:

Регулятивные: развитие умения формулировать тему урока, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их.

Познавательные: выполнение практической работы по самонаблюдению, работа с текстом, формирование навыка решения проблемных вопросов.

Коммуникативные: развитие умения слушать ответы одноклассников, дополнять их, обсуждать проблемные вопросы, развитие монологической речи.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов

Мониторинг правильности выполнения заданий рабочего листа

Мониторинг выполнения практической работы

Наблюдение за развитием коммуникативных навыков

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация и рабочий лист к уроку, материалы для практической работы.

Примечание: в конспекте курсивом  выделены предполагаемые ответы учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока. 

Деятельность учителя: Сформулировать проблемный вопрос, подвести учащихся к ответу, провести аналогию названия урока и книги А.Р. Лурия.

Деятельность учащихся:  Размышлять, выдвигать предположения и объяснять их с физиологической точки зрения, слушать ответы одноклассников, дополнять, оспаривать их, приводить аргументы.

Чтобы  узнать тему сегодняшнего урока, подберите слово, отсутствующее в этой фразе: «Разум без _______ пуст». Подумайте и скажите, без чего невозможна разумная деятельность человека. В чем проявляется разум, разумная деятельность? Это умения сравнивать, предполагать, делать вывод, без чего все это будет невозможно? Без памяти. Запишите в рабочих листах.

Наш урок посвящен памяти, я назвала его «Маленький урок о большой памяти» по аналогии с названием книги Александра Романовича Лурия «Маленькая книжка о большой памяти». Небольшая по объему книга раскрывает 30-летние наблюдения автора за великим мнемонистом, человеком с уникальной памятью, Соломоном Вениаминовичем Шерешевским.

3. Постановка цели урока.

Деятельность учителя: Предложить  назвать цели и задачи (как способы достижения цели) урока, помочь сформулировать ответ, подвести к необходимым целя и задачам, подытожить результаты обсуждения.

Деятельность учащихся:  Размышлять, выдвигать предположения и объяснять их с физиологической точки зрения, слушать ответы одноклассников, дополнять, оспаривать их, приводить аргументы.

Подумайте, что бы Вы хотели узнать на этом уроке? Что мы будем изучать? На уроке мы познакомимся с механизмами памяти, узнаем разные виды памяти и сделаем, самый важный и нужный для нас вывод, как правильно, с физиологической точки зрения запоминать и помнить долго.

4. Формулирование определения.

Деятельность учителя: С помощью наводящих вопросов подвести к определению термина память с физиологической точки зрения, роль каждого компонента запоминания.

Деятельность учащихся:  Размышлять, рассуждать, выдвигать предположения и объяснять их с физиологической точки зрения, слушать ответы одноклассников, дополнять, оспаривать их, приводить аргументы, вести конспект в рабочем листе.

Задание №1. Сформулируйте своими словами, что такое память, как процесс, как проявление работы мозга. Какие важные компоненты включает в себя память?

Память – это восприятие, хранение и воспроизведение личного опыта,  информации.

Что необходимо для оптимального восприятия, могут ли возникать трудности на этом этапе  работы памяти? Да, если есть внешнее торможение, или человек не сконцентрировал внимание на том, что необходимо запомнить. Исходя из этого, скажите, пожалуйста, что необходимо для хорошей памяти? Внимание, отсутствие раздражителей и т.п.

5. А. Актуализация ранее полученных знаний.

Деятельность учителя: Пояснить задание, подвести к правильному ответу, обобщение и закрепление знаний.

Деятельность учащихся:  Найти и исправить ошибки, дополнить ответ о строении и функциях нейрона и его частей.

Для того, чтобы приступить к изучению механизмов памяти, необходимо вспомнить строение нервной ткани и ее работу. Для этого посмотрите на слайд и исправьте ошибки, допущенные в обозначениях, дополните функции.  (На слайде изображения нейронов и нейроглиальной клетки). Учащиеся исправляют ошибки, дополняют функции нейрона и нейроглиальной клетки. Нейроглиальные клетки – клетки «помощницы», поддерживающие и питающие нейроны.  Нейрон имеет короткие отростки – дендриты – воспринимающие нервные импульсы, длинные отростки – аксоны – передающие нервный импульс. Нейроны воспринимают, генерируют и передают импульсы.

5. Б. Актуализация ранее полученных знаний.

Деятельность учителя: Пояснить задание, подвести к правильному ответу, обобщение и закрепление знаний.

Деятельность учащихся:  Чтение текста, объяснение иллюстрации.

Как же происходит передача нервного импульса между нейронами? Помните ли, название контакта между двумя нервными клетками? В рабочих листах прочитайте задание №2, освежите в памяти понятие синапса. Назовите, какой тип связи между нейронами: механический, электрический или химический?

Внимание на слайд,  объясните, как осуществляется работа синапса. Нервный импульс вызывает образование визикул – пузырьков- с раздражающей жидкостью (химическим веществом, нейромедиатором) в синаптическом окончании аксона. Нейромедиатор поступает в синаптическую щель между двумя нейронами, воздействует на мембрану соседней клетки, изменяя ее состояние. Таким образом, в соседней клетке возникает нервный импульс. Работа синапсов лежит в основе механизмов памяти. 

6. Изучение нового материала. Заполнение таблицы.

А. Изучение механизма кратковременной памяти.

Деятельность учителя: Сформулировать проблемную ситуацию, объяснение нового материала на основе имеющихся знаний о строении и функционировании нервной системы, демонстрация механизма краткосрочной памяти с помощью анимации, диалог с учащимися.

Деятельность учащихся:  Рассуждая над проблемными вопросами, делать вывод о видах памяти и их механизмах, использование полученных знаний, заполнение таблицы в рабочем листе.

Можете ли Вы назвать имя учёного, в честь книги которого назван сегодняшний урок?  Если забыли, то ничего страшного, это объяснимо с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности.  Поскольку речь идет о кротковременной или краткосрочной памяти. Отметили название первого механизма памяти в рабочем листе, задание №3.

Итак, когда в начале урока я назвала имя Александра Романовича Лурия, вы увидели его на слайде, что произошло в головном мозге? Возникли очаги возбуждения в височной и зрительной долях коры больших полушарий.

Рассмотрим механизм краткосрочной памяти на клеточном уровне. Внимание на слайд. Перед Вами часть рефлекторной дуги, замечаете ли в ней что-то необычное? Аксон имеет разветвления, аксон воздействует на свою клетку.

Нервный импульс возникает в чувствительном нейроне, рецепторе, через синапс он передается следующему нейрону, а далее особенность, которая лежит в основе краткосрочной памяти. Повторяя на сегодняшнем уроке строение нейрона, мы отмечали аксон единственный длинный отросток, который, как показали исследования в 20 веке, может иметь разветвления, обеспечивающие контакты с другими нейронами или же передающие возбуждение на тело этого же нейрона. Что это позволит сделать? Зациклить возбуждение, обеспечит самовозбуждение нейрона. Таким образом, отметили в задании №3, механизм краткосрочной памяти основан на циркуляции возбуждения, которое было открыто американским ученым Лоренте Де Но. Постепенно циркулирующее возбуждение исчезает, и мы забываем недавно увиденную, услышанную информацию.

Итак, нервные импульсы, циркулирующие по нейронным цепям благодаря специальным ответвлениям аксона, обеспечивают кроткосрочную память, длящуюся около 5-10 секунд.

Б. Механизм долговременной памяти.

Деятельность учителя: Объяснение механизма долговременной памяти,  с помощью проблемных вопросов, формирование причинно-следственных связей, подведение учащихся к правильным ответам и самостоятельному формулированию этапов формирования долговременной памяти.

Деятельность учащихся:  Рассуждение, решение проблемных вопросов, актуализация знаний, заполнение таблицы.

Поскольку кратковременная память обеспечивает лишь непродолжительную память, позволяющую выполнять лишь сиюминутные операции, то наибольший интерес представляет  долговременная память, благодаря которой мы учимся, запоминаем, на основе которой строятся все наши знания.

Внимание на слайд. Возбуждение, возникающее в одной клетке, благодаря синапсу передается другой. Какая память возникает в данном случае? Кратковременная. Сформулируйте вывод, что является основой долговременной памяти, какая еще есть функция у кратковременной памяти? Долговременная память возникает на основе кратковременной. Отмечаем в задании №3.

Представим себе две (только для примера) нервные клетки, задействованные в циркуляции возбуждения, что произойдет с клетками постоянно работающими? Сравнивая их с мышцами спортсмена, которые постоянно тренируют, как они изменяться? Синаптические утолщения становятся больше, увеличиваются. Чем больше площадь взаимодействия, тем эффективнее оно будет.

Вспоминая работу синапса, что еще увеличиться  в большем по размеру синаптическом окончании? Что еще необходимо для ускорения проведения передачи нервного импульса? Увеличение числа визикул с нейромедиатором.

По аксонам и дендритам постоянно циркулирует нервный импульс или электрический импульс, которым он является по своей природе. С точки зрения физики, чем является циркулирующий электрический нервный импульс? Электричеством, потоком заряженных частиц.  Что создает электричество вокруг себя? Электромагнитное поле. Оказывает ли электромагнитное поле какое-либо воздействие? На что вокруг может подействовать электромагнитное поле нервного импульса? На нейроглиальные клетки, окружающие и питающие нейрон. Под воздействием электромагнитного поля, нейроглиальные клетки (так называемые, шванновские клетки) приближаются к аксону, закручиваются вокруг него, образуя миелиновую оболочку, которая ускоряет прохождение импульса по аксону. Нервный импульс движется не по всему аксону, а только по промежуткам между шванновскими клетками, что значительно быстрее. Таким образом, при постоянной циркуляции нервного импульса, задействованные в работе нервные клетки изменяются, ускоряя проведение импульса. Все эти изменения, которые позволяют нам запоминать, помнить и хорошо воспроизводить информацию, называются – «проторение пути».

Даже если мы выучили стихотворение и больше его не повторяли, «проторенный путь» из связанных нейронов уже существует. Благодаря ему мы будем помнить стихотворение какое-то время, вспоминать которое заново будет легче и проще, чем, если бы этого «пути» не было вовсе.

7. Закрепление новых знаний.

Деятельность учителя: Сформулировать проблемные  вопросы, помогать учащимся самостоятельно формулировать ответ.

Деятельность учащихся:  Применяя полученные знания, используя заполненную таблицу в рабочем листе, решать проблемные ситуации, рассуждать, аргументировано отвечать.

Объясните с физиологической точки зрения, с точки зрения ВНД, почему повторение – мать учения? Происходит проторение пути, синапсы проводят сигнал лучше, возбуждение становится сильнее.  

Объясните, почему хорошо запоминается то, что делаешь сам? Двигательная активность то же возбуждение, усиливающее проторение пути.

8. Изучение нового материала. Виды памяти. Составление схемы. Развитие критического мышления.

Деятельность учителя: Привести примеры, сформулировать проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному формулированию названия вида памяти.

Деятельность учащихся:  Решение проблемных задач, рассуждение, формулирование аргументированного ответа, выдвижение гипотезы и ее объяснение, заполнение схемы.

Долговременная память формируется разными способами, у каждого из нас существуют свои особенности запоминания, свои приемы наиболее эффективного запоминания. Как правило, они основаны на каком-либо виде памяти, которые мы сейчас назовем и запишем в схему. Задание №4 в рабочих листах.

А. Чтобы отгадать первый вид памяти, прослушаем аудиозапись. Шепот прибоя, крики чаек, представляем себя на берегу теплого моря, дует приятный нежный ветерок, беззаботные дни, длинные летние каникулы, вы расслаблены . . . Какой вид памяти я хочу у вас вызвать? Посмотрите друг на друга, большинство из вас улыбается, так приятны воспоминания об отдыхе. О каком виде памяти речь? Что есть ваша улыбка? Что она отражает? Эмоциональная память. Как своими словами Вы бы определили, что есть эмоциональная память? Переживание эмоций, которые испытывал в прошлом. Так, например, ветераны войны переживают сильнейшие эмоции и не могут скрыть слез 9 мая, 27 января, 22 июня.

Эмоции могут быть не только воспоминанием, но и помощником при запоминании. Как положительный, так и отрицательный эмоциональный фон позволяет лучше запомнить, изучаемую тему. Можете ли вы это объяснить с физиологической точки зрения? Эмоции вызывают возбуждение в нервных центрах коры больших полушарий, что усиливает проторение пути.

Б. Следующий вид памяти характерен как для человека, так и для животных, его используют на уроках при составлении конспектов, на экскурсиях,  он объясняет пользу шпаргалок. Ваши идеи, какой это вид памяти?  Двигательная или моторная, мышечная память. Как вы думаете, почему при движении запоминается лучше? Поэтому этот вид памяти лежит в основе экскурсии, важной формы обучения? Очаг возбуждения в нервных центрах движения усиливают проторение пути. Объясните, почему,  следуя по карте самостоятельно, запоминаешь дорогу лучше, чем следуя за экскурсоводом?  Человек, самостоятельно изучая дорогу, сконцентрирован и внимателен, возбуждение сильнее, поэтому дорога с ее ориентирами запоминается лучше.

В. Следующий вид памяти лежит в основе необычного стихотворения. «На Ладье при Луне Трое ели Горох, да снимали с Крючка рыбьи Головы, да складывали потом Трапециевидную Трапецию». Знаете ли его? Понимаете ли его смысл?  Но следующее предложение, основанное на этом виде памяти, вы знаете с детства: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Что означает это предложение? Это «запоминалка» для последовательности цветов радуги. А стишок - это медицинская «запоминалка» для 8 костей запястья. Итак, как назвать вид памяти, основанный на связи нового и предыдущего знания, на создании логических цепочек и символов?  Логическая или смысловая. Это один из наиболее эффективных видов памяти, лежащий в основе эффективного запоминания, обучения. У студентов медиков большое множество так называемых мнемонических «запоминалок», от слова мнемоника – наука о памяти.

Г. Следующий вид памяти основан на работе органов чувств или анализаторов. Как другим словом их назвать? Органы чувств, можно назвать иначе, как например, телефон «чувствительный к прикосновениям»? Сенсорная память. Какие варианты сенсорной памяти могут быть?  Зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, тактильная. Сейчас мы проведем практическую работу, связанную со зрительной и слуховой памятью, объясните, почему для обонятельной и вкусовой памяти тестов почти нет? Почему мы только упоминаем названия этих видов сенсорной памяти, но не говорим о них и об их роли в запоминании подробно? Так как  обоняние и вкус у человека развиты плохо и не являются главными анализаторами в отличие от зрения и слуха.

9. Практическая работа «Определение объема краткосрочной зрительной и слуховой памяти на слова и цифры». Рабочий лист задание №6.

Деятельность учителя: Объяснить ход работы, провести (чтение и демонстрация слов и цифр), помочь обобщить результаты.

Деятельность учащихся:  Выполнение практической работы,  подсчет результатов, объяснение результатов.

Определение объема краткосрочной зрительной памяти.

На слайде появится 10 чисел (слов), на которые вы будете смотреть в течение 10 секунд, затем записываете, те, что запомнили, в рабочий лист. Так же со словами, 10 простых слов будет на слайде, смотрите на них 10 секунд, записываете запомнившиеся. Проверяем по слайду, считаем по формуле в рабочем листе (Х= а+б/2= (где а и б – количество правильно запомненных слов и чисел, соответственно)), и определяем качество вашей краткосрочной памяти.

Поднимите руки у кого память отличная,  очень хорошая? Хорошая?

Определение объема краткосрочной слуховой памяти.

Я зачитаю 10 слов (чисел), вы их запоминаете, записываете, после проверяем. По формуле, вы определяете объем вашей памяти.

Поднимите руки у кого отличная,  очень хорошая слуховая память? Хорошая? У кого зрительная память преобладает над слуховой?

Объясните, почему у большинства зрительная память преобладает над слуховой? Дольше времени на просмотр слов, чем на прослушивание, яркие сильные образы, зрение – ведущий орган чувств человека, что подтверждает пословица «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать».

10. Закрепление материала урока. Самостоятельная работа, формулирование правил запоминания и развития памяти.

Деятельность учителя: Наводящие вопросы, примеры, подталкивающие учащихся к самостоятельному определению правил улучшения и развития памяти.

Деятельность учащихся:  Сформулировать меры улучшения памяти, разных ее типов и видов, используя знания о механизмах и видах памяти, записать правила в рабочий лист.

Сегодня мы с вами познакомились с механизмами и видами памяти,  поэтому, опираясь на полученные знания, приведите рекомендации для эффективного запоминания и улучшения памяти, как объема, так и прочности. Задание №5  в рабочих листах.

Учащиеся записывают свои варианты в течение 2-3 минут, которые  после озвучиваются и обсуждаются в классе, при необходимости дополняются.

  • повторение. «Повторение мать учения». Для чего, с точки зрения процесса запоминания, необходимо повторение? Для «проторения пути».
  • задействовать все виды памяти (сенсорную, эмоциональную, двигательную, логическую). Почему? Разные виды памяти активизируют разные центры коры больших полушарий, больше возбуждение, значит лучше проторение пути, формируются связи между нервными центрами, что позволяет лучше запомнить, дольше помнить.
  • Внимание, концентрация. Объясните почему, учить надо внимательно с точки зрения механизмов работы мозга. Возбуждение сильное в нужных центрах обеспечивает проторение пути, то есть долговременную память, возбуждение в других центрах может «затормозить» запоминание.
  • здоровый образ жизни. Объясните, какую роль ЗОЖ играет для развития памяти? Отсутствие вредных привычек, убивающих нейроны, сбалансированное питание, правильный баланс труда и отдыха, физического и умственного  труда, режим дня, важно хорошо высыпаться.
  • Тренировка памяти.

11. Заключение. Проблемный вопрос. Актуализация знаний.

Деятельность учителя: Сформулировать проблему, предложить задание к обсуждению, подвести учащихся к самостоятельному ответу.

Деятельность учащихся:  Обсуждение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование с помощью полученных на уроке знаний.

Итак, сегодня мы узнали об одной из важных, сложных и интересных особенностях работы мозга человека – памяти. Рассмотрели механизмы ее формирования: циркуляция нервного возбуждения, обеспечивающая «проторение пути», то есть образование связи между нейронами через синапсы. Перечислили основные виды памяти, определили ведущий для каждого из вас вид сенсорной памяти и ее объем. Сформулировали рекомендации важные для любого школьника, объяснили их значение с физиологической точки зрения, надеюсь, они вам помогут успешно учиться. Чтобы еще раз закрепить и обобщить, то, что мы узнали на уроке, объясните почему «Интеллект определяется не количеством нейронов, а количеством связей между ними». Связи между нейронами – это синапсы, которые активизируются при работе нейронов, генерирующих и проводящих нервный импульс. Связи между нейронами образуются при запоминании материала, логический способ запоминания обеспечивает связь между разными нервными центрами, это один из эффективных способов не только запоминания, но и учёбы в целом. А значит, интеллект зависит от количества связей, проторенных путей, между нейронами, что является механизмом долговременной памяти, а значит, разум без памяти пуст.

«Маленький урок о большой памяти» подошел к концу. Надеюсь, он был для вас интересным, полезным и оставит только хорошие воспоминания.

12. Домашнее задание.

Читать §60. Провести лабораторную работу на определение объема краткосрочной памяти на цифры и слова.

Деятельность учителя: Объяснить материалы и ход домашней практической работы, распечатанной на отдельном листе.

Деятельность учащихся:  Чтение параграфа, выполнение практической работы, формулирование вывода.



Предварительный просмотр:

6. Практическая работа. Определение ведущего типа памяти.

Зрительная память

Слуховая память

Слова

А.

Слова

А.

Цифры

Б.

Цифры

Б.

Х= а+б/2=

Х= а+б/2=

Оценка результата: 9-10 – отличная память; 7-8 – очень хорошая; 5-6 – хорошая; 3-4 – удовлетворительная.

(а+б) – сумма правильных ответов

Рабочий лист урока биологии

8 класса

тема:

«МАЛЕНЬКИЙ УРОК

О БОЛЬШОЙ _______________ »

Разум без ______________ пуст

Учитель Ефимова Инна Викторовна

Фамилия, имя учащегося __________________________

Санкт-Петербург

2014

1. Запишите определение

                            -

2. Работа  синапса.

Места контакта аксона с другими клетками называют синапсами. В них конечная веточка аксона утолщена и содержит пузырек с раздражающим веществом. Когда по аксону нервные импульсы дойдут до синапса, пузырьки лопаются. И жидкость вытекает в синаптическую щель.

3. Механизмы памяти

Определение

Значение

Механизм

4.Виды  памяти

5. Рекомендации для эффективного запоминания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)

Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...

Конспект урока "Какая экскурсия тебе понравилась больше всего?" 5 класс (ФГОС) Кузовлев В.П.

Класс: 5 (ФГОС) по уч. В.П. КузовлевЦикл 6: "Путешествие по Англии".Цель: создать условия для употребления простого прошедшего времени Paste Simle Tense.Приемы РКМЧП: "Корзина идей", "Лови ошибку", "Т...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...

Классный час "Маленькие секреты большой памяти".

Классный час о некоторых особенностях памяти школьника и возможностях ее развития. Лекция, практикум, памятка о тренировке памяти....

ИНСТРУКЦИИ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ДО УРОКА, ВО ВРЕМЯ УРОКА И ПОСЛЕ УРОКА.

ИНСТРУКЦИИ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ДО УРОКА, ВО ВРЕМЯ УРОКА И ПОСЛЕ УРОКА....

Конспект урока Тухтаметовой М.Ч. БОУ «Больше-Туралинской СОШ» Тема урока: «Умножение многочлена на одночлен» 7 класс

Цели урока:Образовательные:применение   распределительного свойства умножения к умножению многочлена на одночлен;отработать применение алгоритма умножения многочлена на одночлен; вынесение з...