КТП по литературе (5 класс). УМК Чертов
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Егоян Ирина Викторовна

Календарно-тематическое планирование для 5 класса (2021 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_literature_5_klass._umk_chertov.docx79.77 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Элементы содержания

Тип урока

Универсальные учебные действия

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

план

факт

Литература как искусство слова (1ч) 

1

Литература как искусство словесного образа.

Образы в художественной литературе.

Вводный урок

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Мифология (4ч)

2

Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар».

Миф. Мифы Древней Греции. Мифы Древнего Рима.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

3

Мифы об искусстве «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».

Миф. Мифы Древней Греции. Мифы Древнего Рима.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Проявлять интерес и уважение к другим народам; признавать общепринятые морально-этические нормы.

4

Художественный образ в мифе.

Метафора. Сравнение. Эпитет. Аллегория. Гипербола.

Урок изучения нового материала.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости.

5

Славянская мифология

Боги славянской мифологии. Славянская культура.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, этических чувств, доброжелательности и отзывчивости.

Русский фольклор (3 ч)

6

Литература и фольклор. Малые жанры фольклора. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение.  Загадка как метафора, вид словесной игры. Русские пословицы из собрания В. И. Даля.

Пословица как воплощение житейской мудрости. Афористичность пословиц и поучительный характер.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь различать пословицы и поговорки.

Использовать загадки, пословицы в устной и письменной  речи, уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.

Совершенствовать духовно-нравственные качества  личности.

7

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Русские народные сказки. «Царевна – лягушка».

Жанр и виды сказки. Художественные приемы сказок (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Урок чтения и изучения произведения.

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Выявлять характерные для сказок художественные приемы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.

Совершенствовать духовно-нравственные качества  личности.

8

Русские народные сказки «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».

Жанр и виды сказки.

Урок чтения и изучения произведения.

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Выявлять характерные для сказок художественные приемы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом познавательных задач.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.

Испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Литературная сказка (6 ч)

9

А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Сюжет.

Сюжет литературной сказки.

Урок чтения и изучения произведения.

 Отличать литературную сказку от фольклорной,  осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию, оценивать свои достижения.

Описывать сказочных героев и происходящие с ними события, писать отзыв о прочитанной литературной сказке.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления.

Совершенствовать духовно-нравственные качества  личности.

10

Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Авторская позиция в сказке.

Выражение авторской позиции в сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер сказки.

Урок чтения и изучения произведения.

Отличать литературную сказку от фольклорной,  осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию, оценивать свои достижения.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления.

Совершенствовать духовно-нравственные качества  личности.

11

Х.К.Андерсен «Снежная королева». Сюжет.

Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Осваивать новые виды деятельности, осознавать себя как индивидуальность.

12

Сказка «Снежная королева». Художественные образы.

Художественные образы в сказке. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Осваивать новые виды деятельности, осознавать себя как индивидуальность.

13

1 ч

Сказка «Снежная королева». Два мира.

Авторская

литературная сказка,

авторский

замысел,

авторская

позиция.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию, оценивать свои достижения.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Осваивать новые виды деятельности, осознавать себя как индивидуальность.

14

Р.Р.Аннотация (практикум)

Виды аннотаций.

Урок- практикум.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Строить небольшие монологические устные и письменные высказывания, осуществлять совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути их преодоления.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Древнерусская литература (2 ч)

15

Древнерусская литература, её основные жанры. Поучительный характер произведений древнерусской литературы. «Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше – кожемяке»).

Особенности повествования, сюжет отрывка из «Повести…», атмосфера эпохи; летописный свод.

Урок чтения и изучения произведения.

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;  осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Совершенствовать духовно-нравственные качества  личности; воспитывать чувства  любви  к истории Отечества.

16

Внеклассное чтение.  «Повесть временных лет» (фрагменты «Сказание о белгородском киселе», «Повесть о разорении Рязани Батыем»).

Особенности повествования, сюжет отрывка из «Повести…», атмосфера эпохи; летописный свод.

Урок чтения и изучения произведения.

Выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, извлекать нужную информацию

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относиться к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений,  совершенствовать имеющиеся.

Жанр басни в мировой литературе (3 ч)

17

Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей».

Жанр басни, история его развития. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII—XVIII веков. Аллегория как средство раскрытия определенных свойств.

Басня прозаическая. Мораль басни.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу,

выполнять учебно-познавательные действия

извлекать нужную информацию.

Уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

18

Федр. Басни «Лисица и Ворон», «Лисица и Аист».

Сюжеты античных басен и их обработка в литературе 17-18 веков.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу,

выполнять учебно-познавательные действия

извлекать нужную информацию.

Уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

19

Ж. Лафонтен. Басня «Желудь и Тыква». Г. Э. Лессинг. Басни «Свинья и Дуб», «Ворон и Лиса».

Басня стихотворная. Традиционный круг басенных сюжетов и образов.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу,

выполнять учебно-познавательные действия

извлекать нужную информацию.

Уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Русская литература XIX века (45 ч)

И.А.Крылов (4ч)

20

И.А.Крылов.  Слово о баснописце. Басня «Волк и ягнёнок». Выражение народной мудрости в баснях И. А. Крылова. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен И. А. Крылова. Образы животных в басне.

Жанр басни. Мораль басни.

Своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальности и как члена общества.

21

И.А.Крылов.  Басня «Волк на псарне».

Рифма и ритм в басни.

Изображение социальных отношений и человеческих поступков в басни.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальности и как члена общества.

22

И.А.Крылов. Басня  «Квартет», «Свинья под Дубом».

Обличение человеческих пороков в баснях. Аллегория. Вольный стих.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальности и как члена общества.

23

Р.Р.Выразительное чтение басен И.А. Крылова.

Выразительное чтение.

Урок-практикум

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствовать имеющиеся.

А.С.Пушкин (6ч)

24

А.С.Пушкин.  Слово о поэте.

Стихотворения «Няне», «Зимний вечер». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

Биография А.С. Пушкина. Реальная основа и художественный образ няни. Жанр стихотворения и особенности.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

25

А.С.Пушкин.  Стихотворения «Зимнее утро».

Образ человека в русской зимы в стихотворении.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

26-27

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Добрые и злые персонажи. Образ царевны и традиционные сказочные образы доброй, скромной, трудолюбивой девушки. Конечное торжество добра над злом в сказке. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и нравственности. Поучительный характер сказки.

Черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и нравственности.

Урок чтения и изучения произведения.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в беседе.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

28-29

Внеклассное чтение. «Сказка о попе и работнике его Балде»

Выразительное чтение. Наблюдение за средствами создания образа.

Отражение в сказке народного труда

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

М.Ю.Лермонтов (3 ч)

30-31

М.Ю.Лермонтов.  Слово о поэте.

Стихотворение «Бородино».

История создания стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Слово о поэте. История создания стихотворения. Основная идея стихотворения. Образы русских солдат и образ Бородинской битвы.

Урок чтения и изучения произведения.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять интерес и уважение к другим народам, признавать общепринятые морально-этические нормы.

32

Внеклассное чтение. «После Бородина», «Два великана».

Раскрытие образов русских богатырей.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию

Уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную с учителем и одноклассниками деятельность, с помощью интонации передавать смысл прочитанного

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

Н.В.Гоголь (6 ч)

33

Повесть  Слово о писателе.

Повесть «Ночь перед Рождеством».

Смысл названия повести. Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

Слово о писателе. Смысл названия повести. Главные образы повести. Элементы фантастики в сюжете и в образах.

Урок чтения и изучения произведения.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Уметь строить монологические высказывания, осуществлять совместную с учителем и одноклассниками деятельность, с помощью интонации передавать смысл прочитанного

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

34

«Заколдованное место».

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

35

Внеклассное чтение. «Вечер накануне Ивана Купала».

Изображение народной жизни и народных характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

36

Проект. Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.

Урок-презентация.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию .

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

37

1 ч

Контрольная работа № 1 по творчеству А. С. Пушкина,  М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Индивидуальная работа с дидактическим материалом, фиксирование собственных затруднений в деятельности.

Урок развивающего контроля.

Знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий

Выбирать ответ в тестовых заданиях.

Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания, синтезировать полученную информацию для составления ответа, определять меру усвоения изученного материала.

Формировать навыков самоанализа и самоконтроля.

38

1 ч

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Работа над ошибками.

Анализ контрольной работы.

Урок рефлексии

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути их преодоления.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Образ времени года в литературном произведении (3 ч)

39

А.С.Пушкин. «Унылая пора, очей очарованье» (отрывок из стихотворения «Осень»), «Вот ветер, тучи нагоняя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года.

Картины природы  и отражение настроения человека в литературном произведении. Лирический герой.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

40

Лирика Ф.И.Тютчева («Весенняя гроза», «Весенние воды») и А.А.Фета («Чудная картина…», «Я пришёл к тебе с приветом»).

Образ времени года в стихотворениях Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года.

Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

41

Внеклассное чтение. Лирика А. К. Толстого  («Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…») и И. А. Бунина («Лес, точно терем расписной…»).

Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию.

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков

И.С.Тургенев (7 ч)

42

И.С.Тургенев.  Слово о писателе.

Повесть «Муму».

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России.

Изображение быта и нравов крепостнической России.  Особенности повествования.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

43

И.С.Тургенев «Муму».  Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя.  Образ Муму.

Авторское отношение к персонажам.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

44

1 ч

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

Характеристика образов Герасима и Татьяны, история их взаимоотношений.

Урок чтения и изучения произведения

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути их преодоления.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

45

1 ч

Р.Р. Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие.

Выразительное чтение отрывка «А между тем в ту самую пору…».

Урок развития речи

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

46

И.С.Тургенев «Муму». Смысл финала повести.

Элементы повествования.

Урок чтения и изучения произведения.

Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

Формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

47

Р.Р. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму».

Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.

Урок  рефлексии

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой.

Уметь: составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

48

1 ч

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Анализ сочинений, работа над ошибками

Урок рефлексии

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Н.А.Некрасов (3 ч)

49

Слово о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Авторское отношение к героям.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь составлять характеристику героя по его речи.

Уметь выразительно читать наизусть фрагмент стихотворения.

Планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств  личности; воспитание  чувства  любви  к истории своей страны.

50-51

Р.Р. «Заглавный образ в произведении и средства его создания» (практикум).

Виды заглавного образа литературного произведения, его связь с другими образами, средства создания художественного образа.

Урок общеметодической направленности.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Строить небольшие монологические устные и письменные высказывания, осуществлять совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути их преодоления.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

Л.Н.Толстой (5 ч)

52

Л.Н.Толстой.  Слово о писателе.

Рассказ «Кавказский пленник».

Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды.

Слово о писателе. Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Уметь строить монологические высказывания

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

53

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».  Жилин и Костылин два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина.

Судьба Жилина и Костылина.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Уметь строить монологические высказывания

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

54

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Поэтичный образ Дины.  Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Нравственная проблематика рассказа. Смысл названия.

Урок чтения и изучения произведения.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Уметь строить монологические высказывания

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

55

Р.Р. Сочинение на тему «Кавказский пленник: Жилин или Костылин разные судьбы».

Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.

Урок рефлексии

Умеет раскрыть тему сочинения, доказать свою точку зрения.

Описывать героев и происходящие с ними события, писать отзыв о прочитанном произведении.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств  личности.

56

1 ч

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Анализ сочинений, работа над ошибками

Урок рефлексии

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

А.П.Чехов (3 ч)

57

А.П.Чехов. Слово о писателе.

Рассказ «Мальчики».

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.

Слово о писателе. Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь выразительно читать рассказ, описывать героя, используя цитаты из текста. Выявлять приемы комического в тексте.

Уметь составлять цитатный план рассказа, подробно его пересказывать.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Формирование представлений о свободе как экзистенциальной

ценности гуманизма; чувство свободы и человеческого

достоинства, непримиримое отношение к деспотизму, лжи,

пресмыкательству;

58

Внеклассное чтение. «Лошадиная фамилия».

Мир детства в изображении А.П.Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь выразительно читать рассказ, описывать героя, используя цитаты из текста. Выявлять приемы комического в тексте.

Создавать собственный рассказ, содержащий комические эпизоды или смешные случаи из жизни.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Совершенствовать духовно-нравственные качества  личности.

59

Р.Р. «Письменный отзыв о литературном произведении» (практикум).

Отзыв. Аннотация.

Урок -практикум

Писать самостоятельно отзыв о прочитанном произведении. Редактировать отзыв. Сопоставлять аннотацию и отзыв.

Уметь характеризовать заглавный образ. Приводить примеры необычных названий произведений.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Образ Родины в русской поэзии (5 ч)

60

И.С.Никитин «Русь».

А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…».

Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций.

Слово о поэтах. Образ Руси в лирике.

Урок чтения и изучения произведения.

Сопоставлять репродукции картин и стихотворения, а также сходные образы из двух стихотворений.

Выразительно читать стихотворения.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Положительно относиться к учению, познавательной деятельности; желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

61

И.Северянин «Запевка». Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.

Слово о поэте. Образ Руси в лирике.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию

Выразительно читать стихотворения.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Воспитание  уважительного отношения  к русской поэзии, русскому слову.

62

Н.М.Рубцов «Родная деревня».

Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.

Слово о поэте.  Образ Руси в лирике.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия, извлекать нужную информацию

Выразительно читать стихотворения.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, осознавать возникающие трудности.

Воспитание  уважительного отношения  к русской поэзии, русскому слову.

63

1 ч

Контрольная работа № 2 по теме «Русская литература 19 века».

Индивидуальная работа с дидактическим материалом, фиксирование собственных затруднений в деятельности.

Урок развивающего контроля.

Знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий

Выбирать ответ в тестовых заданиях.

Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания, синтезировать полученную информацию для составления ответа, определять меру усвоения изученного материала.

Формировать навыков самоанализа и самоконтроля.

64

1 ч

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Работа над ошибками.

Анализ контрольной работы.

Урок рефлексии

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Русская литература ХХ века (41 ч)

И.А.Бунин (2ч)

65

Слово о поэте.

Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги».

Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы.

Слово о поэте. Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других уметь строить монологические высказывания

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять уважение и интерес к человеку труда, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе

66

Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора».

Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирики поэта

Выразительное чтение, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями

Владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль)

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других уметь строить монологические высказывания

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять уважение и интерес к человеку труда, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе

С.А.Есенин (2ч)

67

Слово о поэте.

Стихотворения «Топи да болота», «Нивы сжаты, рощи голы».

Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

Слово о поэте.  Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.

Урок чтения и изучения произведения.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Уметь строить монологические высказывания.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять уважение и интерес к человеку труда, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

68

Слово о поэте.

Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная», «Топи да болота», «Нивы сжаты, рощи голы».

Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции.

Урок чтения и изучения произведения.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Уметь строить монологические высказывания.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять уважение и интерес к человеку труда, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

П.П.Бажов (2ч)

69-70

П. П. Бажов. Слово о писателе.

Сказ «Медной горы Хозяйка».

Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные (сказочные) традиции и образы талантливых людей из народа в произведении. Средства создания образа народного умельца, мастера. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени.

Слово о писателе. Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные традиции в произведении. Образ исторического времени.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других уметь строить монологические высказывания.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

 «Образы детей в мировой литературе» (2 ч)

71-72

2 ч

М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты).

Образы детей в произведении. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.

Образы детей в произведениях для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии.

Урок общеметодической направленности

Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекать нужную информацию.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

А.С.Грин (4 ч)

73

А.С.Грин.  Слово о писателе.

Повесть «Алые паруса» (фрагменты).

Смысл названия повести. Алые паруса как образ мечты. Мечта и реальная действительность в повести.

Слово о писателе. Мечта и реальная действительность в повести.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других уметь строить монологические высказывания.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

74

А.С.Грин.  История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и возмужание. Воплощение мечты как сюжетный приём. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.

Образы главных героев. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции.

Урок чтения и изучения произведения.

Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других уметь строить монологические высказывания.

Понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

75

Р.Р. Описание одного из символических образов с использованием цитат. Подготовка к сочинению.

Основные нормы русского литературного языка.

Использование выразительных средств языка.

Урок развития речи

Осознавать познавательную задачу, выполнять учебно-познавательные действия извлекать нужную информацию; адекватно оценивать свои достижения

Строить монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию 

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

76

1 ч

Анализ ошибок, допущенных в сочинениях. Работа над ошибками.

Анализ сочинений.

Урок рефлексии

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

А.П.Платонов (4 ч)

77

А.П.Платонов.  Слово о писателе.

Рассказ «Неизвестный цветок».

Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя. Сказочное и реальное в сюжете произведения.

Слово о писателе. Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Язык произведения.

Урок чтения и изучения произведения.

Познавательные: Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

78

Внеклассное чтение. «Цветок на земле».

Беседа, выполнение поисковых проблемных заданий в малых группах .

Мини-размышление

Урок чтения и изучения произведения.

Познавательные: Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

79-80

2 ч

Р.Р. «Проза и поэзия как формы художественной речи» (практикум).

Ритм в художественной прозе и поэзии. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Способы рифмовки.

Урок-практикум

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Строить небольшие монологические устные и письменные высказывания, осуществлять совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути их преодоления.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

С. Я. Маршак (4 ч)

81

С.Я.Маршак.  Слово о поэте.

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Фольклорные (сказочные) традиции в пьесе-сказке.

Слово о поэте. Фольклорные традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения.

Урок чтения и изучения произведения.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

82

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.

Подготовка сценария. Распределение ролей.

Урок-спектакль.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

83

1  ч

Р.Р. «Монолог и диалог как средства создания образа в эпических, драматических и лирических произведениях» (практикум).

Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах. Начальное представление о речевой характеристике персонажа.

Урок-практикум.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме; осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Строить небольшие монологические устные и письменные высказывания, осуществлять совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути их преодоления.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

84

1 ч

Контрольная работа № 3 по теме «Русская литература 20 века».

Индивидуальная работа с дидактическим материалом, фиксирование собственных затруднений в деятельности.

Урок развивающего контроля.

Знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий

Выбирать ответ в тестовых заданиях.

Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания, синтезировать полученную информацию для составления ответа, определять меру усвоения изученного материала.

Формировать навыков самоанализа и самоконтроля.

Образы детей в военной поэзии и прозе (4 ч)

85

1 ч

Стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста». Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.

Слово о писателе. Образы детей в произведениях о ВОВ. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма.

Урок чтения и изучения произведения.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

86-87

В.П.Катаев.  Повесть В.П.Катаева «Сын полка» (фрагменты).

Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.

Слово о писателе. Образы детей в произведениях о ВОВ. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма.

Урок чтения и изучения произведения.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

88

Внеклассное чтение. Ю. Яковлев. «Девочка с Васильевского острова».

Образы детей в произведениях о ВОВ.

Урок-презентация.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Положительно относиться к учению, иметь желание приобретать новые знания.

В.П.Аставьев (3 ч)

89

В.П.Астафьев.  Слово о писателе.

Рассказ «Васюткино озеро». Сюжет.

Изображение становления характера главного героя рассказа. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение.

Слово о писателе. Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство  писателя в изображении писателя  

Урок чтения и изучения произведения.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

90

Рассказ «Васюткино озеро».

Человек и природа в рассказе. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство  писателя в изображении писателя  

Урок чтения и изучения произведения.

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Понимать и сохранять учебную задачу, извлекать нужную информацию.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

91

Р.Р. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Написание сочинения.

Урок развития речи

Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять  поиск причин и пути преодоления.

Осознать свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей (6 ч)

92-93

2 ч

Рассказ Э.Сетона – Томпсона «Королевская аналостанка». Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

Слово о писателе. Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять  поиск причин и пути преодоления.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

94-95

2 ч

Повесть Дж.Лондона «Белый клык».Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

Слово о писателе. Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять  поиск причин и пути преодоления.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

96

1 ч

Рассказ Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пес».

Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

Слово о писателе. Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять  поиск причин и пути преодоления.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

97

1 ч

В.П.Астафьев « Жизнь Трезора».

Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

Слово о писателе. Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять  поиск причин и пути преодоления.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

Жанр рассказа в мировой литературе (4 ч)

98

А.П.Чехов. «Хирургия».

История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль события рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный.

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в произведении. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять  поиск причин и пути преодоления.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

99

А.Конан Дойл. «Камень Мазарини».

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в произведении. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять  поиск причин и пути преодоления.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

100

М.М.Зощенко. «Галоша».

Р.Бредбери. «Все лето в один день».

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в произведении. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.

Урок чтения и изучения произведения.

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять  поиск причин и пути преодоления.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

101

  Р.Р. «Тема и идея литературного произведения»(практикум).

Идея произведения и возможные способы ее выражения. Краткая характеристика тематики и идейного содержания произведения.

Урок-практикум

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять  поиск причин и пути преодоления.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.

«В стране Литературии» (1ч)

102

1 ч

Итоговый урок «В стране Литературии»

Рекомендации книг для чтения летом.

Урок-концерт

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять  поиск причин и пути преодоления.

Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Литература 5 класс ( УМК В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А. Ипполитова)

Рабочая программа Литература 5 класс ( УМК  В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А. Ипполитова)...

Рабочая программа по литературе 7 класс. УМК В.Ф.Чертов

Рабочая программа   по литературе  для основной школы составлена  на основе  авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 9 классы  В.Ф.Чертов, ...

Рабочая программа по литературе 8 класс. УМК В.Ф.Чертов

рабочая программа   по литературе  для основной школы составлена  на основе  авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 9 классы  В.Ф.Чертов, ...

Рабочая программа по литературе 6 класс. УМК В.Ф.Чертов

Рабочая программа   по литературе  для основной школы составлена  на основе  авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 9 классы  В.Ф.Чертов, ...

Рабочая программа по литературе 5 класс. УМК В.Ф.Чертов

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по литературе для 5-9 классов (базовый уров...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Чертов В.Ф.

Рабочая программа по литературе.  5 класс. Авторы: Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонова И.В. Программа с ИКТ, домашними заданиями....

Тестовая работа по литературе 6 класс (Чертов В.Ф.)

Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе  обучающихся 6 класса, выявить темы, вопросы содержания образования, вызывающие наибольшие трудности....