Заключительный урок по повести Н.В.Гоголя "Шинель" "А был ли несчастен Акакий Акакиевич?"
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Абакумова Наталья Святославовна

На заключительном уроке по повести Н.В.Гоголя "Шинель" подводится итог понятия "Маленького человека" в литературе. Раскрывается образ Акакия Акакиевича через технологию критического мышления "Шесть шляп".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: А был ли несчастен Акакий Акакиевич?. (Раскрытие образа Акакия Акакиевича в повести Н.В.Гоголя «Шинель» с помощью технологии «шесть шляп мышления»).

Цель: раскрыть художественное новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека».

Задачи:
- работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др

- определить тему, идею

- развитие навыков монологической речи;

 -развитие навыков работы с критической литературой;

- воспитание любви и уважения к личности человека

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр, формулировать тему и идею, давать характеристику героям, аргументированно выражать своё отношение к прочитанному, владеть навыками анализа художественного произведения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: осознаёт трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в тексте художественного произведения.

Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает собственную точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку

Ход урока


«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»

Ф. М. Достоевский

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Определение цели урока
  3. Чтение отрывока наизусть
  4. Кого можно назвать «маленьким» человеком? Сейчас есть такие люди? Как вы к ним относитесь?
  5. Работа по технологии 6 шляп

Суть метода «шести шляп мышления».

Для метода характерна значимость всех компонентов работы: эмоций, фактов, критики, новых идей.

Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у участников обсуждения появляется возможность высказать свои чувства, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа: логический позитив.  Желтая шляпа помогает раскрыть положительные стороны; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Что здесь положительного? Каковы преимущества? Почему это можно сделать?

Черная шляпа: критикаЧерная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы.  Правильно ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа: креативность.  Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, исследуем возможности, ищем новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа предназначена для управления самим процессом работы. Используется для постановки целей работы и подведения итогов. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

  • Белая— самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Примерный ответ:

 - Какова история создания повести

Однажды при Гоголе был рассказан анекдот, который его вдохновил на создание повести “Шинель”. Он звучал так: жил один бедный чиновник, но страстный охотник. Он долго копил на ружье, о котором мечтал. Его мечта сбылась, но он его потерял, плывя по Финскому заливу. Вернувшись домой, от расстройства он умер.

- Биография Акакия акакиевича (кратко)

 -Значение имени Акакий

  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Примерный ответ:

В жизни акакия Акакиевича есть положительные черты:

-

  • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Отрицательные черты характера Акакия Акакиевича:…

Что мешает ему быть более счастливым?

  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Примерный ответ:

Какие эмоции вызывает Акакий Акакиевич?

Жалко ли его?

Если сейчас втречаются такие люди, какие эмоции они у вас вызывают?

  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Примерный ответ:

Какой мог бы быть положительный выход из ситуации?

Что должен изменить в себе «маленький» человек, чтобы не стать Акакием Акакиевичем?

  • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Примерный ответ:

Чему нас учит жизнь Акакия Акакиевича?

  1. Смысл эпиграфа.


«Шинелью» Н. В. Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению

Задание на дом: Ответьте на вопрос письменно.

В чем, по вашему мнению, проявились традиции и новаторство Гоголя в создании образа «маленького человека»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок по повести А.С.Пушкина "Дубровский"

Урок обобщения и контроля знаний по произведению.Приложение к уроку - презентация (иллюстрации к произведению и контрольные вопросы)....

Урок литературы в 8 классе по теме: "С днем рождения, Акакий Акакиевич!" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель")

Урок литературы в 8 классе.Тема урока: "С днем рождения, Акакий Акакиевич!"(по повести Н.В. Гоголя "Шинель")...

Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

Материал можно использовать в качестве викторины, проверки знания текста...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"

Урок в 10 классе по литературе по теме "Заключительный урок. Рекомендации по летнему чтению"...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме: “In the Spotlight” (заключительный урок модуля)

Цели урока: Образовательные: активизировать в речи изученную лексику и грамматические структуры. Развивающие: совершенствовать коммуникативные действия, умения аудирования, говорения и чтения Воспи...