Шедевр лирики М.Ю.Лермонтова стихотворение Тучи
план-конспект урока по литературе

Марценюк Елена Александровна

Знакомство со стихотворением «Тучи» - размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника, о смысле человеческой жизни вообще.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Автор и название стихотворения

        Тема стихотворения (о чем стихотворение?)

Тема стихотворения -…

        Идея стихотворения (какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?)

        

В стихотворении автор выражает мысль о…

Жанр произведения

Пейзажно-философское

        Композиция

(как построено  стихотворение? На какие  части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Стихотворение можно разделить на...   части…

         Настроение стихотворения

В стихотворении     царит …                   настроение

        Приемы художественной выразительности

( метафора, эпитет, олицетворение, риторические вопросы, антитеза....)

Для создания настроения автор использует…

  1. Эпитеты:

  1. Метафоры:

  1. Олицетворение:

  1. Антитеза:

  1. Риторический вопрос:

Образы:

ТУЧИ

     

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

        Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я …

Тема: Шедевр лирики М.Ю. Лермонтова – стихотворение «Тучи».

Цель урока:  познакомить со стихотворением «Тучи» - размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника, о смысле человеческой жизни вообще.

Тип урока: урок исследование

Планируемые результаты:

Предметные:

различать образ лирического героя и автора в лирике;

- выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка;

- делать устный и письменный анализ стихотворения;

- владеть навыками выразительного чтения.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: уметь видеть идею картины 

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: развивать способность понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

2. Этап мотивации к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.








3. Формулирование темы и целей урока.

Цель: совместно сформулировать цели урока, в том числе в виде проблемного вопроса, обеспечить мотивацию обучающихся.

СЛАЙД Приветствие учителя.


СЛАЙД - У поэта 20 века А.А.Вознесенского есть такие строки:

Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.

- Как поняли мысль, что стихи «случаются»?

(рождаются по вдохновению или, когда нужно высказать то, что мучает или не отпускает…)

- Когда стихи «случаются», они становятся шедеврами. (?)

Шеде́вр (фр. «высшая работа») — уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства.

- Сформулируем тему.

СЛАЙД (Шедевр лирики М.Ю. Лермонтова – стихотворение «Тучи»)

- Для работы на уроке нам понадобятся литературоведческие термины.  Предлагаю вспомнить их, решив кроссворд СЛАЙД

р

и

ф

м

а

ж

а

н

р

т

е

м

а

л

и

р

и

к

а

и

д

е

я

п

е

й

з

а

ж

  1. Звуковой повтор в конце стихотворения РИФМА
  2. Вид лит-рного произведения по общих худ-ным признакам. ЖАНР
  3. События, положенные в основу произведения. ТЕМА
  4. Один из родов худ-ой лит-ры отображает разнообразные человеческие переживания. ЛИРИКА.
  5. Мысль, заключенная в произведении. ИДЕЯ.
  6. Изображение природы в произведении. ПЕЙЗАЖ.

- Какое ключевое слово получилось? Исходя из этого слова, поставим цель урока.

СЛАЙД ЦЕЛЬ: проанализировать стихотворение и ответить на вопросы:

- Что хотел сказать своим стихотворением автор?

- Как удалось донести мысль? С помощью каких художественных средств?

- Как выразительно читать?

Приветствие учащихся.


Размышляют, отвечают на поставленные вопросы.












Формулируют тему и цели урока.

 4. Подготовка к восприятию стихотворения.

СЛАЙД История создания стихотворения. Работа с учебником. с.149

- Почему после прочтения «глаза были влажные от слёз»?

Находят нужную информацию в учебнике, отвечают на вопрос.

5. Выразительное чтение стихотворения. Впечатление.

Метопредметная связь

Прослушивание фонохрестоматии 6 класс.

- С какой интонацией прочитано стихотворение? (Грустное, задумчивое).

- Какие картины представлялись, когда слушали?

Литература – это искусство лова.

- Какие виды искусства также выражают чувства?

Обратимся к живописи.

- Какая картина, на ваш взгляд, отражает идею стихотворения?

Слушают выразительное чтение, развивают воображение, строят мини-текст в художественном стиле.

 6. Анализ-исследование стихотворения.

Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи

У вас на столах план анализа стихотворения. В ходе урока не забывайте записывать в него вывод, и тогда в конце урока у нас будет готов письменный анализ текста.

-О чём стихотворение? Обратимся к названию.

(О природе. Пейзажная лирика) и об одиночестве и изгнании.  

Лексическая работа. СЛАЙД

* Лазурь – светло-синий цвет.  Странник – 1. Странствующий ч-к (обычно голодный или бездомный).  * Жемчуг – драгоценное украшение. *Изгнанник – ч-к, который изгнан откуда-нибудь. * Клевета – порочащая кого-нибудь или что-нибудь ложь. * Тяготить – быть в тягость кому-нибудь, обременять. * Нивы - большое поле, возделанное и засеянное, обработанное человеком.

- Сколько строф в произведении?

Работа с каждой отдельной строфой.

I.  - Назовите ассоциации со словом «тучи»? (Дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо)

- Подберите определения к слову “тучи”. (Темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые)

- Почему Лермонтов выбирает «тучки»? Опишите их. Какими средствами рисует картину?

(Эпитеты: небесные, вечные)

( Метафора «степью лазурною» - бескрайнее синее небо; метафора «цепью жемчужною» - легкие, светлые, матово светящиеся беззаботно плывут одна за другой в «сторону южную»).

(Олицетворение: странники)

(Сравнение: будто как я же)

(Антитеза: с милого севера в сторону южную)

Гипотеза.

- Я утверждаю, что лирический герой им завидует. Подтвердите или опровергните моё мнение.

(Завидует: тучки свободные, красивые, в движении, мчатся в неизведанную даль, радуются жизни.)

(Не завидует. Метафора «вечные странники»: нет приюта, скитаются без дома, без родины – это их страшная судьба. Сравнивает себя с ними).

- Проблема пока осталась неразрешённой. Читаем дальше.

- Почему у лирического героя грустное настроение?

( Изгнанник, т.е. должен оставить родину не по своей воле, а он её любит: «с милого севера»).

II. - В чём особенность построения 2 строфы?

_ Обратим внимание на синтаксическое посторенние  строфы. К кому обращается?

( Риторические вопросы, обращены прежде всего к себе).

- На каком приеме построена вся строфа? /Олицетворение/

- На какой вопрос ищет ответ? Что гонит?

- Какая причина самая горькая? Почему?

(«Друзей клевета ядовитая». Настоящие друзья не предают. Значит, друзей у него нет: он не только гоним, но и одинок).

- Какое эпитет наиболее точно передаёт состояние лирического героя: грустно, печально, тоскливо? Объясните, почему?

- Как читать вторую строфу? (Нарастающее внутреннее напряжение).

ФИЗМИНУТКА

III. Самостоятельная работа в парах:

- Найдите ответ в третьей строфе: что гонит тучки? («наскучили нивы бесплодные»)

- Так завидует тучкам или жалеет их?

Эксперимент.

- Представьте, что завидует и объясните, чему завидует. (Завидует их свободе, их холодности, что души нет, страдать не могут, родины нет…)

- Получается, что … (жалеет. Такой судьбы, как у тучек, не хочет).

- По какому принципу построено стихотворение: сравнение или антитеза?

- Как читается третья строфа? (Спокойно, утвердительно).

Анализируют стихотворение, отвечают на вопросы, комментируют.

Делают письменный разбор художественных средств.

Работают с таблицей, находят средства выразительности.

Выполняют словарную работу.

Самостоятельная работа в парах:

7. Рефлексия.

Цель - самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний

- Выразительное чтение стихотворения.

- О чем это стихотворение? Какие мысли хотел донести до нас поэт? (О тягостях и превратностях человеческой жизни. Это философское размышление о поисках смысла своего бытия, о поисках гармонии).

- Какое чувство стало причиной написания стихотворения? (Любовь к родине!)

- Почему стихотворение «Тучи» относится к шедеврам лирики?

СЛАЙД

- Подберите слова, характеризующие состояние лирического героя.

Т - тоска

У - уныние

Ч - чувства

И – искания

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…

СЛАЙД - Д/з. Выразительное чтение стихотворения ИЛИ выучить наизусть.

Осуществляют самооценку своей деятельности.





Работают в парах.



8. Контроль деятельности ученика.

Цель -  Создание ситуации успеха.

Выставление оценок после проверки схем

Оценивание

Анализ III строфы

В III  строфе даются ответы на вопросы лирического героя, которые он задает во II строфе.

  1. Что гонит тучи?
  2. Что обозначает эпитет бесплодные?
  3. Что чуждо тучам?    Могут они переживать как человек?
  4. Какие эпитеты используются для описания туч в 3 строчке.
  5. Чего нет у туч?    А значит, могут ли они быть изгнанниками?

Анализ III строфы

В III  строфе даются ответы на вопросы лирического героя, которые он задает во II строфе.

  1. Что гонит тучи?
  2. Что обозначает эпитет бесплодные?
  3. Что чуждо тучам?    Могут они переживать как человек?
  4. Какие эпитеты используются для описания туч в 3 строчке.
  5. Чего нет у туч?    А значит, могут ли они быть изгнанниками?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тучи»

Слайд 2

Стихи не пишутся - случаются, Как чувства или же закат. Душа - слепая соучастница. Не написал - случилось так. А.А. Вознесенского Шедевр М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Тучи»

Слайд 3

Тема урока: Шедевр лирики М.Ю. Лермонтова – стихотворение «Тучи»

Слайд 4

ж а н р л и р и к а и д е я П е й з а ж р и ф м а т е м а

Слайд 5

ЦЕЛЬ: проанализировать стихотворение и ответить на вопросы: - Что хотел сказать своим стихотворением автор? - Как удалось донести мысль? С помощью каких художественных средств? - Как выразительно читать?

Слайд 6

Автор и название стихотворения Тема стихотворения (о чем стихотворение?) Тема стихотворения -… Идея стихотворения (какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? В стихотворении автор выражает мысль о… Жанр произведения Композиция (как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?) Стихотворение можно разделить на... части… Настроение стихотворения В стихотворении… царит … настроение… Приемы художественной выразительности ( метафора, эпитет, олицетворение, риторические вопросы, антитеза....) Для создания настроения автор использует Образы: ТУЧИ ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Личные впечатления от стихотворения Читая стихотворение, я …

Слайд 7

Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Слайд 8

«Над вечным покоем» Исаак Левитан «Облако» Архип Иванович Куинджи

Слайд 9

Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Слайд 10

Лексическая работа * Лазурь – светло-синий цвет. * Странник – странствующий человек (обычно голодный или бездомный). * Жемчуг – драгоценное украшение. * Изгнанник – человек, который изгнан откуда-нибудь. * Клевета – порочащая кого-нибудь или что-нибудь ложь. * Тяготить – быть в тягость кому-нибудь, обременять. * Нивы - большое поле, возделанное и засеянное, обработанное человеком.

Слайд 11

Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Слайд 12

Т - У – Ч – И – тоска уныние чувства искания

Слайд 13

сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно… узнать, что… меня удивило…

Слайд 14

Д/з. Выразительное чтение стихотворения ИЛИ выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по чтению к стихотворению «Тучи» М. Ю. Лермонтова для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида .

Дидактический материал к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Тучи» для 9 класса коррекционных школ 8 вида может использоваться непосредственно на уроке при изучении данной темы, а также для разработки теста...

Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"

Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...

Урок литературы в 9 классе на тему "Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова". Анализ стихотворения "Родина"

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...

Пейзажная лирика М.Ю.Лермонтова. Психология лирического героя в стихотворении "Парус".

В презентации даётся полный анализ лирического произведения....

АЛЛЕГОРИЯ. СИМВОЛ. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. ФУНКЦИИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (на примере стихотворения «Пленный рыцарь»)

Урок представляет собой комлексный разбор стихотворения М.Ю.Лермонтова "Пленный рыцарь" в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе. Рассчитан на два академических ча...

УРОК литературы в 7 классе по теме « Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»»

Обобщить знания учащихся о творчестве великого русского поэта и писателя, продолжать обучать учащихся анализировать лирические произведения, определять тему и основную мысль произведения. Пополнять св...