Конспект урока "Стиль Достоевского"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Брылова Наталия Валентиновна

Конспект урока "Стиль Достоевского" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stil_dostoevskogo.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназии №5 г. Сергиева Посада» Брылова Н.В.

Конспект урока по литературе для 10 класса
по теме:

« Стиль Ф.М. Достоевского».

Оформление доски:

высказывание Д.С. Мережковского о стиле Ф.М. Достоевского;

  • опорная схема;
  • портрет Ф.М. Достоевского.

Оборудование:

- выставка книг о Ф.М. Достоевском;

- презентация к уроку.

Тип урока - исследование на основе сопоставления фрагментов прозаических произведений разных авторов.

Цели урока:        

I. Образовательные:

- познакомиться с манерой письма Ф.М. Достоевского;

- выявить особенность стиля Ф.М. Достоевского на разных уровнях: герой, портрет, пейзаж, язык.

II. Развивающие:

  • овладеть приёмами анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
  • развитие логического мышления, речи.

III.  Воспитательные:

  • воспитание любви к художественному слову;
  • развитие самостоятельности мышления школьника.

Задачи урока:

  • развить практические умения работать с прозаическим текстом;
  • развить умение выбирать из текста нужное и значимое;
  • развитие навыков смыслового чтения.

Используются следующие методические приёмы:

  • знакомство с новыми материалами с использованием опорной схемы
  • работа в малой группе.

Ведущая форма работы - эвристическая беседа, направленная на анализ.

Использование педагогических технологий:

- проблемное обучение;

- технологии интеграции в образовании; модель межпредметных связей.

План урока:

  1. Слово учителя.
  2. Постановка учебной задачи
  3. Выразительное чтение фрагментов
  4. Эвристическая беседа по текстам, направленная на анализ.
  5. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Слово учителя.

- Ребята, на прошлых занятиях мы с Вами познакомились с понятием «индивидуальный стиль», узнали, как произошло слово «стиль», чем отличается «стиль в широком смысле» (литературный стиль, архитектурный стиль) от индивидуального стиля.

- Что такое индивидуальный стиль? (Стиль отдельного человека)

- Художник работает красками. Манера письма художника отражается в колорите полотна, композиции, идее. Писатель работает со словом. Сегодня мы с Вами попробуем проникнуть в творческую лабораторию писателя.

2. Постановка учебной задачи.

- Всё познаётся в сравнении. Сравнение даёт возможность ярче увидеть, выделить особенности изучаемого предмета. Перед каждым из Вас 3 фрагмента из прозаических произведений. Ваша задача: опираясь на свой читательский опыт, определить, какой текст принадлежит перу Ф.М. Достоевского.

3. Выразительное чтение 3-х текстов.

     4. Беседа по текстам.

-Что объединяет эти тексты?

- Какой текст принадлежит перу Достоевского? Почему?

(Первый текст принадлежит перу Достоевскому, так как изображён городской пейзаж.  Ситуация - острая. Состояние героя - болезненное. Второй текст изображает сцену ожидания в беседке любимой девушки. Третий-  описывает сельскую местность, поле.)

- Манеру письма Ф.М. Достоевского трудно спутать с манерой другого писателя.

- Стиль - это компонент художественной структуры. Мы обратим наше внимание на следующие компоненты текста:

  • темы, проблемы,
  • герои, портрет,
  • ситуация,
  • атмосфера, пейзаж,
  • языковые особенности.
  • Какие темы, проблемы поставлены автором в этом тексте? Как они отражены? (Страдание и сострадание - центральная тема всего творчества Ф.М.Достоевского. Тема человеческого одиночества.)
  • В чём особенности изображения героев в тексте, их портретов? (Одинокий юноша, женщина - самоубийца; жизнь, доведённая до последней точки отчаяния).
  • Сколько раз встречается слово «одинокий»? («Одинокое окно», «последний»= одинокий отблеск заката).
  • В чём особенности портрета героев? (Болезненный человек на грани безумия. В портрете красные глаза, жёлтое лицо).

- В портрете, описании интерьера Ф.М.Достоевский часто использует жёлтый цвет - цвет отчаяния, болезни. Он (цвет) оказывает сильное воздействие на читателя. Использование жёлтого цвета роднит Ф.М.Достоевского с художником Винсентом Ван- Гогом. Посмотрите его картину «Ночное кафе». Жёлтый цвет преобладает в картине, передаёт прокуренную атмосферу кафе. Жёлтый - символ расстройства, печали, одиночества.

  • Какая ситуация изображена в тексте? ( Неожиданно, быстро сменяющиеся события: юноша смотрит на закат - видит женщину - та бросается в воду)
  • В чём особенности пейзажа? (Городской пейзаж, серый город, сумерки, ряд домов, закат).

-Какие краски использованы Ф.М. Достоевским? (Красный, розовый, жёлтый, коричневый, малиновый).

- Тона Ф.МДостоевского иногда называют «рембрантовскими». Посмотрите на картину Рембранта «Возвращение блудного сына». Мы видим те же тона.

  • Какая тема, близкая Ф.М.Достоевскому, изображена на полотне? (Тема страдания и сострадания, всепрощения.)

- Обратимся к языку Ф.М. Достоевского.

  • Какие части речи использованы в тексте наиболее часто? Почему? (Глаголы.  Они передают движение, динамизм, стремительность).

- Прочтём глаголы по порядку, чтобы увидеть движение.

  • Какое слово, передающее стремительность, повторяется в тексте? (Это слово «вдруг»).

5. Подведение итогов.

Стиль Достоевского отличает динамизм, его называют «стилем вулканической лавы», «задыхающимся» стилем. Достоевский изображает эмоциональный момент, доведённый до крайнего предела. Достоевскому чужда плавность, округлённость форм, спокойствие. Описывая возбуждённые человеческие чувства, автор подбирает соответствующую им вздыбленную форму, горячий ритм. Его герои не входят в действие, а врываются, не повествуют, а исповедуются перед читателем и друг другом.

Приведём слова Д.С.Мережковского о стиле Достоевского: «Роман Достоевского - не спокойный, плавно развивающийся эпос, а собрание пятых актов многих трагедий. Нет медленного развития: всё делается почти мгновенно стремиться неудержимо и страстно к одной цели - к концу...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Опорный конспект №1 к роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание" (1-я часть романа)

Опорный конспект  помогает учащимся увидеть и понять внутренний мир Р.Раскольникова. ОК удобен при анализе 1-й части романа....

Опорный конспект к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (2-я часть романа)

Опорный конспект  позволяет понять внутренний мир героя. ОК удобен при анализе произведения....

Опорный конспект к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (3-я часть, 5-я глава. Теория Раскольникова)

Данный конспект-схема  позволяет увидеть причины возникновения теории Раскольникова. ОК удобен при анализе произведения....

Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»

Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими...