Адаптированная рабочая программа по литературе 6 кл.
рабочая программа по литературе (6 класс)

Екатерина Владимировна Мартемьянова

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс для детей с задержкой психического развития по программе Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_6a_literatura_2022-2023.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОГЛАСОВАНО

Протоколом заседания методического

объединения  № 1 от 29.08.2022

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ школа-интернат от 01.09.2022 №100-у

Рабочая программа

обучающихся с задержкой психического развития

6а класс
2022-2023 учебный год

Составил:
учитель Мартемьянова Екатерина Владимировна

г. Жуковский

2022 г.

.                                                                                     

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее  – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Литература», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и направлен на получение обучающимися с ЗПР знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие обучающегося подросткового возраста при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми правилами и нормами.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Литература»  

Общие цели изучения учебного предмета «Литература» представлены в рабочей программе основного общего образования.

Специальной целью преподавания литературы на уровне основного общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.

Изучение литературы на уровне основного общего образования решает следующие задачи:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
  • воспитание у обучающегося с ЗПР культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
  • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
  • формирование у обучающегося стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

Цель и задачи преподавания литературы обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по литературе

Примерная рабочая программа для обучающихся с ЗПР отличается от основной образовательной программы по литературе для 5–9 классов тем, что составлена с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У обучающихся данной категории на уровне основного общего образования наблюдаются сниженная познавательная активность и работоспособность, что приводит к нежеланию читать и анализировать предложенные произведения; недостаточность произвольного внимания, приводящая к ухудшению понимания прочитанного произведения; у обучающихся плохо развиты навыки самостоятельной работы и самоконтроля, наблюдается инертность психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои особенности в преподавание данного курса. При отборе изучаемых произведений педагогу следует понимать, что их содержание должно максимально способствовать расширению кругозора обучающихся с ЗПР; обогащению их жизненного опыта; систематизации знаний и представлений; способствовать повышению интеллектуальной активности и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; уточнению, расширению и активизации лексического запаса, развитию устной монологической речи.

Программа предоставляет  свободу в распределении материала по триместрам. Распределение времени на изучение тем в течение учебного года самостоятельно определяется образовательной организацией и зависит от особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных потребностей.

Содержание каждого года обучения включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Литература»

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Литература» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе занятий педагог на практической основе знакомит обучающихся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР. Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний, упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку, укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ, написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания, уровня сложности проверочных и контрольных работ к возможностям обучающихся с ЗПР.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение». Содержание учебного предмета «Литература», представленное в  рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,  основной образовательной программе основного общего образования, адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

6 КЛАСС

Античная литература

Гомер. Поэмы. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты).

Фольклор

Русские былины (одно произведение). Например, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко».

Народные песни и баллады народов России и мира (не менее двух песен и одной баллады). Например, «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты), баллада «Аника-воин» и др.

Древнерусская литература

«Повесть временных лет» (не менее одного фрагмента). Например, «Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание о смерти князя Олега».

Литература первой половины XIX века

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» и др. Роман «Дубровский».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). «Три пальмы», «Листок», «Утёс» и др.

А. В. Кольцов. Стихотворения (одно произведение). Например, «Косарь», «Соловей» и др.

Литература второй половины XIX века

Ф. И. Тютчев. Стихотворения (одно произведение). «Есть в осени первоначальной…», «С поляны коршун поднялся…».

А. А. Фет. Стихотворения (одно произведение). «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Я пришёл к тебе с приветом…».

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Н. С. Лесков. Сказ «Левша».

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы).

А. П. Чехов. Рассказы (два по выбору). Например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др.

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Литература XX века

Стихотворения отечественных поэтов начала ХХ века (одно произведение). Например, стихотворения С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др.

Стихотворения отечественных поэтов XX века (не менее двух стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения О. Ф. Берггольц, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Ю. Д. Левитанского, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы.

Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века, в том числе о Великой Отечественной войне (одно произведение по выбору). Например, Б. Л. Васильев. «Экспонат №...»; Б. П. Екимов. «Ночь исцеления», А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год») и др.

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Произведения отечественных писателей на тему взросления человека (одно произведение). Например, Р. П. Погодин «Кирпичные острова»; Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»; Ю. И. Коваль «Самая лёгкая лодка в мире» и др.

Произведения современных отечественных писателей-фантастов (не менее двух). Например, А. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак «Время всегда хорошее»; С. В. Лукьяненко «Мальчик и Тьма»; В. В. Ледерман «Календарь ма(й)я» и др.

Литература народов Российской Федерации

Стихотворения (одно произведение по выбору). Например, М. Карим «Бессмертие» (фрагменты); Г. Тукай «Родная деревня», «Книга»; К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…», «Что б ни делалось на свете…».

Зарубежная литература

Д. Дефо. «Робинзон Крузо» (главы по выбору).

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» (главы по выбору).

Произведения зарубежных писателей на тему взросления человека (одно произведение). Например, Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» (главы по выбору). Х. Ли. «Убить пересмешника» (главы по выбору) и др.

Произведения современных зарубежных писателей-фантастов (одно произведение). Например, Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер» (главы по выбору), Д. У. Джонс. «Дом с характером» и др.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

выделять характерные черты, присущие различным образам литературных героев, давать им обобщенную характеристику;

устанавливать причинно-следственные связи при чтении литературных произведений;

находить в тексте информацию и формулировать выводы;

владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

формировать читательскую грамотность;

аргументировать свою позицию, мнение;

создавать, использовать, преобразовывать планы (простые и развернутые) для решения учебных задач при написании аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы;

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога или дискуссии;

с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с использованием литературных произведений для выступления перед аудиторией;

отстаивать свое мнение, точку зрения;

формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в области литературы;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

различать и называть собственные эмоции, возникающие при прочтении литературных произведений или при знакомстве с биографиями писателей;

анализировать причины эмоций литературных персонажей и адекватно называть их;

ставить себя на место литературного персонажа, понимать его мотивы и намерения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

6 КЛАСС

1) иметь представления об общечеловеческой и духовно-нравственной ценности литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2) иметь представления об особенностях литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;

3) осуществлять элементарный смысловой анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать и оценивать прочитанное (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР):

- определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения, используя справочные материалы; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики по опорной схеме, плану;

- понимать сущность теоретико-литературных понятий и с направляющей помощью педагога использовать их в процессе анализа произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма;

- сопоставлять с направляющей помощью педагога произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом актуального уровня развития обучающихся с ЗПР);

- сопоставлять с направляющей помощью педагога изученные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть произведения, и / или фрагменты (не менее 4–5 поэтических произведений, не выученных ранее);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с направляющей помощью педагога формулировать вопросы к тексту;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении;

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 80 слов), писать сочинение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;

8) владеть умениями интерпретации и оценки изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, а также для собственного развития;

10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям педагога, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности с направляющей помощью педагога и учиться публично представлять полученные результаты;

12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться с направляющей помощью педагога электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.

                   Тематическое планирование

№п.п.

Содержание

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

3

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из литературы XVIII века

1

5

Литература ХIХ века

41

6

Литература XX века

29

7

Из зарубежной литературы

22

Итого:

 99

           

 

 

 Приложение № 1      
к рабочей программе

МБОУ школа-интернат

по  литературе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 6а классе

на 2022-2023 учебный год

Учитель: Е.В.Мартемьянова

   № п/п

   № урока в разделе, теме

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Плановая

Скорректированная

Инструктаж по ОТ и ТБ. Введение. Писатели- создатели, хранители и любители книги.

Устное народное творчество(3часа)

Обрядовый фольклор. Календарно - обрядовые песни.

Песни. Колядки.

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Загадки как малый жанр фольклора

Из древнерусской литературы (2часа)

 Русская летопись. « Повесть временных лет». Сказание  «Сказание о белгородском киселе»

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Из литературы XVIII века (1 час)

И.И. Дмитриев. Рассказ о баснописце.   « Муха». Аллегория и мораль в басне.

Из русской литературы XIX века (41час.)

И.А. Крылов. Краткий рассказ о писателе. Басни. «Листы и Корни».  «Ларчик ».

И.А. Крылов. « Осел и Соловей». Инсценирование басен  Крылова.

Мониторинг по изученным произведениям

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.

Стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Народно-поэтический колорит стихотворения. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. 

Двусложные размеры стиха.

А.С. Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства. Троекуров и Дубровский.

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода « Пожар в Кистенёвке».

Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой.

Нравственная проблематика романа «Дубровский».

Авторское отношение к героям повести «Дубровский».

Размышления над страницами романа.

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести.

Вн. чтение. А.С. Пушкин «Выстрел»

Мониторинг по творчеству А.С. Пушкина.

 М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение « Тучи». Чувство одиночества по Родине.

Тема одиночества в стихотворениях « Утес», « Ночевала тучка золотая», « На севере диком».

М.Ю. Лермонтов  «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Р.Р. Сочинение  по творчеству М.Ю. Лермонтова.

 Анализ сочинения. Вн. чтение. Н.В. Гоголь. « Старосветские помещики».

И.С. Тургенев. Цикл рассказов  «Записки охотника». « Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Тютчева.

Ф.И. Тютчев. Обучение анализу стихотворения.

А.А. Фет. Слово о поэте. Обучение анализу стихотворения.

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Железная дорога». Картина  подневольного труда.

Своеобразие композиции стихотворения  Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, роль пейзажа, своеобразие  композиции стихотворения.

Трехсложные размеры стиха.

Контрольная работа по творчеству Некрасова, Тютчева, Фета. Тест.

Анализ теста. Н.С. Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Понятие о сказе.

Русский национальный характер, воплощённый в образе Левши.

Проблема невостребованности русских талантов.

Автор и сказитель в сказе, идейный смысл произведения.

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.

Вн. чтение. А.П. Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П.  Полонский,  Е.А. Баратынский,  А.К. Толстой.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Из русской литературы XX века. (29 час.)

А.И. Куприн. Слово о писателе.  «Чудесный доктор». История, рассказанная писателем.

Тема добра и милосердия в рассказе А.И. Куприна.

Герой и его прототип Н. И. Пирогов. 

Н. С. Гумилёв. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Жираф». Картины невиданных африканских красот. Мечта и явь, вымышленное и существующее в стихотворении.

С. А. Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Образ Родины и художественные средства его создания.

А.С.  Грин «Алые паруса». Краткий рассказ о писателе.  Душевная красота главных героев.

Путь к мечте Ассоль и Грэя.

А.С. Грин.  «Алые паруса». Сказка дивной станет явью.

А.А. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

Уроки доброты Платонова.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов.  «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Д.С. Самойлов. «Сороковые». Обучение выразительному чтению.

В.П. Астафьев. Автобиографическая заметка.

В.П. Астафьев. « Конь с розовой гривой». Картины быта и жизни  сибирской деревни в послевоенные годы.

В.П. Астафьев « Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.  

Композиция и сюжет рассказа.

В.Г. Распутин.  Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского».  Герой рассказа и его сверстники.

Образ учительницы в рассказе «Уроки французского».

Отражение в повести трудностей военного времени. Смысл названия рассказа.

Нравственнее проблемы рассказа В.Г.  Распутина  «Уроки французского».  

В.М. Шукшин.  Слово о писателе. «Странные люди» - герои Шукшина.

В.М. Шукшин. Рассказ «Критики». Особенности героев Шукшина.

Авторское отношение к героям, речевая характеристика героев.

Ф.А. Искандер. Краткий рассказ о писателе.  «Тринадцатый подвиг Геракла».

Детские образы в рассказе.

Влияние учителя на формирование детских характеров

Родная природа в русской поэзии XX  века. А.А. Блок , С.А. Есенин, А.А. Ахматова , Н.М. Рубцов.

Г. Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения « Родная деревня», « Книга». Любовь к родному краю.

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…»,    «Каким бы малым ни был мой народ».

Из зарубежной литературы (22 час.)

Мифы Древней Греции.  Понятие о мифе. Подвиги Геракла. Скотный двор царя Авгия.

Яблоки Гесперид.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе».

Гомер. Рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические поэмы.

Понятие о героическом эпосе.

Подготовка к итоговой контрольной работе за 6 класс.

Итоговая контрольная работа.

Анализ итоговой  работы.

М.де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Жизнь героя в воображаемом мире.

Образ Дон Кихота в романе Сервантеса.

«ДОН КИХОТ». Нравственный смысл романа

Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства, чести.

П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы.

Героический характер в новелле Проспера Мериме.

Романтический сюжет новеллы «Маттео Фальконе».

А. де Сент – Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка.

Постановка «вечных» вопросов, идеал и реальность в философской повести-сказке.

 Уроки «Маленького принца».

Джанни Родари «Сказки по телефону».

Дж. Родари «Сиренида». Сочетание сказочного и научно-фантастического в рассказе.

 Обращение к античным мифам и гомеровскому эпосу. 

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Список литературы  для летнего чтения.

Итого:                    

По программе  99 часов

Выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературе (6 класс)

Настоящая программа по литературе для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственного ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5-ГО СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССАVIIВИДА ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рабочая программа по литературе для 5-го специального (коррекционного) классаVII вида составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной ...

Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ

    Данная  Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе (66 часов в год) на 2017 – 2018 учебный год

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по  литературе для обучающегося 9  класса, которому рекомендовано индивидуальное обучение  на  дому...

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс

Адаптированная рабочая программа по литературе составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ (инклюзивное обучение) УМК Т.Ф. Курдюмовой...

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса реализуется, исходя из особенностей психического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Программа разработана для учащихся 6 класс...