Методическая разработка внеклассного мероприятия Литературная гостиная «Открывая книг страницы»
методическая разработка по литературе (7 класс)

В современном обществе среди молодежи все большее место занимают «элетронные преподаватели»; телевидение и компьютер стали наиболее распространенным способом проведения досуга, а чтение уходит на второй план; подростки утрачивают не только культуру чтения, но и культуру речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

 IV республиканская научно-практическая конференция «Неокнига»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Литературная гостиная    

«Открывая книг страницы»

Автор: Закиржонова Галия Наиловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1»

2022 год

Актуальность: в современном обществе среди молодежи все большее место занимают «элетронные преподаватели»; телевидение и компьютер стали наиболее распространенным способом проведения досуга, а чтение уходит на второй план; подростки утрачивают не только культуру чтения, но и культуру речи.

Цели: привитие интереса к чтению; обзор современных произведений для подростков; развитие личности учащихся, расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса; активизация познавательной и интеллектуальной инициативы в сфере чтения и изучения современной литературы.

Задачи:

- углубить представления обучающихся о литературе как искусстве слова;

- приобщить обучающихся к чтению художественной литературы;

- воспитывать любовь к русскому слову;                                                                        

- выявить  способных и талантливых обучающихся в области литературы;

- познакомить с новинками литературы для подростков.

Целевая группа: обучающиеся  7-8 классов.

Оборудование:  презентация, мультимедийное оборудование, фонограмма песни «А знаешь, всё ещё будет», плакаты с высказываниями о книгах, чтении.

Механизм реализации: подобные мероприятия будут проводиться в форме литературной гостиной для учащихся разных возрастных групп (данное для 7-8 классов).

Этапы реализации: один раз в четверти.

Ожидаемые результаты: продемонстрированные книги помогут учащимся сориентироваться в большом потоке литературы, они поймут, что активное чтение художественной книги – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, что не всегда  замена чтения просмотром телепередач, общением с Интернетом повышает кругозор.

 Звучит стихотворение С. Пугача  «Читающая Русь»

                 Читающая Русь 

Знакомы с книгой с самой колыбели,

Зачитывали сказки мы до дыр,

Не расставались с ней, когда взрослели

И постигали этот сложный мир.

Летят года, меняются законы,

Права диктует двадцать первый век,

Теперь и книга стала электронной,

Но с нею всюду русский человек.

В автобусе, метро или трамвае

Внимательный и вдумчивый народ,

Страна, в которой Чехова читают,

Для правды и надежды не умрёт.

Страна людей — прекрасных, увлечённых,

Я быть твоей частичкою горжусь,

Живи свободной, гордой, просвещённой,

Читающая грамотная Русь!

(слайд 3)

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать всех, кто любит читать, в нашей гостиной на мероприятии «Открывая книг страницы». Сегодня мы поговорим с вами о некоторых современных книгах для подростков.

Ведущий 2. Книга – великое чудо, созданное человеком, и каждая встреча с этим чудом открывает нам то удивительный, то сказочный, то грустный, но в то же время  прекрасный мир. Вместе с героями  любимых книг мы совершаем путешествия в далёкие страны и на другие планеты, открываем новый мир в самих себе и, самое главное, учимся понимать других людей.

Ведущий 1. За последние десятилетия написано и издано очень много книг. В этом книжном изобилии иногда трудно выбрать то, что было бы действительно интересно. Поэтому мы хотим познакомить вас с новинками литературы.

Учитель. В переходном возрасте ребёнок ищет своё место в мире, переживает бурю эмоций, взрослеет. Его волнуют вопросы, на которые не каждый взрослый способен ответить. Именно книги помогают найти ответы. Это - отличные собеседники. Из книг можно узнать что-то новое о любви, дружбе, успехе и взаимоотношениях с родителями, о преодолении трудностей.

(слайды 4-5)

Ученик 1. «Искать друзей» — понятие субъективное. Без сомнения, каждому подростку хочется иметь рядом  надёжного  и верного друга, с которым и в огонь, и в воду.

Ракель Джарамилло Паласио, более известная под своим псевдонимом RJ Паласио до появления своей первой книги «Чудо» работала графическим дизайнером, разработчиком обложек для чужих книг. В 2013 году выходит в свет ее первое самостоятельное произведение.  Главный герой первой книги американской писательницы «Чудо» - пятиклассник Август. Он обожал своего пса, любил играть в компьютерные игры, спорил со своей сестрой. Вроде, всё, как у всех.  Но он родился с серьезным генетическим заболеванием- у него была «волчья пасть».  27 операций на лицо не сделали его красивее. Прохожие смотрели на него с ужасом, а дети разбегались. Мы можем только предположить, как как к нему отнесутся в школе. Тем не менее и у него были настоящие друзья. Это история о мальчике, который принял себя таким, какой он есть, и о тех, кто смог принять его таким. Большую роль в жизни Августа сыграли родители, которые поддерживали и его. Книга полна боли, любви и смеха.

(слайды 6-7)                        

Ученик 2.  Тамара Михеева – современная российская писательница, автор книг для детей и подростков. Она – автор повести «Янка», которая впервые вышла в 2013 году в издательстве "Аквилегия-М". «Янка» Тамары Михеевой повествует о жизненных проблемах пятнадцатилетней девушки. Янка жила счастливо, пока ее родители не развелись. После развода, чтобы не встречаться с бывшим мужем, мама увозит ее с братом в город на берегу моря. Этот переезд сильно изменил жизнь Янки. Она скучает по друзьям, по отцу, по бабушке, которые остались в родном городе. На новом месте ей приходится обрести новых друзей. Она устраивается мыть полы в клубе, чтобы иметь карманные деньги. Вместе с героиней читатель старается разобраться в ее чувствах, понять, чем же она хочет заниматься, учится строить отношения с людьми. Можно, конечно, посчитать Янку эгоисткой в некоторой степени. Она не хочет понять мать, которая вечно на работе и почти не уделяет ей внимания. И то же время хочется верить, что она повзрослеет, все поймет и изменится.

(Звучит стих Анатолия Берло «Первая любовь»)                                                                       

(слайды 8 – 9)

Ученик 3. Любовь… Это прекрасное чувство никого не обошло стороной. Даже если оно было безответным, оно было. Роман «Виноваты звёзды» Джона Грина – это история молодых людей. Хейзел и Огастус любят друг друга, но их любовь переживает множество испытаний. Оба больны тяжелой формой рака. Жизнь Хейзел, которая не может самостоятельно дышать, проходит в стенах дома. Появление весёлого и слегка бесшабашного парня по имени Огастус переворачивает её жизнь.  Высокий, худощавый, с короткими тёмно-рыжими прямыми волосами, бунтарь, не хочет покоряться болезни. Несмотря на то, что у него рак кости и нет одной ноги, он пытается вести жизнь здорового подростка. Он влюбляется в Хейзел при первой же встрече. Они начинают встречаться.   Вместе они борются с раком, который поразил их обоих. Ребята поддерживают друг друга и стараются ловить каждое мгновение. Но чем же закончится эта история любви?  

(слайды 10 – 11)

                                                                                                                                                                     Ученик 4.   Повесть Виктории Ледерман «Первокурсница» тоже о любви. Ее  можно прочитать на одном дыхании. Она рассказывает о безответной любви cтудентки-первoкурсницы Саши. Что мoжeт быть для девушки хуже, чем невнимание объекта своего обожания? Именно такая ситуация сложилась у Саши. Чтобы привлeчь вниманиe Гены, она кидается из одной крайности в другую. Череда приключений слeгка безрассудной студентки увлекательна сама по себе, но наиболее захватывающее – то, как события меняют героиню, как она обретает опыт. На последней странице Саша скажет: «Я в этой жизни ничего не понимаю», а такие слова всегда доказывают обрaтноe. Повесть стоит прочитать, чтобы узнать, чем же всё закончилось.

 Учитель. Читает отрывок из стихотворения Оксаны Школьник «Школьный возраст»
Какой же сложный возраст – подростковый.
Все взрослые детьми когда-то были,
Проблемы всем, казалось бы, не новы,
Все мы когда-то это проходили. 

(слайд 12)                                                                      

 Ученик 5.   Среди подростков есть такие, которые комплексуют по поводу и без повода. Одни способны преодолеть эти комплексы, а другие замыкаются в себе и не пытаются что-то исправить.  Роман Дарьи Варденбург «Правило 69 для толстой чайки» об обычных проблемах самого обыкновенного подростка. Тринадцатилетний Якоб Беккер растет в неполной семье без папы. А это удар по мальчишескому Я. Еще он пишет стихи, чуточку полноват да к тому же заикается. Несмотря на все это, он придумывает себе мечту —  совершить кругосветку на яхте.  Для осуществления своей мечты Якоб записывается в секцию яхтенного спорта. Для него это –поступок. Человек не должен бояться идти к своей мечте. Если чего-то хочешь, то просто сделай шаг.

Учитель. Читает отрывок из стихотворения Ларисы Терещенко «Как помочь подростку?»
Если подросток не хочет учиться,
Надо заставить. Каким же путём?
Стимул найдите, чтоб пользы добиться,
И результаты прибудут потом.
От поощрений и наказаний
Сдвинется с места проблемы гора…                                 (слайд 13 – 14) Ученик 6. Ни для кого не секрет, что поход в школу не всегда доставляет радость подросткам. В переходный период им и так приходится справляться с новыми ощущениями и эмоциями, переживать взлёты и падения. Тут уж точно не до уроков! Но вот герои книги Евгении Пастернак и Андрея Жвалецкого «Я хочу в школу» учились в уникальной школе. В этой школе нет привычных классов, а есть группы разновозрастных ребят, которые объединяются для учебы и работы над проектами. Проекты у них поистине сумасшедшие! От кого на самом деле произошел человек? Почему мы не победили в первой мировой войне? Учеба в таком формате проходила весело и не напряжено, при этом знания усваивались быстрее и лучше. Оценок не ставили. На каникулах ездили покорять Эльбрус и изучать Байкал. А главное - дети умели думать. И вдруг школу решили закрыть. Что же будет дальше с учениками 34 школы? Об этом и предстоит узнать юным читателям.

(слайд 15)

Учитель. Вот и подошел к кoнцу нaш вечер. Oчeнь хочeтся вeрить, что смогли пoмoчь вaм в выбoре книг для дaльнейшего чтения. Еcли cреди перeчислeнных книг вcтрeтились ужe прочитанныe вами, нe пeрeживайте. Ведь нe зря Фрaнcуа – Мари Вольтер cкaзал: «Читaя в пeрвый рaз хорoшую книгу, мы иcпытываем то же чувcтво, что при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга».

Участники круглого стола исполняют  один куплет                                               песни Олега Митяева «Как здорово…»       

Список использованной  литературы:

1. Калитин Н.И. Искусство быть читателем. –М.,1982.

2. Львов С.А. Книга о книге.- М.,1980.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Анатолий Берло «Первая любовь»                                                                      Первая любовь — как ангельский полет,
Первая любовь как нежность шелка,
Первая любовь как терпкое вино,
Первая любовь как первый лучик солнца.

С первою любовью хочется мечтать.
Первую любовь ты не забудешь.
С первою любовью приходится страдать,
В первую любовь ты в первый раз полюбишь.

Один куплет песни Олега Митяева «Как здорово…»

Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно.
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Качнётся купол неба большой и звёздно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Качнётся купол неба большой и звёздно-снежный.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Литературное кафе "Зимние напевы"

Работа представляет собой сценарий литературного праздника для учащихся 6-7 классов . Содержит в себе подборку разных игровых моментов для праздника. Так же представлена презентация ученицы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературного вечера по теме «Имя твое - ЧЕЛОВЕК».

Данный литературный вечер проводится в рамках методической работы ЦМК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является открытым мероприятием цикловой комиссии.Основные цели данного ве...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Литературно – музыкальная гостиная «Всё о любви…»

Данное мероприятие  было подготовлено и проведено в рамках внеклассной работы по иностранному языку, которая имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа н...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: Экологический фестиваль "Листая книгу природы"

ЦЕЛЬ мероприятия: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме вымирания  представителей растительного и животного мира, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к дикой природе,...

. Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкальная композиция "Прерванный полёт"

Творческий вечер -  дань памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени. Памяти русского поэта, певца, актёра, барда Владимира Высоцкого ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Литературная гостиная «Константин Дмитриевич Ушинский – великий педагог и детский писатель»

2023 год был объявлен  годом педагога и наставника, благодаря знаменательной дате в истории Российской педагогике – 200-летие К.Д. Ушинского. Данное мероприятие дает объективное представлен...

методическая разработка внеклассного мероприятия «Музыкальная гостиная.175-летию со дня рождения композитора Н. А. Римского-Корсакова посвящается»

Николай Андреевич Римский-Корсаков   - один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков, к тому же ещё дирижер и педагог.  Знакомству с его творчеств...