методическая разработка внеклассного мероприятия «Музыкальная гостиная.175-летию со дня рождения композитора Н. А. Римского-Корсакова посвящается»
методическая разработка по музыке (5, 6, 7 класс)

Шарко Елена Васильевна

Николай Андреевич Римский-Корсаков   - один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков, к тому же ещё дирижер и педагог.  Знакомству с его творчеством посвящён данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 175_letiyu_n.a._rimskogo-korsakova_posvyashchaetsya_.docx22.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

ГАОУ «Брянская кадетская школа»

методическая разработка

 внеклассное мероприятие

«Музыкальная гостиная.175-летию со дня рождения композитора Н. А. Римского-Корсакова посвящается»

г. Брянск

2019 г.

Учитель: Здравствуйте, дорогие зрители! Сегодня мы с участниками нашей музыкальной гостиной расскажем вам о великом русском композиторе Николае Андреевиче Римском-Корсакове. 

Далее рассказывают и исполняют фрагменты из оперы обучающиеся.

1. Николай Андреевич Римский-Корсаков (слайд 2)    - один из самых знаменитых и один из самых плодотворных русских композиторов-классиков, к тому же ещё дирижер и педагог. Родился он 1844 году в высокообразованной и музыкальной дворянской семье, прожил не так уж много – всего 64 года (1908) (слайд 3)  и оставил следующим поколениям много замечательных творений, значение которых не увяло за два с лишним века и не увянет ещё долго. Вот наиболее значительные факты его жизни и творчества:

Композитором созданы: (слайд 4) 
– пятнадцать опер,
– около тридцати симфонических произведений для оркестра и оркестра с солирующим инструментом,
– около пятнадцати камерно-инструментальных ансамблей,
– свыше двадцати произведений для фортепиано,
– свыше двадцати произведений для хора с оркестром и a cappella,
– семьдесят девять романсов,
– и ещё несколько десятков разного рода музыкальных композиций

- «Учебник гармонии» и «Основы оркестровки».

2. Хотя Николай Андреевич Римский-Корсаков и рано обнаружил отличные музыкальные способности, по семейной традиции он поступил в военно-морское училище, (слайд 6)  и как морской офицер служил непосредственно на флоте в течение 11-ти лет с 1862 года по 1873 год, а затем на гражданской должности инспектора военно-морских сил ещё 11 лет до 1884 года.

Ещё будучи курсантом Санкт-Петербургского военно-морского училища, Николай Андреевич Римский-Корсаков брал уроки музыки, посещал концерты и оперы, начал первые опыты сочинения собственной музыки, влился в музыкальный кружок уже известного композитора Милия Балакирева (1837-1910). Первая симфония Николая Андреевича Римского-Корсакова была им написана после окончания училища во время трехлетнего кругосветного плавания на военном корабле и была исполнена в 1865 году в Бесплатной музыкальной школе.

3. В течение своей творческой жизни Николай Андреевич Римский-Корсаков был близко и дружески знаком с такими впоследствии знаменитыми композиторами как (слайд 7) Александр Бородин, Модест Мусоргский и Цезарь Кюи. Вместе с Милием Балакиревым эти композиторы составили тесный кружок, впоследствии широко известный как «Могучая кучка» русских композиторов-классиков, название которой дал известный художественный критик и литератор (слайд 8) Владимир Стасов. Близкие дружеские и творческие отношения Римский-Корсаков поддерживал также с Александром Сергеевичем Даргомыжским (слайд 9)  и с Петром Ильичём Чайковским (слайд 10).

С Чайковским у Римского-Корсакова поддерживалась многолетняя переписка. В одном из писем Чайковский писал Римскому-Корсакову: «Я просто преклоняюсь перед Вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером. Все эти бесчисленные контрапункты, которые Вы проделали, эти 60 фуг и множество других музыкальных хитростей – всё это такой подвиг для человека уже восемь лет тому назад написавшего оперу „Садко“, – что мне хотелось бы прокричать о нём целому миру…».

4. Морской офицер и талантливый композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков обладал также и отличными организаторскими способностями: в 29 лет он стал инспектором военных оркестров Морского ведомства, потом – руководителем Бесплатной музыкальной школы (после Балакирева), а ещё позже помощником управляющего Придворной певческой капеллой.

(слайд 11) 

В 1871 году, ещё будучи морским офицером Николай Андреевич Римский-Корсаков был приглашен на должность профессора кафедры теории композиции и инструментовки, созданной в 1862 году Санкт-Петербургской Консерватории. Он написал первые учебные программы и учебники по гармонии и теории композиции, не потерявшие актуальности до наших дней. В течение 37 лет, за годы преподавания в Консерватории (1871-1908) Римский-Корсаков воспитал многих выдающихся музыкантов, некоторые из которых в дальнейшем сами стали профессорами консерватории, как, например, Александр Глазунов (слайд 12) , Анатолий Лядов (слайд 13). Александр Глазунов с 1907 по 1928 год был директором консерватории. И не случайно Санкт-Петербургская консерватория носит имя Николая Андреевича Римского-Корсакова.

5. Николай Андреевич Римский-Корсаков был настоящим патриотом своей Родины, объехав полмира во время службы на флоте, он неизменно возвращался мыслями к величию русского народа. Его эстетическим идеалом и стремлением было сохранять традиции русского фольклора, подчеркивать его. Изобретая новые художественные приемы и композиторские техники, он стремился поставить в центр своего творчества народное чувствование красоты. И в опере «Снегурочка» ему это удалось на славу.

Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель, Весна, не было лучше царства Берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания, чем поклонение Яриле - Солнцу… Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью как «Снегурочка»! 
                                                                                     Н.А.Римский-Корсаков

Исполняются фрагменты третьей песни Леля и ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить…».

   

6. Интересные факты об опере «Снегурочка»:

  • Работа над оперой была завершена 31 марта 1881 года – в день пятидесятилетия композитора.
  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • Владимир Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для художника Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм «Снегурочка» на музыку из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детство Н. А. Римского - Корсакова"

Николай Андреевич Римский-Кораков(1844-1908) российский композитор, член "Могучей кучки", автор опер "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка", "Садко","Царская невеста", "Кащей Бессмертный".Автор 1...

"Детство Н. А. Римского - Корсакова" Презентация

Репортаж из дома-музея Н.А.Римского - Корсаква.Как воспитывали в дворянских семьях, влияние семьи на мировоззрение ребёнка....

Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова

Презентация к уроку "Картины природы в творчестве Н.А.Римского-Корсакова"...

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

Сценарий школьного праздника, посвящённого 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского- Корсакова

Сценарий написан в былинном стиле. В нём чередуются  станицы жизни композитора и фрагменты его опер-сказок. Под музыку из опер- сказок на сцене "оживают" Снегурочка с подружками, купец Садко и ла...

Сценарий школьного праздника, посвящённого 170-летию со Дня рождения Н. А. Римского- Корсакова

Сценарий написан в былинном стиле. В нём чередуются  станицы жизни композитора и фрагменты его опер-сказок. Под музыку из опер- сказок на сцене "оживают" Снегурочка с подружками, купец Садко и ла...