Курс по выбору "Культура речи" в 10 классе
рабочая программа по литературе (10 класс)

Казьмина Елена Петровна

Курс по выбору «Культура речи» предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном уровне, так и на базовом. Курс по выбору представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов стилистики и риторики, предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

Программа ориентирована на изучение курса в объеме 34 часа, из расчѐта 1 час в неделю (10 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексинская средняя школа имени К.И.Ракутина»

Рассмотрена                               Принята                                Утверждена приказом директора

 на методическом совете.          на педагогич.совете.            МБОУ Алексинская СОШ  

 Протокол №1от31.08.2021г.Протокол №1 от31.08.2021г.  Пр.№150/01-04 от 31.08.2021г.

Рабочая программа  курса по выбору

по русскому языку в 10 классе

«Культура речи»

Составитель:Казьмина Елена Петровна,

учитель русского языка и литературы

Алексино

2020-2021уч. год

Пояснительная записка 

Курс по выбору «Культура речи» предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык, как на профильном уровне, так и на базовом. Курс по выбору представляет собой систему занятий, расширяющих и углубляющих содержание разделов стилистики и риторики, предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка.

Программа ориентирована на изучение курса в объеме 34 часа, из расчѐта 1 час в неделю (10 класс).

Программа курса по выбору «Культура речи предполагает использование литературы:

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов.- М: просвещение, 1996

Голуб  Б. Стилистика русского языка.-М.: Рольф,1999

Цель  и задачи курса

-выработать у учащихся любовь к хорошей, правильной русской речи, нетерпимость к «порче» языка, пристрастию к штампам, неоправданному снижению стиля.

-ознакомить учащихся с нормами литературного языка;

-предупредить ошибки в собственных письменных работах;

-дать типологию основных речевых ошибок;

-привить навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера ошибок и умелом их устранении.

1.Требования к уровню подготовки учеников

По завершении курса учащиеся должны знать:

-классификацию видов общения, норм литературного языка;

-классификацию стилей русского литературного языка, языковые черты стилей и сферу их применения.

По завершении курса учащиеся должны уметь:

-владеть нормами литературного языка на практике;

-составлять конспекты, тезисы, выступления под руководством учителя;

-оформлять деловые бумаги;

-редактировать тексты со стилевыми и языковыми нарушениями.

В результате работы учащиеся должны быть подготовлены к представлениям социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества, о качествах культурного в речевом отношении активного члена общества – человека; владеющего устной и письменной речью, отвечающей коммуникативным требованиям: грамматической правильности, точности, логичности, выразительности, уместности и целесообразности; знающим правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты; свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения.

2.Содержание учебного курса

Введение.

Роль коммуникативной речевой компетентности в сфере общения. Портрет современного делового человека? Критерии успешности построения карьеры?

Раздел 1. Виды общения. Нормы литературного языка.

Классификация видов общения. Понятие нормы. Классификация норм литературного языка: орфоэпические, грамматические, стилистические.

Раздел 2. Коммуникативные качества речи.

Правильность речи. Орфоэпические, морфологические, синтаксические нормы литературного языка.

Точность речи. Условия и средства достижения точности.

Логичность речи. Виды логических ошибок.

Выразительность речи. Средства выразительности: тропы и фигуры речи. Фразеологизмы.

Чистота речи. Нарушение чистоты речи: употребление варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов.

Этикетность речи. Речевой этикет. Этикетные формулы.

Раздел 3. Функциональные стили русского литературного языка.

Понятие функционального стиля. Группа книжных функциональных стилей. Сфера их употребления. Основные стилевые черты.

Раздел 4. Учимся говорить публично.

Как преодолеть застенчивость? Как тренировать память? Методы и приемы публичного выступления. Практическая направленность «этюдов» книги В. Шахиджаняна «Учимся говорить публично»

нкциональные стили русского литературного языка.

Понятие функционального стиля. Группа книжных функциональных стилей. Сфера их употребления. Основные стилевые черты.

Раздел 4. Учимся говорить публично.

Как преодолеть застенчивость? Как тренировать память? Методы и приемы публичного выступления. Практическая направленность «этюдов» книги В. Шахиджаняна «Учимся говорить публично»

3.Календарно-тематический план

Наименование разделов и тем

Дата по плану

Дата по факту

                                                         Введение.

1

Культура речи. Роль коммуникативной речевой компетентности в сфере общения.

2

Портрет современного делового человека. Критерии успешности построения карьеры.

Раздел 1. Виды общения. Нормы литературного языка.

3

Классификация видов общения.

4

Понятие нормы.

5

Классификация норм литературного языка: орфоэпические, грамматические, стилистические

Раздел 2. Коммуникативные качества речи.

6

Правильность речи

7

Орфоэпические нормы литературного языка.

8

Морфологические нормы литературного языка.

9

Синтаксические нормы литературного языка.

10

Классификация нарушений, связанных с синтаксическими нормами.

11

Точность речи. Условия и средства достижения точности.

12

Работа с таблицей «Виды нарушений точности речи».

13

Логичность речи. Виды логических ошибок.

14

Лекция. «Композиционные особенности типов речи».

15

Работа с таблицей «Виды нарушений точности речи».

16

Выразительность речи

17

Лекция. Тропы. Фигуры речи. Фразеологизмы. Составление терминологического словарика.

18

Чистота речи.

19

Нарушение чистоты речи: употребление варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов

20

Этикетность речи

21

Сообщения Классификация речевых формул

Раздел 3. Функциональные стили русского литературного языка.

22

Понятие функционального стиля. Группа книжных функциональных стилей

23

Сфера употребления функциональных стилей.Основные стилевые черты

24

Научный стиль. Лекция о языковых чертах научного стиля

25

Официально-деловой стиль. Лекция о стилевых чертах делового стиля, о жанрах.

26

Составление деловых бумаг: автобиографии, резюме, характеристики одноклассника и т.

27

Публицистический  стиль.

28

Лекция об особенностях публицистического стиля, жанрах устной и письменной речи.

29

Придумывание оригинального начала выступления на одну из предложенных тем ::Что значит быть счастливым?

30

Придумывание оригинального начала выступления на одну из предложенных тем : Деньги решают всѐ. Так ли это?

Раздел 4. Учимся говорить публично.

31

Как преодолеть застенчивость? Как тренировать память?

32

Методы и приемы публичного выступления.

33

. Практическая направленность «этюдов» книги В. Шахиджаняна «Учимся говорить публично».

34

Итоговое занятие.

ИТОГ 34 урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по курсу "Культура русской речи" 9 класс

Марериал содержит пояснительную записку, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование....

Программа элективного курса «Мир родной речи» для учащихся 10 классов

Развитие речи, владение словом, формирование языковых знаний, умений и навыков необходимы  каждому культурному  человеку для реализации интеллектуальных и творческих способностей....

Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...

«Секреты хорошей речи» (методическая разработка элективного курса для учащихся 8 классов)

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его мировоззрения, его коммуникативных способностей. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Поэтому владению речью важно...

Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»

Данный курс  призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...

Программа элективного курса для учащихся старших классов «Деловая речь на английском языке»

Востребованность английского языка в современном мире сейчас очевидна для всех. Английский язык играет исключительно важную роль в таких областях человеческой деятельности, как наука, техника, экономи...

Рабочая программа по курсу «Риторика. Культура речи» в соответствии с ФГОС ООО (5-9-е классы)

Рабочая программа по курсу «Риторика. Культура речи» для второго уровня обучения 5-9 классы. Программа рассчитана на учащихся второго уровня обучения, заинтересованных в освоении куль...