Методическая копилка для уроков современной литературы (9-11 кл.)
методическая разработка по литературе (9 класс)

Актуальность. Всеми без исключения программами по литературе для старших классов общеобразовательных учреждений предусмотрено изучение современного литературного процесса. логике развития литературного процесса. Однако действительность далека от теории, и редко кто из учителей успевает в 11-м классе рассмотреть современную литературную ситуацию. Вообще в старших классах общеобразовательной школы возникают сложности преподавания современного литературного процесса. Это и недостаточное количество учебных часов, отводимых на изучение литературы как дисциплины, и необходимость, встающая перед педагогом-словесником, готовить старшеклассников к итоговому сочинению по предмету, в результате чего большая часть уроков посвящается этой работе, а не рассмотрению программных произведений. Исключать знакомство с литературой̆ последних десятилетий из образования современных школьников нельзя, и предлагает один из способов решения означенной проблемы. Поэтому предлагаю изучать  произведения, созданных в конце XX – начале XXI в., как заключительный этап работы над текстами классическими, что даст возможность в 11-м классе при рассмотрении последней̆ темы школьного курса – современного литературного процесса – оперировать полученными ранее знаниями учащихся, опираться на их читательский̆ опыт, делая определенные обобщения об особенностях творчества того или иного писателя-современника и в целом о закономерностях литературной̆ ситуации наших дней. 

Цель таких уроков - формирование духовно богатой, гармонически развитой, мыслящей, творческой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Задачи уроков: научить школьника размышлять над прочитанным; воспитать читателя; помочь становлению и формированию личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИАПЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г. ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ДЛЯ УРОКОВ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (9-11 КЛАССЫ)

Составитель:

Миленьких Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

МЕТОДИЧЕСКА КОПИЛКА ДЛЯ УРОКОВ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТПРЕТУРЫ В СТАРШИХ КЛАСССАХ

ДИАЛОГ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С КЛАССИКОЙ

Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать.

Сесиль Лупан.

Актуальность. Всеми без исключения программами по литературе для старших классов общеобразовательных учреждений предусмотрено изучение современного литературного процесса. логике развития литературного процесса. Однако действительность далека от теории, и редко кто из учителей успевает в 11-м классе рассмотреть современную литературную ситуацию. Вообще в старших классах общеобразовательной школы возникают сложности преподавания современного литературного процесса. Это и недостаточное количество учебных часов, отводимых на изучение литературы как дисциплины, и необходимость, встающая перед педагогом-словесником, готовить старшеклассников к итоговому сочинению по предмету, в результате чего большая часть уроков посвящается этой̆ работе, а не рассмотрению программных произведений. Исключать знакомство с литературой̆ последних десятилетий из образования современных школьников нельзя, и предлагает один из способов решения означенной̆ проблемы. Поэтому предлагаю изучать  произведения, созданных в конце XX – начале XXI в., как заключительный этап работы над текстами классическими, что даст возможность в 11-м классе при рассмотрении последней̆ темы школьного курса – современного литературного процесса – оперировать полученными ранее знаниями учащихся, опираться на их читательский̆ опыт, делая определенные обобщения об особенностях творчества того или иного писателя-современника и в целом о закономерностях литературной̆ ситуации наших дней̆. 

Цель таких уроков - формирование духовно богатой, гармонически развитой, мыслящей, творческой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Задачи уроков: научить школьника размышлять над прочитанным; воспитать читателя; помочь становлению и формированию личности.

Уроки внеклассного чтения в 9 классе

Уроки внеклассного чтения в 10 классе

Уроки внеклассного чтения в 11 классе

  1. «Слово о полку игореве» –

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Патриотизм, защита родины, героизм.

  1. Д.И. Фонвизин «Недоросль» –

А. Алексин «Безумная Евдокия»

Тема учения, учителя.

  1. А.И. Грибоедов «Горе от ума» –

Д. Рубина «Терновник», «Дом за зеленой калиткой», «Уроки музыки», «Когда же пойдет снег»

Отцы и дети.

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» -

В. Распутин «Женский разговор»

Тема любви.

  1. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - В. Титов «Всем смертям назло»

Герои времени.

  1. Л.Н. Толстой «Юность» – Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»

Поиски смысла жизни.

  1. А.И. Солженицын «Матренин двор» – Е. Носов «Алюминиевое солнце»

Тема праведничества.

  1. А.С. Пушкин – С. Довлатов «Заповедник»
  2. М.Ю. Лермонтов – В.И. Дегтев «Четыре жизни», А. Кабаков «Восходящий поток»
  3. Н.В. Гоголь «Шинель» - В. Пелевин «Жизнь и приключения сарая Номер 12», Е. Чижова «Нюточкин дом»
  4. А.Н. Островский «Гроза» - А. Грин «Словоохотливый домовой».
  5. И.С. Тургенев «Отцы и дети» - Л. Улицкая «Счастливые», Д. Рубина «Высокая вода венецианцев»
  6. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой – современная поэзия
  7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» – Л. Бородин «Третья правда»
  8. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» - Л. Петрушевская «Время ночь»
  9. Л.Н. Толстой «Война и мир» - Д. Бакин «Сын дерева».
  10. А.П. Чехов «Дама с собачкой» -  Л. С. Петрушевской «Дама с собаками»
  1. А.А. Блок «Двенадцать» - В. Пелевин «Хрустальный мир»
  2. А.И. Куприн «Гранатовый браслет» -

Т. Толстая «Соня»

  1. А.И. Куприн «Гранатовый браслет» - Т. Толстая «Соня»
  2. В. Тендряков «Ночь после выпуска», «Мы научились жить». Урок-размышление
  3. В.П. Астафьев «Пролетный гусь»
  4. В. Маканин «Кавказский пленный»
  5. А. Геласимов «Нежный возраст»
  6. В. Некрасов «Вася Конаков»
  7. Г. Мехед «Скрипач»

Проект

Творческий проект
«Антология современного рассказа».

  1. Отобрать рассказы для «Антологии».
  2. Придумать название сборника, оформление обложки, создать макет оформления сборника
  3. Составить библиографическое описание сборников
  4. Подготовить иллюстрации
  5. Написать краткие биографические справки о писателях
  6. Написать предисловие к сборнику
  7. Продумать систему вопросов и заданий для создания 1-2 рецензий на рассказы

Список произведений

Ю. Буйда «Лета»,», Фарфоровые ноги», «Ванда-Банда»

О. Ермаков «Последний рассказ о войне»

П. Крусанов «Петля Нестерова»

Б. Окуджава «Мышка»

О. Павлов «Вниз по лестнице в небеса»

В. Пелевин «Жизнь и приключения сарая Номер 12»

Л. Петрушевская «Случай Богородицы»

Е. Попов “Тихоходная барка «Надежда»”

В. Пьецух «Жена Фараона»

Д. Рубина «Цыганка», «Душегубица»

Л. Улицкая «Путь осла», «Дезертир», «Старший сын», «Коровья нога»

В помощь учителю – презентации (См. Приложение)

Несколько конкретных примеров подобной работы.

Так, изучение романа «Отцы и дети» целесообразно закончить произведением современного автора, посвященного проблеме, ставшей главной для И. С. Тургенева и вынесенной им в заглавие. Можно обратиться к рассказу Дины Рубиной «Терновник» (1987 г.), в котором крайне драматично раскрыта тема взаимоотношений родителей и ребенка. Анализ этого произведения позволит показать продолжение в творчестве современного писателя традиций русской психологической прозы, так как оно отличается глубоким проникновением во внутренний мир маленького человека, которого любящие родители ставят в ситуацию сложного этического выбора. Этот рассказ позволяет обратить внимание школьников на важность не только содержательной, но и формальной стороны произведения. С этой целью обязателен анализ композиции (Рубина очень органично использует композиционный прием антитезы, функционирующий на разных уровнях, но в первую очередь помогающий раскрыть образы родителей мальчика). Еще один обязательный аспект анализа – субъектная организация рассказа. «Преобладающей в рассказе является точка зрения повествователя. Однако она взаимодействует с точками зрения персонажей произведения – мальчика, в первую очередь, его родителей, соседки (бабы Шуры) и подруги мамы (тети Тамары). Основной способ введения чужой точки зрения (героев) в рассказе – диалог, благодаря которому у читателя складываются вполне четкие представления о взаимоотношениях персонажей, об основных особенностях их характеров. Более сложным в этом произведении является взаимодействие двух точек зрения – повествователя и мальчика. Это можно объяснить тем, что именно образ ребенка – ключевой в рассказе, основная проблема текста тоже связана с ним». Как правило, для школьников анализ повествовательной организации произведения очень непрост, особенно сложным является вычленение разных повествовательных инстанций и осознание, с какой целью автор меняет точки зрения внутри текста. На наш взгляд, данное произведение современного автора позволяет наглядно продемонстрировать «переплетение в пределах одного произведения разных точек зрения, которые взаимно коррелируют друг друга, что способствует более глубокому и разностороннему взгляду на описываемые драматичные ситуации». Изучение этого рассказа поможет показать школьникам, что для русской литературы обращение к теме взаимоотношений отцов и детей актуально в любые периоды ее развития. Еще одним примером изучения современного произведения может стать работа над рассказом Татьяны Толстой «Соня», который предлагаем обсудить со школьниками после прочтения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Полагаем, что современная писательница, называя таким именем свою героиню, отсылает читателя к классическому тексту, чтобы актуализировать в сознании сегодняшнего читателя нравственные проблемы: ответственности человека за совершаемые поступки, истинной любви, самопожертвования. Организовать изучение рассказа можно разными способами. Один из вариантов – традиционная беседа с использованием, в том числе, проблемных вопросов. В этом случае важно остановиться при анализе на следующих аспектах произведения: временная организация рассказа (важно определить все временные координаты, обсудить, почему автор начинает произведение с сообщения о том, что главной героини – Сони – уже нет в живых; почему рассказ имеет кольцевую композицию); наличие разных точек зрения на события (в том числе прокомментировать, кому принадлежит неоднократно повторяющаяся характеристика главной героини «Соня была дура» [6, с. 138]; роль детализации (проанализировать роль детали как одного из способов создания образа персонажа и такую важную деталь, как «эмалевый голубок», соотносящуюся с христианской символикой). Подробно останавливаемся на нравственных вопросах, поднимаемых Т. Толстой в рассказе, акцентируя внимание на таких традиционных для отечественной классики проблемах, как несоответствие внешнего и внутреннего в человеке (этот аспект будет актуализирован при изучении романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»), самопожертвование (эта черта героини, безусловно, «поддерживает» перекличку с текстом Ф. М. Достоевского), милосердие (разговор об этом позволит вспомнить пушкинский роман «Капитанская дочка»). Из проблемных вопросов, которые вызывают интерес школьников, можно привести такие:

«Почему Ада, которой затянувшаяся переписка стала ненавистной, все-таки продолжает “эпистолярный роман” с Соней?»

«Понимает ли главная героиня в эпизоде последней встречи с “Николаем”, что это Ада?», «Почему Ада не отдает письма Сони никому, даже спустя столько лет после этой истории?».

        Рассмотрим еще одну возможность изучения произведения современного прозаика – рассказа Л. С. Петрушевской «Дама с собаками», который, безусловно, логично проанализировать после прочтения старшеклассниками «Дамы с собачкой» А. П. Чехова. Автор – наш современник, называя рассказ почти по-чеховски, явно предполагает сопоставление двух текстов читателем, поэтому, с нашей точки зрения, анализ необходимо выстроить именно на этом приеме. Начать его можно со сравнения образов главных героинь. Школьники без труда выявят непохожесть как внешнего облика героинь (и их собак), так и их характеров, обратят внимание на отсутствие имени у героини Петрушевской и прокомментируют, с какой целью автор это использует. Важно сопоставить темы произведений: если Чехов создает один из самых своих драматичных рассказов о любви, показывает, как истинное чувство способно изменить человека (Гурова, в первую очередь), то рассказ Петрушевской – о трагедии одиночества, доводящего до попытки самоубийства, об отсутствии любви, о ненужности современного человека никому. Необходимо сопоставить и характер детализации, которая является чертой стиля обоих прозаиков, и выявить функции деталей в рассказах. Один из сложных аспектов анализа рассказа Л. Петрушевской – его повествовательная организация. Если повествователь в чеховском произведении традиционен для эпического текста (безличный и всезнающий), то в «Даме с собаками» безличный повествователь заменяется на крайне субъективного, дающего оценки происходящим событиям. Кроме того, он не обладает достаточными знаниями о героях и их судьбах, о чем свидетельствуют сле однако, как она умерла на самом деле, на какой койке угасла, кажется, от рака и в муках», «Говорят, утюги летали по комнате…» . Кроме того, повествователь постоянно ссылается на слухи, сплетни о жизни главной героини, общее в которых – негативная или пренебрежительная оценка ее поступков и существования в целом при общем равнодушии и нежелании вникать в проблемы этой одинокой женщины, которая оказалась нужна только своей собаке. Так, сопоставление рассказов дает возможность показать, какие проблемы актуализирует современный автор, подчеркивая их важность для нашего времени: тотальное одиночество человека и равнодушие окружающих. Данные примеры позволяют понять предлагаемый нами общий принцип изучения современной литературы в школе – анализ отдельных произведений как завершающий этап изучения программного произведения. Это даст возможность в 11-м классе при рассмотрении последней темы школьного курса – современного литературного процесса – оперировать полученными ранее знаниями учащихся, опираться на их читательский опыт, делая определенные обобщения об особенностях творчества того или иного писателя-современника и в целом о закономерностях литературной ситуации наших дней. «Отметим еще и прагматическую цель данной работы, всегда важную для педагога, – возможность подготовки старшеклассников к ЕГЭ по литературе, два задания в котором связаны с написанием сопоставительных ответов на поставленный вопрос. Сравнение текстов разных эпох, которое обязательно будет при изучении произведений современного литературного процесса, может быть востребовано выпускниками при написании экзаменационной работы» дующие фразы: «Никто не знает, однако, как она умерла на самом деле, на какой койке угасла, кажется, от рака и в муках», «Говорят, утюги летали по комнате…». Кроме того, повествователь постоянно ссылается на слухи, сплетни о жизни главной героини, общее в которых – негативная или пренебрежительная оценка ее поступков и существования в целом при общем равнодушии и нежелании вникать в проблемы этой одинокой женщины, которая оказалась нужна только своей собаке. Так, сопоставление рассказов дает возможность показать, какие проблемы актуализирует современный автор, подчеркивая их важность для нашего времени: тотальное одиночество человека и равнодушие окружающих.

Данные примеры позволяют понять предлагаемый общий принцип изучения современной литературы в школе – анализ отдельных произведений как завершающий этап изучения программного произведения. Это даст возможность в 11-м классе при рассмотрении последней темы школьного курса – современного литературного процесса – оперировать полученными ранее знаниями учащихся, опираться на их читательский опыт, делая определенные обобщения об особенностях творчества того или иного писателя-современника и в целом о закономерностях литературной ситуации наших дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ИСТОРИИ-ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «Отражение военно-политических событий в России 1914-1920 годов в творчестве В.В. Маяковского»

      Бинарный урок- это одна из форм реализации межпредметных связей. Как одна из форм проекта, бинарные уроки  служат средством повышения мотивации изучения предмета, так ...

методическая копилка для уроков по алгебре 8 класс

презентация курса алгебры 8 класса...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....

Методическое сопровождение к спецкурсу "Современная литература"

Данная разработка будет интересна тем, кто использует в своей  работе авторскую программу спецкурса "Современная литература"....

Методическая разработка нетрадиционного урока по литературе в 5 классе (урок-сказка) на тему: «Дидед чIалаз вафалу жен гьар са кас» Выполнила: Рамазанова М.К., учитель родного языка и литературы

Данная методическая разработка составлена к уроку лезгинской литературы в 5 классе  в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся.      Актуально...