Метод исследовательских проектов на уроках литературы
статья по литературе (10, 11 класс)

Как сделать уроки литературы наиболее эффективными, интересными? Как помочь обучающемуся  понять, что классическая литература не далекое прошлое,  а актуальная современность, которая связывает прошлое и настоящее и при этом указывает дорогу в будущее? Одним из методов совре­менного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование   информационных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_issledovatelskih_proektov.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Метод исследовательских проектов на уроках литературы

как инструмент активизации учебного процесса

       Знание только тогда становится

                                                          знанием,    когда оно      приобретено  

                                                         усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н. Толстой

Главная цель образования – подготовить ребенка к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в мире. Таким образом, встают вопросы не только образовательного характера, но и  воспитательного. Наши дети живут в компьютеризированном обществе, в котором размыты границы между добром и злом, дозволенным и допустимым. В  последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы. Чтение начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие. Очевидно, что методика преподавания гуманитарных предметов устарела и отстала от времени.            

Основная задача преподавателя литературы – построить нить между книгой и жизнью, между книгой и обучающимся, направить подростка, ищущего ответы на свои вопросы, к произведениям художественной литературы. Как сделать уроки литературы наиболее эффективными, интересными? Как помочь обучающемуся  понять, что классическая литература не далекое прошлое,  а актуальная современность, которая связывает прошлое и настоящее и при этом указывает дорогу в будущее? Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование   информационных технологий. Методика проектной работы предполагает коллективную работу обучающихся под руководством преподавателя. Этот вид деятельности позволяет обучающимся формировать умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик,  искать новые решения, использовать знания из разных областей для решения конкретной проблемы. Ученый-методист М.Г. Качурин считает, что «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». Он убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».

В основу учебного проектного исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. То есть, главная цель  работы — решить проблемную ситуацию.  При её решении необходимо применение различных способностей обучающихся: аналитических, художественных, коммуникативных. А задача преподавателя — дать возможность каждому обучающемуся ощутить собственную значимость в выполнении проекта.

На уроках литературы необходимо учить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекать для этой цели знания из разных областей, уметь устанавливать причинно-следственные связи. Наличие проблемы, которая требует интегрированного знания, помогает обучающимся усвоить материал, развивает самостоятельность, мышление, активизирует читательскую, познавательную и творческую активность. И в итоге все это способствует повышению качества знаний. При использовании метода проекта обучающийся переходит из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Эта форма контроля стимулирует мыслительную деятельность обучающихся и вызывает у них живой интерес.

Методика работы над мультимедийным проектом состоит из четырёх этапов:

  • постановка проблемной ситуации и формирование группы;
  • сбор и обработка материала;
  • презентация проекта;
  • обсуждение результатов.

Исследовательские работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  • работы, в которых анализируется текст художественного произведения,  его художественное своеобразие, особенности стиля. Например: «Три мира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
  • работы, в которых устанавливается символика имен, фамилий, прозвищ персонажей. Задание побуждает к чтению, вызывает ассоциативные связи. Например: «Символика имен в пьесе М. Горького «На дне»;
  • сравнение иллюстраций, спектаклей, фильмов с художественным произведением (этот вид деятельности дает возможность обучающемуся выявить особенности индивидуального взгляда художника на то или иное произведение);
  • работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей. Например: «Гуманизм Л.Н. Толстого», «Музыка в жизни Л.Н. Толстого», «Воспоминания о Пушкине»;
  • работы, в которых осуществляется историко-культурный подход к проблеме. Например: «Серебряный век русской культуры».

Главное, что поставленная проблема позволяет обучающемуся самостоятельно или с помощью преподавателя определить путь исследования, выбрать методы, которые необходимы для работы с художественным произведением.

Деятельность обучающихся в учебном проекте проходит в определенной последовательности:  самостоятельное формулирование цели и задач, распределение ролей в группах, выбор методов, планирование работы и её осуществление. Итог работы – презентация полученных результатов. Это может быть любой мультимедийный продукт: компьютерная презентация, видеоролик, буктрейлер, электронная стенгазета, буклет. Очень важно и то, что в ходе работы над проектом обучающиеся привлекают знания и умения из разных областей: истории, живописи, музыки.  Обучающиеся развивают и профессиональные знания и навыки работы с компьютерными программами (работа с текстом, графикой, фото-, видео- и аудио-материалами). Например, обучающиеся 2 курса творчески подошли к созданию электронной стенгазеты «Поэзия Серебряного века», с большим интересом работали над буктрейлерами по произведениям «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. А обучающиеся 1 курса результаты своей работы представили в виде буклетов  «Знакомство с романом М.А. Булгакова» и презентаций «Стихи вне времени».

Обучающиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, становятся активнее на уроках, у них расширяется кругозор, они учатся применять знания в практической деятельности и, что немаловажно, учатся высказывать свою точку зрения. Литература начинает восприниматься не как учебная дисциплина, а как вид искусства.

Проектная работа – это действенное средство вовлечения в урочную и внеурочную работу, так как предполагает развитие у обучающихся интереса к самостоятельному изучению художественного произведения. Метод проекта дает возможность использовать множество подходов, учит анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения результатом своего исследования. Он нисколько не противоречит традиционным методам обучения, а помогает активизировать учебный процесс, что весьма актуально в настоящее время.

Литература

Качурин  М.Г.   Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. -  М.,1998

Интернет-источник:  http://trufanovanv46.ucoz.ru

Интернет-источник:  http://profobrazovanie.ucoz.ru

Интернет-источник:  http://s1malkar.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта на уроках литературы

Из опыта работы: проект по теме "Лирика"....

Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности

из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Использование метода проектов на уроках литературы в системе духовно-нравственного воспитания

Современная школа, влияя на внутренний мир ученика, должна стремиться воспитывать  такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные в...

Использование метода проектов на уроках литературы в СПО

Организация проектной деятельности на уроках литературы...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Творческий проект как метод исследовательской работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Опыт нашей работы показывает, что в сельской малокомплектной школе для развития творческого потенциала учащихся основной деятельностью является внеурочная.      Примером ...