Методика подготовки интегрированного урока литературы и музыки
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Сорочинская Дарья Сергеевна

Разработан интегрированный урок литературы и музыки при изучении повести Н. В. Гоголя "Майская ночь"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС   5 класс

             

Технологическая карта урока литературы в 5 классе (программа авт. В. Ф. Чертов, Л.А. Трубина)

Предмет

Литература

5 класс

Тема

Особенности изображения фантастических героев в повести Н. В. Гоголя «Майская ночь» и опере Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Литература:

Умение характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики.

Представлять развернутый устный ответ на поставленные вопросы.

Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя.

Музыка:

Умение анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп.

Владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы.

Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Умение формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия через творческую деятельность эстетического характера.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Решаемые учебные проблемы

  1. Познакомить с ранним творчеством Н. В Гоголя и оперой Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь»
  2. Определить сходства и различия в изображении фантастических образов в опере и повести.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация с обучающим материалом и аудиозаписями оперы.

Методическое назначение средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ.

Методы и приёмы обучения

Слово учителя, аналитическая беседа, синквейн, сравнительный анализ.

Образовательные и интернет-ресурсы

Чертов В. Ф. Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. В. Ф. Чертова – М.: «Просвещение», 2019.

Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Г. В. Келдыша – М: «Советская энциклопедия», 1990.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

УУД

Актуализация знаний

Просит вспомнить изученные ранее фантастические повести Н. В. Гоголя, какие фантастические герои и события изображены в повести, как они соотносятся с реальностью. Вспоминают, какую повесть они прочитали дома. В какой момент герой сталкивается с фантастическим?

Вспоминают повесть «Ночь перед Рождеством», отмечают основных фантастических героев: Солоха, черт, Пацюк. Говорят об основных фантастических событиях: кража месяца, полеты на метле, полет на черте. Отмечают, что фантастика и реальность слиты воедино, простой народ не удивляется фантастическим вещам. Читали «Майскую ночь или Утопленницу». Наиболее ярко проявление фантастического наблюдается в главе «Утопленница».

Познавательные УУД: структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Постановка учебной задачи

Отмечает, что по мотивам повести Н. А. Римским-Корсаковым создана опера на собственное либретто.

С помощью учителя формулируют тему и учебную цель урока - выяснить, в чем заключается сходство и различие в изображении фантастических образов в повести и опере.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Словарная работа

Выводит на слайде презентации термины «либретто», «темп», «ритм», «интонация». Спрашивает, знакомы ли детям данные музыкальные понятия? Далее выводится рядом и их значение. Предлагает учащимся сопоставить термин с его значением.

Учащиеся с помощью педагога сопоставляют термины со значением:

Либретто - текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме.

Темп - скорость движения в музыке.

Интонация -  точность тона музыканта или музыкального инструмента. Интонация может быть плоской, резкой или и той и другой, последовательно или одновременно.

Регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Открытие «нового знания» (аналитическая беседа)

Предлагает прослушать отрывок из действия 3 картины 2 (акт 3) оперы и обратиться к отрывку из главы «Утопленница» и ответить на следующий вопрос:

  1. Какая атмосфера царит при встрече Левко и паночки? Что испытывает в душе Левко? С помощью каких средств окружающую обстановку и внутреннее состояние героя рисует Н. В. Гоголь и какие средства использует Н. А. Римский-Корсаков?
  2. Какой предстает перед нами паночка? Страшна ли она Левко? Почему? Найдите описание паночки в тексте повести, чем отличается ее портрет в либретто? Прослушаем фрагмент ее диалога с Левко. С помощью чего передается печаль героини?
  3. Обратимся к либретто (действие третье). Какие фантастические персонажи (кроме паночки) предстают перед героем? Удивляется ли он им? Какими они предстают у Н. В. Гоголя? Как их видит композитор? Посмотрим на речь русалок: много ли они говорят с Левко? Что особенного в использовании образа русалок мы можем отметить в либретто? Какой эффект создает совместное звучание голосов русалок?
  4. Повторяет ли либретто текст основного произведения? Какие основные отличия вы заметили?
  1. Встреча Левко и паночки проникнута атмосферой таинственности, загадочности и фантастичности. У Н. В. Гоголя такую атмосферу создают описания природы и окружающих предметов с помощью эпитетов, олицетворений: «Все было тихо; в глубокой чаще леса слышались только раскаты соловья», «Вода задрожала, и окно закрылось снова», «Тихо отошел он от пруда и взглянул на дом: мрачные ставни были открыты; стекла сияли при месяце». Также он передает внутреннее состояние героя, который, тем не менее, чувствует себя спокойно: «Сердце его разом забилось», «Какую-то сладкую тишину и раздолье ощутил Левко в своем сердце». В опере таинственность и фантастичность обстановки выражена с помощью темпа и тональности. Медленная в начале, но постепенно нарастающая музыка создает напряжение, но в партии Левко музыка постепенно стихает, сменяется на спокойную, мелодичную, что отражает его внутреннее состояние.
  2. Паночка – страдающая девушка, которая не может найти покой. Левко ее не боится, потому что знает, что она не желает ему зла, а лишь просит помощи. «Длинные ресницы ее были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца; но как чудна, как прекрасна! Она засмеялась...». В либретто паночку описывает не Левко, а она сама создает свой портрет: «О, посмотри на лицо мое белое!

Вывела краску с него она чарами.

Очи мои, ясны очи мои,

О, не глядят мои очи от слез!». В этот момент почти не слышна музыка, все переживания скрыты в ее голосе.

  1. Перед ним появляются русалки. Левко слегка удивлен, но воспринимает их как что-то само собой разумеющееся. Для создания их образа писатель использует многочисленные эпитеты и сравнения: «в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце». В либретто так же подчеркивается бледность их лиц и тел с помощью эпитетов и сравнений: «Но что со мной! Во сне я, что ль?

Я вижу: русалки на берег

Одна за другою выходят.

При месяце бледны их лица,

С кос длинных струится вода.

Как тени, прозрачны тела их,

Одежды их белы, как снег».

Особенностью использования этих образов является расширение их роли. У Н. В. Гоголя русалки предстают как второстепенные персонажи и почти не говорят с Левко. В опере же им отводится одна из главных ролей, они поют много песен, им отводится больше сценического времени, чем в повести. Еще одной особенностью изображения русалок является их хоровое пение, которое создает эффект полного присутствия внутри хоровода, а также путает мысли героя, не позволяет ему найти мачеху.

  1. Нет, либретто очень отличается от текста произведения, здесь особая роль отводится второстепенным персонажам, практически нет описаний, а всю обстановку и душевные переживания передают не слова, а музыка.

Познавательные УУД: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, установление аналогий, •        сравнение конкретно-чувственных и иных данных.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  

Первичное закрепление

Предлагает записать выводы обсуждения в тетрадь.

Записывают выводы, сформулированные в ходе обсуждения:

  • Текст либретто серьезно отличается от исходного текста, так как основной тон произведения задают не слова, а музыка.
  • В либретто автор может сменить роль персонажей и сдвинуть акценты в сторону других героев.
  • В опере и повести применяются как схожие, так и различные средства создания фантастических образов. Схожие: использование в тексте эпитетов, сравнений, олицетворений. Различия: в повести используются только вышеназванные средства, в опере же особый эмоциональный фон и создание окружающей обстановки происходит через темп, ритм, тональность музыкального сопровождения.

Познавательные УУД: умение структурировать знания, генерализация и выведение общности и различного для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Рефлексия деятельности

Предлагает сочинить синквейн по мотивам изучаемого отрывка повести и оперы «Майская ночь».

Пример синквейна:

 

Паночка

несчастная, фантастическая

страдает, просит, освобождается

Музыка и литература могут её изобразить

Свобода

Личностные УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Подведение итогов, домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к прочитанному отрывку повести или прослушанному фрагменту оперы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе

Литературно-музыкальный экскурс "В ней есть душа, в ней есть свобода..."...

Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе

Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе на тему "Чудо музыки в повестях К.Г.Паустовского"...

Интегрированный урок литературы и музыки

О              Обобщение  материала  по  конкретно  -  историческому  и  общечеловеческому значению образа И.И. Обломова...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"

Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...