Урок по "Капитанской дочке" Пушкина. Гринев и Маша
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Волкова Елена Алексеевна

Дана разработка урока с опросом, работой по теме, сравнительным анализом семей Гриневых и Мироновых. Развитие отношений между героями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Петр Гринев и Маша Миронова. Понятие героев о свободе, чести, долге в повести

Цель: охарактеризовать образы Петра Гринева, Маши Мироновой, их семей; раскрыть взаимоотношения влюбленных героев, развивать речь учащихся; содействовать  воспитанию нравственных качеств.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Вступительная беседа

- Вспомните, пожалуйста, наш первый урок по повести. Какую сюжетную линию мы с вами рассмотрели? (Становление Петра Гринева, его взросление)

- На прошлом уроке мы с вами сравнивали Гринева и Швабрина. Что объединяет этих героев? (происхождение, молодость, служба, любовь к Маше Мироновой)

- Как относятся окружающие к Гриневу и Швабрину? (К Гриневу обитатели Белогорской крепости относятся хорошо. Комендант и его жена принимают героя в семью, воспринимают его как сына, Василиса Егоровна дает наставления… Швабрина не любили за его озлобленность, эгоизм, лицемерие)

- Как автор относится к героям? (сочувствует к Гриневу, сопереживает, а Швабрина осуждает и порицает)

- Какие чувства вызывают у вас Гринев и Швабрин?

3.2 Викторина

«ФАКТЫ»

1) Какое историческое событие положено в основу повести «Капитанская дочка»? (В основу повести "Капитанская дочка" положены события, связанные с народным восстанием (крестьянской войной) 1773-1775 годов (движущей силой, которого были донские казаки) под предводительством Емельяна Пугачева)

2) С какой целью А.С. Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта? (опрашивал очевидцев, свидетелей крестьянской войны, записывал рассказы, предания, песни)

«УЗНАЙ ГЕРОЯ»

1 «Был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен» (Швабрин)

2 «Жил недорослем, гоняя по крышам голубей и играя в чехарду» (Петруша Гринев)

3 «… в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. С тех пор жил в своей Симбирской деревне, где и женился» (Андрей Петрович Гринев)

4 «В отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию» (Француз Бопре)

5  «…ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» (Алексей Швабрин).

6 «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели» (Маша Миронова)

7 «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали» (Пугачев)

- Итак, кто становится «яблоком раздора» в отношениях Гринева и Швабрина? (Мария Миронова)

- Как вы думаете, какое чувство лучше всего раскрывает человека? (Любовь. Она побуждает людей быть лучше)

- А теперь предположите, о чем и о ком мы будем говорить на уроке? (О М. Мироновой, об их взаимоотношениях с Гриневым)

-Правильно. А еще мы обязательно поговорим о верности и преданности героев и о том, что эти качества воспитываются в семье. А теперь обратимся к тексту.

4. Изучение нового материала

4.1 Беседа по прочитанным главам

- Много ли внимания автор уделяет описанию внешности Маши Мироновой? Почему?

- Каким было первое впечатление Гринева о Маше? (она ему не очень понравилась)

- Какие качества проявляются в характере Марии Мироновой в период мирной жизни в крепости? Как меняет героиню любовь к Петру Гриневу? (В самом начале Маша застенчивая и скромная, молчаливая, по словам Василисы Егоровны, трусиха. Любовь делает Марию нежной, заботливой, придает ей твердости духа)

- Как относятся к Маше окружающие? Каково авторское отношение? (чувствуется, что автор очень любит свою героиню)

- Какие качества характера проявляет Маша в главах «Осада города» и «Сирота»? (героиня демонстрирует стойкость, смелость, мужество и верность)

4.2 Чтение по ролям (конец главы 8 – эпизод расставания Гринева с Машей)

4.3 Самостоятельная работа учащихся. Заполнение таблицы

- Влияет ли семья на формирование характера человека? (Маша проявляет лучшие качества, т.к. видела подобные ситуации в семье)

- Можем ли мы это сказать и о семье Петра Гринева? (Гринев с детства видел добрые отношения между родителями. Честность и порядочность отца стали для героя примером, ориентиром в жизни)

- Сейчас вы охарактеризуете семьи Мироновых и Гриневых, определите взаимоотношения между супругами, их отношение к детям. Проследите, как семья влияет на формирование характера человека (Маша Миронова и Петр Гринев, их отношения) Наблюдения отразите в таблице.

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИНЕВЫХ И МИРОНОВЫХ

Сопоставление

Гриневы

Мироновы

Положение. Образование и воспитание, занятия и интересы

Отношения между супругами

Отношение к детям

Личные качества

Отношение автора

- Что объединяет семьи героев? (в обоих семьях супруги относятся друг к другу с теплотой и любовь, дополняют друг друга; отношения в семье добрые и искренние, простые; детей своих любят, хотят дать им то, что необходимо хорошему и порядочному человеку)

5. Подведение итогов урока

- А теперь скажите, почему повесть о восстании Пугачева называется «Капитанская дочка»

- Что объединяет Петра Гринева и Машу Миронову?

6. Рефлексия

На уроке работал активно (пассивно).

Своей работой на уроке я доволен (не доволен).

Урок для меня показался коротким (длинным).

За урок я устал (не устал).

Мое настроение стало лучше (хуже).

Материал урока мне был понятен (не понятен), полезен.

7. Д.З.

А) Творческий пересказ от лица Маши Мироновой о встрече с Екатериной 2 (по желанию)

Б) Выучить отрывок наизусть/близко к тексту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»

Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...

конспект занятия "Знакомство с техникой папье- маше, изготовление яиц в технике папье - маше"

Это занятие проводится в сооответствии с рабочей программой "Природа и фантазия", 2 год обучения. Дети знакомятся с новой техникой - папье - маше, учатся использовать бросовый материал, узнают историю...

Технологической карты урока по технологии"Подготовка швейной машинки к работе" 5 класс" раздел машиноведение

Цель  урока :Изучение подготовки  швейной машинки  к работе Задачи:- обучающие: закрепить знания учащихся об устройстве  швейной машины   -развивающие: сп...

«Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин» (8 класс)

ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческ...

Сценарий новогоднего представления «Маша с Мишей навсегда!» (по мотивам мультфильма «Маша и Медведь»)

Увлекательная история, которая произошла с любимыми героями в канун Нового года....

Тест поКапитанской дочке

Тест позволяет проверить степень усвоения учащимися текстового материала романа...