Урок-викторина по роману "Дубровский"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Золотова Наталья Вадимовна

Урок проводится в форме викторины. Для учащихся 6-х классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-viktorina_po_romanu_dubrovskiy.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – викторина по литературе для 6 класса

«Обобщающий урок по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Цель: обобщить знания по теме «Роман А.С. Пушкина «Дубровский».

Задачи:

  • осуществить контроль изученности темы; создать условия для формирования у обучающихся собственного отношения к роману «Дубровский»;
  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных компетенций;
  • воспитывать системы ценностных отношений к русской литературе; бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

1.Организационный момент. 

- Александр Сергеевич Пушкин – не только великий русский поэт, но и непревзойденный прозаик-романист,истинный мастер художественного слова. Как мастера слова, Пушкина всегда интересовал человек, движение его души. Вместе с героями своего романа автор искал ответы на жизненно важные вопросы: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти, о нравственном долге и личных корыстных интересах. Роман «Дубровский» – еще одна замечательная иллюстрация литературного таланта А.С. Пушкина

Актуализация знаний. Разминка ( вопросы к классу, не оцемваются)

Перед тем как приступить к игре, давайте вспомним некоторые особенности романа, но помните, что жюри уже оценивает ваши ответы, а команда, набравшая больше баллов в разминке, получит право первой ответить на вопрос следующего конкурса. Отвечает команда, поднявшая руку первой.

1. Когда был написан роман «Дубровский»? (1833 г.)

2. Назовите главных героев романа? (Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский, Марья Троекурова, Владимир Дубровский)

3. В каких имениях происходит действие? (Покровское, Кистеневка, Арбатово)

4. Каков финал романа? (финал открытый, роман не был окончен, дальнейшая судьба героев неизвестна)

        «Почему?» ( по поднятой руке)

1. Почему Троекуров и Дубровский, такие разные, сначала были на удивление дружны, а потом стали врагами? (Гордость и независимость Дубровского)

2. Почему Маша, не обратившая сначала внимания на гувернёра, изменила к нему своё отношение?

(Учитель – род слуги или мастерового, а они не казались ей мужчинами. После испытания с медведем она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному дворянскому сословию.)

3. Почему на предложение Троекурова поженить детей Андрей Гаврилович отвечал: «Мой Володька не жених Марии Кириловне»?

(Неравный брак – несчастливый брак. Лучше жениться на бедной дворянке и быть хозяином в доме.)

4. Почему К.П. Троекуров решил выдать дочь замуж за кн. Верейского? Что было решающим в этом вопросе? (Богатство и знатность князя)

5. Почему Мария Кириловна сначала обратилась за помощью к Дубровскому, а потом отвергла её?

( Безвыходное положение: лучше стать женой разбойника, чем ненавистного старика. Но помощь Дубровского опоздала: она обвенчана с князем)

6. Почему Дубровский не стал грабить помещицу Глобову?

(Справедлив: грабил только богатых, да и брал лишь половину. А Глобова посылала деньги сыну – офицеру в столицу, как когда-то старик Дубровский Владимиру).

Блиц-турнир. Каждой команде задаётся серия вопросов, за каждый верный вопрос 1 балл.

Вопросы для первой команды.

  1. Как обходился К.П. Троекуров с крестьянами и дворянами? (Строго и своенравно).

2.Почему А.Г. Дубровский считал, что его сын Владимир не пара Марии Троекуровой? (Бедному дворянину лучше жениться на бедной дворяночке).

3.Какая шутка почиталась у К.П. Троекурова лучшею? (Розыгрыш в медвежьей комнате).

  1. Как повел себя В. Дубровский в медвежьей комнате, будучи в образе учителя Дефоржа? (Достал из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил).
  2. Какой случай  заставил Машу посмотреть на учителя Дефоржа  с другой стороны? (храбрость во время случая в медвежьей комнате).

Вопросы для второй команды:

  1. За кого решил К.П. Троекуров отдать замуж Машу? (За князя Верейского).
  2. Кого нанял из Москвы для своего сына Кирилла Петрович?
  3. Почему на обед к Троекурову задержался Антон Пафнутьич?
  4. Какой случай  заставил Машу посмотреть на учителя Дефоржа  с другой стороны? (храбрость во время случая в медвежьей комнате).
  5. Что должна была сделать Маша, если б решилась прибегнуть к помощи

В. Дубровского? (опустить кольцо в дупло дуба).

Молодцы!

Кроссворд. Каждой команде раздаётся кроссворд.

1

10

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопросы:

  1. Как называлось поместье Дубровских? (Кистеневка)
  2. Как звали сына А. Дубровского? (Владимир)
  3. С кем сначала дружил А. Дубровский, а затем поссорился? (Троекуров)
  4. В каком городе жил В. Дубровский с 8 лет? (Петербург)
  5. Любимое занятие Дубровского и Троекурова? (Охота)
  6. Происшествие в Кистеневке, весть о котором на другой день разнеслась по всему околотку. (Пожар)
  7. На каком музыкальном инструменте играла Маша? (Фортепиано)
  8. Как звали старого кучера, встречавшего Владимира на станции? (Антон)
  9. Как звали дочь Троекурова? (Мария)
  10. Форма работы на уроке? (Викторина)

«Дубровский» в цифрах (по одному представителю команды к доске, учитель зачитывает вопросы, учащиеся пишут цифру)

1) Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70)

2) Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? (одна)

3) Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.)

4) Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (две тысячи)

5) Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23)

6) Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3 тысячи)

4. Викторина. «Неслучайные детали»

 - Хорошо. Молодцы! А чтобы проверить, насколько хорошо запомнили содержание романа. Вы вытягиваете карточку с вопросом, зачитываете вопрос и даёте на него краткий ответ.

Если команда не знает ответа или дает неверный ответ, возможность ответить получает команда соперников.

  1. Кем был у себя на родине настоящий Дефорж? (Кондитер)
  2. С кем сразился Дефорж в доме Троекурова? (С медведем по кличке Миша)
  3. Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70 душ)
  4. Как звали брата Марьи Кирилловны? (Саша)
  5. Из-за кого между старыми друзьями Троекуровым и Дубровским разгорелась ссора? (Из-за псаря Парамошки)
  6. Кого спас на пожаре Архип-кузнец? (Кошку)
  7. Какой предмет должен был служить знаком Владимиру для спасения Маши? (Кольцо)
  8. Кем был ранен в плечо Владимир Дубровский? (Князем Верейским)

 «Узнай героя по описанию».

 Я буду читать описание героя, а вы должны назвать его. Жюри также оценивает правильный ответ 1 баллом.

  1. «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями» (Владимир Андреевич Дубровский) (слайд 8).
  2. «Ей было семнадцать лет, и красота ее была  в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Огромная библиотека …была отдана в ее распоряжение»  (Марья Кириловна Троекурова) (слайд 9).
  3. «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, в должности заседателя, отвешивает поклон за поклоном перед Троекуровым, с благоговением ожидая его приказаний» (Шабашкин, помощник судьи) (слайд 10).
  4. «Около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем его неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами» (Князь Верейский) (слайд 11).
  5. «Любил ее (дочь) до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда жестоким обращением» (Кирила Петрович Троекуров) (слайд 12).
  6. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. … Он силился с ним (сыном) разговаривать, но мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи. Он замолчал и впал в усыпление» (Андрей Гаврилович Дубровский) (слайд 13).

 Творческое задание. На бланках

 «Придумай продолжение» В начале урока мы с вами сказали, что роман не был завершен. Мы не знаем, как сложилась судьба героев. Я предлагаю на несколько минут стать писателями и придумать финал романа за А.С. Пушкина

Примерные вопросы:

Куда уехал Дубровский?

Как сложилась судьба Маши и Князя Верейского?

Вернулся ли Дубровский на Родину?

5. Поведение итогов викторины

 - Слово предоставляется членам жюри (объявление результатов викторины, награждение самых активных участников команд).

Каждой команде раздаётся кроссворд.

1

10

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопросы:

1.        Как называлось поместье Дубровских?

2.        Как звали сына А. Дубровского?

3.        С кем сначала дружил А. Дубровский, а затем поссорился?

4.        В каком городе жил В. Дубровский с 8 лет?

5.        Любимое занятие Дубровского и Троекурова?

6.        Происшествие в Кистеневке, весть о котором на другой день разнеслась по всему околотку.

7.        На каком музыкальном инструменте играла Маша?

8.        Как звали старого кучера, встречавшего Владимира на станции?

9.        Как звали дочь Троекурова?

Каждой команде раздаётся кроссворд.

1

10

2

3

4

5

6

7

8

9

Вопросы:

1.        Как называлось поместье Дубровских?

2.        Как звали сына А. Дубровского?

3.        С кем сначала дружил А. Дубровский, а затем поссорился?

4.        В каком городе жил В. Дубровский с 8 лет?

5.        Любимое занятие Дубровского и Троекурова?

6.        Происшествие в Кистеневке, весть о котором на другой день разнеслась по всему околотку.

7.        На каком музыкальном инструменте играла Маша?

8.        Как звали старого кучера, встречавшего Владимира на станции?

9.        Как звали дочь Троекурова?

  1. Кем был у себя на родине настоящий Дефорж?

  1. С кем сразился Дефорж в доме Троекурова?

  1. Сколько душ крестьян было у Дубровского?

  1. Как звали брата Марьи Кирилловны?

  1. Из-за кого между старыми друзьями Троекуровым и Дубровским разгорелась ссора?

  1. Кого спас на пожаре Архип-кузнец?

  1. Какой предмет должен был служить знаком Владимиру для спасения Маши?

8.        Кем был ранен в плечо Владимир Дубровский?

        

«Придумайте продолжение финала романа А.С.Пушкина «Дубровский»»

Примерные вопросы:

Куда уехал Дубровский?

Как сложилась судьба Маши и Князя Верейского?

Вернулся ли Дубровский на Родину?

        

6 а

6а+6б

1

2

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина 5 класс (урок-викторина)

Методическая разработка по сказкам А.С.Пушкина для 5 класса. Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей....

"Штат за Штатом" материал к уроку обобщения по теме "География С.Америки"11 класс. Урок-викторина.

"Штат за Штатом" - материал к уроку географии в 11 классе. Цель: посредством игры закрепить знания интересных фактов о природе, населении, истории, особенностях США....

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов

План-конспект урока-викторины по теме:Starlight of English Викторина среди 6-х классов...

Урок-викторина "Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА» по творчеству Н.А.Некрасова"

    Предлагаю вам литературную викторину по творчеству Н.А. Некрасова. Материалом для составления литературной викторины послужили произведения русской классической литературы, ...

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» Итоговый урок-викторина

Книга Б.Полевого: «Повесть о настоящем человеке»,которую необходимо обучающимся прочитать до проведения данного урока....