Методическая разработка краткого литературного курса в рамках дополнительного образования
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Сидорова Анна Сергеевна

Краткий литературный курс (пять занятий) для учащихся 5-9 классов с подробными конспектами уроков и примерами творческих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_kurs.docx50.96 КБ

Предварительный просмотр:

Данная методическая разработка представляет собой краткий, состоящий из пяти занятий, литературный курс. Курс проводится в рамках дополнительного образования и формирует навыки работы со словом, восприятия художественной литературы и создания собственных текстов.

Цель курса – знакомство с особенностями писательского мастерства, работа со словом на творческом уровне, внимательное отношение к создаваемому тексту и, как результат, не только развитие навыков в создании собственных художественных текстов, но и новый уровень восприятия литературы, классической и современной.

В методической разработке представлены: краткое описание курса, подробные конспекты каждого занятия и примеры творческих заданий. В конце каждого занятия приводится пример выполнения домашнего задания и комментарий к нему. Личные комментарии и индивидуальный (не публичный) разбор творчества учащихся – важная часть данного курса.

Краткое описание курса.

1 занятие «От пролога к эпилогу» 

- посвящено созданию сюжета. Основные «точки» занятия:

Цель – ради чего мы пишем, что хотим сказать, чего добиться от читателя или от себя.

Логика – выстроенность сюжета по логическим законам, логическое соединение линий. Логика может быть разной (детской, абсурдной, игровой), но она должна быть, чтобы читатель поверил автору.

Неожиданность – чтобы не было скучно. Этот элемент не зависит от жанра. Неожиданность нужна как детективу, так и лирическому стихотворению.

Законы жанра – следовать им или нарушать их? В чем их плюсы и минусы.

Творческие задания:

Создать сюжет детектива, смешного рассказа, лирической истории.

Вывести героя из тупика (тупиковые ситуации заданы).

2 занятие «В путь героев снаряжал…» -

- посвящено созданию героя. Как сделать его живым? Основные «точки» занятия:

Собственное знакомство с героем, как с новым человеком, вошедшим в твою жизнь.

Внешность, физические характеристики, характер, привычки, походка, речевой портрет, манера одеваться – всё, что мы узнаем о человеке в процессе знакомства, мы должны представлять о своем герое.

Мотивация поступков – как он поведет себя в каждой конкретной ситуации.

Психология.

Творческие задания:

Письмо деду Морозу от лица заданного персонажа.

Реплики конкретных персонажей как реакция на заданное событие.

3 занятие «Мы не зря прошли этот путь»

- посвящено изменению героя, его росту, приобретению новых качеств.

Изменение героя – итог истории. Основные «точки»:

Внешние изменения (напаример, герой вырос, стал инвалидом, стал красавцем, во что-то превратился)

Внутренние изменения (мироощущение, характер, переосмысление своего статуса, моральные принципы)

Изменения вокруг него (например, отношение окружающих к нему, смена обстановки в результате перемены в нем)

4 занятие «Пять чувств читателя»

- посвящено созданию времени и пространства в тексте. Основные «точки»:

Ощущение текста – задействованы пять органов чувств героя. Через запахи, звуки, тактильные ощущения сплести ткань естественного пространства.

Творческое задание:

Описать запахи и звуки заданного места и времени, не называя их напрямую (зимний вечер в деревне, перемена в школе, контрольная в классе, утренний город и т.д.)

Не напрямую, а через детали – как сообщить читателю об эмоциональном состоянии героев. Если действовать через детали, через восприятие среды, читатель сам догадается, сам почувствует то же, что чувствует герой, это гораздо сильнее по воздействию, чем прямое сообщение о состоянии героя.

Творческое задание:

Описать чувства героя, не называя их (герой в заданных условиях, надо показать, что он: боится, расстраивается, счастлив, удивлен).

5 занятие «Язык автора – главный герой»

- посвящено слову произведения. Основные «точки»:

Сравнения и описания – раскрашивание черно-белой ткани текста. Удачное сравнение держится в памяти читателя иногда дольше, чем имя главного героя.

Творческое задание:

Придумать сравнения к заданным объектам, ситуациям и явлениям.

Речевой портрет автора

Речевой портрет героя

Творческие задания:

Подобрать «правильное» (наиболее подходящее) слово в каждом конкретном случае.

По итогам каждого занятия дается домашнее задание, которое письменно комментируется в индивидуальном порядке (разбор удач, находок и ошибок).

/Коротко:

1 занятие - От пролога к эпилогу – посвящено сюжету. Разговор пойдет о цели (для чего мы пишем), о логике сюжета и о неожиданных выходах из тупика, в который может попасть и герой, и автор.

2 занятие – В путь героев снаряжал… - посвящено созданию героя. Как сделать его живым, правдоподобным. Герой нами придуман, и мы должны знать о нем абсолютно всё.

3 занятие – Мы не зря прошли этот путь – посвящено изменениям, произошедшим с героем, как внешним, так и внутренним. Изменение герой – итог истории. Может поменяться не только герой, но и мир вокруг него.

4 занятие – 5 чувств читателя – посвящено созданию пространства текста. Герои существуют в созданной нами реальности, которая должна звучать, пахнуть и ощущаться.

5 занятие – Язык – главный герой – посвящено слову, которым написано произведение. «Раскрашивание» текста, поиск сравнений. Поиск личного авторского стиля./

Конспекты занятий с примерами тем для бесед, вопросов, упражнений и домашних заданий.

Занятие 1. От пролога к эпилогу.

Определение сюжета:

 - ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации.

Сюжет — основа формы произведения. Конфликт – основа сюжета.

Конфликт — противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта — не о чем рассказывать. Виды конфликтов:

человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа) – Моцарт и Сальери, Остров сокровищ;

человек против природы (обстоятельств) – Робинзон Крузо;

человек против общества – Овод, Граф Монте-Кристо, Обитаемый остров;

человек против техники – фантастика, Азимов «Я – робот»;

человек против сверхъестественного – сказки про солдата и черта, Вий;

человек против самого себя – Онегин, Печорин, Ионыч, Пиноккио.

Конфликты могут сочетаться.

Привести примеры из мировой литературы.

Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и постпозиция, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог.

Строим произведение, как бы мы строили здание. Если сравнивать сюжет произведения с красивым замком, что бы соответствовало каждому элементу? (для примера – «Золушка»)

Экспозиция (вступление) – поля и леса вокруг замка, сады фонтаны, ров с водой, ворота в замок, подъездная аллея, крыльцо.

Завязка (начало конфликта) – подъемный мост, парадная лестница наверх.

Развитие действия (конфликт разрастается) – поднимаемся наверх, этаж за этажом, проходим через анфилады залов, всё интереснее и интереснее, всё больше деталей интерьера и шкафов с разными скелетами.

Кульминация (пик конфликта, взрыв пороховой бочки) – башня замка, остроконечная крыша, флажок на башне.

Развязка – лифт вниз (или лестница? Или скатиться по перилам?)

Пролог - ?

Эпилог - ?

Схем сюжетов выделено всего несколько (4, 18, 36 – это кто как считает). А произведений множество. Все равно что по одной канве вышивать разными нитками и разными способами.

Вспомнить произведения из мировой литературы на сюжеты:

Герой отправляется на поиск чего-то. (Снежная Королева, Нильс, Конек-Горбунок)

Герой спасает кого-то. (Снежная королева, Орфей и Эвридика)

Герой ведет себя хорошо (учится, не ленится, не завидует, помогает) и получает награду. (Золушка, Алые паруса)

Чтобы ваше произведение было не похоже ни на одно другое, должна быть своя цель, свой стиль и что-то, чего читатель никак не ожидает, потому что нигде раньше такого не читал и потому что не может угадать ваш вариант.

Какой рассказ хотим написать: детский, юмористический, фантастический, волшебный, детективный, святочный, страшилку, психологический, о животных…

Главный принцип:

Пишем о том, что хорошо знаем! А если чего-то не знаем, то изучаем…

Кто какой рассказ мог бы написать? Кто что знает?

1 путь: Идея обрамляется в историю. Хочется поговорить, например, о дружбе и предательстве. Возникают друзья, мальчишки… Вот они живут рядом, проводят вместе каникулы, каждый день гуляют, болтают, фантазируют… Да, допустим, они сидят во дворе на качелях или каких-нибудь тренажерах и болтают о всякой ерунде.

Да, речь идет о рассказе Носова «Фантазеры». Пока мальчики сидят на лавочке и болтают о ракетах, великанах, акулах и прочем, рассказа еще нет. Этого мало для истории. Это лишь экспозиция и развитие сюжета. А когда получается рассказ? Когда мальчик Игорь рассказывает, как подставил свою сестру Иру. Конфликт! А есть разрешение конфликта? Есть – Игоря прогоняют. Сообразно формату детского рассказа: «Не хотим с тобой на одной лавочке сидеть». А если бы это был рассказ об индейцах, то прогнали бы из племени. А если бы это был святочный рассказ, то злодей раскаялся бы.

А финал? Иру угощают мороженым. Справедливость восстановлена.

2 путь: есть случай из жизни, история, забавная, трогательная, романтическая или еще какая-нибудь. В общем, о ней хочется рассказать. Но если ее рассказать в таком виде, в каком она случилась на самом деле, этого может не хватить. Читатель читает рассказ и все равно что идет к цели. Если цели нет, читатель разочаруется. Куда же он шел? Что он узнал? Ради чего такого необычного, интересного, познавательного он читал этот текст?

Важно! Не надо в лоб, напрямую говорить, в чем идея рассказа, объяснять, в чем смысл истории. Надо рассказать историю, наполненную смыслом, а читатель сам разберется.

Почему этот рассказ не рассказ?

Семья Ивановых два месяца сидела дома (на даче), самоизоляция. Мама готовила самые удивительные блюда, бабушка сажала всякие растения, папа занимался ремонтом, сын прошел все уровни всех компьютерных игр. И вот пришла пора выходить на улицу. На улице полно народу, все рады, гуляют…

Какой финал можно придумать для этого сюжета? («Четвертый комод Чиппендейла»)

Творческие задания.

«Вышиваем по канве» - надеть на «каркас» сюжета свой «наряд» (свой герой, свое место действия и т.д.)

Герой едет путешествовать и в чужих краях нечаянно совершает преступление. Его лишают свободы и собираются казнить. Неожиданно приходит помощь, героя спасают. Он возвращается на родину не один.

Герой должен выполнить задание. Ему не хватает возможностей. Он идет на хитрость и обман и выполняет задание. Героя ждет награда. Но в последний момент обман раскрывается.

Герой взял чужую вещь и сломал/потерял. Надо починить/вернуть. Ему помогают справиться с этой задачей. И вдруг оказывается, что….

Вывести героя из тупика:

Корабль плывет по морю, налетает на рифы. Герой должен погибнуть в волнах…

Два альпиниста лезут в связке на гору. Сорвавшийся кусок льда перерубает натянутую веревку. Один альпинист летит в пропасть…

Весь класс считает героя предателем и объявляет ему бойкот накануне новогодней вечеринки. Герой не виноват, н1о оправдываться считает ниже своего достоинства…

Герой идет в магазин за продуктами и по дороге теряет деньги…

Герой оказывается закрыт в квартире. А у него назначена встреча, от которой многое зависит!

Домашнее задание:

Восполнить пропущенные звенья в цепочке событий:

Володя положил в карман список, деньги и отправился в магазин. …. …. …. Это был самый лучший подарок.

Было еще темно, когда Серега постучал в мое окно… … … «Лично я больше не рыбачу!» - сказал Серега и вытер нос плавником.

«В поход! В поход!» - напевала Катя. …. …. …. …. Но овсянку с тех пор не любит.

Утро началось с того, что разбилась любимая мамина чашка… … … Слон обернулся и помахал нам хоботом.

Пример выполненной работы с комментарием преподавателя:

        Утро началось с того, что разбилась любимая мамина чашка… … … Слон обернулся и помахал нам хоботом.

Цепочка событий:

Повествование ведётся от имени слоненка Бима

Утро непоседливого (и конечно же бегающего и прыгающего, как и все дети) слоненка Бума началось с того, что он разбил любимую мамину чашку. В отличии от своих очень аккуратных и степенных знакомых, Бум далеко не в первый раз ненароком что-то ломает или разбивает. Слоненок очень расстроен и пытается понять, почему он отличается от других. Чтобы найти ответ на этот вопрос, Бум отправляется в непростое путешествие в Долину Мудрости, где живет древний и невероятно мудрый слон Барабух (говорят, что он знает разгадал все тайны мира и знает решение любой задачи). По пути Бум встречает девочку-слоненка Биму, которая очень грустит из-за своего громкого голоса, который мешает ей петь свои любимые песни, читать стихи или даже просто смеяться в присутствии других слонов, чтобы не мешать им. Вместе слонята добираются до жилья Барабуха, преодолевая множество испытаний. Мудрый слон открывает им, что умение прыгать или громко петь – это совсем не минус, а наоборот, достоинство, «изюминка» и талант каждого из них, и помогает им полюбить свои особенности и понять, как можно их использовать. Перед тем как вернуться домой, Бима и Бум устраивают для одинокого, но нежелающего покидать свое постоянное место жительства слона небольшое представление. И, наконец, повеселевшие и сдружившиеся слонята отправляются в обратное путешествие. Перед тем как расстаться навсегда, Барабух оборачивается и машет Буму и Биме хвостом…

Комментарий:

Поздравляю, получился план настоящей сказки с детскими приключениями и взрослой философией. Имена прекрасные, сразу ложатся на образы слонов. Можно оформлять полноценное произведение: описания, детали, диалоги, всякие забавные мелочи. Карта маршрута предельно ясна. А конфликт у слонят как раз чисто руссколитературный: сами с собой не могут ужиться. И разрешение конфликта очень внятное и приятное. Хорошая будет сказка.

Занятие 2. «В путь героев снаряжал…» -

- посвящено созданию героя. Как сделать его живым? Основные «точки» занятия:

Выбор героя – зависит от того, о чем мы хотим поговорить, какие проблемы обсудить, в каком жанре мы пишем и кого мы прекрасно знаем.

Вопрос: кого человек знает лучше всех?

Ответ: себя. Поэтому часто рассказ ведется от первого лица. Но! Это все равно ЛГ – литературный герой, он всегда отличается от автора.

Вопрос: чем ЛГ художественного произведения отличается от автора, даже если автор пишет от первого лица и использует автобиографический материал?

Итак, героя выбрали.

Дальше начинается знакомство с героем, как с новым человеком, вошедшим в твою жизнь. Лучше всего так о нем и думать. Иногда разговаривать с ним мысленно, представлять, как бы он себя повел в той или иной ситуации (например, стал бы перебегать на красный свет, купил бы гамбургер или подождал бы до обеда, побежал бы за автобусом или подождал следующего и т.д.)

Внешность, физические характеристики, характер, привычки, походка, речевой портрет, манера одеваться – всё, что мы узнаем о человеке в процессе знакомства, мы должны представлять о своем герое. Он должен стать нашим хорошим знакомым. В идеале мы должны перевоплотиться в героя, как артисты. Самые простые, обыденные ситуации должны быть прожиты автором в облике героя. Автор – вдвойне актер, втройне и т.д. Актер проживает жизнь одного человека, автор – всех своих героев.

Необязательно говорить читателю в лоб о характере героя. Пусть читатель сам, как в жизни, все поймет, когда попадет в дом, в комнату, где живет герой. Его привычки, его одежда, обстановка, которую он вокруг себя создает, говорят наблюдательному читателю, что это за человек. (Дома героев «Мертвых душ», комната Обломова, домик Карлсона…)

Задание 1:

Давайте попробуем создать героя. Вывести его из небытия в нашу творческую реальность.  Итак, наш герой возвращается из школы домой, открывает дверь квартиры, заходит в свою комнату. Несколькими фразами передайте его характер (на выбор).

Герой…

Рассеянный

или

Разгильдяй

или

Аккуратист-перфекционист

или

Увлеченный каким-то делом

или

За всё хватается, но не доводит ничего до конца

или

Любит поесть

или

Любит животных

или

Не любит заниматься спортом

Мотивация поступков – как он поведет себя в каждой конкретной ситуации.

Нужно представлять себе не только его одежду, привычки, тембр голоса, но и психологию его поведения.

Герой может сам продиктовать автору свое поведение, дальнейшее развитие сюжета (Е. Шварц, «Обыкновенное чудо», слова Волшебника).

Задание 2:

Герой едет в автобусе и нечаянно наступает какому-то пассажиру на ногу. Пассажир шипит от боли и говорит: «Под ноги смотреть надо!» Что бы ответили такие герои как:

второклассник примерного поведения

директор школы

занудный профессор, преподаватель физики в институте

старушка, приехавшая из глухомани, практически не видевшая автобусов

скромная барышня

Нахальный тинэйджер

Иностранец, который боится конфликтов в русском транспорте

Первая красавица в классе

Задание 3:

Герой заходит на кухню попить чаю. Покажите, что он

Расстроен

Рассеян

В приподнятом настроении

Сонный

Творческое домашнее задание:

Письмо деду Морозу от лица неназванного персонажа. Это будет письмо-загадка. Правильный ответ знает только автор. А отгадывать буду я. По содержанию письма, по  обращениям, по тем подаркам, которые заказывает персонаж, по своеобразной лексике и стилистике я попробую угадать пол, возраст, род занятий, характер и вообще всё, что можно будет угадать.

Пример работы с комментарием:

Дорогой дедушка Мороз! У меня есть заветное желание,  я мечтаю об этом оочень долго! Когда я говорил про это папе с мамой, они все время повторяли одно  и то же:

- Митя, ну что же это такое?! Ты только первый год учишься, а уже мечтаешь закончить школу! Ну вот как это понимать?!

Дедушка Мороз, но ты-то можешь это понять, правда?! Ведь ты же – настоящий волшебник! Ты все можешь! Поэтому, пожалуйста, сделай так, чтобы я больше НИКОГДА НЕ ХОДИЛ В ШКОЛУ! Да, я не могу закончить школу сейчас, но ведь ты можешь мне это устроить, правда? Что тебе стоит – ты взмахнешь волшебной палочкой, и бац!!! Школы нету! И тех вредных детей, и занудных учителей, и скучной учебы, всего этого нету!!! Если ты сделаешь так, то я тебе за это – все игрушки подарю, буду всегда слушаться маму, не буду спорить с папой, буду тихим и хорошим мальчиком! Я в тебя верю! А если тебе все –таки не удастся этого сделать, то тогда научи меня быть великим волшебником! И, когда я научусь, я пойду к школе, скажу волшебное заклинание, взмахну волшебной палочкой, и БАБАХ!!! Школа исчезнет НАВСЕГДА! Это вторая часть моего желания. Ну, а какую исполнить – ты сам решишь. Все –таки – ты волшебник, тебе виднее, как лучше поступить.

Хотя, подожди... А как же Сережка? Ведь, если ты исполнишь какую –то часть моего желания, школы не будет, и… Мы что, с Сережей больше не увидимся?! Ну неет! Не надо мне такого подарка, чтобы я больше не смог видеться с лучшим другом! Ты лучше мне пистолет с патронами принеси, или мячик надувной – эти вещи мне гораздо нужнее. Хорошо, дедушка Мороз? До встречи! Я буду ждать тебя! С Новым Годом, дедушка Мороз!

Комментарий:

Какая прелесть! Чудесный перевертыш получился. Очень жизненный и естественный. Настоящий маленький рассказ, с конфликтом и развязкой. Речевой портрет героя правдоподобный, стилистика соответствующая. И даже капслок, которым я обычно не пользуюсь, здесь абсолютно уместен.

Портрет героя: мальчик, первоклассник, любит активный образ жизни (судя по мячику), рисковый парень (пистолеты с патронами), родителям с ним непросто (раз он не слушается и спорит), в общем, не пай-мальчик, а нормальный семилетний шалопай. Но в душе честный и благородный. Все у него будет хорошо.

Занятие 3. Мы не зря прошли этот путь…

тема встречи – изменение героя в произведении. Конечно, не всегда он должен успеть поменяться, особенно в рамках короткого рассказа. Но смена чувств, смена настроения, переосмысление действительности, получение новой информации – уже повод для рассказа. Или читатель узнает о герое что-то новое

Такие метаморфозы-перевертыши очень привлекают внимание читателя. «Хамелеон».

Или может измениться мир вокруг него.

Мы проводим героя через события, испытания, создаем для него разные ситуации, грустные, смешные – и герой становится другим, как становится другой картина, в которую добавили новой краски.

Стартует в начале такой истории один герой, на финиш приходит совсем другой. Это логично. Если этого не произошло, то не было смысла отправляться в этот путь, именуемый литературным произведением. Ведь если герой никак не изменился, то в пути ничего не произошло: ничего интересного, ничего смешного, ничего грустного, страшного, неожиданного, романтического, жестокого, фантастического. Потому что любое такое происшествие оказывает на героя обязательное воздействие. И герой меняется. Мужает, взрослеет, умнеет, становится уверенным, храбрым… Одним словом, меняется к лучшему.

В этом плане очень показателен «Волшебник изумрудного города». Там прямым текстом сказано, кто стал умным, кто стал добрым, кто стал смелым в конце дороги из желтого кирпича.

Легко заметить эти перемены, если герой был отрицательный. Например, Бармалей в «Айболите». Сначала злой, потом пляшет и поет: «Как я рад, как я рад…»

Вопрос: в какой момент произошло преображение Бармалея?

А если герой положительный? Такое преображение тоже обязательно есть, иначе скучно и незачем читать. Если герой какой был насквозь такой хороший, весь такой добрый, милый, просто дуся… И менять в нем ничего не надо, казалось бы. Тогда нечего о нем и говорить! А если мы о нем заговорили, значит, что-то интересное, несовершенное в нем есть.

Давайте возьмем Золушку. Всем хороша! Что в ней менять? И все-таки…

 

Вопрос: изменилась ли Золушка в конце сказки? И что в ней изменилось?

Может произойти обратная метаморфоза: герой меняется к худшему. Но это очень грустно, такой финал будет несчастливым. («Ионыч» Чехова). Или метаморфоза происходит дважды: сначала герой испортился, а потом опять починился. («Чародеи», Гауф «Холодное сердце» - Петер Мунк меняет свое сердце на богатство). А мы за всем этим следим, огорчаемся и радуемся. (Это кажется, что мы следим только за сюжетом. На самом деле мы следим за тем, как меняется герой в заданном сюжете).

Первое задание

Какие обстоятельства могут превратить героя:

1.        Из двоечника в отличника.

2.        Из грубияна в интеллигентного человека.

3.        Из мямли и размазни в твердого, уверенного в себе человека.

4.        Из робкой девочки в лидера класса.

5.        Из слабого, хилого человека в чемпиона по какому-нибудь виду спорта.

6. Из врача-стоматолога в повара-кондитера

7. Из соседа, стучащего по батарее, в лучшего друга.

8. Из сварливой пассажирки в заботливую бабушку.

9. Из пай-девочки в раздраженную фурию.

Волшебством не пользоваться! Событие может быть одно, может быть – несколько.

Человек, меняясь, по-другому смотрит на мир. И мир вокруг него становится другим. То есть не только герой меняется, но и он сам меняет мир вокруг себя. И это закономерно. Если, например, раньше он смотрел на мир робко, как заяц, то видел страшные тени, злые глаза в темноте, слышит зловещие шорохи и голоса, каждая ветка казалась ему скрюченной лапой с когтями… После того как из робкого зайца он превратился в храброго или веселого… зайца (?), он видит вокруг уютную полянку, слышит журчание ручейка и пение птичек, а злые глаза превращаются в светлячков.

На этом принципе построено средство против страха в «Гарри Поттере», между прочим. Заклинание «ридикулус» - «смешной». Как только взглянули по-другому на объект страха, перестали бояться.

Это приятное преображение мира. Давайте попробуем его сделать.

Второе задание

В сложный поход отправляется группа, набранная по объявлению:

Опытный инструктор

Старательный новичок, всё делающий по правилам

Знаменитый артист

Новичок-раздолбай, который не соблюдает правил

Заядлый охотник

Эколог

Поэт-лирик

Как они могут измениться в экстремальных условиях?

Задание третье.

Часть 1.

Ученик, робкий и нерешительный, входит в класс перед уроком. Он видит одноклассников, учителя, портреты классиков, учебные пособия в шкафу (например, карты, скелеты животных, заспиртованных змей в банках и т.п.) Опишите все это его глазами.

Часть 2.

С учеником уже произошла метаморфоза по каким-то причинам, и он снова входит в тот же класс, улыбаясь и уверенно глядя вокруг. Видит все то же самое, но по-другому. Опишите, что он видит на этот раз.

Домашнее задание:

Придумать рассказ, в котором герой переменился в лучшую/худшую сторону вследствие следующих обстоятельств:

Он кого-то спас

Кому-то навредил

Что-то узнал

С кем-то познакомился

Пережил сильное потрясение

Ваша версия обстоятельства

Пример работы с комментарием:

Ира была очень избалованной девочкой. Она жила в богатой семье. Ее папа работал в очень известной компании, а мама была художницей.

У Иры была очень красивая комната, заполненная дорогими игрушками. Среди этих игрушек чего только не было! Там был и кукольный домик для Барби, и красивые пупсики, и хорошенькие мягкие игрушки – животные, которые выглядели, как живые! Любую девочку эти игрушки привели бы в восторг, но не Иру. Ей все было мало! И вот однажды случилось то, что навсегда изменило Иру…

Произошло это весной. Ире было десять лет, и она училась в четвертом классе, в престижной гимназии. В тот день ее оттуда забрала мама, у которой был выходной. Ира тотчас же потребовала, чтобы мама отвела ее в магазин игрушек.

- Ирочка, ну зачем? Мы же только позавчера купили тебе игрушечную морскую свинку. А сейчас тебе что надо? – жалобно спрашивала бедная мама.

- Я хочу новую Барби – русалку, у которой  светится хвост, и которая бы умела говорить или петь! Такой у меня еще точно не было! Купи!

Маме нечего не оставалось делать, как вести Иру в этот злосчастный магазин.

Когда они пришли - оказалось, что такую Барби еще не привезли. На прошлой неделе их уже всех раскупили, а новых привезти  пока не успели.

- Ну что, Ирочка, может, потерпишь недельку-другую без Барби? Ведь, можно же пока поиграть чем – то другим? – спросила мама с надеждой.

- Нет! Мне была нужна именно она, сейчас! Раз ты этого не понимаешь, то ты - плохая мама! Я не пойду домой с такой неудачницей, как ты! – крикнула Ира и выбежала из магазина.

Она бежала непрерывно где – то минут 15, но потом устала и присела на землю. И вдруг Ира услышала незнакомый голос:

- Девочка, ты чего сидишь? Помочь тебе встать?

Голос был детский, Ира подняла глаза и увидела перед собой девочку своего возраста. У этой девочки было печальное выражение лица, в глазах не было блеска, также она была плохо одета, но что – то было в ней такое, что Ира решила с ней поговорить и поделиться своим «горем».

- Меня зовут Ира, а тебя как?

- Меня Настя. А что ты делаешь здесь одна?

- Нуу, моя мама – неудачница, мы с ней пошли в магазин – покупать мне Барби – русалку, ну знаешь такую, которая умеет петь, и еще у нее хвост очень красиво светится? У тебя такая наверняка есть.

- Нет. У меня вообще игрушек нет. Ну ладно, а дальше? Почему твоя мама неудачница??

- Потому, что она мне ее не купила! Продавец сказала, что такие куклы закончились, типа их уже раскупили! Представляешь? Вот я и сбежала, я уже не маленькая, могу и одна прожить!

- Ты что?! Как ты можешь такое говорить?! Во – первых – твоя мама не виновата, она не могла знать заранее – будет там эта кукла или нет, маму нужно ценить, она тебе жизнь подарила, она заботится о тебе, любит тебя, а ты с ней так! А во – вторых – как ты одна проживешь, если ты даже не знаешь, как с людьми обращаться по – нормальному! – У Насти выступили слезы на глазах, и она добавила – вот у меня мама умерла, я ее больше не вижу и живу с мачехой, но я до сих пор люблю свою маму и очень ценю все, что она для меня делала, когда была жива. А ты? Надо найти  твою маму, она наверно с ума по тебе сходит!

Ира тоже заплакала. Ей стало так стыдно! У Насти мама умерла, она больше не может быть рядом с ней. А у Иры мама жива, она ее правда любит! Ира встала и сказала:

- А я ее найду! И извинюсь! Только… Я одна не справлюсь, но ты, конечно же, не захочешь мне помочь. Я ведь такая эгоистка, кому я нужна…

- Нет, почему же… Я готова тебе помочь! Я рада, что ты осознала свою ошибку!

И Ира первый раз в жизни сказала «спасибо»:

- Спасибо тебе, Настя.

Девочки побежали. Они добежали до детской площадки и решили все обдумать.

- Ира, а как твою маму зовут?

- Кондратьева Милана Васильевна, вроде. А что?

Но Настя не успела ответить, потому что вдруг на Иру налетела какая –то женщина.

- Ира, Ирочка, вот ты где! Ну, зачем ты убежала? Нельзя же так! Мы бы могли пойти в другой магазин, если тебе так была нужна эта Барби?

- Мамочка! – Ира повисла у мамы на шее – я поняла, я была неправа! Я осознала свою ошибку! Прости меня! Я люблю тебя!

- Ладно. Главное, что ты меня нашла. Все хорошо.

- А я бы, наверно, тебя бы сама и не нашла! Это все Настя! – Ира посмотрела в сторону Насти.

- Ты кто, девочка? – спросила Ирина мама.

И Настя все рассказала. И про то, как они с Ирой встретились, и про все остальное.

С тех пор Ира с Настей стали самыми лучшими подругами. Ира больше нечего не требует, и даже подарила Насте свои самые красивые игрушки.

Комментарий:

Хорошая история. Капризная девочка меняется после встречи с несчастной девочкой. И ее собственное горе (некупленная игрушка) становится полной ерундой по сравнению с настоящим горем девочки. Я бы только еще подумала над ролью Насти. Мне кажется, она говорит не как девочка, а как учитель. Есть хороший способ: попробовать самой представить себя Настей, увидеть перед собой капризную девочку и поговорить с ней экспромтом, без подготовленного текста. Какие слова придут в голову? Наверное, что-то живое, разговорное и самое важное. Вот фраза: «Она наверняка с ума по тебе сходит» очень живая и настоящая.

А еще Настя могла бы сделать вид, что согласилась с обиженной Ирой, и сказать: «Хорошо, пойдем, я покажу твое новое жилье». Или: «Хорошо, если тебе не нравится твоя мама, пойдем тогда к моей маме». И отвести Иру в такое место, где ей станет по-настоящему жутко. Потому что если девочка дожила до 11 лет такой махровой эгоисткой, вряд ли ее можно перевоспитать одной только отповедью. Она должна прочувствовать настоящую трагедию, чтобы перемениться. И лучше, если она это прочувствует без слов. Просто увидит могилу Настиной мамы.

Очень понравилось, что Ира даже не уверена в том, как зовут маму. Хорошая деталь, говорящая.

Маленький совет по стилистике: союза также в художественном тексте лучше избегать. Он казенный. И часто просто не нужен. (У этой девочки было печальное выражение лица, в глазах не было блеска, также она была плохо одета).

Реплики Иры очень живые. И весь диалог с мамой в развязке очень естественный, автор молодец.

Занятие 4. Пять чувств читателя.

Создавая пространство текста, мы пользуемся художественными деталями.

Художественная деталь - значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, дает информацию об интерьере, обстановке.

«Каштанка» - оценка пространства текста дается героем, а у него могут быть свои оценки…

У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань... У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками.

Детали наполняют пространство текста, дают нам возможность услышать звуки, почуять запахи, которые создадут атмосферу, сделают мир произведения живым, настоящим. Читатель может видеть не только буквы. Можно задействовать все его пять чувств: зрение, обоняние, осязание, чутье и слух.

Вопрос: кем становится автор? (был актер, был психолог). Теперь он звукооператор, декоратор, художник… В какой-то степени он демиург, то есть создатель мира. Герой идет по песку, щурится на солнце, дышит морским воздухом. Читатель ловит эти сигналы и включает нужные рецепторы в воображении.

Классический пример из рассказа Чехова «Волк»:

После чаю Нилов потянулся и встал… Ему захотелось выйти наружу. Походив немного около закромов, он отворил маленькую дверцу и вышел. На дворе давно уже кончились сумерки и наступил настоящий вечер. От реки веяло тихим, непробудным сном.

На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки. Два колеса мельницы, наполовину спрятавшись в тени широкой ивы, глядели сердито, уныло…

Нилов вздохнул всей грудью и взглянул на реку… Ничто не двигалось. Вода и берега спали, даже рыба не плескалась…

Чем наполнить пространство, в котором действуют герои? Оно должен быть живым, звучать, пахнуть, должны быть узнаваемые детали, которые отсылают нас, читателей, в нужную автору атмосферу.

(вопрос в «Что? Где? Когда?» про самый летний запах, который распыляли в магазинах при распродаже летних товаров осенью)

По реке плывет речной трамвайчик (паром):

Широкая река на ярком солнце сверкала перед носом трамвайчика, и вдали рассыпчатый блеск сливался в сплошное ослепительное полыхание. Двигатель трамвайчика глухо клокотал где-то в недрах рулевой рубки. Окна рубки смотрели на все четыре стороны. Возле низкого левого берега Игорь увидел растопыренную, как железный паук, землечерпалку.

Впервые заходим в какое-то помещение:

В корпусе было светло и пусто. Пахло свежей олифой и досками. Сверху доносился невнятный шум радиоприемника. По скрипучей лестнице Игорь поднялся на второй этаж.

Описание лагерного пищеблока:

Над кровлей кухни торчали две черные железные трубы. Из форточки, подвывая, вентилятор выбрасывал струю горячего котлетного запаха. У задней двери громоздились ящики из-под овощей и мятые баки с объедками. Широкий главный вход поверху был гостеприимно украшен выцветшим транспарантом «Приятного аппетита!».

Описание утреннего Петербурга:

Что ж мой Онегин? Полусонный,

В постелю с бала едет он;

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым.

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке, не раз

Уж отворял свой васисдас.

Задание 1.

Передать звуки и запахи:

Зимнего вечера в деревне

Рассвета в городе

Тишины в классе во время контрольной

Перемена

Метро в час пик

Что доносится утром из кухни

Постарайтесь не называть место и время действия, слушатели (читатели) сами догадаются, куда приглашает их автор.

Задание 2.

Описание совершенно нового для читателя пространства (выдуманный мир, другая планета, волшебный замок, Атлантида, лаборатория сумасшедшего ученого, замок вампира, логово дракона, что угодно…)

Герой впервые оказывается в этом месте. Что он видит, слышит, чувствует? Придумайте свои детали для этого пространства, новые, неожиданные, ни на что не похожие, может быть.

Задание 3.

Составить короткий диалог, из которого будет понятно, кто, где и когда беседует.

Говорящая деталь.

Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии).

Например, рассказ Чехова «Хамелеон». Там есть именно такая деталь, о которой часто говорится, каждый раз, когда у главного героя меняется точка зрения.

Вопрос: кто помнит, что это за деталь? И в чем удобство такой детали?

Примеры из других рассказов.

«Смерть чиновника»

«Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

Домашнее задание:

Придумайте историю, в которой есть незначительная, на первый взгляд, деталь. Какую роль в истории она может сыграть?

Детали на выбор:

Пирожок с вишней

Потерянный пенал

Дырявый носок

Елочная игрушка

Бутылочка йогурта

Грибной ножик

Перышко попугая

Лужа на дороге

Пример работы с комментарием:

Вася шел по шумной и тесной, заполненной людьми улице. Кто-то пихался, кто-то громко гоготал, кто-то спорил, кто-то наступал всем на новые кроссовки, кто-то смачно ел шаурму, разбрызгивая вокруг липкий соус, вдалеке кто-то зычно рекламировал очередное крайне выгодное предложение. Совсем рядом, казалось, в самое Васино ухо кто-то чихал, кашлял и громко и ворчливо ругал молодежь, правительство и подорожавшую крупу. Сквозь всю эту толчею озабоченно и резко носился городской воздух – запах пыли, толпы, фастфуда, разномастная смесь каких-то невообразимых духов и выхлопных газов, сквозь которую неслышно пробирался незаметный аромат цветущей сирени. Вася тоже с удовольствием бы взмыл в воздух и полетел над этой суматошной толпой, но конопатые третьеклассники-хорошисты с острыми коленками и чутка лопоухими ушами, увы, не летают, поэтому Вася пытался не остановиться, не упасть, не заблудиться и не потерять, не порвать и не испачкать свой школьный рюкзак. Надо сказать, что этот рюкзак отличался от всех других школьных рюкзаков своими размерами, и, будучи больше всех сумок, чемоданов и портфелей всевозможных фасонов раза в два и в полтора раза больше самого Васи, во многом влиял на успешность прохождения маршрута «Школа-остановка-дом». Так, вооруженный рюкзаком, словно тараном, и решительным настроем, Вася с боем прорывался к автобусной остановке. И вдруг…

Он увидел Её.

Нет, сначала мальчик даже и не думал обращать внимание на такую мелкую и повседневную вещь. Скорее всего, Вася бы вспомнил про Неё только придя домой, и, жалуясь себе самому на городскую суматоху, немного поворчал бы, что-де, слякоть в городе развели, но сейчас, ведомый центробежной силой рюкзака, мальчик не вписался в резкий поворот и повернулся на 270 градусов. Краем глаза Вася зацепил Её и остановился как вкопанный.

Лужа была огромная. Лужа была спокойнее, чем сто удавов. Лужа была слишком спокойная и невозмутимая для суматошного города. Вася нисколечки не удивился бы, если бы после минутного затишья лужа бы заголосила «Пааакупайте чебуреки! Свэжие, сочные, самы в рот просятся, ай, налетай!» или бы завела длинный визгливый монолог про некультурных школьников, которые вместо того, чтобы книжки читать, по лужам топчутся.

Но лужа была молчалива и спокойна. В ее непонятной, загадочной невозмутимости Вася-студент художественной кафедры выдающегося университета наверняка бы увидел некий молчаливый бунт, незаметное, но неизменно грядущее свержение привычных идеалов и догм, а может, и начало нового, более совершенного мира, но Вася-третьеклассник подумал только: «Вау. Какая прикольная лужа» и замер, рассматривая гладкую зеркальную поверхность. В луже не было видно суетящихся и сетующих на грязь и сырость посреди дороги людей. Было видно лишь лазурное небо с тоненькими перьями облаков и рыжеватого третьеклассника, склонившегося над водой. В луже весь остальной мир, все лишние звуки, запахи, ощущения и эмоции растворились, исчезли за краем яркого неба. Завороженно Вася смотрел на лужу. Она нарушила, поменяла привычное устройство Васиной рутины, отметив этот день спокойным наблюдением.

Бодро и напористо зазвонил телефон. Мальчик привычно потянулся за ним в темные недра своего рюкзака. Этот будничный звук вернул в лазурную паузу все неизменные составляющие Васиного пути из школы до дома. И все вокруг сразу же стали наступать, ворчать, кричать, чихать и кашлять, торопиться, бормотать, пачкать и продавать. Третьеклассник влез в толстые лямки своего рюкзака. Жизнь шла, вернее, бежала, мчалась и неслась своим чередом.

Вася обернулся. Над лужей веяло легкой прохладой с нежными нотками сирени.

Комментарий:

Очень здорово написано! Какое живое пространство текста! Браво, Маша. Мне как читателю чуть все ноги не оттоптали!

И неожиданный ракурс, с которого читатель смотрит на обыкновенную лужу, очень убедителен. Автор умеет убеждать. Если бы рассказ был фантастическим, представляю, какие возможности открыла бы эта лужа перед героем… Может, он в самом деле полетел бы.

Очень приятно, что, выбирая героем произведения лопоухого третьеклассника, автор ненавязчиво дает понять читателю, что сам он гораздо выше по уровню. И читатель тянется вверх за умным автором и старается придумать свой оригинальный ракурс, с которого он посмотрел бы на лужу. Отличный результат.

Только один момент показался мне спорным. Лужа противостоит толпе, крикам и суете. И если бы она вдруг завопила про чебуреки, я бы на месте Васи удивилась. Реплика с переданным акцентом и интонацией очень хорошая, но я бы, наверное, ею пожертвовала, чтобы не принижать лужу.

Занятие 5. Язык автора – главный герой, или Точное слово.

Наше заключительное занятие называется «Язык автора – главный герой».

Вопрос: что это значит? Почему авторский язык так важен?

Почему автор должен отличаться своим языком, своим стилем? Мы читаем отрывок из произведения, не зная, кто его написал, и угадываем автора по первым фразам, первым словам. Это счастье для писателя. Чтобы этого добиться, надо много работать и много читать. Тренировать свой слух на стилях и языке других авторов.

Попробуйте определить автора по нескольким фразам.

Узнать автора по стилю:

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть.

 

   В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!

    Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И, наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

    А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.

    И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку.

    А моей сестрёнке Леле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

На плотине, залитой лунным светом, не было ни кусочка тени; на середине ее блестело звездой горлышко от разбитой бутылки. Два колеса мельницы, наполовину спрятавшись в тени широкой ивы, глядели сердито, уныло...

Верный признак того, что у автора есть свой стиль, это если на него пишут пародийные стилизации.

Пародия (авторская стилизация) из Парнаса дыбом:

И. А. Крылов (угадать)

У старой женщины, бездетной и убогой,

Жил козлик серенькой, и сей четвероногой

В большом фаворе у старушки был.

Спал на пуху, ел сытно, пил допьяна,

Вставал за полдень, а ложился рано:

  Ну, словом, жил

  и не тужил.

Чего же более? Но вот беда -

Мы жизнью недовольны никогда:

Под сению дерев на вольной воле

Запала мысль козлу прогулку совершить,

И, не раздумывая доле,

В соседний лес козел спешит.

Он только в лес - а волк из лесу шасть!

В глазах огонь, раскрыл грозящу пасть -

И от всего козла осталося немножко:

Лишь шерсти клок, рога да ножки.

     --Сей басни смысл  не  трудно  угадать:  Не  бегай  в  лес,  коль  дома

благодать.

Авторы прекрасно понимают, что слово – их материал, их инструмент, их стихия. Наверное, кому-то уже известна фраза Маяковского:

Поэзия — та же добыча радия.

В грамм добыча, в годы труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

Поэтам нужна особенная точность, их строго ограничивают в словах технические рамки – рифма и ритм. Чем отличается поэт от рифмоплета? Рифмоплет нашел рифму и вставляет ее в стих, даже если она не очень подходит по смыслу. А поэт не плетется послушно за рифмой. Наоборот, рифмы за ним бегут. Поэт точно знает, что он хотел сказать и  как. И рифмы его не собьют с толку. Они ему служат, а не он им.

Поэт, если захочет, найдет выход из любого словесного тупика, сделает невозможное. Как зарифмовать слова орех и олень, они же не рифмуются! Очень просто: орешек – олешек.

Еще советы от классиков:

Если из прозы убрать эпитеты, она станет честной. (Е. Эткинд)

Краткость – сестра таланта.

Аркадий, не говори красиво!

Давайте потренируемся подбирать наиболее подходящие, точные слова, именно такие, какие нужны для верного описания ситуации или состояния героя.

Задание первое.

Придумать сравнения (потом сравнить с авторскими вариантами):

Игорь Корзухин ощущал себя стесненно, как (школьник на экскурсии).

Мир взрослых был скучный и понятный, (как автобусная остановка, общественная и заплеванная).

Сосновый бор плавился, (словно в меду).

Темнота кругом такая, что хоть глаза выколи: глядишь-глядишь и ничего не видишь, словно (тебя в жестянку с ваксой посадили).

Неуместный, как дикобраз на собачьей выставке

Еще одна польза от точного слова – это краткость. Все, наверное, знают знаменитые слова Чехова: «Краткость – сестра таланта».

Попробуем длинную мысль выразить кратко и ясно. Это будет афоризм. Может быть. Кто-нибудь сформулирует именно так, как это сделали классики, авторы афоризмов.

Афоризм – четкое, легко запоминающееся точное краткое выражение определенной законченности мысли.

Задание второе.

Составить афоризм:

Человек, который хорошо владеет профессиональными навыками, прекрасно справляется со своей работой, а человек, который наоборот, рвется показать себя профессионалом в какой-то области и дает советы и мастер-классы.

(Тот, кто умеет – делает, кто не умеет — учит других). Б. Шоу

Признаки старения на лице могут появляться только из-за того, что человек испытывал всю жизнь положительные эмоции и соответственно на них реагировал.

(Морщины должны быть только следами прошлых улыбок). Марк Твен

Симпатичные черты лица, гладкая кожа, густые волосы и прочие подобные вещи даются человеку совсем ненадолго и скоро закончатся.

(Красота – подарок на несколько лет). Оскар Уайльд

Положительным качеством речи является четкая выраженность мысли и отсутствие грубости.

(Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой).

Чтобы жизнь была полноценной, счастливой и разнообразной, надо не стоять на месте, а двигаться.

(Жизнь требует движения). Аристотель

Задание «Смс-ка».

Вы едете в метро. На станции появляется связь. Вам нужно в нескольких словах успеть передать сообщение родителям, что вы получили пять по контрольной по математике, поэтому нельзя ли вам потусить с друзьями где-нибудь в центре, а домой вы вернетесь непоздно и успеете сделать все уроки, которых совсем мало.

Вы едете в метро. На станции появляется связь. Вам нужно в нескольких словах успеть передать сообщение другу, что родители вас не отпускают потусить, потому что вы получили два за диктант и вам надо дополнительно заниматься сегодня с репетитором, поэтому встреча в назначенном месте не состоится.

Вы едете в метро. На станции появляется связь. Вам нужно в нескольких словах успеть поменять свой статус в контакте, потому что вы отправляетесь в путешествие на Канарские острова, будете купаться в океане, смотреть на дельфинов и подниметесь на самую высокую гору Канар – вулкан Тейде. Вы хотите, чтобы все об этом узнали и порадовались за вас.

Вы едете в метро. На станции появляется связь. Вам нужно в нескольких словах успеть передать сообщение однокласснику, который сдает зачет по литературе и спрашивает краткое содержание басни «Стрекоза и Муравей».

Все смс-ки постарайтесь уложить в пять-семь слов, включая предлоги.

Задание «Рассказ на одну строчку».

(Пример: «Продаются детски ботиночки, неношеные», Хэмингуэй)

Домашнее задание

Написать авторскую стилизацию (пародию) на выбранного вами автора. Стихи или проза – по желанию.

Объем – не более 1 страницы

------------

Пример работы с комментарием:

ПЕСНЬ ПЕРВАЯ.

ЯЙЦО, РАЗРУШЕНИЕ.

    Бабка и дед, воспойте же Рябу, великую куру,

    Куру, которая любовью своею ведома,

    Снесла вам чудесный подарок - яйцо золотое,

    Чтобы могли утолить вы свой голод великий,

 5  Поджарив яичницу цвета златистого меда.

    Взяв сей подарок судьбы и Рябушки, яйцо золотое,

    (Блестело на солнце оно несказанно),

    Под властью желания узнать, что внутри сего чуда,

    Сподвигнут был дед на яйца разбиванье

10 О грубый шершавый коричневый стол деревянный.

     Взял он яйцо то рукой дерзновенной,

     И о стол ударил с размаху творение Рябы,

     Но яйцо не разбилось, что весьма было странно.

     Когда же жена его, баба, продолжить решила его начинанье,

15  Ни трещинки на яйце золотом она не застала.

     Супруги, разгневавшись на яйца дивного прочность,

      Обратно на стол златое дитя Рябушки положили,

      И песня сия бы на этом момент уже завершилась бы,

      Но в скромном жилище старика и старушки,

             20  Жила одна мышь, отличавшаяся дурным нравом.

      Пока бабка с дедкой, трудами дневными утомившись,

      Вдали от яйца отдыхали спокойно,

      А курица Ряба была занята трудом своим благородным - яичек несеньем,

      Мышь взобралася на стол и хвостом своим длинным

 25  Столкнула яйцо со стола прямо на пол.

      Блеснуло яйцо золотым огоньком на прощание,

      И, оказавшись внутри обычным куриным яичком,

      Разбилось яйцо, стряхнув неправдивую всю позолоту.

      И вскрикнули горестно дедка и бабка.

30   На все воля Зевса.

Комментарий:

Маша, и опять браво! Наконец-то я узнала пародию! Гомер, вне всяких сомнений. Только гекзаметр, мне показалось, где-то немного хромает. Например, в строчке «Куру, которая любовью своею ведома» лишний слог, мне кажется. Как вариант: «Куру, что птичьей любовью своею ведома»… Ну, или другой любовью (дивной, честной, смелой…). А так всё чудесно! Лексика, подбор эпитетов, всякие украшательства и восхваления, без которых нельзя было обойтись, смиренная концовка - всё на своём месте. Авторская стилизация удалась!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...

Методическая разработка. Художественно-творческое развитие учащихся в рамках дополнительного образования "Разговор о портретах"

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, мн...

Методическая разработка воспитательно-патриотического мероприятия в рамках Федерального проекта "Страна Героев" для организаций физкультурно-спортивной направленности, образовательных организаций, учреждений культуры и дополнительного образования.

Методическая разработка  рекомендована как одна из форм проведения воспитательно-патриотических мероприятий при осуществлении образовательно-просветительской деятельности, направленной на распрос...

Методическая разработка в рамках дополнительного образования для школьников старших классов. Театральный кружок «Литературный театр» (на примере театральной постановки «Сцены прощения в произведениях Л.Н. Толстого)

Для современного школьника проблема чтения стоит наиболее остро: ученик не видит актуальности и взаимосвязи произведения с реальностью, значит, не может до конца прочувствовать героя, понять особеннос...

Методическая разработка для учителей технологии и педагогов дополнительного образования Тема: «Методика подготовки обучающихся к практической части Всероссийской олимпиады школьников по технологии»

Методическая разработка составлена для учителей технологии и педагогов дополнительного образования, которые занимаются подготовкой участников Всероссийской олимпиады школьников по технологии, направле...