открытый урок 4 класса "Золотая рыбка"
план-конспект урока по литературе

открытый урок 4 класса "Золотая рыбка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl.rybka_.zolotaya.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс                                           Тема:

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цели урока:

  1. Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; 
  2. Выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; 
  3. Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; 
  4. Работать над техникой чтения; 
  5. Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас; 
  6. Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Ход урока

I.   Организационный момент  

Психологический настрой.

- Ребята, возьмитесь за руки и давайте настроимся на продуктивную работу, пожелаем друг другу успеха. Пусть тепло ваших рук передаётся от одного к другому и маленькое тепло ваше вернётся к вам, с большей энергией и силой твоих друзей. Я тоже желаю вам успехов.

-Сказки можно разделить на две группы.

 Сказка: Народная   литературная

( сочиняет народ)       (художественное произведение, созданное автором)

Золотая рыбка, золотая рыбка

Там, где волны бьются, там, где плеск весла.

Как поймать мне рыбку, как поймать мне рыбку,

Чтобы моя рыбка счастье принесла?

- Как вы думаете о каком сказке идет речь? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- А кто написал эту сказку? ( А.С. Пушкин)

- Александр Сергеевич Пушкин кто он такой? (великий русский поэт)

-А теперь слушаете  меня внимательно, скажу вам очень интересную историю нашего великого русского  поэта.

 - А. С. Пушкин - великий русский поэт. Родился в Москве. Он рос вместе со старшей сестрой Ольгой и братом Лёвушкой. Саша был кудрявым мальчиком со смуглым личиком, с очень живыми глазами. Пушкины жили весело и открыто. Все увлекались литературой, поэзией. Отец Пушкина, Сергей Львович, был знаком со многими русскими писателями и сам пробовал сочинять стихи, В доме была большая библиотека, и маленький Саша, научившись читать, нередко целые ночи проводил за книгами.

 К 11 годам мальчик удивлял взрослых своими знаниями. Тогда же он начал писать стихи и даже сочинил комедию, которая привела в восторг сестру Ольгу - любимого друга и собеседника. Особую любовь питал Александр Сергеевич к своей няне, Арине Родионовне. Она знала множество песен, сказок, прибауток и была замечательной рассказчицей. Её певучий поэтический язык волновал сердце мальчика.

 « Ты детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила…»,

 - писал поэт о сказках няни, распахнувших перед ним неведомый волшебный мир, полный чудес и загадок. Рассказы бабушки, нянины сказки - всё это запало в душу и память поэта, стало источником его творчества.

 В сказках Пушкина отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, вера в добро и справедливость.

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся  с поэтом Александр Сергеевич  Пушкином.    ЦЕЛЬ: Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

-- Вы дома читали сказку. Я вас попросил чтобы вы прочитали про этой сказку. Я верю,  что вы прочитали и на этом уроке. Выявить, насколько вы знаете   героев этой сказки.  

- Открываем книги на странице ????  

- Сюжет этой сказки основан на русской народной сказке «Жадная старуха».

- В этом отрывке вам встретились незнакомые слова – это устаревшие слова, которые говорили в 19 веке.

 Словарная работа (слайд) (Уругларга номчуттурар)

1) Землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

2) Невод – сеть рыболовная.

3) Корыто – предмет хозяйственного обихода для стирки белья, корма скота, сделанный из широкого бревна. 

4) Светёлка - светлая комната.

III. Работа по теме урока

- Вы дома читали сказку. Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, ответите на вопросы:

- Вспомним желания старухи. (1. Корыто; 2. Изба; 3. Столбовая  дворянка)

- Что было дальше? (4. Царицей; 5. Владычицей морской)

- Чем закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта)

- Почему старик не отказывался ходить к морю? Не загадал желание для себя?

(Он был покорный, привык подчиняться старухе, не выносил ссор и ругательств)

- Какое море было вначале?  (Синее) (Слайд)

-  2 раз как изменилось море? Почему?  (Разыгралось) (Слайд)

-в 3-й раз  как изменилось море? (Помутилось) (Слайд)

- как изменилось море? (Не спокойно синее море) (Слайд)

- Что было дальше? (Почернело, чёрная буря) (Слайд)

- Почему менялось состояние моря?  (У рыбки менялось отношение к новой просьбе старухи все больше и больше, она огорчалась)
Физкультминутка

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Приседаем столько раз

Сколько рыбок здесь у нас.

Сколько чаек у нас

 Столько мы подпрыгнем раз.

Игра «Ловись рыбка»  

- Давайте выясним, какой же характер у каждого героя.

- У вас на партах лежат бумажные рыбки со словами, выражающими черты характера людей. Вам необходимо выбрать, те которые подходят только вашему герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

1 ряд – бабка, 2 ряд – старик, 3 - ряд рыбка.        
Характер старика: мягкий, добрый, безответный, безвольный
Характер старухи: властная, злобная, жадная, грубая,  неблагодарная.

Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая

составим конкретный образ каждого героя на доске.( Под портретом героя  выставляются слова).

- Сделаем вывод. Образ бабки - ….., образ старика - …, образ рыбки- …
- Кто из героев вам больше нравится? Почему? 

- А вот ещё одно выражение.

«Сказка ложь, да в ней намёк,

  Добрым молодцам урок!»

-Какой намёк имел ввиду Пушкин?  (Что сказка учит добру, справедливости)

- Сказка закончилась справедливо?

- За что наказана старуха?  (За жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)

-Ещё Пётр I говорил: «Радуйся малому, тогда придёт и большое»  Тувинская народная пословице

 (Бичии дээш окпелеве,  улуг дээш оорбе

- А теперь ребята закрыли глаза… и  помечтаем о чем ни будь хорошему(включаю музыку «Шум моря») 

- Мы закинули невод и…о чудо!

Нам попалась стайка золотых рыбок. Загадаем желания?

Плывите же, рыбки, плывите.

Желание осуществите.

- Откройте глазки

- Чтобы задуманные мечты сбылась, пожалуйста верьте!

IV. Итог урока

- С какой сказкой мы познакомились?  (Сказка о рыбаке и рыбке)

-Почему это произведение А. С. Пушкин назвал сказкой?  (Есть волшебный герой – золотая рыбка)

- Какая это сказка?  (Авторская, волшебная)

- Как вы понимаете остаться у разбитого корыта?  (Остаться ни с чем)

- А теперь оцените свою работу на уроке: если у вас не было сложностей, положите на маленьком корыте золотую рыбку, если все таки были трудности – красную. Если урок показался вам очень трудным и весь урок молчали – белую.

        V. Выставление оценок.

- Посмотрим, какая корыта у нас получился.

-  Многие оценили свою работу золотым рыбкам и это замечательно! Значит, они уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться за более трудные задания.

VI. Домашнее задание

1.-Сегодня у вас творческое задание на дом. Вам надо придумать и записать счастливый конец к сказке

2.- Выразительное чтение прочитанного отрывка, нарисовать свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

 (Читаю слова под музыкальное сопровождение «Шум моря»)

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать...

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

- Благодарю всех за активное участие на уроке. Присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Разработка урока "Красивые рыбки"

Подробный конскпект урока по ИЗО для начальной школы...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Открытое занятие "Золотая рыбка"

Занятие в старшей группе детского сада...