Рабочая программа " Литература", углублённый уровень 10класс.
рабочая программа по литературе (10 класс)

Скрипникова Татьяна Владимировна

Тематическое планирование уроков по литературе для 10 класса (УМК под редакцией В.Я.Коровиной)рассчитано на 175 часов(5ч в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literature_10klass_profil.docx58.62 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного материала по литературе

Личностные результаты.

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты.

Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;  
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
  • связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.  

      МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МАОУСОШ№24 рассчитана: 175 часов в год (5 часов в неделю) в 10 классе гумнитарного профиля с углублённым уровнем изучения предмета.

Содержание тем учебного курса

Введение 2 ч.

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений.

        Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Языковая реформа Карамзина. Полемика «Беседы любителей русского слова» и «Арзамаса».

        Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский.         Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.

        Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения.

        Ведущие журналы («Современник», «Отечественные записки»). Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский.

        Литература первой половины XIX века.

Творчество Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова.

Гавриил Романович Державин — величайший лик XVIII — начала XIX века. Жизнь и творческий путь (обзор).

        Стихотворения: «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Соловей», «Бог». Жанр оды в творчестве Державина, его разнообразие и преображение.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Василий Андреевич Жуковский — первый поэт-романтик XIX века. Жизнь и творческий путь поэта (обзор).

        Стихотворения: «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море».

Баллады: «Светлана», «Эолова арфа» и др. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс) и их своеобразие.

        Теория литературы. Баллада (закрепление понятия). Элегия, песня как жанры лирики (развитие понятий).

        Константин Николаевич Батюшков — младший современник Жуковского. Жизнь и творческий путь поэта (обзор). Романтизм Батюшкова и его отличие от романтизма Жуковского.

Стихотворения: «Радость», «Вакханка», «Мои пенаты», «К другу», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции».

Творчество А.С.Пушкина. 18ч

        Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.

        Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

        Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Я пережил свои желанья...», «Если жизнь тебя обманет...», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственную смену поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина.

        «Борис Годунов». Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Углубление реализма в драматургии («Маленькие трагедии»), в прозе («Повести Белкина»).

        Ф. М. Достоевский. Речь о Пушкине.

Повторение романа «Евгений Онегин».

Творчество М.Ю.Лермонтова. 15ч.

        Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.

        Стихотворения и поэмы: «Я не унижусь пред тобою...», «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Мой демон», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Есть речи значенье...», «Благодарность», «Завещание». Поэма «Демон»,

        Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.

        Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

«Маскарад» как романтическая драма. Психологизм. Арбенин — «демон», спущенный на землю. Гибель «гордого ума».

Повторение романа «Герой нашего времени».

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Творчество Н.В.Гоголя. 10ч.

        Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

        Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое   («Повесть   о  том,   как поссорился  Иван

Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба») Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

        «Петербургские повести». «Невский проспект», «Портрет». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Повторение поэмы «Мертвые души».

        В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя».

Теория литературы. Художественная условность. Образ-символ (развитие понятий).

Творчество Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого. 17 ч.

        Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Единство мира, обеспеченное единством противоположностей (внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, сна и бодрствования, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentiит!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа сфинкс...», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим...», «Полдень», «Цицерон», «Осенний вечер», «Тени сизые смесились...», «День и ночь», «Слезы людские...», «Последняя любовь».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

        Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Утонченно-чувственный психологизм любовной лирики. Отказ от социальной лирики. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

        Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Облаком волнистым...», «Сосны», «Еще одно забывчивое слово...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Импрессионизм в поэзии (начальные представления).

        Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

Взгляд на русскую историю в произведениях писате-1я. Влияние фольклора и романтической традиции.

        Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», «Двух станов не боец, а только гость случайный...».

        Творчество И.А.Гончарова. 9ч.

        Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество (обзор).

        Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения и романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева, «„Обломов", роман И. А. Гончарова» А. В. Дружинина). И. А. Гончаров как литературный критик («Мильон терзаний»).

        Теория литературы. Обобщение в литературе, типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Творчество Н.А.Островского. 9 ч.

        Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Ранние произведения («Свои люди — сочтемся»). Драматургия славянофильского периода. Разрыв с журналом «Москвитянин».

        Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

        Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического  в  пьесе.   Драматургическое  мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова, «После „Грозы" Островского» А. А. Григорьева) и на сцене. Малый театр как «Дом Островского».

        Комедия «Лес». Широкая картина социальных процессов, происходивших в пореформенной России. Дворянская усадьба, ее обитатели. Разрушение и созидание   семьи.   Деклассирование  дворянства.   Проблема высокого» героя. От мелодрамы к жизненной высоте. Поражение в «комедианстве» и нравственная победа в жизни. Конфликт, композиция и система образов. Символика комедии.

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Творчество И.С.Тургенева. 9ч.

        Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (обзор).

«Записки охотника» как этап в развитии русской прозы и веха в творчестве Тургенева, Романы Тургенева— художественная летопись жизни русского общества, их злободневность и поэтичность.

        «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, ис кусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Произведения Тургенева последних лет («Таинственные повести», «Песнь торжествующей любви», «После смерти»), цикл стихотворений в прозе «Порог», «Сон», «Как хороши, как свежи были розы...» и др.) (обзор). Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. Писарева, «„Отцы и дети" И. С. Тургенева» Н. Страхова).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Герой-идеолог. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Творчество Н.А.Некрасова. 10ч.

        Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Религиозные мотивы и их социальная огласовка. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

        Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Современная ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...», «Праздник жизни молодости годы...», «Забытая деревня», «Под жестокой рукой человека...», «Сеятелям».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Стиль как выражение художественной мысли писателя.

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. 5ч.

        Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Творчество Л.Н.Толстого. 16ч.

        Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии. Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя.

        «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля: гармония философского, исторического и психологического мотивов, сочетание эпической манеры с летописным стилем, сатирой и глубоким лиризмом. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

        Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Чередование картин войны и мира. 1870-е годы — период кризиса в творчестве П. Н. Толстого. Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Повести последних лет и образ жизненного пути. Обличение социально-нравственных основ современной жизни. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятие о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Творчество Ф.М.Достоевского. 13ч.

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество (обзор).

Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

        «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике.

        Речь Достоевского о Пушкине. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Полифонизм литературного произведения.

Творчество Н.С.Лескова. 5ч.

        Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество (обзор).

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

        Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа («Человек на часах», «Запечатленный ангел», «Левша»).

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

Теория литературы. Формы повествования. Проблема «сказа». Понятие о стилизации.

Творчество А.П.Чехова. 14ч.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество (обзор).

        Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

        Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова («Скучная история» и др.). Художественный объективизм Чехова («Враги», «Именины», «Гусев» и др.). Темы настоящей правды, социального и философского безумия («Дуэль», «Палата № 6»), конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

        «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль форсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

        Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Подтекст (начальные представления).

Из литературы народов России. 2ч.

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова и поэзии Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы. 7ч.

        Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

        «Ожерелье». Новелла об обыкновенных честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

        Генрик Ибсен. Слово о писателе.

«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и прав женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

        Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закоснелым. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Тематическое планирование

уроков по литературе для 10А класса (углублённый уровень)

Учебник, автор, издательство, год: Литература: учебник в 2-ух частях для 10 класса общеобразовательных организаций. Углубл.уровень / под редакцией В.И.Коровина. -2-е изд. — М.: Просвещение, 2020.

Рассчитано на 175 часов (5 часов в неделю-35н.)

Контрольных работ — 7

Сочинений —9 (домашнее —3 , классное - 6)

Наизусть – 11

ВПМ «Созвучье слов живых…» (комплексный анализ текста)-43ч

№ п/п

Название раздела программы, тема, тема урока

Кол-во часов на раздел, тему

1

Введение. Общая характеристика русской литературы  ΧIΧ века.

1

2

Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой литературы.

1

3

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков.

1

4-5

Основные черты классицизма, сентиментализма, романтизма и их влияние на литературу 19 века

2

Русская литература  первой половины  ΧIΧ века  

А.С.Пушкин(15ч+1к/р+2чр.р.)

6

А.С. Пушкин.  Основные этапы творчества.

Детство, Лицей, Петербург.

1

7-8

 ВПМ №1-2 «Созвучье слов живых»

Пушкин в годы южной и михайловской ссылок.(комплексный анализ стихотворений, чтение наизусть)

2

9-10

 Историческая трагедия «Борис Годунов»

2

11-12

ВПМ №3-4 «Созвучье слов живых»

После ссылки, или середина жизни (1826-1830)

 Болдинская осень (комплексный анализ стихотворений, чтение наизусть)

2

13

ВПМ №5 «Созвучье слов живых»

Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти

(комплексный анализ стихотворений, чтение наизусть)

1

14-15

Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А.С.Пушкина  « Маленькие трагедии»

2

16

После Болдинской осени. Последние годы.

1

17-18

ВПМ №6-7 «Созвучье слов живых»

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история.

2

19-20

Социально-философские проблемы поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

    2

21

Контрольная работа №1 по творчеству А.С.Пушкина.

1

22-23

Россия в 1826-первой половине 1850-х годов: исторические события, общественная мысль, литература

1

24-25

Р.Р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина  и анализ фрагмента текста в форме ЕГЭ

2

М.Ю.Лермонтов(13ч+2р.р)

26

М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути

1

27-28

ВПМ №8-9 «Созвучье слов живых»

Темы и мотивы ранней лирики поэта. 

2

29-30

«Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом

2

31-32

ВПМ №10-11 «Созвучье слов живых»

Эволюция поэтического языка М.Ю.Лермонтова. Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова (комплексный анализ стихотворений, чтение наизусть)

2

33

ВПМ №12 «Созвучье слов живых»

Философские мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова(1837-1841)

1

34-35

ВПМ №13-14 «Созвучье слов живых»

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова(комплексный анализ стихотворений, чтение наизусть)

2

36

Поэмы М.Ю.Лермонтова (обзор)

1

37-38

Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

2

39-40

ВПМ №15-16 «Созвучье слов живых»

Адресаты любовной лирики Лермонтова (проектно-исследовательская работа)

2

Н.В.Гоголь(9ч+1к/р)

41-42

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

2

43

«Петербургские повести» (1835-1842)

1

44-45

«Невский проспект». Образ Петербурга.

Обучение анализу эпизода

2

46

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

1

47

Н.В. Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

1

48

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя

1

49-50

Маленький человек в русской литературе (проектно-исследовательская работа)

2

Литература второй половины 19 века

51-52

Россия во второй половине 19века: исторические события, общественная мысль, русская литература второй половины 19 века в контексте мировой культуры

2

53

Н.Г.Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды.

1

54-55

Н.Г.Чернышевский роман «Что делать?».

Структура и система образов романа (комплексный анализ текста)

2

56-57

 ВПМ №17-18 «Созвучье слов живых»

Ф.И.Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта (комплексный анализ стихотворений)

2

58

ВПМ №19 «Созвучье слов живых»

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева (чтение наизусть)

1

59-60

ВПМ №20-21 «Созвучье слов живых»

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»(комплексный анализ стихотворений, чтение наизусть)

2

61

А.А.Фет: жизнь, творчество, судьба

1

62-63

ВПМ №22-23 «Созвучье слов живых»

Любовная лирика, импрессионизм поэзии А.А.Фета (чтение наизусть)

2

64-65

   ВПМ №24-25 «Созвучье слов живых»

Философские тенденции в лирике Фета. Сходство и различие философской лирики Тютчева и Фета. (проектно-исследовательская работа)

2

66-67

ВПМ №26-27 «Созвучье слов живых»

  А.К.Толстой. Своеобразие художественного мира поэзии .Романсы на стихи А.К.Толстого

2

68

Реализм как художественный метод и литературное направление

1

69-70

Реализм в Европе и Америке. Г.де Мопассан «Ожерелье».Г.Ибсен «Кукольный домик»

2

И.А.Гончаров (6ч+1к/р+2р/рсоч)

71

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии.  

1

72-73

Особенности композиции романа «Обломов». Его социальная и нравственная проблематика, «Сон Обломова».

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти.

2

74-75

«Обломов» как роман о любви.

Обломов и Штольц: смысл сопоставления (комплексный анализ текста)

2

76

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в оценке русской критики.

1

77

Контрольная работа №3 по творчеству И.А.Гончарова и Ф.И.Тютчева

1

А.Н.Островский (8ч+1к/р)

78

А.Н.Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество

1

79-80

Проектно- исследовательская работа(сочинение) по творчеству И.А.Гончарова

2

81-82

Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

2

 83

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

1

84-85

Любовь в пьесах А.Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница»

2

86

Протест Катерины против «темного царства». Сила или слабость Катерины. Нравственная проблематика пьесы.

1

87

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Островского.

1

Н.А.Некрасов(9ч+1к/соч)

88

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет   лирических переживаний поэта. Образ разночинца-народолюбца в лирике Н.А. Некрасова

1

89-90

Контрольная работа №4 по творчеству А.Н. Островского и А.А.Фета в форме ЕГЭ

2

91

ВПМ №28 «Созвучье слов живых»

  Тема любви в лирике Н.А. Некрасова (чтение наизусть)

1

92-93

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».

2

94-95

ВПМ №29-30 «Созвучье слов живых» Гражданская лирика  в творчестве Н.А.Некрасова. Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» (чтение наизусть)

2

96-97

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Образы народных заступников.

2

98

ВПМ №31 «Созвучье слов живых»

 Особенности языка поэмы. Фольклорное начало в поэме. (чтение наизусть)

1

99-100

Контрольное сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

2

И.С.Тургенев(8ч+1к/р)

101

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

102

И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

103

Базаров-герой своего времени. Духовный конфликт героя

1

104-105

ВПМ №32-33 «Созвучье слов живых»

«Тургенев-поэт»- Проектно- исследовательская работа(рефераты, презентации)

2

106

Любовь в романе «Отцы и дети».

1

107

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Смысл эпилога: мир без героя.

1

108

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

1

109-110

Контрольная работа№5 по творчеству И.С.Тургенева И Н.А.Некрасова в форме ЕГЭ

2

Л.Н.Толстой(15ч+1к/с)

111

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.

1

112

Народ и война в «Севастопольских рассказах»

1

113

Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

1

114-115

«Война и мир» как «Война и семья». Семья Ростовых и семья Болконских.  Семья Курагиных и Друбецких. Защита проектов

2

116-117

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

2

118

Женские образы в романе «Война и мир». Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.

1

119-120

ВПМ №34-35 «Созвучье слов живых» Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа.

2

121

«Мысль народная в эпопее» Тушин и Тимохин, Тихон Щербатый, Платон Каратаев.

1

122

Картины войны 1812года. Кутузов и Наполеон.

1

123

ВПМ №36 «Созвучье слов живых» Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека (чтение наизусть)

1

124-125

Нравственно-философское  осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества( урок-семинар)

2

126-127

Р.Р. Контрольное сочинение по роману Л.Н.Толстого « Война и мир»

2

Ф.М.Достоевский(12ч+1к/с)

128

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

1

129-130

 Проектно-исследовательская работа. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

Заочная экскурсия «Петербург «Преступления и наказания». Презентация

2

131-132

История создания романа «Преступление и наказание».  «Униженные и оскорбленные» в романе.

2

133

Теория Раскольникова и жизнь.

1

134-135

Урок-суд «Кто он, Родион Раскольников?» (имитационная игра)

Двойники Раскольникова

2

136

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

1

137

Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Полифонизм.

1

138

Р.Р. Контрольное сочинение по роману Ф.М.Достоевского

1

139-140

Проблемы и герои романа Ф.М.Достоевского «Идиот»

2

М.Е.Салтыков-Щедрин(5ч)

141

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок писателя-сатирика

1

142-143

Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа.

Основной конфликт: власть и народ,образы градоначальников и глуповские «людишки»

2

144-145

 ВПМ №37-38 «Созвучье слов живых» История в «Истории одного города»: реальное и фантастическое.

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. Прием гротеска, гиперболы

2

Н.С.Лесков(5ч)

146-147

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник»  

Жизнь Ивана Флягина и его духовный мир.

2

148

 Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

1

149-150

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе Островского и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Сравнительная характеристика. Защита проектов

2

151

Россия в 1880-1890-е годы: исторические события, общественная мысль, литература

1

152

ВПМ №39 «Созвучье слов живых» Из литературы народов России (обзор)

Лирика Коста Хетагурова

1

А.П.Чехов(13ч+1к/р)

153

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов.

1

154-155

 ВПМ №40-41 «Созвучье слов живых» Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дама с собачкой», «Черный монах» и др.

2

156

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

1

157

Особенности драматургии А.П. Чехова.

1

158

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Тема разрушения дворянских гнезд.

1

159-160

Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия. Психологизация ремарки ( урок-семинар)

2

161-162

Тема «футлярности» в творчестве А.П.Чехова

2

163

ВПМ №43 «Созвучье слов живых» «Пейзаж настроения» в творчестве А.П.Чехова. Комплексный анализ эпизода.

1

164-165

Анализ пьесы А.П.Чехова «Чайка». Театрализованное представление.

2

166-167

Контрольная работа №6 по творчеству А.П.Чехова

2

168

Нравственные уроки русской литературы 19 века

1

169-170

 Итоговое контрольное сочинение

2

171-172

   Контрольная работа№7 по теме «Литература II половины 19 века»

(Промежуточная аттестация)

2

173

Урок-путешествие «В мире литературы 19 века»

(список литературы на лето)

1

174-175

   Защита итоговых проектов «Нравственные уроки русской литературы ΧIΧ века»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 10класс

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего обра...

Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова...

Рабочая программа по геометрии в 10классе

Рабочая   учебная программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на ...

Рабочая программа элективного курса для 10класса "Секреты словообразования"

Данная  программа содержит практический материал, который может быть расширен по своему усмотрению, а так же использоваться в качестве дистанционного курса....

Рабочая программа по ОБЖ за 10класс 2016 год

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программрй под редакцией В.Н. Латчука...

Рабочая программа "Литература" (базовый уровень) 11 класс.

Название курса Литература Класс 11 М Количество часов 102 Составитель Перепелова Л.А. Реализуемый УМК Под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С...

Рабочая программа "Литература" (профильный уровень) 11 класс.

Рабочая программа для 11 классов (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учр...