Формирование читательской грамотности в основной школе
статья по литературе (9 класс)
В статье рассматривается приоритетная цель образования современного школьника. Отмечается, что особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности в основной школе.
Современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и анализировать.
Одной из важнейших образовательных задач по ФГОС является формирование у обучающихся осознанного, грамотного и полноценного навыка чтения.
Работа с текстом – это прежде всего метапредметный результат.
Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктив ное и по аналогии) и делать выводы;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
– смысловое чтение.
Работа с текстом проводится на всех школьных предметах, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому текст является основной учебно-методической единицей обучения и работа с текстом на уроках является главной. Это эффективная форма развития творческого потенциала обучающихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навыков орфографической зоркости. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:
коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Наиболее результативными являются такие формы и методы организации работы с текстом, как комплексная работа с текстом, сочинение-рассуждение, изложение, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, анализ текста и многое другое.
Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности, у выпускников основной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Работа над выразительным чтением предполагает формирование не только беглого чтения, но и соблюдения интонации, пауз, коммуникативной задачи. Для того чтобы обучающиеся смогли выполнить это задание хорошо, необходимо, чтобы у них на слуху было правильное выразительное говорение. Поэтому, работая над выразительностью чтения, предлагаю слушать речь дикторов, артистов,читать вслух отрывки из газетных и журнальных статей.
Также в 9 классе часто даю задание составить текст по определенным параметрам (например, текст публицистического стиля на экологическую тематику, состоящий из 5–6 предложений, одно из которых сложносочиненное, одно – сложноподчиненное, одно - осложненное причастным оборотом). Или предлагаю сконструировать предложение, используя принцип постепенного наращивания трудностей:
- придумайте простое предложение (на заданную тематику), распространите его однородными членами, причастным (деепричастным) оборотом, введите в предложение
вводное слово;
- на основе сконструированного предложения составьте сложноподчиненное, в полученном предложении найдите основы, составьте схему, определите вид придаточного предложения. Подобные упражнения помогают детям лучше разобраться в строении предложения и избежать грамматических и речевых ошибок.
Таким образом, для успешной работы над грамотным, выразительным чтением необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности, систематически организовывать работу обучающихся с текстом не только на уроках русского языка и литературы, а добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ, развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если систематически и целенаправленно использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то можно успешно сформировать читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения станет неоспоримой.
Литература.
1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых
людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2012. No 6.
2. Сауракова А.А. Чтение как вид речевой деятельности.
3. Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7 – 9 классы. Волгоград: Учитель, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-611834-1491591737.jpg)
Формирование читательской грамотности учащихся основной школы
Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности на основе исследования PISA. Эта международная программа диагностирует результат...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/07/picture-611834-1491591737.jpg)
Формирование читательской грамотности учащихся основной школы
Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ - это образованные и успешные люди, о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-683430-1447484738.jpg)
«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»
Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/25/picture-1045050-1529917302.jpg)
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/25/picture-1045050-1529917302.jpg)
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/26/picture-1157775-1566813387.png)
Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраи...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1504724-1704885512.jpg)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Возможности литературного краеведения в формировании читательской грамотности обучающихся основной школы»
Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Лит...