Методическая разработка "Система уроков по роману "Отцы и дети""
методическая разработка по литературе (10 класс)

Поляничко Олег Викторович

В материале предлагается методика системного, последовательного освоения десятиклассниками романа И. С. Тургенева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ottsy_i_deti_sistema_urokov.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Система уроков по изучению романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе. (9 часов + 2 часа на творческую работу).

  1. Урок №1

        Тема: «Отцы и дети» ещё живой роман» (Луначарский).

            Цели и задачи урока: обменяться первыми впечатлениями после прочтения романа; познакомиться  с историей создания романа (прототипы, творческий замысел).

        Ход урока.

        I. Организационный момент.

        II. Первоначальное восприятие произведения.

             1. Сочинение-миниатюра «Моё отношение к Базарову».

             2. Беседа с элементами дискуссии:

                а) каков, с вашей точки зрения, основной конфликт романа?

                б) кто из героев вызывает сочувствие и почему?

                в) кто из них может быть назван героем своего времени?

                г) чем Базаров отличается от других персонажей?

                д) как к нему относится автор?

        III. История создания романа.

  1. Творческий замысел, прототипы.

                     Достаточный материал представлен в учебнике Ю. В. Лебедева. Его можно дополнить следующим: в романе присутствуют две прямо противоположные тенденции – антидемократическая и антидворянская. Тургенев был художником весьма объективным и в большинстве своих романов стремился по возможности критически относиться к противоборствующим силам: «Настоящие столкновения – те, в которых обе стороны до известной степени правы». Таким образом, Тургенев, как большой художник, преодолевал свои симпатии и антипатии как в изображении отцов, так и в изображении детей и старался нарисовать в основном верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века.

              2. Смысл названия романа.

                  Начало работы – август 1860 г.

                Окончание – 30 июля 1861 г.  Это годы исторического перелома, период подготовки и проведения крестьянской реформы. Общество разделилось на 2 лагеря: разночинцы-демократы и дворяне (революционеры и либералы). В романе речь идёт не только о семейных взаимоотношениях (у Базарова нет вражды с отцом, а Аркадий недалеко ушёл от Николая Петровича). Понятия «старшее поколение» и «младшее поколение» имели определённый политический смысл: «дети» - это сторонники новых, передовых идей.

        IV. Подведение итогов урока.

        V. Домашнее задание: индивидуальные сообщения: «Аркадий Кирсанов», «Николай Петрович Кирсанов», «Павел Петрович Кирсанов», «Евгений Базаров. (Как его восприняли в доме Кирсановых?)».

  1. Урок №2

        

        Тема: Поколение «отцов» в изображении Тургенева.

         Цели и задачи урока: выяснить, как изображает Тургенев старшее поколение, отношение братьев Кирсановых к молодёжи.

              Ход урока.

        I. Орг. момент.

        II. Проверка домашнего задания.

            Сообщения: а) Н. П. Кирсанов;

                              б) П. П. Кирсанов;

                             в) Аркадий Кирсанов;

                             г) Евгений Базаров.

        III. Отношение братьев Кирсановых к молодому поколению.

              1. Факты (примеры из текста – зачитывать!)

              2. Причины такого отношения (собственные выводы учащихся на основе текстовых фактов).

               Вопросы: - что вы принимаете и что отвергаете в характерах, мыслях

                              и поступках персонажей, их взаимоотношениях?

                            - властно ли прошлое над человеком?

        IV. Заключение.

              Тургенев говорил, что в своём романе он изобразил не обыкновенных дворян, а лучших представителей аристократии, то есть «сливки общества», и сам же задавался вопросом: «Если сливки плохи, то что же молоко?..» Можно предложить учащимся вопрос: действительно ли плохи «сливки»?

        V. Домашнее задание: подобрать материал об отношениях П. П. Кирсановым и Базаровым. Сущность их идейных расхождений (по каким направлениям?); выписать наиболее значимые высказывания оппонентов.  Индивидуальное сообщение «Третья дуэль в русской литературе» (Герои, причины, исход. Сопоставительный анализ.)

  1. Урок №3

                  Тема: Спор о принципах. Демократизм и аристократизм.

        Цели и задачи урока: выяснить суть идейных расхождений между «отцами» и «детьми»; рассмотреть, как Тургенев выявил сильные и слабые стороны демократизма и аристократизма.

                  Ход урока.

        I. Орг. момент.

        II. Проверка домашнего задания.

            1. Что является предметом спора Павла Петровича и Базарова?

                 а) аристократизм;

                 б) искусство;

                 в) наука;

                 г) общественный строй;

                 д) русский народ;

                 е) пути переустройства мира;

                 ж) природа.

        III. Беседа по вопросам.

  1. Кто, по вашему мнению, одерживает верх в споре? (Павел Петрович потерял самообладание, Базаров остался спокоен.)
  2. Ваш взгляд на утверждения оппонентов: с чем вы можете согласиться, а с чем – нет?
  3. В чём видит слабость и аристократизма, и демократизма автор?

( П. П. считает себя защитником всего русского, а на самом деле подражает англичанам. Он заявляет. Что есть много хорошего в современном русском обществе, а когда потребовалось привести примеры, не смог назвать ни одного. В начале спора П. П. восхвалял чувство аристократического достоинства, умение уважать себя и других, а в решающий момент не сумел сдержаться, раскричался и оскорбил своего противника.

        Базаров же не имеет положительной программы и не знает, что будет построено на развалинах старого мира. Нельзя только разрушать.)

        IV. Дуэль Павла Петровича и Базарова.

              1. Сообщение «Третья дуэль в русской литературе».

              2. Выразительное чтение эпизода преддуэльного объяснения, его комментирование.

                Испытание Базарова «смешным положением» в эпизоде объяснения и дуэли. Что добавляет эта сцена к нашему представлению о герое?

        V. Подведение итогов урока.

        VI. Домашнее задание: подобрать материал об отношениях Базарова и Аркадия. Индивидуальное сообщение «Кривые зеркала» в романе.(Ситников, Кукшина)».

  1. Урок №4

Тема: Дружба в жизни Базарова.

         Цели и задачи урока: рассмотреть отношения Базарова и Аркадия; выяснить, можно ли назвать Аркадия другом Базарова; обобщить проблему образов – «кривых зеркал» как выразительного художественного приёма.

         Ход урока.

        I. Орг. момент.

        II. Новый материал (с использованием подготовленного домашнего задания).

            1. Образы «прогрессистов» (прослушивание сообщений).

                                Кукшина.

                а) косвенная характеристика:

                   - домик «на московский манер»

                   - «криво прибитая визитная карточка»

                   - «какая-то не то служанка, не то компаньонка»

                 б) детальное описание комнаты (зачитать!)

                   (Тургенев использует гоголевский приём раскрытия образа через обстановку.)

                 в) портрет (зачитать!):

                   - несоответствия (молодая – растрёпанная, платье шёлковое – не совсем опрятное)

                   - снижающие образ детали («круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздёрнутый носик», «побуревшие от табаку пальцы»)

                 г) поведение (зачитать!)

                 д) её диалог с Базаровым демонстрирует ограниченность и ничтожность героини.

                                         Ситников.

                 а) манеры (выскакивает из дрожек, бросается к Базарову с криком, семенит вокруг Базарова; забегает то  справа, то слева; визгливо смеётся, подобострастно ухмыляется)

                 б) портрет (зачитать!)

                 в) поведение.

          ВЫВОД: проблема образов – «кривых зеркал» в русской литературе не нова. Автор произведения их использует для того, чтобы точнее и ярче отразить образ главного героя.

         

           2. Отношения Базарова и Аркадия.

               Вопросы: - раскройте динамику взаимоотношений Базарова и

                              Аркадия;

                            - можно ли назвать Аркадия другом и единомышленником

                               Базарова? Почему нельзя?

                (Влияние Базарова на Аркадия исчезает, как только Аркадий вернулся в свою среду. «Погодите, мы вас переделаем»,- говорит Катя. Аркадия и переделывать не надо, он – «ручной», «птенец», «нежная душа».

        III. В качестве заключения можно предложить следующий вопрос: почему Тургенев показывает Базарова одиноким не только в стане «отцов», но и среди молодого поколения?

        IV. Домашнее задание: перечитать главы «Базаров у Одинцовой». Сравнить его поведение в двух дворянских домах.

  1. Урок №5

Тема: «Явление Одинцовой» (Проблема любви в романе.)

        Цели и задачи урока: выяснить, как Базаров раскрывается в любви; какое значение имеет любовь в жизни других героев романа.

             Ход урока.

        I. Орг. момент.

        II. Новый материал (на основе подготовленного домашнего задания).

             1. Явление Одинцовой. (Дать предысторию, портретную и авторскую характеристику Одинцовой.)

             2. Динамика отношений Базарова и Одинцовой:

                 а) первая реакция Базарова на появление Одинцовой (на балу у губернатора)

                 б) с приезда в поместье Одинцовой начинается смятенность Базарова («какой я смирненький стал»; через 15 дней «стала появляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя». Базаров заводит речь о человеческой способности любить. В этот момент сердце его «так и рвалось». Какая перемена! Взволнованные раздумья об умении «отдаваться вполне чему бы то ни было». Сначала – усилием воли Базаров сдерживает себя, потом – в страстном порыве признаётся в любви.)

                 в) (?) в чём состоят психологические различия между Базаровым и Одинцовой?

Он захвачен чувством целиком: «Страсть в нём билась, сильная и тяжёлая,- страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей». После признания всю ночь «не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней». Одинцова же, под влиянием «уходящей жизни, желания новизны…заставила себя дойти до известной черты»… и спокойно отступила. Может быть, испугалась?

Базаров мучительно ощущает потерю, пытается вызвать Одинцову на новый разговор, заставляет себя назвать любовь «чувством напускным». Но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни. Одинцова вновь уходит в свой уютный мирок, а позже вступает в выгодный брак.

В итоге: переживания героев разнородны, жизненные установки полярны, произошедшее имеет разное значение для их судеб.

       г) (??) – чем привлекательна Одинцова?

  • почему Базаров циничен при встрече с ней?
  • чего испугалась Одинцова в сцене любовного объяснения?
  • почему Одинцова не приняла любовь Базарова?
  • действительно ли «спокойствие лучше всего на свете»?
  • укрупняется или умаляется фигура Базарова на фоне Одинцовой, в истории взаимоотношений с нею?
  • нигилистом или романтиком выходит Базаров из этой «дуэли»?

     3. Дать оценку другим любовным ситуациям в романе:

         а) Николай Петрович и Фенечка,

         б) Аркадий и Катя,

         в) Павел Петрович и княгиня Р. (Возможные варианты решения загадки: 1) княгиня Р. поставила крест на их отношениях, этим хотела показать, что никогда не любила Павла Петровича; 2) крест символизирует начало новой жизни, и этим княгиня Р. намекнула на то, что Павел Петрович должен забыть её и начать новую жизнь, постараться найти любовь после её смерти.)

          Тема любви объединяет Павла Петровича и Базарова.

        III. Общий вывод: универсалии культуры, истории, традиций, нравственности ценятся Тургеневым выше, чем и консерватизм либералов, и революционный нигилизм демократов… А может, любовь вообще стоит НАД всем?

        IV. Домашнее задание: подобрать материал об отношениях Базарова с родителями.

  1. Урок №6

          Тема: Базаров и его родители.

           Цели и задачи урока: рассмотреть взаимоотношения Базарова с родителями; выяснить, почему между сыном и родителями нет духовной близости.

        Ход урока.

        I. Орг. момент.

        II. Новый материал (с опорой на домашнее задание).

            1. Рассказать об отце Базарова.

                Василий Иванович Базаров старался «не отставать от века», «быть мыслящим человеком». Ему не хочется ударить в грязь лицом перед «передовыми людьми». Утверждает, что человек должен жить своим трудом, сам всю жизнь трудился; но жизнь стремительно движется вперёд, и между ним и его сыном возникает непроходимая пропасть. Он это сознаёт и склоняет голову перед молодёжью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли».

           2. Рассказать о матери Базарова:

               а) внешность,

               б) характер,

               в) реакция на приезд сына.

           3. Беседа по вопросам:

  • как относится Базаров к родителям и почему именно так?
  • как автор относится к старикам Базаровым?
  • почему между отцом и сыном нет и не может быть духовной близости?

III. В качестве заключения можно предложить небольшую письменную

работу: неизбежен ли конфликт между отцами и детьми? Последующее обсуждение и станет итогом урока.

          IV. Домашнее задание: (?) Для чего понадобилось Тургеневу второе странствие Базарова?

  1. Урок №7

           Тема: Второе странствие героя.

        Цели и задачи урока: определить, как на этот раз складываются отношения Базарова с окружающими; проанализировав  второе путешествие, выяснить, для чего нужна Тургеневу такая симметричная композиция.

           Ход урока.

        I. Орг. момент.

        II. Проверка домашнего задания.

             Ответ на вопрос: для чего автор провёл своего героя вторично по тому же пути? Что он этим хотел показать?

        III. Новый материал. «Базаров против…Базарова».

  • Базаров – единственный в романе, кто не смиряется со сложностью жизни, пытается радикально упростить человеческое существование. Нигилизм в его сознании противостоит романтизму, искусственно усложняющему простые по своей природе взаимоотношения между людьми.
  • В первой части произведения Базаров предстаёт героем, нашедшим спасительный рецепт противостояния сложности жизни. Приблизительно к середине романа действенность его рецепта сводится почти на нет. Базаров отрицает сложность жизни. Сложность жизни отрицает отрицание Базарова. Виновник поражения Базарова – сам Базаров:

а) значительная брешь – «сложная» любовь к Одинцовой. Базаров понимает, что не может совладать со сложностью собственного чувства. «Расклеилась машина». Но горькое открытие в том и заключается, что поступками людей нельзя управлять, как работой машины. «Сложность» и «жизнь» невозможно механически разъять. Базарова начинает подводить его упрощённое отношение ко всему на свете;

б) социальная жизнь крестьян во второй части романа закрыта для понимания Базарова (в гл.V со всеми находил общий язык; в гл. XXVII Базаров в глазах крестьян «шут гороховый»);

в) сложность человеческих взаимоотношений – «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзою». Но в сцене на сеновале – воспоминание об определённой осине (гл. XXI);

г) искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!», «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!», «сложный» Пушкин проигрывает «простому» Бюхнеру). Но в XXI главе наскоки Базарова  на Пушкина выглядят неуклюже и неубедительно. (Зачитать!) Как можно с полной уверенностью судить о том, чего не знаешь?!

      IV. Общий вывод: симметрия нужна Тургеневу, чтобы показать старое по-новому. Любовь изменила героя, он на себе почувствовал сложность жизни, её независимость от воли и желания человека; цель жизни остаётся для человека вечной загадкой.

                Что же, предпочесть жизнь растения и ни к чему не стремиться?

      V. Домашнее задание: ответить на вопросы: 1) каким открывается нам Базаров перед лицом смерти? 2) почему Тургенев закончил роман смертью героя?

  1. Урок №8

             Тема: Смерть Базарова. Отношение автора к своему герою.

         Цели и задачи урока: выяснить, как проявляет себя Базаров перед лицом смерти; почему Тургенев закончил роман смертью героя; как относится автор к своему герою.

         Ход урока.

        I. Орг. момент.

        II. Новый материал (с включением проверки домашнего задания).

            1. Беседа (по главам XXVII, XXVIII):

                а) Базаров остаётся один. Расскажите, как Базаров старается побороть своё тяжёлое настроение;

                б) как относится Базаров к своей болезни?

Опытный и понимающий врач, Базаров прекрасно знает, что нужно сделать в случае заражения, но не делает этого. Почему? Не сказалось ли в этом подчёркнуто небрежном отношении к своей жизни то душевное состояние, в котором находится Базаров?

        Сравнить: отношение к своему здоровью у Базарова и Павла Петровича. (Базаров находит силы шутить, смотрит смерти в глаза, его не покидает мужество. Павел Петрович теряет сознание, возится с собой, боится за своё здоровье.)

                в) расскажите о переживаниях родителей Базарова во время его болезни;

                г) прочитать выразительно описание кладбища и посещения родителями могилы Базарова. Какое настроение создаётся? (Глубокая, тихая грусть, раздумья о жизни и смерти, о вечной природе, о судьбе «грешного, бунтующего сердца». Покой и тишина. Концовка напоминает стихотворение в прозе.)

            2. Отношение автора к своему герою:

                а) почему автор закончил роман смертью героя?

  • преждевременность появления,
  • отсутствие союзников,
  • мучительное одиночество.

Тургенев: «Да, я действительно не знал, что с ним делать. Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог».

        б) отношение Тургенева к Базарову.

Тургенев: «…за исключением воззрений на художества, - я  разделяю почти все его убеждения…»

    Как и в других произведениях Тургенева, над человеком торжествуют неизъяснимые высшие силы, распоряжающиеся его жизнью и смертью. Тургенев недолюбливал людей, подобных Базарову. И всё же образ нигилиста у него получился не карикатурным, он не стремился к развенчанию своего героя. Добиваясь объективности в изображении облика «отцов» и «детей», он чувствовал к Базарову некоторую симпатию. Тургеневу импонируют в Базарове и его взгляды, и его критическое отношение к вещам, его ум и научное мышление, его стремление к практической деятельности, его честность и правдивость.

        Д. И. Писарев: «…Тургенев оправдал Базарова и оценил его по достоинству…Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принёс ему полную дань уважения».

        III. Подведение итогов урока.

        IV. Домашнее задание: конспект статьи Д. И. Писарева «Базаров».

  1. Урок №9

              Тема: Споры вокруг романа. Д. И. Писарев «Базаров».

          Цели и задачи урока: познакомиться с полемикой вокруг романа; особое внимание уделить статье Д. И. Писарева как     наиболее полному и объективному разбору произведения; отрабатывать умение работать с литературно-критической статьёй.

             Ход урока.

        I. Орг. момент.

        II. Новый материал.

            1. Слово учителя.

                 Тургенев надеялся, что роман послужит сплочению общественных сил России. Однако произведение вызвало  настоящую бурю полемики и способствовал размежеванию различных политических течений.

                а) М. А. Антонович (Ж. «Современник») «Асмодей нашего времени» (1862): «Вместо изображения отношений между «отцами» и «детьми» вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям»; да и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета…Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». Автор статьи увидел в Базарове «не живую личность, а карикатуру,…и притом карикатуру самую злостную»;

                б) М. Е. Салтыков-Щедрин: ценил в Базарове его «духовную силу», но считал, что Тургенев был не прав, заставив героя погибнуть жертвою случайности. Такие люди погибают иным образом. (возможная связь Базарова с революционным движением);

                в) друзья и единомышленники обвиняли Тургенева в заискивании перед «мальчишками», молодым поколением, в неоправданном возвеличивании Базарова и принижении «отцов»;

                г) Д. И. Писарев: нашёл в Базарове все лучшие и необходимые черты будущего революционера, которому нет пока простора для деятельности.

              2. Работа со статьёй Д. И. Писарева «Базаров». (Проверка домашнего задания.)

                Беседа по вопросам:

                а) что из себя представляет Базаров? (гл.2,3)

                б) в чём суть сравнения Базарова с Печориными и Рудиными? (гл.4)

                в) каково отношение Тургенева к Базарову? (гл. 5)

                г) каковы взаимоотношения Базарова с окружающими его людьми? (гл. 6)

                д) каковы отношения Базарова с родителями? (гл. 6)

                е) почему не состоялось счастье базарова с Одинцовой? (гл.8)

                ж) каково отношение Базарова к народу? (гл. 9)

                з) почему Тургенев заставил своего героя умереть? (гл. 10,11)

        III. Заключение: какой взгляд на героя романа вам ближе? Почему?

        IV. Домашнее задание: подготовка к зачёту (письменные ответы на вопросы). 1) Любовь победила Базарова или Базаров победил любовь? 2) Моё первое знакомство с Базаровым и окончательное мнение о нём. 3) Нужны ли Базаровы России?

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

       Тест (можно предложить его нескольким ученикам примерно после 3-4 урока).

        1. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

            а) ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым,

            б) противостояние между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым,

            в) борьба дворянского либерализма и революционного демократизма,

                 г) борьба между либеральными монархистами и народом.

        2. Споры героев романа велись вокруг разных вопросов. Найдите лишнее:

            а) об отношении к дворянскому культурному наследию,

            б) об искусстве, науке,

            в) о системе поведения человека, о нравственных принципах,

            г) о положении рабочего класса,

            д) об общественном долге, о воспитании.

        3. Кому из героев романа соответствуют приведённые характеристики:

            а) представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика; слабоволие, поверхностность демократических увлечений, барские замашки и лень,

            б) противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом,

            в) натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

        4. Кому из героев романа принадлежат слова: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от плохого воспитания…от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет»:

            а) Аркадию Кирсанову,

            б) Н. П. Кирсанову,

            в) Е. В. Базарову,

            г) П. П. Кирсанову.

        5. Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

            а) любовь к Одинцовой,

            б) разрыв с Аркадием,

            в) спор с П. П. Кирсановым,

            г) посещение родителей.

        ПРИЛОЖЕНИЕ 2

        Темы сочинений:

  • Отец и сын Кирсановы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  • «Значит, вы отрицаете всё?» (Базаров и П. П. Кирсанов в романе.)
  • Дружба и любовь в жизни Базарова.
  • Автор и его позиция в романе.
  • «Страстное, грешное, бунтующее сердце…»
  • Два Евгения в русской литературе: Базаров и Онегин.
  • В чём я вижу современность романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
  • «Я с вами не согласен, Евгений Базаров…»

«Громадное самолюбие - едва ли не самая резкая из тех черт, которые подмечают в Базарове окружающие. Самолюбие - основа многих побуждений Базарова» (М.Маркевич). «Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобой, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви» (Е.Страхов).

Б) Как мы можем объяснить это противоречие, исходя из тургеневской концепции человека? (Предварительное домашнее задание - ознакомиться со статьей И.С.Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»). К какому «человеческому типу» относится Базаров? Почему И.С.Тургенев считал, что человек, в котором соединяются оба начала (черты Гамлета и черты Дон Кихота), - это человек будущего?

 Прокомментируйте найденные вами в тексте романа афоризмы Базарова. Какие из них способствовали рождению у вас «нового взгляда» на личность Базарова? Почему?

5. Комментированное чтение (анализ «вслед за автором») - «путешествие» (15 верст) вместе с Аркадием, Николаем Петровичем и Базаровым от постоялого двора до барского имения Марьино. Учитель: Как проявляется лейтмотив весны в начале романа? (Основное ощущение - «канун» лета, реформ, другой жизни; весеннее неокрепшее состояние природы, человеческих отношений, «канун» окончательного самоопределения каждого из персонажей романа). Какова роль пейзажа на первых страницах романа? Как можно прокомментировать «диалоговое» (речевое) поведение Базарова? Какова роль описания-портрета Базарова? Какова роль контраста в начале романа? Почему в начале романа читатель «видит» деревню «глазами» Аркадия, а не Базарова? Почему в вышеозначенном эпизоде появляется образ «разоренного кладбища»? Когда этот образ появится в романе вновь?

УРОК 2 «Базаров и Одинцова - «испытание любовью».

1. Базаров о любви (предварительное домашнее задание - найти в тексте романа высказывания Базарова о любви).

Работа в группах. Группы показывают подготовленные инсценировки «ключевых» диалогов в развитии линии Базаров - Одинцова: «бал у губернатора», «визит Одинцовой в гостиницу», «объявление Базаровым о своем отъезде», «перед отъездом». Остальные группы получают алгоритм для анализа каждого из последовательно представленных эпизодов - «Представьте собственный «режиссерский план» данного диалога: 1. Прокомментируйте поведение персонажей, их внутреннее состояние, мотивы высказываний. 2. Мизансцены, музыка, костюмы, декорации - какими вы их видите?».

Основная задача - в ходе работы ответить на вопросы: Что привлекает Базарова в Одинцовой? Почему Одинцова приглашает к себе в дом малознакомых людей? Почему у Базарова возникает желание «удрать» из дома Одинцовой? Как меняется Базаров в Никольском?

Тургенев говорил, что Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как в Базарова, а Писарев утверждал, что у нее зародыш чувства и она только не дала ему развиться. Кто, по-вашему, прав и почему? Почему Одинцова не может пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную жизнь»? И.С.Тургенев пишет, что Одинцова, «дойдя до известной черты, заставила себя заглянуть за нее - и увидела за ней даже не бездну, а пустоту... или безобразие». Как вы понимаете эти слова Тургенева?

УРОК 3 Второй цикл «странствий Базарова» - особенности композиции романа И.С. Тургенева.

Цели урока:- формирование представления о композиционном своеобразии романа - формирование целостного представления о Базарове как центральном образе романа.

1. Как меняются персонажи романа? (На основе предварительного домашнего задания.) Ученики от лица Базарова, Николая Петровича Кирсанова, Павла Петровича Кирсанова, Аркадия Кирсанова рассказывают о том, какие перемены в себе, в своем характере, во взглядах они обнаруживают и осознают на момент «второго цикла» романа. Остальные учащиеся выполняют поисковую работу: «Найдите цитаты, подтверждающие или опровергающие рассказ героя о самом себе».

2. Взаимоинтервью. Работа в паре. Один из детей - Базаров, второй - Читатель, потом перемена «ролей». Вопрос Читателя к Базарову: «Почему ваши отношения с Кирсановыми пришли к разрыву?»

3. Вы — Тургенев. И.С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость, вялость или ограниченность». Вы - Иван Сергеевич Тургенев. Объясните, к кому из Кирсановых вы относите каждое из названных качеств?

4. Работа в группах. Представьте, что ваша команда - это съемочная группа, которой надо подготовить прямой эфир программы с приглашенным в студию гостем. Ваш гость - Евгений Базаров. Представьте концепцию будущей программы. Составьте план интервью: три вопроса с прогнозируемыми ответами и три, ответов на которые в тексте романа вы не нашли.

Домашнее задание: Можно ли Базарова отнести к «вечным образам» мировой литературы? Почему? (Разработать план сочинения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по коррекции слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки.

Методические рекомендации. Коррекциионная работа по развитию слухоречевого восприятия детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на уроках музыки....

10 класс. Урок-дискуссия.Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Методическая разработка урока.

Это заключительный урок-дискусия в системе уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". он предполагает :Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить, в чем своеобразие их оцен...

методическая разработка урока немецкого языка для 6 летних детей .

Практическое владение иностранным языком стало насущной потребностью широких слоев общества .Раннее обучение иностранного языка - это такое обучение , которое осуществляется на основе интуитивно- прак...

методическая разработка урока немецкого языка для 6 летних детей .

Практическое владение иностранным языком стало насущной потребностью широких слоев общества .Раннее обучение иностранного языка - это такое обучение , которое осуществляется на основе интуитивно- прак...

Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...