Духовно-нравственные ценности на уроках литературы
материал по литературе

Кошовец Светлана Валерьевна

Проблема духовно-нравственного воспитания должна быть ключевой на всех уроках, но, я считаю, что именно  на уроках литературы воспитать нравственные и духовные качества личности легче. Потому что, анализируя произведение, читатель невольно соотносит свою точку зрения с точкой зрения героев, анализируя поступки героя, делает выводы и о собственном поведении. Огромную роль в формировании духовности ученика играют не только сами уроки, но и внеурочная деятельность по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кошовец С.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 8

городского округа Г. Камышин.

Духовно-нравственное воспитание  на уроках литературы.

Проблема духовно-нравственного воспитания должна быть ключевой на всех уроках, но, я считаю, что именно  на уроках литературы воспитать нравственные и духовные качества личности легче. Потому что, анализируя произведение, читатель невольно соотносит свою точку зрения с точкой зрения героев, анализируя поступки героя, делает выводы и о собственном поведении. Огромную роль в формировании духовности ученика играют не только сами уроки, но и внеурочная деятельность по предмету.

Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе – одно из приоритетных направлений моей педагогической  деятельности.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это и значит  уберечь ребенка от многих и многих ошибок  на его жизненном пути.

 В своей деятельности я стараюсь использовать нестандартные формы уроков. Уроки-диалоги, уроки-размышления. Они хороши тем, что расширяют кругозор учеников, развивают их речь, логическое мышление, ассоциативную память, создают наиболее оптимальные условия для развития творческих и исследовательских возможностей подростков. Правильно выбранное произведение и тема разговора, грамотно составленные вопросы способствуют формированию морально-нравственного сознания учеников.

  • На таких уроках невозможно заранее предугадать, как пойдет мой разговор с ребятами. Поэтому при проведении подобных уроков необходимо  использовать технологию импровизации. Иногда импровизация, с ее неожиданностью и внезапностью, дает возможность получать действительно высокие результаты. Она обладает поразительной способностью втягивать в разговор всех присутствующих, даже казалось бы  безразличных. Так на уроке по раннему творчеству Горького, одной из главных задач стало воспитание в учащихся уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям  через анализ «Легенды о Данко». Каждый из ребят выказывал восхищение поступком Данко и возмущался безразличием людей. Многие пытались провести параллели с современной действительностью.

Уроки с элементами педагогической мастерской также помогают формировать  нравственные чувства : совесть, долг,  ответственность, гражданственность, патриотизм в зависимости от темы урока. На неделе русского языка и литературы в нашей школе я провела для ребят 5 классов мероприятие с элементами творческой мастерской «Тайны славянской азбуки»

Важной составляющей любой мастерской является т.н. индуктор, когда учитель обращается к внутреннему миру ученика, от правильного настроя зависит и результат. На уроке «Тайны славянской азбуки» эмоциональный настрой создала славянская музыка, ребята услышали игру на гуслях, многие были поражены красотой этой музыки. На её фоне подготовленные ученики читали отрывки из былин, а затем перед учениками был поставлен проблемный вопрос: «А умели ли читать русские богатыри?» Урок прошел в доброй атмосфере заинтересованности историей своих предков. Ребята и через несколько дней подходили и рассказывали о том, что они самостоятельно находили материалы о разных буквах и их истории, славянской азбуке и письменности.

Немаловажно использовать литературные произведения и их анализ на внеклассных мероприятиях и классных часах. Сейчас очень много говорят про инклюзивное образование и спорят о готовности принять рядом с собой человека непохожего на тебя. Литература дает нам богатую возможность научиться толерантному отношению. Знакомясь на классных часах, посвященных толерантному отношению с произведениями А. Лиханова и  Е. Мурашовой, ребята узнают много нового о жизни людей с ограниченными возможностями, проявляют неподдельный интерес и понимание к их судьбе.

Так классный час «О толерантности» начинаю стихотворением «Людей неинтересных в мире нет…»Е.Евтушенко. И каждый ученик понимает, что он важен в этом мире независимо от внешней красоты, легкости в общении и умственных способностей. А учитель направляет в обсуждении, что важен не только ты сам, но и тот, кто рядом. Можно продолжать разговор о толерантности.  

Очень популярен в современной педагогике метод проектов. Этот метод также  может способствовать формированию нравственной позиции ученика, в зависимости от темы исследования.  Изучение  на уроке литературы   творчества   любого писателя, как правило, начинается со знакомства с интересными фактами его биографии.    Я всегда замечала, что детям особенно интересно слушать истории  детства писателей. Что происходило с будущим писателем или поэтом, когда тот находился в возрасте равном возрасту моих учеников. С неподдельным интересом сравнивают пятиклашки свой распорядок дня с расписанием занятий в лицее Александра Сергеевича Пушкина. Жалеют маленького Ваню Крылова. И многие задают все больше и больше вопросов: а как жил в детстве Некрасов? Тургенев?

Не всегда  материал в учебнике позволяет  ученикам утолить их интерес. ( проблема)    Вот  мы с ребятами  и  решили обратиться к другим источникам.

«Детство великих писателей» - проект групповой, долгосрочный.

    Перед ребятами стояла задача: изучить биографии писателей в период детства,  т. е. до 16-17 лет.

Ребята договорились искать информацию в соответствии с планом.

1 Фамилия, происхождение фамилии, фамильные легенды.

2 Отношение к матери.

3 Роль природы в формировании ценностного ориентира.

4 Какую роль играет быт простого народа в формировании личности писателя.

5 Важные события, потрясения, пережитые в детстве.

Наблюдения над биографией писателей наводит учеников на мысли и предположения, касающиеся содержания произведений этих авторов. Таким образом, ученики сами добывают информацию, которую ранее учитель выдавал им  готовой. Но, главное, ученики и сами становятся наблюдательнее. Некоторые  пытаются сделать свои первые писательские шаги.

Заключение.

 Современный человек, в погоне за материальными благами   забывает о самом главном, о добре и милосердии, о кротости и  любви к ближнему. На уроках же литературы  и внеклассных мероприятиях обсуждаются вечные ценности.  В русской литературе мы находим немало примеров людей, похожих на современного человека. Русская же литература, которая составляет большую часть школьной программы, прославляет человека не просто доброго, но чуткого,  высоконравственного, искренне верящего в силу добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)

Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....

статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"

Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

В данной статье представлен опыт работы по  формированию  у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...

Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы

Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...