урок литературы в 7 классе по рассказу Е.Носова "Живое пламя"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Кошовец Светлана Валерьевна

урок литературы в 7 классе по рассказу Е. Носова  "Живое пламя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_rasskazu_e_nosova_zhivoe_plamya.docx222.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 7 классе  

Тема памяти в произведении Евгения Носова «Живое пламя».

Технологии: информационно-коммуникативные технологии, кейс-технология, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология, технология свободного воспитания.

Цели урока: показать умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний, отметить художественное своеобразие рассказа, способствовать нравственному и патриотическому воспитанию; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: 1) Компьютер. 2) Презентация, фильм. 3) Тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя».

Ход урока.

- Сегодня на уроке мы  познакомимся с рассказом уже известного нам писателя Евгения Носова. С каким произведением мы знакомы

- «Кукла»

Какие проблемы поднимал автор в произведении «Кукла»?

-Проблемы экологии, равнодушия, ответственности.

Прежде чем мы узнаем название произведения, которое сегодня будем анализировать, я предлагаю вам посмотреть на огонь…

Видео. «Огонь».

Скажите, ребята, с чем у вас ассоциируется огонь?

На доске составляется кластер.

Итак, огонь для нас это явление природы,  символ жизни ( Бунин «Лапти» свечечка в у иконы) , зло, если пожар, память,

-Хорошо.

-А теперь, давайте попробуем подобрать синоним к этому слову,( слово одной и той же части речи…)

-Пламя, огнь, пыл.

-Сегодня, ребята, мы познакомимся с рассказом Е.Носова «Живое пламя».

Почему же пламя живое?

Что бывает живым?

Что  же  хотел автор подчеркнуть, словом живое?

живой

 - деятельный, полный жизненной энергии 
Пример: Ж. темперамент. Ж. ребенок. Ж. ум. Живое участие в чем-н. Живо (нареч.) отозваться на чью-н. просьбу.
***
2. - подлинный, самый настоящий 
Пример: Изобразить живых людей. Ж. пример героизма.
***
3. - остро переживаемый 
Пример: Живая обида. Живое воспоминание.
***
4. - отвечающий реальным потребностям, жизненный 
Пример: Живое дело. Живое начинание.
***
5. - легкий и занимательный, выразительный 
Пример: Живое изложение. Живо (нареч.) описать что-н.
***
6. - такой, который живет, обладает жизнью 
Пример: Живое существо. Старик еще жив. Живые цветы (не искусственные). Живая природа. Живая изгородь (из растений). Жива память о прошлом (перен.). Не до жиру, быть бы живу (посл.).
***
7. - такой, который существует благодаря кому-чему-нибудь, черпает силу в ком-чем-нибудь 
Пример: Жив надеждой. Жива только детьми. Чем только он жив? (откуда берет силы жить?).

Сегодня мы познакомимся с произведением «Живое пламя»

Интересное название, не правда ли? Уже в самом названии слышится образность.

(Раздать ученикам)

Давайте же скорее познакомимся с самим произведением, чтобы выяснить, для чего автор так его назвал, с какой целью написал?

Чтение с остановками.

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала
    - Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам. 
    - Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков? 
    - Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.
    - Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется: 
    А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет. 
    - Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит. 

Какая жизнь у маков?

-недолгая

Какие строчки говорят нам об эом?

Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит. 
    Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Зачем рассказчик посеял маки? Несмотря на просьбу т. Оли?

- Ему маки нравились, хотя он не объясняет почему…

Что вы знаете о маках?

1 фотография в презентации. Красный мак – символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

2 фотография в презентации. В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей написал ставшее широко известным стихотворение "В полях Фландрии", начинавшееся такими строками:

Всюду маки свечами печали горят
На войной опалённых фландрийских полях,
Между мрачных крестов, что рядами стоят,
В тех местах, где недавно закопан наш прах. (перевод А. Яро)

3 фотография в презентации. Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

4 фотография в презентации. В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

5 фотография в презентации. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

Интересно, не правда ли …

Что же будет дальше в рассказе.

    - Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. А остальные все выполола. 

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень. 
    - Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал 

-Как вы думаете, какие чувства испытывала т Оля к своему постояльцу?

-Материнские, она сначала командовала им, а теперь мы видим явное проявление заботы.

Как вы думаете,  кто такой Алешка?

-Наверное, сын.

-Где же он?
    Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила: 
    - Не помешает? 
    - Что вы! 
    - Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье. 

 - А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили. Я пошел посмотреть на цветы.

-Как вы думаете, не пожалела ли т.Оля что не выполола маки?

-Она это сделала сначала из уважения к жильцу.

Итак. какие же они теперь маки?

 Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

(Чтобы унять душевную боль.)

 Почему тётя Оля не любила маки?

(Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

Почему рассказчик посеял маки?

 Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона. 

 Выразительно прочитайте описание клумбы.

Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?

Каким цветам автор уделяет особое внимание?

Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

(Сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе “цветочная аристократия” “кажется настоящим ковром”, если рядом – маки. Но без них “сразу на пышной клумбе стало пусто”.)

Какие художественные приёмы использует автор при описании маков?

(Эпитеты, сравнения, метафоры)

  Распустились они на другой день. 
    Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой. 
    - Ну, иди смотри, зацвели. 
    Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят! 
    Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия. 
    Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли.
И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. 

 Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.

Как показана недолгая красота маков?

Назовите глаголы, передающие действие маков.

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони. 
    - Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения. 
    - Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... 

-Как вы думаете, о чем вздохнула т.Оля? Про чью короткую жизнь вспомнила?


    Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом. 
    Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика... 

-Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?

(Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тёти Оли и до войны.)

- Изменилось ли отношение героев к макам? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.

-  Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

(Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки»

Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?

(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)

13. Нам удалось понять,  почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)

Так почему же пламя живое?

-Жива память о сыне, и она жжет сердце матери

-Жива память о войне

- Пламя маков напоминает вечный огонь

Учащийся читает наизусть стихотворение Екатерины Акимовой «Маки».

Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
И обжигают сердце всей стране,
Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.

Рефлексия.

-О чем заставил меня задуматься рассказ  «Живое пламя»?

Я просила вас, ребята, вспомнить своих родственников, которые воевали или даже просто жили в годы Вов. Вы записывали их фамилии, имена и отчества. Пришло время рассказать о них.

Я предлагаю составить плакат «Помним!»

Составить плакат из  маков, сделанных своими руками, на которых будут написаны имена дедушек и бабушек, воевавших в Вов. (Пока ребята подписывают имена, звучит песня «Маки» Ю.Антонова).

В конце урока можно провести минуту молчания.

Домашнее задание:выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

Что вы знаете о маках?

1 фотография в презентации. Красный мак – символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

2 фотография в презентации. В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей написал ставшее широко известным стихотворение "В полях Фландрии", начинавшееся такими строками:

Всюду маки свечами печали горят
На войной опалённых фландрийских полях,
Между мрачных крестов, что рядами стоят,
В тех местах, где недавно закопан наш прах. (перевод А. Яро)

3 фотография в презентации. Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

4 фотография в презентации. В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

5 фотография в презентации. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

       Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение средняя  школа № 8

городского округа – город Камышин

Конспект урока по литературе в 7 классе по теме:

«Тема памяти в произведении Евгения Носова «Живое пламя».

http://zvetnoe.ru/upload/catalog/2017/06/Ag082.jpg

Разработала учитель русского языка и литературы Кошовец С.В.

2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

Рассказ Е. И. Носова "Живое пламя".Урок литературы,7 класс

Урок литературы с использованием технологии РКМЧП...