Программа курса "Литературный клуб"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Еланцынская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей русского языка и литературы __________________ Протокол № _____ от «___» ______ 2019г | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _________/Климова Е.К./ от «___» ______ 2017г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказом директора ________/Жербакова И.А./ От «___» ______ 2019г.
|
Рабочая программа курса
«Литературный клуб» 5 класс
Составила: учитель русского языка
и литературы Харнутова Т.Б
2019-2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Читательский клуб» составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования, методического конструктора внеурочной деятельности школьников, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы – создание социокультурной среды для воспитания квалифицированного читателя с ценностным отношением к прекрасному, сформированным эстетическим вкусом, потребностью непрерывного духовно-нравственного развития.
Задачи:
- формировать у детей потребность в систематическом чтении через использование активных методов обучения, включая организацию классной библиотеки, развитие семейного чтения;
- развивать способность участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать досуговое чтение;
- объединить читателей, популяризировать отечественную и мировую зарубежную литературу;
- развивать навыки художественного (выразительного) чтения;
- знакомить участников клуба с творчеством томских писателей.
Центральным направлением реализации данной программы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования является духовно-нравственное развитие личности. Преобладающим видом внеурочной деятельности в рамках реализации программы является проблемно-ценностное общение.
Основная форма организации внеурочной деятельности в рамках данной программы – клуб, то есть форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Клуб является добровольным формированием, объединяющим педагогов и обучающихся, проявляющих интерес к чтению художественной литературы.
Приоритетные формы проведения занятий клуба – круглый стол, творческая мастерская, дискуссия, беседа, экскурсии (в том числе, и виртуальные), литературные поездки. Основные формы деятельности участников клуба – самостоятельное чтение, комментированное чтение, семейное чтение, «чтение в кружок», декламация, беседа, проектирование, участие в инсценировках, конкурсах, викторинах, олимпиадах, выставках, выпуск газет, сборников, ведение читательских дневников, другие формы, способствующие интеллектуальному, нравственному и творческому развитию участников клуба.
Данная программа направлена на достижение личностных и метапредметных результатов, развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных, универсальных учебных действий, основным из которых является смысловое чтение, подразумевающее овладение приемами вычитывания, осмысления, интерпретации и оценивания информации.
Программа позволяет достигнуть воспитательных результатов трёх уровней в соответствии с классификацией Д. Григорьева, П. Степанова:
- приобретение участниками клуба социальных знаний в творческой читательской деятельности;
- практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, формирование позитивного отношения участников клуба к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом в условиях равноправного взаимодействия на уровне клуба, гимназии, то есть в защищенной, дружественной, просоциальной среде.
- опыт самостоятельного общественного действия во время заседаний городского клуба любителей художественного слова «Открытая книга», межрегионального тематического конкурса чтецов, встреч с томскими писателями, регионального конкурса «Читательский дневник» и др.
Тематика читаемых и обсуждаемых на занятиях произведений способствует реализации межпредметных связей, в первую очередь, с такими предметами, как русский язык, история, обществознание, география, музыка, иностранные языки и др.
Рабочая программа читательского клуба реализуется через учебный план гимназии, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса; является сквозной, так как рассчитана на 5 лет обучения с 5 по 9 класс и составлена на 170 часов, то есть на 34 часа в год (1 занятие в неделю).
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи, потребность в самовыражении через слово;
- освоение художественной литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение навыками смыслового чтения и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Содержание курса
«Я – читатель» (5 ч.)
Понятие «читатель». Виды читателей. Тестирование. Читательские предпочтения. Летний читательский дневник. Организация «книжной полки» в кабинете или школьной библиотеке. Экскурсии и запись в городские библиотеки. Прогноз чтения на год.
«Почитаем вместе» (10ч.)
Комментированное чтение фрагментов произведений, произведений малых жанров. Обсуждение прочитанного. Встречи с «интересными читателями». Читательские конкурсы.
«Читальный зал» (4ч.)
Час самостоятельного чтения книг по своему выбору. Комментарий прочитанного. Ведение читательского дневника (структура и содержание определяется самостоятельно). «Семейное чтение». «Экран семейного чтения».
«Мой читательский дневник» (3ч)
Творческая презентация книг, прочитанных самостоятельно и совместно с родителями. Круглый стол с приглашением родителей. Конкурс на самую читающую семью.
«Клуб «Открытая книга» (6ч.)
Подготовка к тематическим заседаниям. Участие в заседаниях клуба с приглашением детей разных возрастов, взрослых в роли ведущего, собеседника, слушателя на принципах разновозрастного, но равного общения.
«Читательский проект» (6ч.)
Что такое «читательский проект»? Творческие, интеллектуально-познавательные, социально-творческие читательские проекты. События для представления проектов: тематический конкурс чтецов, фестиваль ученических проектов.
Тематическое планирование
Раздел | Всего часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности |
«Я – читатель» | 5 | 1 | 4 | Определяют, к какому виду читателей относятся. Представляют свой «Летний читательский дневник». Оформляют «книжную полку» в кабинете или школьной библиотеке. Совершают экскурсии и записываются в городские библиотеки. Составляют прогноз чтения на год. |
«Почитаем вместе» | 10 | - | 10 | Читают вслух фрагменты художественных произведений малых жанров с использованием приёмов «чтение в кружок», «комментированное чтение», «диалог с автором», «чтение по ролям» и др. Обсуждают прочитанное. Участвуют во встречах с «интересными читателями», в читательских конкурсах (по желанию). |
«Читальный зал» | 4 | - | 4 | Читают книги по своему выбору, в том числе совместно с родителями. Комментируют прочитанное. Ведут читательский дневник. Заполняют «Экран семейного чтения». |
«Мой читательский дневник» | 3 | - | 3 | Выполняют творческую презентацию книг, прочитанных самостоятельно и совместно с родителями. Участвуют в круглом столе с приглашением родителей, в конкурсе на самую читающую семью. |
«Клуб «Открытая книга» | 6 | - | 6 | Читают книги и выполняют задания к тематическим темам. Участвуют в заседаниях клуба в роли ведущего, собеседника, слушателя. |
«Читательский проект» | 6 | 3 | 3 | Знакомятся с понятием «читательский проект». Выполняют, представляют читательские проекты. |
№ | Тема и содержание занятия | Кол-во занятий |
1 | Я – читатель» (5 ч.) Понятие «читатель» | 1 |
2 | Виды читателей. Тестирование. | 1 |
3 | Читательские предпочтения. Экскурсии и запись в библиотеки. | 1 |
4 | Летний читательский дневник. | 1 |
5 | Организация «книжной полки» в кабинете или школьной библиотеке. Прогноз чтения на год. | 1 |
6 | «Почитаем вместе» (10ч.) Комментированное чтение фрагментов произведений, произведений малых жанров. «Чтение в кружок» | 1 |
7 | Комментированное чтение фрагментов произведений, произведений малых жанров. «Диалог с автором» | 1 |
8 | Комментированное чтение фрагментов произведений, произведений малых жанров. «Чтение по ролям» | 1 |
9 | Обсуждение прочитанного | 1 |
10 | Обсуждение прочитанного | 1 |
11 | Встречи с «интересными читателями». Читательские конкурсы | 1 |
12 | Встречи с «интересными читателями». Читательские конкурсы | 1 |
13 | Встречи с «интересными читателями». Читательские конкурсы | 1 |
14 | Встречи с «интересными читателями». Читательские конкурсы | 1 |
15 | Читательские конкурсы. Викторина по прочитанному. | 1 |
16 | «Читальный зал» (4ч.) Час самостоятельного чтения книг по своему выбору. | 1 |
17 | Час самостоятельного чтения книг по своему выбору. Комментарий прочитанного произведения. | 1 |
18 | Ведение читательского дневника (структура и содержание определяется самостоятельно). | 1 |
19 | «Семейное чтение». «Экран семейного чтения». | 1 |
20 | «Мой читательский дневник» (3ч) Творческая презентация книг, прочитанных самостоятельно и совместно с родителями. | 1 |
21 | Круглый стол с приглашением родителей. | 1 |
22 | Конкурс на самую читающую семью. | 1 |
23 | «Клуб «Открытая книга» (6ч.) Подготовка к тематическим заседаниям | 1 |
24 | Подготовка к тематическим заседаниям. Подбор книг | 1 |
25 | Подготовка к тематическим заседаниям. Распределение на группы | 1 |
26 | Участие в заседаниях клуба с приглашением детей разных возрастов, взрослых в роли ведущего, собеседника, слушателя на принципах разновозрастного, но равного общения. | 1 |
27 | Участие в заседаниях клуба с приглашением детей разных возрастов, взрослых в роли ведущего, собеседника, слушателя на принципах разновозрастного, но равного общения. | 1 |
28 | Участие в заседаниях клуба с приглашением детей разных возрастов, взрослых в роли ведущего, собеседника, слушателя на принципах разновозрастного, но равного общения. | 1 |
29 | «Читательский проект» (6ч.) Что такое «читательский проект»? События для представления проектов: тематический конкурс чтецов, фестиваль ученических проектов. | 1 |
30 | Творческие, интеллектуально-познавательные, социально-творческие читательские проекты. | 1 |
31 | Планирование проекта, цели, задачи проекта | 1 |
32 | События для представления проектов: тематический конкурс чтецов | 1 |
33 | События для представления проектов: защита ученических проектов | 1 |
34 | События для представления проектов: защита тематических проектов | 1 |
Приложение 1
Система оценки результатов
Реализация курса предусматривает безотметочную систему оценивания.
Степень конкретного участия каждого участника клуба определяется и фиксируется с помощью «читательской карты», предполагающей построение индивидуальной траектории развития («Планирую», «Реализую») и включающей элементы самооценки («Добиваюсь результата»).
Оценивание активности и эффективности участия в работе читательского клуба происходит в рамках конкурсов, викторин, организуемых в рамках заседаний клуба.
«Читательская карта»
Планирую | Реализую | Добиваюсь результата |
Я хочу прочитать | ||
Мои читательские конкурсы | ||
Я читаю сам | ||
Я читаю с родителями | ||
Моя (семейная) презентация книги | ||
Мой «читательский проект» |
Список информационных источников:
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев. П.В. Степанов. – М: Просвещение, 2014. – (Стандарты второго поколения).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк. А.М. Кондаков. В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24с. (Стандарты второго поколения).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов. – М: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ под ред. Сафроновой И.А. – М: Просвещение, 2014. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Интернет-ресурсы:
- http://www.rusreadorg.ru/ Официальный сайт Русской ассоциации чтения.
- http://read-analytic.ru/choice-text/ Программный комплекс «Аналитик чтения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы Клуба любителей исторических открытий
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЕ г. МОСКВЫГосударственное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
программа семейного клуба "Кенгуру"
Программа является авторской, комплексной, вариативной. Она разработана на основе потребностей и возможностей детей и родителей, на основе обязательного минимума содержания по выбранным направлениям с...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56627.jpg)
программа работы Клуба "7-Я"
Все реже можно видеть картину сотрудничества родителей и детей - совместное выполнение домашних работ. Но также очевидно, что воспитание ребенка в семье это не только личное дело родителей, но и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-71056-1436796273.jpg)
Программа занятий клуба французского языка для учащихся начальной школы
Программа представляет собой методическое пособие для внеклассной работы по французскому языку. Стихи, песенки, сказки для театральной постановки. Темы "Времена года" и "Город"....
Программа семейного клуба "Содружество"
Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности не только в содержательном наполнении свободного времени, но и в социальном воспитании детей и их семей, их социокультурном разви...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-332211-1383320972.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ, МИР! ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!» ( программа деятельности Клуба международной дружбы)
Программа "Здравствуй, Мир! Здравствуй, Друг!" является образовательной программой детского творческого объединения учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества г. Абакана Р...