Творческий проект "Писатель и время", посвященный творчеству В.Астафьева
проект по литературе (7 класс)

Камардина Светлана Михайловна

Цель проекта – представить свои исследования в разнообразной творческой форме (лингвистический анализ текстов, построенный по определенной модели, выставка рисунков, конкурс чтецов, инсценировка отрывков, мелодекламация), позволяющей использовать эти результаты в учебной и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

«Писатель и время. Исследование биографии и творчества В.П. Астафьева».

Руководитель проекта: Камардина С.М.

МБОУ СОШ №46, г.Воронеж

2021/2022 учебный год

Содержание.

  1. Методический паспорт проекта.
  2. Описание проекта.
  3. Заключение.
  4. Приложения.
  5. Список литературы.

Методический паспорт проекта

  1. «Писатель и время. Исследование биографии и творчества В.П. Астафьева».

  1. Разработчик проекта – Камардина Светлана Михайловна.

Название образовательного учреждения –МБОУ СОШ №46 г.Воронежа.

  1. Год разработки учебного проекта –2021/2022 учебный год.
  2. Опыт использования – предполагается использовать в учебной деятельности на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности уч-ся.
  3. Проблемная ситуация -

Дать учащимся возможность в процессе исследовательской деятельности почувствовать душевное состояние писателя в разные периоды творчества.

  1. Проблема проекта – в основе проекта лежит желание
  • углубить свои знания при знакомстве с произведениями В.П.Астафьева;
  • познакомиться с различными способами познания нового;
  • овладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности, в процессе которой отрабатывать навык правильного, плавного, выразительного чтения, пополнять активный и пассивный словарный запас путем введения в лексикон новых слов на основе осмысления их семантики и этимологии;
  1. Цель проекта – представить свои исследования в разнообразной творческой форме (лингвистический анализ текстов, построенный по определенной модели, выставка рисунков, конкурс чтецов, инсценировка отрывков, мелодекламация), позволяющей использовать эти результаты в учебной и внеурочной деятельности. 
  2. Задачи-этапы-способы решения –
  • Изучить литературный материал с позиции поставленной цели.
  • Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся.
  • Провести анализ набранного материала, систематизировать его.
  • Представить продукт проекта в виде презентации, рисунков, литературно-музыкальной композиции.
  • Презентовать оформленный материал перед аудиторией.
  1. Форма организации детей – индивидуальная и групповая работа.
  2.  Ведущая деятельность – поисково – исследовательская, творческая..
  3.  Сфера применения результатов – изучение русской литературы на уроках литературы.
  4.  Используемые технологии – создание печатной и электронной версии работы.
  5.  Форма представления проектной деятельности – мультимедийная презентация, отчет проектантов, выставка рисунков, инсценировка.
  6.  Способ объединения результатов на презентации – отчет.
  7.  Виды презентации – компьютерно - демонстрационный.
  8.  Класс и возраст детей – 6-7 классы (12-14 лет)
  9.  Количество участников – группа учащихся 6 -7 классов .
  10.  Предметная область – литература.

Время работы  - 1 месяц.

Режим работы – внеурочный.

Техническое оснащение –

  • Компьютер для обработки материала.
  • Фотоаппарат  и фотокамера для фиксации этапов работы.

Учебно-методическое оснащение –

  • Учебные и справочные пособия.

Кадровое оснащение – классный руководитель, учитель русского языка и литературы, библиотекарь.

Описание проекта.

СТРАНИЦА ПЕРВАЯ

Писатель и время… Эти два понятия тесно переплетены. Писатель

только тогда писатель, когда умеет выразить свое время… Как жил? Что провозглашал? Куда звал?

Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?

Это писатель. Личность. Человек.

«За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его? Этого счастья? Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?»

Так спрашивал самого себя Виктор Петрович Астафьев в статье «Сопричастный ко всему живому».

Звучит «Полонез Огинского». Инсценировка отрывка из повести «Последний поклон».

 «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память! Сотвори чудо, сними с души тревогу… И воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него».

- О чем же это рассказывала мне музыка? Почему так тревожно и горько мне? Почему хочется заплакать? Почему мне жалко самого себя, жалко тех вон, что спят непробудным сном на кладбище и среди них под бугорком лежит моя мать, а рядом с нею две сестренки, которых я даже не видел: они жили до меня, жили мало – и мать ушла к ним, оставила меня одного на этом свете, где трепещет и бьется о стекла нарядной траурницей чье-то мятежное сердце…

Я тихонько приоткрыл дверь и шагнул в сторону…, сел на порог и стал глядеть на руку, в которой была зажата гладкая палочка.

- Сыграйте, дяденька, еще.

- Подбрось дров в печку.

- Я исполнил его просьбу… Он вскинул на плечо скрипку и заиграл.

- Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина – он еще не сирота. Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит, не гаснет тоска по родине… Давно уже нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.

   Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строчка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его прозы то, что сам он пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.

СТРАНИЦА ВТОРАЯ

   Детство В. Астафьева – труднее не придумать. Малышу было всего семь лет, когда утонула в Енисее мать. Памяти матери он посвятил повесть «Последний поклон». А много позднее, став уже известным человеком, он скажет о маме, Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.

 «Если бы мне было дано повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат. И лишь одно я попросил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь».

Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. У него есть бабушка! Астафьевская бабушка Катерина Петровна несет столько тепла и света внуку, что, уже сам, став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

(Инсценировка глав «Конь с розовой гривой», 6б)

Побывал В. Астафьев и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.

   «Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме. И все мне хотелось рассказать кому-нибудь о «моем озере». В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро…

   Много лет спустя я вспомнил о своем школьном сочинении и написал рассказ «Васюткино озеро».

Звучит отрывок из рассказа «Васюткино озеро» (ннсценированное чтение),

6А.

Звучит мелодия «Генералы песчаных карьеров» - в спектакле.

   Трудные судьбы детдомовцев, «вольных людей», как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести В.Астафьева «Кража». Тут любят и калечат друг друга в не по-детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты.

   Не под силу воспитателю Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой – нет, для него не чужой – ребячьей болью. «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети – любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!»

   «Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе – учился когда-то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы.

   Первый в жизни шрам.

Сколько потом их будет на теле и в душе?.. Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь».

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ

Звучит фрагмент песни «Священная война».

   Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание – рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят.

   «Сколько раз погибал я в мучительных снах! И все-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пестрые поляны в цветах, шумливая березовая роща; тихий кедрач на мшиной горе; вспененная потоком река».

   «И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую толщу времени, и , сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне».

 «О войне писать трудно… Счастлив тот, кто не знает ее…»

Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днем», «Жизнь прожить».

   В романе «Прокляты и убиты» Астафьев обращается к теме своих произведений прошлых лет – человек и война.

   «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, - «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна… Там люди убивали – это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».

СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ

   Как чуткий художник, Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы.

   А мы продолжаем ее истреблять. И как возмездие – разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир.

   Событием в жизни литературы стало произведение «Царь-рыба».

   (Композиция по стр. «Царь-рыбы». Единоборство осетра и Игнатьича».)

Никогда ничего не вернуть,

Как на солнце не вытравить пятна,

И в обратный отправившись путь,

Все равно не вернешься обратно.

Эта истина очень проста,

И она, точно смерть, непреложна.

Можно в те же вернуться места,

Но вернуться назад невозможно.

    «Переменилась родная Сибирь. Все течет, все изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.

    Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?»

   

   «Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни людей и природы… Собеседник нужен всякому человеку, иначе его задавит одиночество…»

   Так родилась замечательная книга рассказов «Затеси». «Затесь» - это стес, сделанный на дереве топором или другим острым предметом.

   Затесь – это мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги. Затесь – это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем «сердце начинает работать с перебоями…» «Затеси, собранные в книгу с таким названием, писались почти четверть века.

(Чтение эпизода(мелодекламация) из книги «Затеси»). Мелодия «Отчего так в России березы шумят…

Свеча над Енисеем.

Напротив села, на скале, обкатанной дождями и временем, растет береза. Я помню ее с детства. Она уже старая, но по росту все девушка — не хватило ни почвы, ни свету, ни размаха дереву.

Стоит деревце одиноко и тихо светится, молитвенно догорает.

Но вот конец августа, завершение прошлогоднего лета. Вышел я на берег, нашел взглядом деревце, которому так и суждено вековать в девичьем облике. Зеленая стоит березка, разве что чуть приморилась, ужалась в себе.

Быть благодатной осени, извещает. Молчит святая душа березки… Свечечка, родная, не зажигайся подольше, не сгорай дотла, пусть дни погожие и ясные дольше постоят, порадуют людей, их, кроме природы, уже некому и нечем радовать.

И останься за нами, красуйся, как и до нас красовалась на утесе. Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы, негасимым желтым огоньком, свеча вечности.

СТРАНИЦА ПОСЛЕДНЯЯ

Звучит «Полонез Огинского»

В.П. Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же.

В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого удивительного человека.

   Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей…

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб взяв меня в ладонь, ты,

Дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

Заключение.

Нашим проектом заинтересовались учащиеся 6-х классов и захотели принять в нем участие.

Продуктом совместной творческой работы является спектакль, поставленный по отрывкам из представленных в презентации произведений В.П. Астафьева. Фрагменты некоторых сцен представлены на фотографиях, полная версия проекта выложена в ВК в группе «Школьное время».

Приложение.

                              

                   

                             

       

   

Список использованной литературы и интернет – ресурсов.

  1. Анастасьев Н., Давыдов Ю. Любовь к «ближнему» или «дальнему»? // Литературная газета. 1989. 22 февраля. С. 2.
  2. Астафьев В.П. «Я – последний, кто разочаруется в человеке» [записал А. Тарасов] // Известия. 1997. 6 декабря. С. 6.
  3. Астафьев В.П. Край жизни. Т. 12. С. 316.
  4. Белая Г.А. Перепутье // Вопросы литературы. – 1987. – №12. – С.13
  5. Бочарова А. Г., Белая Г. А. Современная русская советская литература. – М.: Просвещение, 1987. – 256 с.
  6. Крест бесконечный. В. Астафьев – В. Курбатов: Письма из глубины России. Иркутск, 2002. С. 127–128.
  7. Лейдерман, Н.Л. Крик сердца: творческий облик В. Астафьева / Н.Л. Лейдерман. //Урал. - 2001. - №10. - С. 225-245
  8. Макаров А.Н. Во глубине России // Макаров А.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 184.
  9. Новая газета. Виктор Астафьев: «Мы не на земле живем - на мешке с костями» [Электронный ресурс]
  10. Партэ К. Деревенская проза: светлое прошлое. – Изд. ТГПУ, 2004. – С. 204
  11. Разувалова А. Писатели-«деревенщики»: литература и консервативная идеология 1970-х годов. – М.: Новое литературное обозрение, 2015
  12. http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-hh-veka/derevenskaya-proza-60-90-godov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....

Пространство и время в творчестве композиторов XX века.

Рассуждения о сложных взаимоотношениях с пространством и временем композиторов-авангардистов  XX века....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Да будешь славен на все времена!", посвященной 450-летию У.Шекспира

Я предлагаю сценарий внеклассного мероприятия, посвященного У.Шекспиру. В нем великий драматург предстаёт зрителю не только как создатель великих трагедий и комедий, но и творец не менее прекрасных по...

Творческий проект "Мой герой", посвященный творчеству Ю. Энтина

Сценарий подойдет Для праздника в школе....

Темы сочинений по литературе 6 класс по творчеству В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина

После изучения уроков по творчеству писателей В. Шукшина, В. Астафьева, В. Распутина предлагается написать сочинение по выбранной теме...

Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”

ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...

"Творческая копилка" Тематические мероприятия посвященные творчеству композиторов.

Тематические мероприятия посвященные  творчеству композиторов....