Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?
методическая разработка по литературе (10 класс)
Урок по литературе в 10 классе
Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raskolnikov_i_bazarov.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 10 классе
Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?
Цели:
1) обучающая – рассмотреть теории Раскольникова и Базарова и выяснить, насколько они жизнеспособны;
2) развивающая – учить мыслить, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
3) воспитательная – формировать гуманизм, нравственные ценности, а также социальные компетенции (умение жить в обществе).
Тип урока: урок-размышление
Оборудование: тексты произведений (Достоевский «Преступление и наказание», Тургенев «Отцы и дети»), проектор, презентация со схемой, ключевыми положениями, листы с цитатами из текста, таблица аргументов.
Аппаратные и программные средства:
- Художественный текст (изучение, понимание, интерпретация, своеобразие художественного слова писателя).
- Дидактический материал (цитатный лист, таблица аргументов).
- Словарь Ожегова (расширение общекультурного кругозора через понятие, лексического значения слова).
- Проектор, компьютерная презентация (наглядность, подведение промежуточных выводов).
- Дифференцированное домашнее задание на карточках (экономия времени для записи на уроке).
- Учебники по литературе для 10 класса Лебедева и Сахарова, Зинина.
- Интернет.
Ход урока
Оргмомент.
Эмоциональный вход.
Жизненные примеры несовпадения теории и практики (правило учим по русскому языку, но не можем его применять, пишем с ошибкой. Всем известно, что обманывать нехорошо, а все люди лгут, пусть иногда во благо, во спасение). Бывают также такие ситуации, в которых точное соблюдение правил и предписаний невозможно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему это происходит? Жизнь ставит людей в такие тупики, когда с точки зрения логики безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности. (брак по расчету Дуня-Лужин).
Нет такой проблемы, которую не затронула бы русская литература. Писатели 19 века Достоевский и Тургенев так же обращаются к вопросу о теориях, которые волновали умы и души их современников. На уроке мы будем решать проблему – насколько жизнеспособными могут быть теории – на примере литературных героев. Итак, запишите тему «Раскольников и Базаров: можно ли строить жизнь по теории?» Подойти к этому вопросу мне хотелось бы высказыванием австрийской писательницы 19 века Марии Эшенбах, кстати, современницы Тургенева и Достоевского: Теория и практика образуют одно целое, и, как душа и тело, они зачастую не согласны между собой. Ребята, как вы понимаете данное высказывание?
Дети: Теория неотделима от практики, она и создается для того, чтобы быть проверенной на практике. Но чаще всего случается так, что они не совпадают.
У: А что такое теория?
Дети: Какое-то положение, которое надо доказать и т.п.
У: Обратимся к словарю Ожегова. Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Теория – совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-либо науки. Теория – сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-то. Это комплекс взглядов, представлений идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.
У: Какое понятие нам будет нужно?
Дети: Нам нужно будет 3-е понятие.
У: Домашнее задание у вас было - выбрать литературного героя и представить его теорию. Поднимите руки симпатизирующие Базарову, а теперь - Раскольникову. Давайте обратимся к тексту и послушаем, как герои говорят о своих теориях (чтение отрывков Достоевский «Преступление и наказание» часть 3 глава 5, Тургенев «Отцы и дети» глава 5). Прочитайте также цитаты и свои суждения подкрепляйте ими. Итак,… (работа с вопросами, вовлекаем в диалог ребят)
Критерий | Раскольников | Базаров |
1.Цель теорий обоих героев | Поиск лучшего пути для России, изменить жизнь к лучшему. Только какими средствами? | |
2.Сущность теории. | Право сильной личности на кровь. Он поделил человечество на обыкновенных законопослушных | Это нигилизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. В русской культуре 19 века 2 половины нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепостничества и религиозную идеологию. Они проповедовали материализм и атеизм. |
3. Какие факторы повлияли на формирование данных теорий в сознании героев? | ||
эпоха | Подъем общественного движения разночинцев-шестидесятников. Взгляды революционных демократов. Нигилисты, социал-утописты, бонапартизм, насильственное свержение власти, различные идеи и теории о реформации общественного строя. Ими увлекалась молодежь. «Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, которым оно не верит»,- писал Салтыков-Щедрин. | |
среда | Мир петербургских углов (нищета, несправедливость, ужас существования людей). | Студенческая среда |
характер | честность, порядочность, благородство, неравнодушие к жизни народа, страны заставляли размышлять героев о том, что в обществе нужны реформы, что нужно что-то перестраивать, решительность великодушие, доброта (у Раскольникова) | |
4. Как вели себя Раскольников и Базаров, увлеченные своими идеями? Приведите цитаты. Как теория отражалась в их поведении? | Сначала замыкается в себе, бросает учебу, уроки. Мечется по улицам Петербурга. Делает «пробу». Болезненно-разраженный ум, предвзятость (везде ищет перекличку со своей идеей) Терзания за всех. Раздвоение. Письмо Дуни. Знакомство с Соней-«грешницей». Сон Раскольникова об убийстве лошади (отвращение к убийству). | Много работает, но и много говорит, спорит. Проповедует руководство к действию – «Ломать»! Но действие рождает противодействие. |
5. Отношение к близким | Грубость, отчуждение, жестокость, стремление избегать их, ложь. С другой стороны – забота, привязанность, любовь. | Грубость, бездушие, пренебрежение. И искреннее, и напускное. |
6. Реализация теории на практике | Разрешил себе «право», допустил «кровь по совести». Убил старуху-процентщицу. | В реальности встречает сопротивление как со стороны дворян – «отцов», так и мужиков. |
7. Результат | «Переступить» через себя не смог. Это стало «наказанием». Противоречие между умом и сердцем. Не раскаялся. | Понял, что он ошибался. Глубокое разочарование. Осознание своей ненужности. Смерть. Перед нами уже другой человек. |
8. Причины краха теории | 1) индивидуализм, а человеку не свойственна полная изоляция – физическая и духовная, без общества человек не может. |
|
Индивидуализм – нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.
Итак, мы с вами развенчали теории Раскольникова и Базарова, убедились в том, что они не жизненны. Значит ли это, что нет смысла создавать теории?
- Но это невозможно. Любая эпоха рождает идеи, теории.
- Не входить в крайности.
- Не углубляться в индивидуализм, не ставить себя выше людей, не преступать черту, не терять духовности. Помнить, что человек, каким бы он ни был, - живая душа, уничтожать которую никто не вправе.
- Нельзя спасать одних людей ценой жизни других.
Рефлексивный момент: «До чего вы додумались сами?» - Заполните таблицу, работая в парах: (Аргументы можно продолжить)
Можно ли строить жизнь на теории? | |
Да | Нет |
1. Нужно, потому что жизнь превратится в хаос. Теории упорядочивают жизнь. | 1.Жизнь сложнее любой теории, невозможно предусмотреть все факторы. |
2. Теории выступают двигателем прогресса. | 2. К сожалению, большинство теорий строятся на принципе «Цель оправдывает средства» |
3. Если она не противоречит гуманным, нравственным законам. | 3. Никакие прогрессивные идеи не могут оправдать бездушия и жестокости |
4. | 4. Всегда есть вероятность того, что гениальная идея, теория для блага человечества, будет использоваться корыстными, властолюбивыми людьми (теория атома, ядерное оружие) |
Закончить мне хочется словами Иоганна Вольфганга Гете из «Фауста» : Суха теория, мой друг, а древо жизни зеленеет.
Я думаю, что вам не раз в жизни придется в этом убедиться. Мне понравилась ваша работа на уроке. Особенно активными были…(Оценки).
Домашнее задание:
1) Написать письмо Раскольникову о его теории от имени молодого человека – нашего современника.
2) Сочинение-рассуждение «Власть дается только тем, кто посмеет наклониться и взять ее?» (формат ЕГЭ часть «С»).
3) Устное сообщение «В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?
Урок литературы в 10 классе с использованием метапредметности....
Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?
Презентация к уроку литературы в 10 классе с использованием метапредметности....
Урок природоведения "Можно ли жить без воды?"
Урок природоведения в 5 классе...
Можно ли жить без воды?
Урок по природоведению в 5 классе с элементами практической работы, использованием компьютерной презентации, инсценировки, видео....
можно ли жить и не дышать?
презентация сопровождение к уроку природоведения в 5 классе по программе Пономаревой...
Можно ли жить и не дышать
Газообмен-процесс обмена газами.Кислород поступает в живой организм из воздуха, а углекислый газ удаляется из организма.Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь ...
Методическая разработка по литературе «Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?»
Жизненные примеры несовпадения теории и практики (правило учим по русскому языку, но не можем его применять, пишем с ошибкой. Всем известно, что обманывать нехорошо, а все люди лгут, пусть иногда во б...