Можно ли жить без воды?
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему

Селиверова Надежда Васильевна

Урок по природоведению в 5 классе с элементами практической работы, использованием компьютерной презентации, инсценировки, видео.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_prirodovedeniyu_v_5_klasse.docx269.98 КБ
Office presentation icon vodnaya_obolochka_zemli.ppt568 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по природоведению в 5 классе по теме:

«Можно ли жить без воды?»

    Цель: выявить значение воды для живых организмов, ее роль в жизнедеятельности человека; повторить и закрепить знания о значении воды для растений; продолжить формировать знания о рациональном использовании воды.

    Оборудование: плакат «Круговорот воды в природе», сырой картофель, яблоко, фильтровальная бумага, блюдце  с водой, сок, надписи станций на цветной бумаге, макет паровоза, влажные салфетки. Фотографии кактусов, верблюда.

    Тип урока: урок – путешествие с элементами частично – поискового и проблемного метода.

Ход урока.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну «ПОЧЕМУЧКА». Но чтобы туда попасть, надо отгадать загадку.

 Темным облаком летела,

 Опустилась птицей белой,

 Превратилась в человечка,

 Постояла у крылечка,

 Покатилась кувырком

 И запела ручейком.

Что это?

Итак, отгадав загадку, мы попадаем в страну «ПОЧЕМУЧКА» для того, чтобы найти ответ на вопрос темы урока «Можно ли жить без воды?». Путешествовать мы будем на паровозике.

Стук в дверь.

Ученица в костюме Капельки. Здравствуйте! Вы меня не узнаете?

                                                     Меня зовут Капелька. Я очень много путешествую и сегодня вместе с вами хочу отправиться по этой загадочной стране.

Учитель. Итак, мы отравляемся.

       Первая наша станция называется «КАКАЯ?»

У вас в стаканчиках вода. Попробуйте ее на вкус, посмотрите цвет, исследуйте на запах и скажите какая она – вода?

Капелька. Земля – голубая планета

                  В гидросферный костюм одета.

                 Вода снаружи, вода нутрии,

                 Вон сколько ее, посмотри!

                 Вода проплывает над нами

                 Кудрявыми облаками.

                 Вода прозрачна, вода текуча,

                Вода без запаха и без цвета,

                Вода в вышине проплывает как туча,

                Льдами глядит с полюсов планеты.

Учитель. А между тем мы добрались до второй станции  «ГДЕ?»

Где же есть вода? А есть ли она в живых организмах? Проведем опыты.

1.Кусочек картофеля сжимаем в промокательной бумаге. Что мы видим? О чем это говорит?

2.Откусим яблоко. Почему оно сочное?

3.Посидим не разговаривая. Что собирается у нас во рту? Что это означает?

ВЫВОД. ВОДВ ВХОДИТ В СОСТАВ ВСЕХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ.

Третья станция «СКОЛЬКО?»

Учитель. В одной сказке король, собираясь отдать руку своей дочери, объявляет конкурс, в котором задает хитроумные вопросы, один из которых такой: «Что везде?» И только один из претендентов – женихов ответил вода.

Больше всего жидкой воды в морях и океанах – 1370 млн.км3, под землей – 1300 млн. км3,

Во льдах – 27млн.км3, в озерах и реках – 2,7 млн.км3, в воздухе – 15 тыс. км3.

ВЫВОД: ВОДА ВЕЗДЕ И ПОВСЮДУ.

Четвертая станция «ЗАЧЕМ?».

Итак, проведем исследование.

1.Перед вами стаканчик с соком. Какой он на вкус? Сок какого растения? Откуда он берется?

2.Вспомните, какие слезы на вкус? Почему они соленые?

3.Возьмите салфетку и протрите одну ладонь. Что вы ощущаете?

ВЫВОД: В ВОДЕ РАСТВОРЯЮТСЯ НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩЕСТВА, А ТАКЖЕ ВРЕДНЫЕ, КОТОРЫЕ УДАЛЯЮТСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА. ВОДА ИСПАРЯЯСЬ, ОХЛАЖДАЕТ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ.

Пятая станция «КАК?» 

запасают растения и живые организмы воду.

Учитель. Вспомните, ребята, а как запасают воду кактусы, верблюды. Как люди запасают воду?

Капелька. Я много путешествую, у меня много друзей в разных частях планеты и давайте спросим у них, как же они запасают воду? И первое куда мы отправимся – Заполярье.

Ученица в костюме жителей Севера.

- Здравствуйте, меня зовут Анюй. Я живу за Полярным кругом. У нас большую часть времени года вода находится в двух состояниях, либо лед, либо снег. Олени едят снег, чтобы напиться, а мне с родителями приходится набирать его в котел, чтобы погреть над огнем.

Ученик в одежде американского подростка.

- Привет! Я Алекс. Живу в огромном городе – Нью - Йорке. И у меня всегда в кране есть вода. Мне только лишь надо повернуть ручку крана. Утром я трачу столько воды, что можно было бы наполнить до краев ванну.

Ученик в строгом костюме.

- И у меня есть вода. О простите, я не представился, меня зовут Ханс. Я владелец металлургического комбината в Германии, где выплавляют всем нам необходимый металл. Мне никак нельзя без воды. Только лишь для выплавки 1 тонны чугуна комбинат тратит 300 м3 воды, а никеля – 4000 м3.

Ученица в костюме африканки.

-А меня зовут Дэдэ. Я живу в африканской деревне. Где до ближайшей реки 8 км и я каждое утро беру сосуды, устраиваю их на голове и иду за водой. Каждый день на это уходит по 4 часа. А потом еще 1 час, чтобы ее прокипятить, очистить от паразитов и грязи, процедить в три емкости – для питья, домашних дел, умыться вечером. Стираем мы только в реке.

                       Если чистая вода –

                       Для людей в ней нет вреда.

                       Нет микробов, нет бацилл,

                       Отфильтрован грязный ил!

                       Пей, еду готовь, плескайся,

                       Зубы чисть и умывайся!

Учитель. Что же надо делать, чтобы у всех была чистая вода?

Шестая станция «ОТКУДА?»

Учитель. Ребята, а почему Капельке приходится много путешествовать? Откуда же она всех знает? Просмотр мультфильма «Заяц Коська и родничок »

                   Сыро под ногами? Это не беда!

                   Скоро испарится лишняя вода;

                   В небо устремится невесомый пар,

                   Облачной погоней охлаждая шар,

                   Соберется в тучи, громом прогремит,

                   И по крышам частым дождик застучит.

                   В землю просочившись, тихо пропоет

                   Тоненькая струйка песнь грунтовых вод,

                   Ручейком звенящим вырвется на свет,

                   Побежит вприпрыжку за рекою вслед…

                   Этот путь в народе

                   Круговорот воды в природе.

Седьмая станция «ВДРУГ»

Капелька. Что такое капля?

                   Мелочь, ерунда.

                   Что, если вдруг по капле

                   Исчезнет вся вода?

Учитель. Действительно, ребята, что же произойдет в результате? Что станет с планетой?

А теперь ответим на главный вопрос «Можно ли жить без воды?»

ВЫВОД: ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!

На этом наше путешествие заканчивается. А теперь посмотрите на названия станций, что у нас получилось?

Да, радуга. А как вы думаете, причем тут радуга?

Оказывается, если бы не было воды, мы не увидели бы это замечательное явление природы. Радуга – это солнечный свет, который отражается в каплях дождя!

Одна из легенд гласит, что если пройти под радугой, или найти место, где она уходит в землю, то можно найти мешочек с золотом. Но, а мы прошли под радугой и нашли хорошие отметки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?

Урок литературы в 10 классе с использованием метапредметности....

Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?

Презентация к уроку литературы в 10 классе с использованием метапредметности....

Урок природоведения "Можно ли жить без воды?"

Урок природоведения в 5 классе...

можно ли жить и не дышать?

презентация сопровождение к уроку природоведения в 5 классе по программе Пономаревой...

Можно ли жить и не дышать

Газообмен-процесс обмена газами.Кислород поступает в живой организм из воздуха, а углекислый газ удаляется из организма.Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь ...

Можно ли жить без воды?

Презентация к уроку в 5 классе по природоведению к программе Сухова Т. С. Строганов В. И....