Интегрированный урок литературе о жизни и творчестве Н.Заболоцкого
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Интегрированный урок по литературе о жизни и творчестве Н.Заболоцкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir_urok_po_zabolotskom.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Шевелёва Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы

Интегрированный урок: литература – история – информатика

по творчеству Н. А. Заболоцкого. 11 класс.

«Кто мне откликнулся в чаще лесной?»

(Человек и природа в поэзии

Н. А. Заболоцкого 1903 – 1958 г.)

Цели урока:

- познакомить учащихся с основными этапами биографии Николая Заболоцкого;

- рассказать о времени, в которое жил поэт;

- показать своеобразие и неповторимость лирики Н.А.Заболоцкого (поэт – обэриут);

Оформление урока:

 портрет Н. А. Заболоцкого на интерактивной доске;

 компьютерная презентация урока с эффектами анимации;

 запись песни на стихи Н.Заболоцкого «Очарована, околдована» в исполнении М.Звездинского;кадры из фильма «Служебный роман»

 (песня «У природы нет плохой погоды»).

На уроке звучат сообщения учащихся о жизни и судьбе Н.А.Заболоцкого, литературоведческая справка о поэтах – обэриутах, стихотворения Н.А.Заболоцкого:

«Лицо коня»

«Гроза»

«Прогулка»

«Прощание с друзьями»

«Кто мне откликнулся в чаще лесной»

«Сентябрь»

«Некрасивая девочка»

«Завещание»


Откройся мысль:

Стань музыкою, слово

Н. Заболоцкий.

Ход урока.

Звучит песня «Очарована, околдована» на стихи Н. Заболоцкого в исполнении М. Звездинского

- Слово учителя литературы:

-  Чудесные и вечные слова: о красоте, о  любви, о жизни… Но не все, наверное, знают, что слова  этой песни, написал Николай Алексеевич Заболоцкий.

И если в 21 веке  поют и с удовольствием слушают эту песню, значит, есть в стихотворении душа, которая привлекает нас с вами, значит есть над чем поразмышлять и поговорить.

Так вот сегодня мы с вами  говорим о своеобразной и неповторимой  о лирике Н. А. Заболоцкого, о непростом времени, в которое жил поэт

А урок у нас сегодня интегрированный, так как без знания исторических фактов времени, в которое жил поэт,  трудно понять лирику Заболоцкого. Поэтому на уроке нам будет помогать учитель истории.

- Откройте тетради, запишите тему урока:

«Кто мне откликнулся в чаще лесной?»

                                        Н. Заболоцкий.

 (Человек и природа в поэзии Н. А. Заболоцкого) 1903 – 1958 г.

Откройся, мысль!

Стань музыкою слово…

Н. Заболоцкий.

 Небольшая автобиографическая справка о жизни и творчестве поэта

(сообщение ученицы).

 Слайд из компьютерной презентации  на интерактивной доске и комментарий к нему ученицы.

           Литературоведческая справка («Обэриу»).

Вопрос учителя литературы:

- Так каковы же особенности обэриутской поэзии? (сформулировать самим учащимся и сравнить с записью на слайде).

Особенности обэриутской поэзии:

- поиски нового поэтического языка;

- очеловечивание природы;

- неприятие бездуховного буржуазного мира.

Слово учителя литратуры:

- Итог обэриутского периода поэта – поэтический сборник «Столбцы» 1929 г. (слайд)

В 1929 г. вышла первая книга Заболоцкого под названием «Столбцы». Поэт решительно не приемлет мещанской косности, ограниченности. Подобно Маяковскому и Зощенко Заболоцкий осмеивает советскую «дрянь».

Ученик  наизусть читает стихотворение «Восходит солнце над Москвой»,

Затем звучит стихотворение «Прямые лысые мужья».

Комментарий учителя литературы:

- Люди и вещи почти неотличимы друг от друга:

- Графину винному невмочь

Расправить огненный затылок…

- Мясистых баб большая стая

Сидит вокруг пером блистая.

Более того, предметы даже привлекательнее, нежели люди:

 Апельсины в лотке разносчика «как будто маленькие солнышки».

 И уж, конечно, более привлекателен мир природы.

- Какой же он? – стихотворение «Лицо коня» (звучит стихотворение в исполнении ученика)

 Учитель литературы:

-  Что необычного в этом стихотворении.

(У лошади лицо)

– Почему?

(Они умные, благородные, лучше людей).

- Какие изобразительные средства использует автор? (метафоры, эпитеты)

- Какой основной прием использует автор для того, чтобы стихотворение стало таким необычным?

(Олицетворение: конь, как человек).

Учитель литературы:

В годы коллективизации-это почти  подрыв Советской власти. Разве лошади могут сравниваться с людьми?!!).

 А у Заболоцкого животные и растения  по-своему могут «мыслить», и как люди должны быть освобождены, раскрепощены.

-  Какие еще изобразительные средства использует автор?

( эпитеты: косноязычные слова, волшебный конь;

 сравнения: конь , как рыцарь на часах; слова, словно яблоки, как мед).

Учитель литературы:

- Так происходит осмысление природы

- Другое стихотворение «Прогулка» внешне наивное, легкое приближается к философскому осмыслению природы – главной теме творчества Н.А Заболоцкого.

- Читается стихотворение «Прогулка».

- Правда, стихотворение красивое, одухотворенное.

- А как же критика отнеслась к сборнику стихов «Столбцы»? (слайд)

- Наверное, с восторгом? Как раз нет: неодобрительно, настороженно. Более того, об «обэриутах» было сказано, что это «поэзия чужих людей, поэзия классового врага».

Публичные выступления прекратились, их произведения мало печатали. Но «обэриуты» по-прежнему отстаивали условную логику нового искусства, раскрепощавшую творческие силы человека. Выживать же стало все труднее, началась травля. Начались и аресты представителей творческой интеллигенции.

- Что же происходило в обществе, какое это было время?

 Слово учителя истории о «ежовщине» (слайд)

- Составление 2 синквейнов для характеристики времени и  личности в эпоху «ежовщины».

(от слова «страх» (ключевое слово эпохи «ежовщины») к определению личности в эпоху «ежовщины».Ключевым существительным должно стать слово «свобода».

Слово учителя истории: (слайд)

- В 1938 г. по ложному обвинению (участие в контревалюционной писательской организации) Заболоцкий был арестован. Страшные испытания выпали на долю поэта. Только благодаря огромной силе воли, желанию жить, благородству души помогли Заболоцкому выжить и остаться человеком:

 «Я понял о жизни такое, о чем не думал прежде. И я люблю эту жизнь со всеми ее радостями и великими страданиями».

До 1944 г. отбывал поэт наказание в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке и Алтайском крае.

В 1941 г. были арестованы друзья Заболоцкого по цеху писатели

Даниил. Хармс, Александр Введенский. Они погибли в заключении.

Слово учителя литературы:

-  Мысленно поэт часто возвращался к этому страшному времени, и не случайно стихотворение «Прощание с друзьями», написано в 1952 году. Чтение учителем стихотворения наизусть.

- Ребята, какова главная мысль стихотворения?

( Боль, обида и надежда, что друзья не ушли совсем.

В течение 1года Заболоцкий жил на поселении в Караганде.

После возвращения из Гулага в 1946 году (слайд) поэт как будто заново родился. Появляются стихи, полные восторга и радости, счастья свободного творчества. В новых стихах Заболоцкого заметна эволюция поэтического стиля: отказ от демонстративной сложности, стремление к большей ясности. В художественном мире поэта происходит взаимосближение человека и природы. Автор не только примечает мельчайшие подробности, но и включается в диалог с природой:

 Стихотворение «Кто мне откликнулся в чаще лесной?».

Все стихотворение проникнуто необъятной любовью ко всему живому на земле, проникнуто оптимизмом.

Щемящая любовь, нежность ко всему живому в стихотворении «Сентябрь».

 Стихотворение «Сентябрь».

Это стихотворение – пример одушевленности пейзажа. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе и на земле.

- Проследите, как это происходит. Доказать текстом.

- Как чувствуется взаимосвязь человека и природы и наоборот. «Орешина, словно, девушка и девушка

- Чем очаровывает это стихотворение? (любовь).

- Что необычного в стихотворных строчках? (Рассказывает об осени, но общий колорит весны – краски рассвета дышат ароматом юности).

 Красоте пейзажа соответствует красота человеческая... (слайд)

Что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде!-

Заставляет поэта создать такое неповторимое и удивительное стихотворение как «Некрасивая девочка» 1955 г.

 Стихотворение «Некрасивая девочка».

Это стихотворение вызвало бурю споров. Одни говорили, что в нем «утерян», другие наоборот «найден» секрет поэтического «проникновения». И Заболоцкий удивляет нас и заставляет задуматься над извечным вопросом:

«Что есть красота?»

Вспомним пьесу Островского «Гроза». «Красота!.. А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то. Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей… В омут лучше с красотой-то!» (Слова сумасшедшей барыни). А у Достоевского «Красота спасет мир». Какие же строчки стихотворения «Некрасивая девочка» являются главными? (Конечно же – «младенческая грация души», т.е. главное душа, душевная красота, а не внешние атрибуты).

Вспомним Л. Н. Толстого, роман «Война и мир». Ведь именно в своей любимой героине Н. Ростовой воплотил писатель истинную красоту, т. е Заболоцкий вслед русским классикам утверждает: «Пусть человек внешне непривлекателен, но он наделен внутренним душевным миром, это и есть красота, подлинная».

- А теперь ребята, обратите внимание на портрет Николая Алексеевича Заболоцкого. Мы теперь с уверенностью можем сказать, что этот, внешне не совсем привлекательный человек, поистине красивый, так душа его прекрасна, благородна, обаяние таких людей огромно благодаря их душевному богатству, о таких людях говорят: «Прекрасный человек – значит красивый».

Люди, прекрасно чувствующие природу, людей, жизнь, прошедшие трудный путь скитаний, – добрые люди,  и  наверное, неслучайно стихотворение поэта «Завещание» таковым и является.

 Стихотворение «Завещание».

В русской литературе произведений с таким названием великое множество. Но посмотрите, одинаковы ли эти произведения? ( представление

 3-х стихотворений Г.Р.Державина, А.С. Пушкина, Н.А.Заболоцого)

- Продолжателем чьих традиций был Заболоцкий (Пушкина – великого оптимиста литературы!).

Да. Совершенно верно. Заболоцкий уверен, что человек не умирает совсем, а распадается на мельчайшие частицы, которые могут соединиться в любом организме. Человек может стать дождем, цветами, листьями, солнечным светом:

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…

И вот возвращаемся к теме нашего урока: «Кто мне откликнулся в чаще лесной?»

- Кто же ребята, по-вашему, откликнулся сегодня поэту?

Мы с вами. Да и нельзя не откликнуться этим добрым, благородным строчкам, воспевающим жизнь, призывающим к ней, так прекрасно представляющим природу и человека – частичку природы – царицы.

Откликаются люди, поющие песни на стихи Николая Заболоцкого, например, та, которую мы сегодня слышали.

Откликаются режиссеры, которые в своих фильмах привлекают песни на стихи Заболоцкого. Это фильм «Доживем до понедельника». Это фильм «Служебный роман», фрагмент из фильма мы с вами и смотрим.

Д/З.: выучить наизусть и проанализировать  одно из стохотворений, звучавших на уроке. Подготовить рассказ о Заболоцком «Что я узнал о своеобразии поэтического творчества поэта Заболоцкого и о времени, в которое он жил».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

Интегрированный урок по теме:"Жизнь и творчество М.В. Ломоносова"

Интегрированный урок по теме:"Жизнь и творчество М.В. Ломоносова"...

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве В.П.Астафьева

Презентация включает материалы о музейном комплексе писателя в селе Овсянка, доме-музее в г.Чусовой....

Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).

Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...

Презентация к уроку литературы "Страницы жизни и творчества А.П. Чехова."

Данная презентация, предназначенная для проведения урока русской литературы, расскажет Вам о великом писателе – Антоне Павловиче Чехове. Вы узнаете о детстве писателя, его родителях. Кроме того,...

Методическая разработка интегрированного урока по УД «Иностранный язык (английский)» и УД «Литература» Тема: Жизнь и творчество В.Шекспира (1564-1616). Трагедия «Гамлет».

Данная методическая разработка представляет собой конспект интегрированного урока по УД Иностранный язык и литература. Новизна разработки в ее двуязычии. Урок проводиться на английском и руском яязыка...

"Певец Замоскворечья" Интегрированный урок (литература, живопись, музыка) по творчеству А.Н.Островского.

                      Урок разработан с учетом индивидуального подхода к учащимся. При разработке урока опирались на современные образоват...