Литература, 5 класс
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Топал Наталья Николаевна

Тема: Гонёк-Горбунок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konyok-gorbunok_prezintatsiya.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пётр Павлович Ершо в и его «Конёк-Горбунок»

Слайд 2

Пётр Павлович Ершов (1815—1869) Пётр Павлович Ершов родился 22 февраля (6 марта) 1815 г., в Сибири, в селе Безруково , Тобольской губернии. Поэт родился, в семье маленького сельского чиновника. Ребенком он начинает свои странствования – с отцом, который брал сына в служебные поездки по Сибири.

Слайд 3

Мальчика поражала величественная природа Сибири.

Слайд 4

Долгие поездки по рекам привлекали внимание к «подводному царству».

Слайд 5

Здесь он и услышал первые таинственные истории от стариков и старух, слушал, как они друг другу рассказывали, были и небылицы. И вся сказка, как откровенно говорил сам автор, почти слово в слово взята из уст народных рассказчиков.

Слайд 6

Викторина по старорусским словам

Слайд 7

Что могли обозначать следующие слова? 1. Очи – 2. Лубки – 3. Седмица – 4. Не тужи – 5. Пошто – 6. Почивальня – 7. Прикорнулся на кулак – 8. Ширинка – 9. Спальник – 10. Сенник – 11. Льзя – 12. Зельно – 13. Прошал – 14. Полонить – 15. Челядь – 16. Принужусь –

Слайд 8

Что могли обозначать следующие слова? 1. Очи – (глаза). 2. Лубки – (ярко раскрашенные картинки). 3. Седмица – (неделя). 4. Не тужи – (не огорчайся). 5. Пошто – (зачем). 6. .Почивальня – (спальня). 7. Прикорнулся на кулак – (прилёг). 8. Ширинка – (широкое полотенце). 9. Спальник – (царский слуга). 10. Сенник – (навес под которым хранилось сено). 11. Льзя – (можно). 12. Зельно – (сильно). 13. Прошал – (просил). 14. Полонить – (взять в плен). 15. Челядь – (слуги). 16. Принужусь – (понадоблюсь, пригожусь).

Слайд 9

По окончании в 1830 году детьми гимназии семья Ершовых переехала в Петербург.

Слайд 10

С 1831 по 1835 год Пётр Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились. И он тут же задумал написать своего « Конька-Горбунка » – весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-горбунке. Многое взял Ершов для « Конька-Горбунка » из старинных народных сказок .

Слайд 11

Сказка была напечатана в 1834 году, когда Петру Ершову было всего 19 лет. А . С. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о « Коньке-Горбунке»: «Теперь этот род сочинений можно мне оставить». Он считал, что сказку надо издать с картинками, по возможно низкой цене, в огромном количестве экземпляров — для распространения по всей России.

Слайд 12

Окончив в 1836 году Санкт-Петербургский университет, Ершов хотел стать профессиональным литератором. Однако петербургская жизнь тяготила молодого литератора, он тоскует по родному Тобольску.

Слайд 13

Вернувшись на родину летом в 1836 г., он становится учителем словесности и очаровывает гимназистов великолепными рассказами о своих встречах с поэтами и писателями в Петербурге. Затем становится инспектором, а в 1857 г. директором Тобольской гимназии. Ершов П.П. расширяет гимназическую библиотеку, улучшает условия жизни и обучения школьников. Открывает женские школы и школы для взрослых. При его участии создается гимназический театр, единственный в Тобольске. Он продолжает писать отдельные рассказы, пьесы и стихи. Но все они не выдерживают никакого сравнения с его первым юношеским произведением, ставшим настоящим шедевром русской литературы, в историю которой он так и вошел автором одного единственного произведения.

Слайд 14

«Конек – Горбунок» поскакал по свету, не зная границ и языковых барьеров. Сказку читают на сорока языках мира, на которые она переведена. Сказку о Коньке горбунке полюбила вся Россия. На родине писателя в деревне Безруково (ныне Ершов) школьники создали музей.

Слайд 15

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Читателей – и не только детей, но и взрослых – привлекает смекалка, лукавство, доброта и бескорыстие главного героя. Волшебная сказка удивляет читателя своими чудесами .

Слайд 16

Викторина по сказке «Конёк-Горбунок»

Слайд 17

1. Как звали братьев? 2. Для чего Иван с братьями ходили ночью в караул? 3. Почему Иван сумел удержаться на резвой кобылице? 4. Откуда появился Конёк-Горбунок? 5. Почему Конёк-Горбунок советовал Ивану не брать перо жар-птицы? 6. Чем объяснили братья кражу коней? 7. Как попал Иван на службу в царскую конюшню?

Слайд 18

8. Что сделали братья, получив деньги за коней? 9. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? 10. За что был наказан Чудо-юдо рыба-кит? 11. Какие морские жители помогли Ивану найти перстень Царь-девицы? 12. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж?

Слайд 19

Балет «Конёк-Горбунок» написал выдающийся русский композитор Родион Щедрин. Музыку к детской опере «Конёк-Горбунок» сочинил украинский композитор И. Виленский .

Слайд 20

По мотивам сказки «Конёк Горбунок» был снят художественный фильм. Фильм вышел в свет в июле 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны. По сказке П.Ершова, был снят мультфильм «Конек – Горбунок», в 1947 г. В репертуаре многих кукольных театров нашей страны идёт спектакль «Конёк-Горбунок». В саратовском ТЮЗе поставлен спектакль «Конёк-Горбунок».

Слайд 21

В городе Тобольске есть сквер имени Петра Ершова. Там установлен памятник, который изображает молодого Ершова, стоящего с пером жар-птицы в руках. Рядом – Конёк-Горбунок, а под ногами и копытами, стоящих на постаменте фигур – чудо-юдо Рыба-Кит с Тобольским кремлём на спине .

Слайд 22

Здесь же в сквере установлены памятники другим героям сказки – Иванушке и Коньку- Горбунку,

Слайд 23

Жар-птице , царю, который приготовился искупаться в котле с кипящим молоком.

Слайд 24

Самым последним был установлен памятник – фонтан Чудо-юдо Рыба- Кит.

Слайд 25

Источники ru.wikipedia.org/wiki/ Конёк-Горбунок Рекламная презентация книги Петра Павловича Ершова «Конек – Горбунок»,автор: Дворецкая Т.Н . http://www.abc-people.com/ Фото-фрагменты www.google.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...