Открытый урок .Н.А.Некрасов « Школьник»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

 Тема урока: Н.А.Некрасов « Школьник»

Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать какое внимание уделялось писателем изображению детства простого народа, учить анализировать стихотворение, выделять в нем основные мысли, воспитывать любовь к природе, гордость за свою страну и свой народ .

Задачи урока: Формировать представления у учащихся о себе как читателе-исследователе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.a.nekrasov_shkolnik.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Н.А.Некрасов « Школьник»

Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать какое внимание уделялось писателем изображению детства простого народа, учить анализировать стихотворение, выделять в нем основные мысли, воспитывать любовь к природе, гордость за свою страну и свой народ .

Задачи урока: Формировать представления у учащихся о себе как читателе-исследователе.

Тип урока: комбинированный.

 Ход урока

  Организационный момент. Приветствие.

 Эпиграф к уроку записан на доске.

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сердца своего выносит злое».

Евангелие от Луки

  Актуализация знаний. 

Учитель: Разгадайте и прочтите на доске тему нашего урока:

  узнаем о жизни и творчестве Н.А.Некрасова;

- познакомимся со стихотворением Некрасова;

- будем учиться выразительно читать.

  Мотивация познавательной деятельности

Учитель: Какие стихотворения Н.А.Некрасова вам знакомы? («Плач детей», «Крестьянские дети», стих «Саша»)

- Детям он посвятил серию своих стихотворений и обратился с такими словами: … «Играйте, же , дети!
Растите на воле!
На то вам и красное
детство дано…!»

- Как вы думаете, что такое детство, с каким словом оно у вас ассоциируется? (школа, радость, родители, друзья ,дом, улыбка, школьник)

 Познавательная деятельность.
1 Слово учителя о Н.А.Некрасове.

Ребята, давайте с вами  вспомним некоторые биографические данные о Н.А.Некрасове.  

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, которое стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ.

Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.

1838 – 1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.

“Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день”. (Н.А.Некрасов).

Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой. Конечно, это отразилось и в его творчестве.

Послушаем стихотворение “Школьник”.

 Словарная работа

В стихотворении нам встретятся незнакомые слова. Давайте их разберём.

Котомка- (устар.) – сумка, носимая за плечами

Дьячиха – жена дьяка. Дьяк с греч. – служитель, начальник приказа. Например, посольский дьяк – начальник посольского приказа, думный дьяк – нижний чин в боярское думе.

Купчиха – женщина из купеческого сословия. Жена купца. Купец – представитель сословия, занимавшегося торговлей.

Поприще – область деятельности.

Момент релаксации.

  Прослушивание стихотворения «Школьник».

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, какие чувства вас посетили при прослушивании стихотворения? (ответы детей)

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

 

.Анализ стихотворения. Чтение стихотворения «Школьник» по строфам

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (светлое настроение, потому что мальчик надеется на лучшее; сожаление, грусть, печаль, потому что трудно будет мальчику добиться своей цели;)

Прочитай первое четверостишие вслух.
 От какого лица идет повествование? (от первого) Как называется речь одного лица? (Монолог)  

- Каков пейзаж в стихотворении? (небо, ельник, песок).

Что значит пейзаж?(описание природы)

- Найдите в первой строфе обращение и зачитайте его.(«Эй! Садись ко мне, дружок!»)

- К кому обращается автор? (мальчику, пассажиру)

- Какие чувства испытывает автор к герою стихотворения? (уважение, дружелюбность, доброжелательность, ему мальчик нравится, он его называет дружок).

Какое средство художественной выразительности использует автор в словосочетании «невеселая дорога» (Метафору.)Что такое метафора?(слово или выражение употребляемое в переносном значении)

- А почему дорога невеселая?(идёт пешком и день, и ночь, и в снег, и в дождь, пока не попадется добрый человек. Трудная дорога)

Прочитайте второе четверостишие. Найдите описание героя.(ноги босы, грязно тело и едва прикрыта грудь, плохая одежда, нет обуви)

- Почему и чего он не должен стыдиться? (бедности, и не важно как он одет, мальчик шел к своей цели - постичь грамоту )

(индивид. задание): «Я читала, что во времена творчества Николая Алексеевича Некрасова не все дети могли посещать школу, учились только дети богатых, не было учебников и условий для учебы, но было огромное желание учиться, не лениться, чтобы стать кем-то».

-К слову дорога найдите в тексте синоним(путь)

-Кто это славные? От какого слова образовалось славные?(слава, известность).

  Анализируем третью и четвертую строфы.

Вижу я в котомке книжку,

Так, учиться ты идешь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

- Смысл каких слов вам не понятен? (грош – старинная монета в 2 копейки, позднее равна 0,5 коп., четвертачок равен 25 копейкам.) Кто помог мальчику собраться на учебу? Что можно сказать о материальном положении семьи?

- Далее автор предполагает:

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?..Ну, что ж!

- Ребята, кого называли «дворовым»? (Информация для учителя. Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве - домашняя прислуга в помещичьем доме.) Отмены крепостного права еще не было(1856г.), но были случаи, когда крепостных отпускали. Таким образом, словосочетание помогло нам определить историческое время.

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

- О ком говорит нам автор в этой строфе, на кого намекает? (М.В.Ломоносов).

- Так от кого же все зависит?

- А каков характер у мальчика? Кто еще может ему помочь?

Прочитайте пятое- шестое четверостишие. Какие слова пожелания говорит автор мальчику? (знай-работай, да не трусь; много нужно трудиться, чтобы стать грамотным, бороться с трудностями).

- За что автор любит Родину? (много умных и талантливых людей, прославивших свою страну).

- Называет ли Н.А.Некрасов точное количество славных и известных людей?(Нет).

- Что является для вас главным трудом? Для чего нужно старательно учиться? ( быть полезным Родине)

Я верю, что среди этих славных людей будете и вы. Славных по учебе, делам и поступкам

-Чем в стихотворении является последнее четверостишие? (главной мыслью. Что из простого народа вышли известные люди).

  Выразительное чтение стихотворения детьми.

-Какие подсказки для выразительного чтения дают нам знаки препинания?

(воскл.предложения читаются с голосом,громко; вопросительные предложения с интонацией вопроса; повествовательные – спокойно. Если в стихотворении тире -, то длинная пауза).

Найдите в тексте восклицательные предложения, прочитайте их…

Прочитайте вопросительные предложения(хором)

 Работа с иллюстрацией учебника.

- Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Подходит ли иллюстрация к стихотворению? (Да).А чтобы вы хотели добавить?(Мальчик –школьник заходит в церковь за благословлением на учёбу).

 

  Итог и вывод.

 Задания на дом:

Выучите наизусть последние четыре строки стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Волейбол как средство повышения двигательной активности школьников" , 7 класс

В содержание данного урока входят: 1)комплекс ОРУ в парах с набивными мячами, 2)индивидуальные и парные упражнения с волейбольным мячом, 3)подвижные игры "Мяч в воздухе", "Лапта волейболистов", т...

Конспект урока Н.А. Некрасов "Панаевский цикл"

Так родился поэтический «Панаевский цикл» – история неровной, бурной, мучительной любви......

Урок литературы в 6 классе на тему "Н.А. Некрасов. «Школьник»"

Урок литературы в 6 классе, продолжение темы детства и подростков в русской литературе.Работа производится по группам, урок построен по исследовательскому методу....

Н.А.Некрасов "Школьник" (урок внеклассного чтения)

Цели урока:1. Кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, познакомить обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» Н.А.Некрасова.2. Рассмотреть движение поэтической темы от дорож...

Николай Некрасов "Школьник"

Текст стихотворения и его анализ...

Открытый урок Н.А. Некрасов

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини с губернатором Иркутска»....